Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Методическое обеспечение коррекционной работы по развитию социально- коммуникативных умений у старших дошкольников с задержкой психического развития

Работа №171791

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы101
Год сдачи2024
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы формирования социально-коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 7
1.1. Социально-коммуникативные умения детей старшего дошкольного
возраста 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста с задержкой психического развития 13
1.3. Причины нарушений социально-коммуникативных умений у старших
дошкольников с задержкой психического развития 18
1.4. Обзор диагностических и коррекционных методик по формированию
социально-коммуникативных умений у старших дошкольников с задержкой психического развития в трудах ученых 23
Выводы по 1 главе 31
Глава II. Констатирующий эксперимент и его анализ 34
2.1. Организация и методики констатирующего эксперимента 34
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента по диагностическим
методикам 43
2.3. Содержание дифференцированных методических рекомендаций по
формированию социально-коммуникативных умений у старших дошкольников с задержкой психического развития 53
Выводы по 2 главе 77
Заключение 80
Список использованных источников 86
Приложения 92

Актуальность исследовательской работы заключается в том, что старший дошкольный возраст является ведущим этапом для развития и становления социально-коммуникативных умений для детей с задержкой психического развития. Согласно требованиям Федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) приоритетным направлением учебного процесса является коммуникативное развитие [49]. Введение новых Федеральных государственных требований к дошкольному образованию обосновывает переосмысление педагогами подходов, содержания и форм работы с детьми. Значимым является формирование личности, способной к решению коммуникативных задач, организации межличностного взаимодействия, что обеспечивает успешную адаптацию ребенка в современном социокультурном обществе.
По итогам 2022 года в России наблюдается рост детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей с задержкой психического развития, по сравнению с 2021 годом, показатель больше на 9,4%. На сегодняшний день, задержка психического развития является наиболее часто встречающейся нозологией дошкольного возраста. Примерно каждый четвертый ребенок имеет данную патологию[51; 60].
Коммуникативная деятельность зарождается в раннем детском возрасте, коммуникативные связи активно формируются и интенсивно развиваются на всех возрастных этапах дошкольного детства (Л.И. Божович, Л.И. Галигузова, Я.Л. Коломенский, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин и др.) [19; 31; 41; 59].
Вызывающая беспокойство ситуация нарушений социально­коммуникативных умений ребенка старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, сложность адаптации его в группе сверстников, имеет большое социальное значение.
Тему данной научно-исследовательской работы можно считать актуальной, это связано с увеличением внимания к коммуникативным трудностям, которые возникают у детей с отклонениями в психическом и интеллектуальном развитии, что отмечается не только в работах классиков, но и современных исследователей и служит методологической базой (Т.А. Власова, Е.А. Екжакова, Е.В. Кузнецова, В.В. Лебединский, К.С. Лебединская, Е.М. Мастюкова, М.С. Певзнер, Т.Р. Тенкачева, У.В. Ульенкова, Н.В. Филиппова, С.И. Чаклинская и др.) [10; 17; 27; 29; 32; 45; 47; 53; 54].
Цель исследования состоит в том, чтобы проанализировать уровень сформированности социально-коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и разработать содержание методических рекомендаций по их формированию.
Объект исследования - социально-коммуникативные умения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования - содержание дифференцированных методических рекомендаций по дальнейшему развитию социально­коммуникативных умений старших дошкольников с задержкой психического развития.
Гипотеза нашего исследования строится на предположении о том, что социально-коммуникативные умения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития будут характеризоваться трудностями усвоения нравственных норм и ценностей, неумением работать в паре и договариваться, трудностями усвоения социально-культурных способов коммуникации и низким уровнем общения со сверстниками, что позволит нам определить содержание дифференцированных методических рекомендаций для старших дошкольников с задержкой психического развития.
Для достижения поставленной цели необходимо определить круг задач:
1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы с целью выявления особенностей детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
2. Выявить возможные причины, с использованием диагностических методик, способствующих нарушениюсоциально-коммуникативных умений у старших дошкольников с задержкой психического развития.
3. Провести анализ результатов констатирующего эксперимента.
4. Разработать содержание дифференцированных методических рекомендаций по коррекции социально-коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Теоретическая значимость исследования заключается в анализе большого количества психолого-педагогической литературы, что позволяет выявить особенности формирования социально-коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Практическая значимость работы сосредоточена в исследовании компонентов социально-коммуникативных умений и разработке дифференцированных методических рекомендаций для дальнейшего развития и закрепления этих компонентов у старших дошкольников с задержкой психического развития. Данные методические рекомендации могут быть использованы в работе педагога-дефектолога, логопеда, педагога- психолога, воспитателя, родителей и других участников образовательного процесса.
Методы исследования:
• теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме);
• вербально-коммуникативные (беседа);
• эмпирические (наблюдение, проведение констатирующего эксперимента, количественный и качественный анализ результатов).
Организация исследования.
Исследование проводилось на базе образовательной организации г. Красноярска. С детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и предполагало реализацию следующих этапов исследования:
I этап (сентябрь - ноябрь 2023г.) - теоретическая часть, включающая в себя детальный анализ большого количества психолого-педагогической литературы по теме исследования.
II этап (декабрь 2023 г. - февраль 2024г.) - практическая часть, в составе которой, подготовка и проведение констатирующего эксперимента.
III этап (март - апрель 2024г.) - проведение анализа результатов констатирующего эксперимента, изложение выводов по теме исследования.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, вывода по 1 главе, вывода по 2 главе, методических рекомендаций, заключения, списка использованных источников и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (далее - ЗПР) квалифицируется как одна из главнейших задач современной коррекционной педагогики. Значимость ее еще более увеличивается при нынешних обстоятельствах в связи с характеристикой социальных условий в которых находится ребенок, к сожалению, в межличностных отношениях людей, часто встречается недостаток речевой социо-культурной коммуникации, элементарной воспитанности и отзывчивости.
Важной составляющей всего психического развития ребенка является общение, развитие его этапов определяет систему построения отношений с другими людьми, социальной средой, в которую малыш попадает с момента появления на свет. При развитии социально-коммуникативных навыков происходит своеобразная реформа психики ребенка, что влечет за собой изменения во взаимоотношениях не только с людьми, а с окружающей действительностью в целом.
Целью проведенного исследования являлось изучить и выявить особенности формирования социально-коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Для того, чтобы решить первые две задачи исследования нами была изучена и проанализирована психолого-педагогическая литература в количестве 60-ти источников. Мы определили, что процесс онтогенеза ребенка с задержкой психического развития протекает по тем же периодам и с теми же законами, что и процесс развития нормотипичного ребенка, однако, нарушение вносит свои коррективы в этот процесс и наделяет особенностями развития.
Изучив и подвергнув анализу психолого-педагогическую литературу по вопросу исследования, мы выявили, что в норме, период дошкольного возраста - это сензитивный период для развития всех психических процессов и совершенствования основных видов деятельности дошкольников.
Завершая период дошкольного детства, в качестве новообразования, у старшего дошкольника появляется целенаправленность большинства процессов психики. Ведущим видом деятельности, по-прежнему, сохраняется сюжетно-ролевая игра и игры с правилами, в которых ребенок сосредоточен и сконцентрирован на выполнении общественно-социальных ролей взрослых подражая им в игре. Происходит формирование опыта межличностных отношений. Формируются все стороны личности: эмоционально-волевая, нравственная и интеллектуальная.
Сформированность социально-коммуникативных умений старших дошкольников приобретает большую значимость в период перехода к обучению в школе. Социально-коммуникативные умения детей старшего дошкольного возраста это комплекс целенаправленных действий, обладая которым ребенок имеет возможность творчески применять эти знания для отображения, преобразования и ориентировки в окружающей действительности, тем самым взаимодействуя с ней во всем ее многообразии.
Для старших дошкольников с задержкой психического развития свойственна быстрая истощаемость, повышенная утомляемость и слабая познавательная активность, так же присутствует волнообразность нарушений всех психических функций. На удивление, логическое мышление в некоторых случаях бывает более развитым относительно памяти, умственной работоспособности, поведения и внимания. Такие дети могут выполнять интеллектуальные задания на уровне близком к норме, и способны воспользоваться усвоенными интеллектуальными и практическими умениями в повседневной жизни. Все это свидетельствует об обратимости дефекта и возможности успешной коррекционной работы.
Основной причиной нарушения социально-коммуникативных умений старших дошкольников с задержкой психического развития является сложность в установлении и поддержании контактов с другими людьми, в силу застенчивости и неспособности обеспечить процесс общения с окружающими в полном объеме.
Освоение детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития социально-коммуникативных умений, на сегодняшний день, является приоритетной областью коррекционно­развивающей работы для становления гармоничной личности ребенка.
Отобранные и описанные нами диагностические методики и методы коррекционного воздействия способствуют определению уровня развития и сформированности субъективных особенностей социально­
коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, обязательно учитывая и отталкиваясь от требований Федерального государственного стандарта дошкольного образованияи согласно Федеральной адаптированной образовательной программы,полученные данные позволяют качественно спланировать коррекционный и учебно-воспитательный процесс.
Во время решения третьей и четвертойзадачи быливыбраны четыреметодики для проведения констатирующего эксперимента, проанализированы полученные результаты опыта и разработаны дифференцированные методические рекомендации.
Определив целью констатирующего эксперимента выявление уровня сформированности социально-коммуникативных умений у старших дошкольников с задержкой психического развития и разработать содержание дифференцированных методических рекомендаций. Нами была сформирована экспериментальная группа - дети старшего дошкольного возраста 5-6 лет с задержкой психического развития различного генеза, состоящая из 14-ти человек на базе образовательной организации «ХХХ» г. Красноярска.
Согласно полученных нами данных, исследуя усвоение нравственных ценностей и норм, принятых в социуме по методике «Неоконченные ситуации» (А.М. Щетинина, Л.В. Кирс) 60% детей показали средний уровень и 40% показали низкий уровень усвоения нравственных норм и ценностей.
Проводя эксперимент по методике Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной «Рукавички» детям была предложена подробная инструкция и стимульный материал. После анализов результатов исследования, было обнаружено, что среди 14 детей экспериментальной группы с задержкой психического развития, 30% показали средний уровень сформированности социально-коммуникативных умений. Однако, 70% детей продемонстрировали низкий уровень развития этих умений, а также способности к сотрудничеству, договоренностям и совместному принятию решений для достижения общей цели.
Результаты усвоения социо-культурных способов коммуникации детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития мы определили с помощью методики «Программа наблюдения за культурой поведения ребенка» (А.М. Щетинина). Проанализировав данные, полученные в ходе наблюдения у 20% выявлен высокий уровень. У 80% детей эксперементальной группы показатели находятся на среднем уровне освоения социо-культурных коммуникаций.
По данным исследования особенностей общения и взаимодействия по методике «Диагностика развития общения со сверстниками» (И.А. Орлова, В.М. Холмогорова) нами было определено, что развитие коммуникации со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с задержкой
психического развития находится на среднем и низком уровне. 30%
показали средний уровень развития коммуникации, 70% участвовавших в эксперименте, показали слабую выраженность всех параметров.
Согласно нашим диагностическим исследованиям, группу детей, участвовавших в эксперименте, условно можно разделить на две подгруппы: дети старшего дошкольного возраста с ЗПР с низким уровнем сформированности социально-коммуникативных умений и дети старшего дошкольного возраста с ЗПР со средним уровнем сформированности социально-коммуникативных умений.
В первую подгруппу вошли дети с низким уровнем, для которых характерно отсутствие интереса к сверстнику и его деятельности, такие дети не стремятся проявлять инициативу в коммуникации со сверстниками и взрослыми, у них отсутствует мотивация к совместной деятельности. Эмоциональная чувствительность тоже снижена: дети не умеют
сочувствовать, сопереживать, благодарить, делиться, заботиться о близких и домашних питомцах - это говорит о том, что отсутствует принятие и осознание большинства нравственных норм принятых в обществе. Так же у детей отсутствует умение договариваться, высказывать свое мнение и разрешать конфликтные ситуации.
Во вторую подгруппу вошли дети среднего уровня, у которых отмечалось неустойчивое кратковременное внимание к сверстнику при взаимодействии. Так же этим детям свойственно неумение слушать и слышать собеседника, при попытках договориться они часто не могут отстоять свое мнение, неумение действовать сообща, принимают, но не осознают нравственной нормы, часто не могут объяснить поступки героев и свои собственные, не умеют уступать и принимать условия игры сверстника.
Общими трудностями для обеих подгрупп старших дошкольников с задержкой психического развития является неумение первыми вступать в контакт со сверстниками, в результате, дети не умеют просить, предлагать и оказывать помощь.
Так как, социально-коммуникативное развитие теперь является отдельной образовательной областью, то формирование социально­коммуникативных умений должно осуществляться в тесномсотрудничестве педагогов, специалистов и родителей.
Мы разработали дифференцированные методические рекомендации по двум подгруппам разного уровня для формирования, развития и закрепления социально-коммуникативных умений и разделили работу на 2 этапа: подготовительный и основной. Дети, которые по данным диагностического исследования оказались на среднем уровне развития социально­коммуникативных умений сразу переходят к освоению второго, основного этапа. Дети с низким уровнем присоединяются к освоению основного этапа после прохождения подготовительного. Основной формой коррекционно­развивающей работы направленной на формирование социально­коммуникативных умений является игровая и продуктивная деятельность, с использованием приемов, таких как: считалки, жеребьевка, очередность.
Таким образом, дифференцированные методические рекомендации для работы с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития по формированию социально-коммуникативных умений с привлечением всех специалистов образовательной организации, воспитателей и родителей направленные на понимание и принятие общественных норм и ценностей; способность к совместным действиям, договоренностям и сотрудничеству; освоение социально-культурных форм общения; развитие саморегуляции и самоконтроля; улучшение взаимодействия и общей деятельности между ребенком и взрослыми, а также сверстниками; развитие социального и эмоционального интеллекта дают возможность наиболее эффективного развития гармоничной личности ребенка и дальнейшей адаптации в обществе.
В результате исследования мы пришли к выводу, что для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития обязательно требуется коррекционная работа по формированию социально­коммуникативных умений. Таким образом, цель данной работы достигнута, задачи решены.


1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2011. - 400 с.
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. учеб. заведений / 3-е изд. - М.: Академия, 2000. - 400 с.
3. Алмазова О.В. Педагогическая технология коррекции нарушенного внимания младших школьников с задержкой психического развития церебрально-органического генеза: автореф. дис. канд. педаг. наук. - Екатеринбург, 1997.
4. Альраххаль Д.И. Психологические особенности межличностных отношений детей с задержкой психического развития младшего дошкольного возраста. Дисс.докт. М., 1992г.
5. Андреева Г.М. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Аспект Пресс, 2018. - 360 с.
6. Байбородских А.А. Поэтапное формирование межличностных отношений у подростков с задержкой психического развития (на материале классов КРО): автореф. дисс. канд. психол. наук. - Казань, 2002. - 24 с.
7. Беляева О.Л., Широкова Ю.Н. Коррекционно-развивающая работа психолога по формированию коммуникативной компетентности у старших дошкольников с кохлеарными имплантами: практико-ориентированная монография; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2019.- 190 с.
8. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие / Л.Н. Блинова. - М.: НЦ ЭНАС, 2014. - 136 с.
9. Бучкина И.П. Особенности самооценки и межличностных отношений у подростков с ЗПР: дисс. канд. психол. наук. - СПб., 2003. - 132 с.
10. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М.: Просвещение, 1973. - 176 с.
11. Галеева Е.В. Психолингвистические основы вербального обозначения эмоций // Историческая и социальная образовательная мысль. 2015. Т. 7. № 4. С. 126-129.
12. Галлямова Ю.С. Особенности формирования межличностных отношений со взрослыми и сверстниками у детей 5-7 лет с ЗПР: автореф. дисс. канд. психол. наук. - СПб., 2000. - 185 с.
13. Дианова О.Н. Совершенствование коммуникативного поведения подростков с задержкой психического развития: автореф. дисс. канд. педаг. наук. - Кострома, 2001. - 18 с.
14. Дмитриева Е.Е. Коррекция коммуникативной деятельности у старших дошкольников с задержкой психического развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2004 № 6 С. 11-17.
15. Дридзе Т.М. От герминевтики к семиосоциопсихологии: от творческого толкования текста к пониманию коммуникативной интенции автора // Социальная коммуникация и социальное управление в экоантропоцентрической и семиосоциопсихологической парадигмах. Книга 2. - М., 2000....60


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ