Введение 3
1. Теоретические аспекты обучения говорению как виду иноязычной речевой деятельности на уроке иностранного языка во 2 классе 7
1.1 Говорение как один из видов иноязычной речевой деятельности 7
1.2 Особенности обучения говорению как виду иноязычной речевой
деятельности на уроке иностранного языка во 2 классе 10
Выводы по главе 1 16
2. Разработка и апробация комплекса заданий с использованием опор-стимулов, направленных на обучение говорению на уроке английского языка во 2 классе 19
2.1. Применение опор-стимулов и их роль при обучении говорению на уроке
иностранного языка во 2 классе 19
2.2. Описание процесса разработки и апробации комплекса заданий с использованием опор-стимулов, направленных на обучение говорению на уроке английского языка во 2 классе (в дополнение к УМК Spotlight 2. Английский в фокусе 2 класс. Авторы: Быкова Н.И., Дули Д., Поспелова М.Д., Эванс В.) 25
Выводы по главе 2 39
Заключение 40
Список использованных источников 41
Приложение А 44
Актуальность темы исследования. Согласно требованиям ФГОС НОО, обучение иностранному языку должно осуществляться через ситуации, которые затрагивают такие вопросы как, семья, забота о близких, отношение к учебе и интерес к творчеству. Таким образом, процесс обучения иностранному языку основан на практических компетенциях: умении объяснять на иностранном языке своим родителям, родственникам, друзьям окружающий мир ситуационно. ФГОС НОО (утвержден приказом N 286 Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021г.) ставит формирование иноязычной коммуникативной компетенции главной целью обучения иностранным языкам [Приказ Министерства просвещения...]. Формирование и развитие данной компетенции - это не только требование о соответствии федеральному государственному образовательному стандарту, но и вклад в успешное будущее обучающихся как квалифицированных профессионалов и гармоничных личностей. В нашей стране обучение иностранному языку, чаще всего, начинается со 2 класса и продолжается вплоть до ступени высшего образования. Однако малый процент выпускников средней школы осваивает иностранный язык до уровня, позволяющего, при необходимости, свободно взаимодействовать с носителями языка.
Особое внимание при обучении иностранному языку уделяется говорению. Большой вклад в решение этой проблемы внесли Е.И. Пассов, Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез, E.H. Соловова и многие другие.
Особенности обучения говорению в начальной школе рассматривают З.Н. Никитенко, Г.В. Рогова, И.Н. Верещагина.
Применение опор на протяжении всего процесса обучения иностранному языку исследуют Э.И. Попова, Т.И. Дроздова, В.Б. Царькова.
Тем не менее, в этой области есть еще много вопросов, требующих решения: программы обучения каждый год меняются, меняются и требования к уровню подготовки обучающихся, поэтому методические приемы требуют постоянной доработки и совершенствования. Таким образом, проблема обучения говорению на уроке иностранного языка в начальной школе остается актуальной.
Недостаточная, на наш взгляд, разработанность описанных проблем в научно-методической литературе позволила определить тему исследования: «Опоры-стимулы как средство обучения говорению на уроке английского языка во 2 классе».
Объектом исследования является процесс обучения говорению на уроке иностранного языка во 2 классе.
В качестве предмета исследования мы рассматриваем опоры-стимулы как средство обучения говорению на уроке ино странного языка во 2 классе.
Цель исследования: теоретически обосновать и опытным путем проверить эффективность применения опор-стимулов на уроке английского языка во 2 классе как средства обучения говорению.
Для достижения поставленной цели были сформулированы задачи исследования:
1. Рассмотреть говорение как один из видов иноязычной речевой деятельности.
2. Описать особенности обучения говорению как виду иноязычной речевой деятельности на уроке ино странного языка во 2 классе.
3. Охарактеризовать процесс применения и роль опор-стимулов при обучении говорению на уроке иностранного языка во 2 классе.
4. Разработать комплекс заданий с применением опор-стимулов при обучении говорению на уроке английского языка во 2 классе (в дополнение к УМК Spotlight 2. Английский в фокусе 2 класс. (Авторы: Быкова Н.И., Дули Д., Поспелова М.Д., Эванс В.).
5. Провести апробацию разработанного комплекса на базе МАОУ «СШ №7 с углубленным изучением отдельных предметов» (г. Красноярск).
Теоретико-методологическую базу работы составляют положения по исследованию процесса обучения говорению на уроке иностранного языка, изложенные в трудах Е.И. Пассова, Н.Д. Гальсковой, Н.И. Гез, E.H. Солововой; особенностей обучения говорению на уроке иностранного языка в начальной школе З.Н. Никитенко, Г.В. Рогова, И.Н. Верещагина, И.А. Зимняя; методы и приемы работы с опорами-стимулами, рассмотренные Э.И. Поповой, Т.И. Дроздовой, В.Б. Царьковой; нормативные документы ФГОС начального общего образования, Примерная основная образовательная программа начального общего образования.
Методы, используемые в ходе исследования: изучение методической литературы по теме исследования, теоретический анализ и синтез; обобщение практического опыта, изучение нормативной документации.
Практическая ценность работы состоит в возможности использования ее результатов при обучении говорению на уроке английского языка во 2 классе.
Научная новизна работы состоит в разработке комплекса заданий с применением опор-стимулов при обучении говорению на уроке английского языка во 2 классе (в дополнение к УМК Spotlight 2. Английский в фокусе 2 класс. Авторы: Быкова Н.И., Дули Д., Поспелова М.Д., Эванс В).
Опытной базой для апробации материалов исследования послужило МАОУ «СШ № 7 с углубленным изучением отдельных предметов» (г. Красноярск). Опытная работа проводилась в период производственной практики с 27 ноября 2023 г. по 23 декабря 2023 г. при участии обучающихся 2 А класса в количестве 12 человек.
Объем и структура исследования: работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, списка использованных источников и приложения. Работа изложена на 43 странице машинописного текста (без учета Приложения).
Во Введении обосновываются актуальность работы, формулируются ее цель, задачи и практическая значимость, определяются объект и предмет исследования, описываются методы, структура и содержание работы.
Первая глава «Теоретические аспекты обучения говорению как виду иноязычной речевой деятельности на уроке иностранного языка во 2 классе» рассматривает говорение как один из видов иноязычной речевой деятельности; характеризует особенности обучения говорению как виду иноязычной речевой деятельности на уроке иностранного языка во 2 классе.
Вторая глава «Разработка и апробация комплекса заданий с использованием опор-стимулов, направленных на обучение говорению на уроке английского языка во 2 классе» посвящена описанию процесса применения опор-стимулов при обучении иностранному языку в начальной школе. Практическая часть главы содержит разработанный автором исследования комплекс заданий с применением опор-стимулов при обучении говорению на уроке английского языка во 2 классе (в дополнение к УМК Spotlight 2. Английский в фокусе 2 класс. Авторы: Быкова Н.И., Дули Д., Поспелова М.Д., Эванс В.).
В Заключении обобщаются результаты проведенного исследования, излагаются основные выводы, намечается перспектива дальнейшего изучения проблемы.
Список использованных источников включает 30 наименований работ отечественных и зарубежных авторов, а также справочные издания.
Приложение А содержит иллюстративный материал к разработанному автором исследования комплексу заданий с применением опор-стимулов при обучении говорению на уроке английского языка во 2 классе (в дополнение к УМК Spotlight 2. Английский в фокусе 2 класс. Авторы: Быкова Н.И., Дули Д., Поспелова М.Д., Эванс В.).
В данной выпускной квалификационной работе выявлены возможности практического применения опор-стимулов как средства формирования навыков и умений говорения обучающихся на уроке английского языка во 2 классе.
Для достижения цели исследования - теоретически обосновать и опытным путем проверить эффективность применения опор-стимулов на уроке английского языка во 2 классе как средства обучения говорению в начальной школе, по ставлены задачи, ход решения которых представлен в первой и второй главе работы.
В рамках исследования разработано 12 заданий с применением опор-стимулов при обучении говорению к 4 тематическим блокам УМК Spotlight
2. Английский в фокусе 2 класс. (Авторы: Быкова Н.И., Дули Д., Поспелова М.Д., Эванс В.); по несколько заданий к каждой теме: «Let’s Go», «My Letters», «I Like Food», «Animals in Actions».
В ходе исследования получены положительные результаты применения опор-стимулов на уроке английского языка во 2 классе как средства формирования навыков и умений говорения обучающихся.
Дальнейшая перспектива исследования состоит в разработке дополнительных комплексов заданий, позволяющих сформировать навыки и умения говорения обучающихся к другим темам, представленным в УМК.
1. Барбакова Е.В. Методическое понятие опоры в обучении иностранным языкам // Науки об образовании. 2009. [Электронный ресурс]. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskoe-ponyatie-opory-v-obuchen ii-inostrannym-yazykam/viewer (дата обращения: 21.04.2024).
2. Бредихина И.А. Методика преподавания иностранных языков. Обучение основным видам речевой деятельности : учебное пособие. Екатеринбург: УФУ, 2018.104 с.
3. Вайсбурд М.Л. Использование учебно-речевых ситуаций при обучении устной речи на иностранном языке: учебное пособие для проведения спецкурса по обучению иноязычному общению в системе повышения квалификации учителей. Обнинск: Титул, 2001. 128 с.
4. Вартанов A.B. От обучения иностранным языкам к преподаванию иностранных языков и культур//Иностранные языки в школе. 2003. № 2. С. 21-25.
5. Выготский Л.С. Психология. М. : Просвещение, 2006. 393 с.
6. Гальскова Н.Д., Гез Н.И., Теория обучения иностранным языкам: лингводидактика и методика. М.: Академия, 2009. 335 с.
7. Гез Н.И. Текст лекций по курсу «Методика обучения иностранным языкам в школе». М.: Академия, 1979. 70 с.
8. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С.34-42.
9. Иванова Е.Ф. Опоры в обучении иностранным языкам. М.: Издательство Бурятского госуниверситета, 2002. 156 с.
10. Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку. М.: Издательство Четыре четверти, 2006. 192 с.
11. Конышева А.В. Современные методы обучения английскому языку: Учебное пособие. Минск: ТетраСистемс. 2002 .175 с.
12. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики.3-е изд. М.: Смысл, 2003. 287 с.
13. Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии // Избранные психологические труды. М.: Моск. психолого-социальный ин-т; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. 214 с.
14. Леонтьев A.A. Психология общения. М.: Смысл, 2000. 365 с.
15. Мильруд Р.П. Методика преподавания английского языка. English Teaching Methodology:Учебное пособие. 2005. 206 с....30