Введение 3
Глава 1. Русская волшебная сказка 6
1.1. Сказка как жанр фольклора 6
1.2. Волшебная сказка и её своеобразие 12
Выводы по первой главе 17
Глава 2. Герои русской волшебной сказки 19
2.1. Система персонажей русской волшебной сказки 19
2.2. Своеобразие героев и их противников в русской волшебной сказке 23
Выводы по второй главе 33
Глава 3. «Темные силы» в русской волшебной сказке 35
3.1. Образ Бабы Яги 35
3.2. Образ Кощея Бессмертного 47
3.3. Образ Змея Горыныча 54
Выводы по третьей главе 57
Заключение 60
Библиографический список 63
Приложение А 69
Данная выпускная квалификационная работа посвящена исследованию образов героев-антагонистов в русской волшебной сказке.
Фольклор - это душа народа. В нем специфическими способами художественного воплощения отражены важнейшие для этноса нравственные установки и идеалы, представление о счастье, правила человеческого общежития. Интерес к народной поэзии, народным традициям не иссякает.
Среди фольклорных жанров наиболее востребованной и в наше время остается сказка. Современный ребенок знает, что главный герой русских сказок - Иван (или царевич, или дурак), что Василиса — Прекрасная, а Елена — Премудрая, и то, что плохими в сказке являются Баба Яга, Кощей Бессмертный и Змей Горыныч. Изучению особенностей этих персонажей русских волшебных сказок и посвящена данная работа.
Изучением жанрового своеобразия сказок занималось такие ученые, как А.Н. Афанасьев, А.И. Никифоров, В.Я. Пропп, А. Аарне, Е.М. Мелетинский, Э.В. Померанцева и мн. др.; не последнюю роль в изучении жанра сказки сыграл культуролог с мировым именем Мирча Элиаде; сказки исследовались также в работах К.Г. Юнга и др.
Однако стоит отметить, что образам антагонистов в трудах исследователей уделялось не так много внимания, возможно потому, что «темные силы» в сказках имеют сложный, не до конца проясненный генезис. Нам кажется полезным рассмотреть своеобразие и функции «злодеев» в русских волшебных сказках и выяснить, почему, например, Баба Яга не всегда выступает как людоед, а имеет частую тенденцию помогать герою сказки и наставлять его, отчего Кощей приобрел такой статус или почему Змеи любят прекрасных девушек.
Кроме этого, в современном мире в массовой культуре активно развиваются жанры фэнтези, литературной сказки, и в них подчас традиционные герои-антагонисты, имеющие «народное происхождение», представлены уже не как злодеи, а как положительные персонажи. Почему так происходит? Именно этим и можно обусловить актуальность данной работы.
Научная новизна данной выпускной квалификационной работы заключается в том, что в ней к анализу привлечены данные, не входившие в круг интереса предшественников, а также новые тексты, ставшие доступными в связи с глобализацией.
Объектом исследования являются русские волшебные сказки.
Предметом исследования являются образы героев-антагонистов в русской волшебной сказке.
Цель работы: исследовать особенности образов героев-антагонистов в русской волшебной сказке.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические работы по исследуемой теме;
- исследовать жанровые особенности русской волшебной сказки;
- исследовать мифологические корни русской волшебной сказки;
- изучить систему персонажей русской волшебной сказки;
- сопоставить образы героев славянских мифов со сказочными героями- антагонистами;
- сформулировать выводы...
Современная литература на данный момент все чаще и чаще обращается к образам, переданным нашим поколениям через русские народные сказки. Все чаще используются уже известные нам с детства персонажи, придумываются мотивы их действий, меняются местами герои и антагонисты. От того так важно заглянуть чуть дальше, чем базовое понимание сказочного мотива добра и зла, и тем глубже становится сказочный урок, чем тщательнее и тоньше разбираются истоки образов антагонистов.
Формируется понимание эволюции образа, как от помощника, могущественной ведающей, такой гегемон русских сказок как Баба Яга превратилась в злобную старуху-пожирательницу. Становится ясен стихийный характер Змея Горыныча, и его черты узнаются не только в существах с его именем. Становится понятно, почему Кощей выглядит и представляется нам именно таким, и ясно то, что несмотря на отсутствие твёрдого образа героя, общественное сознание русского народа хранит черты того самого старого божественного образа.
В процессе написания данной работы было проведено масштабное исследование русских волшебных сказок, собранных А.Н. Афанасьевым, изучен большой объем информации, связанной с гипотезами о содержании и происхождении волшебной сказки в целом, изучен и проанализирован огромный пласт мировой мифологии, позволивший провести цепочку связей между мифологическим истоком и конечной картиной действий антагонистов в русской волшебной сказке. Благодаря богатому накопленному в результате глобализации опыту и работам многих исследователей, были обнаружены непосредственные связи сказки с масштабной системой инициативных и ритуальных верований славян, от которых эти сказки дошли до нас в той или иной вариации.
В результате данного исследования была достигнута его цель: выбраны и изучены непосредственно волшебные сказки, содержащие в себе образы героев-антагонистов, а именно — Бабы Яги, Змея Горыныча и Кощея Бессмертного , проанализированы и приведены мифологические истоки каждого из них, в зависимости от их функциональной роли как в сюжете сказки, так и для слушателя.
В результате проведенной работы, мы можем сделать следующие выводы:
1. Фольклорная (народная) сказка является важным элементом фольклора, которая отражает быт и вероустройство народа, то, что было забыто со временем, отчего приобрело совершенно другой, более мистический смысл.
2. Волшебные сказки имеют особенную систему персонажей: антагонист, даритель, помощник, царевна и её отец или же персонажа искомого, отправитель, герой и ложный герой. Все эти роли могут так или иначе пересекается, но все равно будут иметь свое конкретное значение с точки зрения передвижения сюжета сказки и инициативной функции...
1. Афанасьев А.Н. Народные русские сказки А.Н. Афанасьева: в 3 т. / А. Н. Афанасьев. - Москва: АСТ: Астрель, 2010. - 736 с.
2. Аникин В.П. Русские народные сказки / В.И. Аникин. - Москва: Детская литература, 2001. - 208 с.
Основные источники
3. Агранович С.З., Стефанский Е.Е. Миф в слове и поэтика сказки. Мифология, язык и фольклор как древнейшие матрицы культуры / С.З. Агранович, Е.Е. Стефанский. - Москва: МИФ, 2024. - 256 с.
4. Адоньева С.Б. Сказочный текст и традиционная культура / С.Б. Адоньева. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет, 2000. - 186 с.
5. Алиев О. Система образов бытовых сказок / О. Алиев // Серия гуманитарных наук. Известия. - 2010, - № 2. - С. 58-64.
6. Афанасьев А.Н. Древо жизни / А. Н. Афанасьев. - М.: Современник, 1983. - 464 с.
7. Афанасьев А.Н. Живая вода и вещее слово / А.Н. Афанасьев. - Москва: Советская Россия, 1988. - 508 с.
8. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов: в 3 т. / А.Н. Афанасьев. - Москва: Современный писатель, 1995.
9. Баркова А.Л. Славянские мифы. От Велеса и Мокоши до птицы Сирин и Ивана Купалы / А.Л. Баркова. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2022. 248 с.
10. Большой словарь иностранных слов: Более 24 000 слов / [Сост. А. Ю. Москвин]. - Москва: Центрполиграф, 2003. - 815 с.
11. Большой толковый словарь русского языка / [гл. ред. С. А. Кузнецов]. - Санкт-Петербург: Норинт, 2008. - 1534 с.
12. Большой толково-фразеологический словарь русского языка
Михельсона [Электронный ресурс]: создан на основе 3-х томного издания. - Москва: Си ЭТС: Бука, 2008. URL:
https://gufo.me/dict/mikhelson (дата обращения: 11.01.2025).
13. Большой толковый словарь русского языка: современная редакция / Д. Н. Ушаков. - Москва: Дом Славянской кн., 2008. - 959 с.
14. Будовская Е.Э., Морозов И.А. Славянские древности. Т. 1. /
Е.Э. Будовская, И.А. Морозов. - Москва,1991. - с. 138-139.
15. Виноградова Л.Н. Народная демонология и мифо-ритуальная традиция славян / Л.Н. Виноградова. -Москва: Индрик, 2000. - 431 с...65