Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПРИ ОБУЧЕНИИ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ РЕЧИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

Работа №171800

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы90
Год сдачи2024
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретические основы использования дидактических игр при
обучении лексико-грамматической стороне речи 8
1.1 Анализ научных концепций в определении сущности дидактических игр:
структура и функции 8
1.2 Психолого-педагогическая характеристика обучающихся основной
школы и специфика их учебной деятельности 17
1.3 Особенности использования дидактических игр на уроках английского
языка при обучении лексико-грамматической стороне речи обучающихся основной школы 25
Выводы по главе 1 35
2. Методические аспекты использования дидактических игр при
обучении лексико-грамматической стороне речи 35
2.1. Изучение исходного уровня развития лексико-грамматической стороны речи обучающихся основной 35
школы 2.2 Разработка и апробация авторского комплекса дидактических игр при обучении лексико-грамматической стороне речи обучающихся основной
школы 40
2.3 Оценка эффективности использования авторского комплекса дидактических игр при обучении лексико-грамматической стороне речи обучающихся основной школы 46
Выводы по главе 2 52
Заключение
Список использованной литературы 56
Приложения

Актуальность выдвинутой темы исследования заключается в необходимости интеграции игровых форм обучения в современный образовательный процесс для повышения его эффективности. В этой области наблюдаются ограничения по использованию подобных форм обучения в связи с неготовностью педагогов выходить за пределы использования традиционных форм обучения и расширять методический арсенал.
Игра является важным и неотъемлемым элементом жизнедеятельности человека, с помощью которого происходит познание окружающей действительности. В психолого-педагогической научной литературе особо подчеркивается ценность игры в становлении личности: Л.С. Выготский считает ее ведущей линией развития и преобладающей формой деятельности [Выготский, 1966], А.В. Запорожец важным считает процесс усвоения отдельных знаний и умений в процессе игры [Запорожец, 1986], Г.Г. Ершова усматривает в ней процесс моделирования новых ситуаций и отработки поведенческих навыков [Запорожец, 1986].
Такая важная сторона игры как усвоение знаний и выработка умений особо отражается в дидактических играх, которые занимают значимое место в системе школьного обучения. Под дидактической игрой П.И. Пидкасистый понимает активную учебную деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений и процессов [Пидкасистый, 2023]. Дидактическая игра также является коллективной целенаправленной учебной деятельностью, в которой ученики и команда объединены решением основной задачи. Исходя из этого, образуется важная особенность дидактической игры, которая заключается в скрытой от обучающегося образовательной задачи в игровой ситуации - это важное правило, которое позволит сохранять баланс обучения и развлечения.
Несмотря на то, что ведущей деятельностью у обучающихся средней школы является, по большей степени, интимно-личностное общение, а учебная деятельность переходит на второй план, процесс обучения для подростков продолжает занимать значимое место. Подростковый возраст традиционно считается критичным и сензитивным периодом к происходящим внутренним и внешним изменениям, что подчеркивается исследованиями таких ученых как Л.С. Выготский, [Выготский, 1966] Л.И. Божович [Божович, 2001], Д.И. Фельдштейн [Фельдштейн, 2010] и др.
Учебная деятельность в этот период также реорганизуется из-за формирования новых или преобразования старых мотивов. А.М. Прихожан и Н.Н. Толстых отмечают возникновение двух групп мотивов: мотивы, связанные с возникновением новых отношений со сверстниками, и мотивы, порождаемые активно формирующейся Я-концепцией [Толстых, 2024]. Исходя из этого, активность на занятиях может снижаться, что сопровождается снижением познавательного интереса, мотивации учения, концентрации на уроке. Поэтому внедрение игровых форм в процесс обучения может компенсировать отрицательные последствия возрастных изменений.
Однако использование дидактических игр на уроке не ограничивается повышением мотивации, а может применяться для улучшения показателей познавательных процессов в целом (удержание внимания, развитие мышления и пр.). Следовательно, для лучшего усвоения иностранного языка обучающимися средней школы важно применение дидактических игр. Г оворя про использование игровых технологий на уроках английского языка, В.Н. Лаврухина и А.А. Салихова упоминают о двух основных направленностях игр: языковые игры, которые помогают усвоить различные аспекты языка (фонетику, лексику, грамматику, синтаксис и стилистику); речевые игры, которые нацелены на развитие и тренировку коммуникативных способностей [Лаврухина, 2022]. Таким образом, при обучении лексико-грамматической стороне речи актуальным будет использование дидактических игр, которые позволят в игровой интересной форме усваивать новый материал или преобразовывать ранее известный.
Объектом исследования является обучение лексико-грамматической стороне речи в основной школе.
Предметом исследования является использование дидактических игр при обучении лексико-грамматической стороне речи на уроке английского языка.
Гипотеза исследования: обучение лексико-грамматической стороне речи обучающихся средней школы будет более эффективным если:
1. Разработанный авторский комплекс дидактических игр будет соответствовать возрастным особенностям обучающихся средней школы;
2. Дидактические игры будут ориентированы на активную деятельность и включенность обучающихся средней школы в образовательный процесс;
3. В ходе использования дидактических игр будут созданы доверительные и доброжелательные отношения между всеми участниками образовательного процесса.
Цель работы: теоретически обосновать и эмпирически разработать дидактические игры, применимые на уроках английского языка при обучении лексико-грамматической стороне речи обучающихся средней школы.
В соответствии с выдвинутой целью исследования поставлены следующие задачи:
1. Описать научные концепции, в которых раскрывается сущность использования дидактических игр, а также их структура и выполняемые функции.
2. Составить психолого-педагогическую характеристику обучающихся средней школы, выявить специфику их учебной деятельности.
3. Определить особенности использования дидактических игр на уроках английского языка при обучении лексико-грамматической стороне речи обучающихся средней школы.
4. Изучить исходный уровень развития лексико-грамматической стороны речи обучающихся основной школы.
5. Разработать и апробировать авторский комплекс дидактических игр при обучении лексико-грамматической стороне речи обучающихся средней школы.
6. Оценить эффективность использования авторского комплекса дидактических игр при обучении лексико-грамматической стороне речи обучающихся средней школы.
Теоретико-методологическая основа состоит из педагогических и психолого-педагогических теорий и концепций, отражающих основное содержание понятий, заявленные в теме исследования. Исследование значимости игр в жизни человека описано в работах следующих ученых: М. Андерсон, Д. Винникот, Л.С. Выготский, Г.Г. Ершова, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец. Исследование сущности и особенностей дидактических игр описано в работах следующих ученых: А.В. Карпов, В.Д. Шадриков, Е.В. Карпова и Л.Ю. Субботина, П.И. Пидкасистый, Д.Д. Бадмаева, М.Л. Дергачева. Исследование возрастных особенностей обучающихся средней школы описано в работах следующих ученых: Л.И. Божович, К.Н. Поливанова, Д.И. Фельдштейн, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. Исследование особенностей использования дидактических игр на уроках английского языка при обучении лексико-грамматической стороне речи обучающихся средней школы описано в работах следующих ученых: В.Н. Лаврухина, Е.А. Захаровой, Г.А. Фейзова, И.М. Яковлева, Н.И. Бумаженко.
Особенности эмпирической выборки: к исследованию привлекаются обучающиеся 8 класса МБОУ СШ № 62.
Методы исследования: анализ научной литературы, сравнительный анализ, синтез, интерпретация, обобщение; опытно-экспериментальная работа, состоящая из трех последовательный этапов (констатирующий, формирующий, контрольный).
Новизна исследования заключается в создании авторского комплекса дидактических игр при обучении лексико-грамматической стороне речи обучающихся средней школы с использованием учебника Spotlight 8 (Ваулина Ю.Е., Дули Дж. и др.); составлении критериев оценки дидактических игр (при разработке и апробации).
Теоретическая значимость исследования заключается в проведении теоретического анализа обозначаемой проблемы. Проведена систематизация научной литературы в определении понятия, сущности, структуры и функций дидактических игр. Описана психолого-педагогическая характеристика обучающихся средней школы, что позволит учитывать специфику применения дидактических игр для детей подросткового возраста в процессе обучения. Определены и прописаны особенности использования дидактических игр на уроках английского языка, что позволит применять их при обучении лексико-грамматической стороне речи обучающихся средней школы.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения педагогами авторского комплекса дидактических игр при планировании и разработке занятий, направленных на обучение лексико­грамматической стороне речи обучающихся средней школы.
Структура работы. Работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка литературы, приложений. Объем основного текста выпускной работы составляет 55 страниц. Список литературы включает 59 наименований.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенный теоретический анализ изучения возможностей использования дидактических игр при обучении лексико-грамматической стороны речи позволил провести анализ научных концепций в определении сущности дидактических игр. С теоретической позиции было доказано, что дидактическая игра является активной деятельностью, при которой от учеников скрываются обучающие задачи - в этом и содержится основная сущность такой игры. Для дидактической игры свойственно пропорциональное соотношение обучения и развлечения, при котором существенное преобладание одного из компонентов может разрушить основное предназначение этой игры: скрытно преподносить обучающий материал под видом игры.
В проведенной опытно-экспериментальной работе было представлено три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный, каждый из которых внедрен с определенной целью.
В ходе констатирующего этапа проводилось исследование на базе МБОУ СШ № 62 (Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 62») с привлечением 8-А класса в количестве 25 учеников возрастом 13-14 лет (из них 14 девочек и 11 мальчиков). Применялся тест объемом в 35 вопросов. На основе результатов теста была возможность выделения трех групп обучающихся: с низким, средним и высоким уровнем развития лексико-грамматической стороны речи. Следовательно, на данном этапе были получены следующие результаты. Выявлено 40% обучающихся с низким уровнем развития, 48% обучающихся со средним уровнем развития и 12% обучающихся с высоким уровнем развития лексико-грамматической стороны речи. Исходя из результатов было принято решение разработать комплекс дидактических игр.
В ходе формирующего этапа было разработано 5 дидактических игр, а также 5 небольших упражнений по развитию речевой догадки с целью тренировки определенного грамматического и лексического материла для повышения уровня развития лексико-грамматической стороны речи. В основе разработанных дидактических игр лежала общая тематика - «Education» (образование), которая соответствует 7 модулю из учебника Spotlight 8. Тем самым, разработанные дидактические игры представляют собой 5 основных категорий: деловая, сюжетная, ролевая, символическая игра и игра-соревнование.
В ходе контрольного этапа проводилось повторное исследование на базе МБОУ СШ № 62 (Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 62») с привлечением 8-А класса в количестве 25 учеников возрастом 13-14 лет (из них 14 девочек и 11 мальчиков). Применялся тест из пособия «Test booklet» 7 модуля, который соответствует теме «Education», объемом в 35 вопросов. Следовательно, на данном этапе были получены следующие результаты. Выявлено 32% обучающихся с низким уровнем развития, 52% обучающихся со средним уровнем развития и 16% обучающихся с высоким уровнем развития лексико-грамматической стороны речи. По итогу сократилось количество обучающихся с низким уровнем на 8%, совершился их дальнейший переход в группу обучающихся со средним уровнем; увеличилось количество обучающихся со средним уровнем развития на 4%, а также увеличилось количество обучающихся с высоким уровнем развития на 4%. Средний балл по группе, при повторном проведении тестирования, составил 27,12 баллов, при изучении исходного уровня он составлял 23,76 баллов.
Таким образом, следует констатировать о том, что после проведения дидактических игр обучающиеся несколько лучше справились с тестированием и получили большее количество баллов, что позволяет подчеркнуть благоприятное влияние дидактических игр на повышение уровня развития лексико-грамматической стороны речи.
Тем самым, дидактическая игра способствует повышению познавательного интереса и мотивации обучающихся к образовательному процессу, повышает их коммуникативные и творческие способности, позволяет благоприятно повлиять на сплоченность класса, и, что самое важное, придерживаться запланированным образовательным задачам.
При этом, было доказано следующее гипотетическое предположение о том, что обучение лексико-грамматической стороне речи обучающихся средней школы будет более эффективным если:
1. Разработанный авторский комплекс дидактических игр будет соответствовать возрастным особенностям обучающихся средней школы;
2. Дидактические игры будут ориентированы на активную деятельность и включенность обучающихся средней школы в образовательный процесс;
3. В ходе использования дидактических игр будут созданы доверительные и доброжелательные отношения между всеми участниками образовательного процесса.
Таким образом, удалось достичь ранее запланированную цель работы - разработать дидактические игры, применимые на уроках английского языка при обучении лексико-грамматической стороне речи обучающихся средней школы.


1. Аванесова В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения /
B. Н. Аванесова. - М.: Просвещение, 1992. - 215с.
2. Андерсон М. Игра и ее различные смыслы в человеческом опыте // Игра со всех сторон: Современные исследования, междисциплинарный подход, практические рекомендации, взгляд в будущее / Под ред. Е.С. Жорняк. М., 2003. - С. 197-209.
3. Бадмаева Д.Д. Активизация учебной деятельности школьников при
использовании дидактических игр: специальность 13.00.01 «Общая
педагогика, история педагогики и образования» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Бадмаева Дарима Дамбаевна. - Улан-Удэ, 2004. - 24 с.
4. Береснева А.А. Методика формирования лексических навыков
посредством языковых игр при обучении английскому языку / А.А. Береснева, П. В. Закотнова // Новые технологии в обучении иностранным языкам : Сборник материалов региональной научно-практической
конференции, Омск, 01 июня 2020 года / Отв. редактор С.М. Богатова. - Омск: Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, 2020. -
C. 23-27
5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. тр. / Под ред. Д.И. Фельдштейна ; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. - 3-е изд. - М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 349 с.
6. Бумаженко Н.И. Специфика развития учебной деятельности посредством дидактических игр / Н.И. Бумаженко, А.И. Бумаженко // Повышение качества образования в условиях поликультурного социума : Сборник статей. - Витебск : Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2017. - С. 138-140.
7. Бурмистрова М.Н. / М.Н. Бурмистрова, Л.Л. Васильева, А.В. Кащеева, Н.П. Кириленко и др. // Социально-педагогический словарь. - Саратов: ИЦ «Наука», 2007. - 116 с.
8. Венгер А.Л. Психология развития. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред. сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2005. - 176 с.
9. Винникот Д. Игра и Реальность / Д. Винникот. М., 2002. - 288 с.
10. Волкодав Т.В., Волкодав Е.В. Дизайн-мышление как инструмент разработки психологических настольных игр для подростков-билингвов: дидактический потенциал дисциплины «иностранный язык в профессиональной деятельности» / Т.В. Волкодав, Е.В. Волкодав // Концепт.
• 2023. - №8. - URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/334610 (дата
обращения: 17.03.2024).
11. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - 1966. - № 6. - С. 62-76.
12. Галиуллина Э.Р. Цифровые игры как способ обучения / Э.Р. Галиуллина, Р.С. Зарипова // Ученые записки ИСГЗ. - 2019. - Т. 17, № 1. - С. 126-129.
13. Гантемирова З.Э. Учет возрастных особенностей подростков при организации образовательного процесса / З.Э. Гантемирова, Н.А. Боднева, Л.Х. Джабраилова // Вестник Екатерининского института. - 2022. - № 3(59).
• С. 70-75.
14. Давыдова Е.Н. Дидактическая игра: сущность и содержание / Е.Н. Давыдова, И.С. Кобозева // Научное обозрение. Педагогические науки. -
2019. - № 3-1. - С. 69-72.
15. Дашин В.П. Дидактические игры: сущность, назначение,
классификации / В.П. Дашин // Конструктивизм в психологии и педагогике : сборник статей Международной научно-практической конференции, Пенза, 15 июня 2021 года. - Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "Аэтерна", 2021. - С. 39-42....59


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ