Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологический аспект организации профессионально-ориентационной работы в современной школе
1.1 История становление профориентационной работы в России и за рубежом.
1.2. Формы, методы и средства профориентационной работы в школе
1.3. Роль социального педагога в организации профориентационной работы в школе....
Глава 2 . Анализ деятельности социального педагога по профориентационной работе и ее эффективность в общеобразовательных школах г. Кызыла
2.1. Изучение деятельности социального педагога по профориентационной направленности
2.2. Анализ форм и методов применяемых социального педагога в школах
2.3. Рекомендация по повышению эффективности работы социального педагога по профессиональной ориентации учащихся старших классов г. Кызыла
Приложение 1 «Шаг в будущее»
Актуальность исследования. В нашей стране, породили множество проблем, одной из которых является проблема безработицы и трудоустройства подрастающего поколения. Возникновение данной проблемы вызвало необходимость нового подхода к решению задач самореализации и самоопределения личности в профессиональной деятельности, адекватного выбора карьеры, сферы приложения личных возможностей в соответствии с определёнными способностями и склонностями к выбранной профессии учащимся г. Кызыла.
По мнению большинства учёных, выбор жизненного и профессионального пути учащимися начинается не с момента обучения в вузе, а задолго до этого - ещё в школе. В связи с этим одной из важнейших задач общеобразовательной школы является создание условий для самоопределения личности, обеспечение высокого уровня профессиональной мобильности человека в современных условиях. Её решению может содействовать профессионально ориентированная работа, которая является важным гарантом свободы личности в профессиональном самоопределении, соответствующем не только потребностям и запросам общества, но и возможностям и способностям отдельного человека. Повышению эффективности профориентационной работы способствует социального педагога, психолога, учителей и классного руководителя.
Основоположниками профориентационной работы считают А. Бине, Ф. Гальтона, Г. Мюнстерберга, Ф. Парсонса и Л. Термена, которыми впервые были разработаны психологические тесты, позволяющие выявлять профессиональные способности человека.
Выделению путей построения профессиональной ориентации в условиях общеобразовательной школы посвящены работы А.Е. Голомштока, Е.А. Климова, Н.С. Пряжникова, А.Д. Сазонова, А.П. Чернявской, В.Д. Шад-рикова и др. Исследованиями факторов и мотивов, влияющих на выбор профессиональной деятельности учащихся старших классов, занимались Дж. Аткинсон, Е.П. Ильин, И.А. Заборская, Ю.А. Корреляков, О.П.Неменова, Н.С.
Пряжников, Л.А. Храмцова и др. Процессы формирования профессиональной направленности в старшем школьном возрасте отражены в работах Э.Ф. Зеера, В.В. Кревневича, К.Д. Левитова, B.C. Лукиной, В.Н. Парамзина, Т.И. Шалавиной. Профильное обучение и его значение в организации профориентационной работы в школе раскрываются в работах Л.К. Артёмовой, П.С. Лернера, А.А. Пинского и др.
Анализ научно-педагогической литературы по проблеме организации профориентационной работы в общеобразовательной школе, а также учёт её реального состояния позволяют выделить ряд устойчивых противоречий между:
1. наличием требований социально-экономической ситуации развития общества в профессионалах высокого качества, способных самообразовываться и профессионально совершенствоваться на протяжении всей жизни, и несформированностью профессиональной направленности у большинства учащихся общеобразовательных школ;
2. наличием социально-педагогических требований сознательности и самостоятельности выбора профессии и недостаточной информированностью подрастающего поколения о сложном мире профессий.
В этой связи возникает проблема исследования: каковы особенности организации профориентационной работы в деятельности социального педагога в общеобразовательной школе.
Объект исследования - профориентационная работа в старших классах. Предмет исследования - роль социального педагога в профессионально ориентации старшеклассников.
Цель исследования - выявить формы и методы профориентационной работы со старшеклассниками, используемыми социальными педагогами в школах г.Кызыла.
В соответствии с темой, целью, объектом и предметом исследования определены следующие задачи:
1. Рассмотреть в исторической ретроспективе становление, развитие и особенности профориентационной работы в отечественной и зарубежной системе образования;
2. Рассмотреть организацию деятельности социальных педагогов по профориентационной работе в школ г. Кызыла и выявить ее эффективность;
3. Разработать рекомендации по повышению эффективности работы социального педагога по профессиональной ориентации учащихся г. Кызыла.
Гипотезу: Участие в профориентационной работе со старшеклассниками социального педагога позволит решить многие отдельные вопросы профориентации молодежи, особенно для подростков из неблагополучных семей.
Методологическую основу исследования составили современные концепции педагогики и психологии, определяющие содержание, формы и методы профориентационной работы в образовательном процессе А.Е. Голомштока, Е.А. Климова, Н.С. Пряжникова, А.Д. Сазонова, А.П. Чернявской, В.Д. Шадрикова и др. Исследованиями факторов и мотивов, влияющих на выбор профессиональной деятельности учащихся старших классов, занимались Дж. Аткинсон, Е.П. Ильин, И.А. Заборская, Ю.А. Корреляков, О.П.Неменова, Н.С. Пряжников, Л.А. Храмцова.
Методы исследования:
Для реализации поставленной цели и решения задач использовалась следующая совокупность методов:
- теоретические:
- эмпирические: праксиметрический метод (изучение школьной документации, беседа с социальным педагогом.
База исследования: МБОУ СОШ г. Кызыла № 3,5 и гимназии №9
Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы школьными социальными педагогами при организации профориентационной работы.
Структура исследования: состоит из введения, двух глав, заключения списка литературы и приложений 1.