Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Сравнительный анализ сформированности коммуникативных умений у обучающихся 2 классов с задержкой психического развития в различных образовательных условиях

Работа №171748

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

дефектология

Объем работы91
Год сдачи2020
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Анализ литературы по проблеме исследования коммуникативных умений у детей с задержкой психического развития 8
1.1. Основные сущностные характеристики понятий «общение» и «коммуникативные умения» 8
1.2. Развитие коммуникативных умений в онтогенезе 14
1.3. Особенности коммуникативных умений у детей с задержкой психического развития 20
1.4. Обзор методик коррекционно-педагогической работы по развитию коммуникативных умений 27
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по изучению коммуникативных умений у младших школьников с задержкой психического развития 33
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 33
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 43
2.3. Дифференцированные комплексы игр и упражнений по формированию коммуникативных умений у младших школьников с задержкой психического
развития 59
Заключение 73
Библиография 75
Приложения 81

Актуальность. На современном этапе развития российской системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья, характеризующимся интеграцией общего и специального образования, предполагает нам поиск новых путей и эффективных форм совместного обучения таких детей с нормативно развивающимися сверстниками. Ежегодно растет число детей с ограниченными возможностями здоровья, получающих знания в общеобразовательной школе. Наибольшую и наиболее разнородную группу составляют дети с задержкой психического развития, которые в силу различных этиологических факторов имеют снижение познавательной активности, отставание в общем интеллектуальном развитии, снижение учебной и умственной работоспособности, трудности в организации учебной деятельности и поведении, неполноценность социальных коммуникаций. Формирование коммуникативных умений младших школьников с задержкой психического развития имеет актуальную проблематику, потому как от степени сформированности данных умений зависит не только эффективность обучения, но и процесс их социализации и развития. В процессе общения формируются и совершенствуются коммуникативные умения.
Вопросом формирования коммуникативных умений занимались М.Т. Баранова, Т.Н. Волкова, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская, М.И. Лисина, М.Р. Львов, М.С. Соловейчик, Л.П. Федоренко и другие. В работах Е.А. Акуловой, Е.С. Великановой, Ю.А. Игнатовой, М.Н. Назаровой, Е.С. Слепович, А.Н. Степиной, Р.Д. Тригер, У.В. Ульенковой, В.И. Лубовского отражены особенности общения детей с задержкой психического развития.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» каждому человеку гарантируется право на образование. В целях реализации этого права для лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях должны создаваться специальные условия. У родителей детей с особенностями в развитии есть выбор, как обучать своего ребенка - в общеобразовательном классе или в отдельном классе.
Описано большое количество методов работы с детьми с задержкой психического развития, но при этом нет достаточной информации, как будет влиять на коммуникацию то, в каком окружении находится ребенок и с кем он взаимодействует. В настоящее время эти дети, в основном, находятся в разных образовательных условиях, как в условиях общеобразовательного класса, так и в условиях отдельного класса. Про развитие коммуникативных умений у детей в отдельных классах изучено в полной мере, а как проявляются особенности коммуникации в условиях общеобразовательного класса с типично развивающимися сверстниками информации недостаточно. На ваш взгляд, важно учитывать то, в каких образовательных условиях обучается ребенок.
Таким образом, проблема выявления особенностей коммуникативных умений у обучающихся с задержкой психического развития, обучающихся в общеобразовательном классе и в отдельном классе приобретает особую актуальность.
Цель исследования: выявить общие и специфические особенности коммуникативных умений у учеников 2 классов с задержкой психического развития, обучающихся в различных образовательных условиях.
Объект исследования: коммуникативные умения детей с задержкой психического развития.
Предмет исследования: особенности коммуникативных умений у учеников 2 классов с задержкой психического развития, обучающихся в общеобразовательном и в отдельном классах....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, мы пришли к выводу о том, что коммуникативные умения играют важную роль в процессе общения детей, способствуют становлению полноценных межличностных отношений.
В рамках данной исследовательской работы, была рассмотрена проблема развития коммуникативных умений обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
В контексте работы, под коммуникативными умениями мы понимали сложные и осознанные коммуникативные действия учащихся - их способность правильно строить свое поведение и управлять им в соответствии с задачами общения. При разработке констатирующего эксперимента, а также при составлении дифференцированного комплекса дидактических игр и упражнений мы ориентировались на классификацию коммуникативных умений, предложенную Р.Л. Мунировой.
Несмотря на то, что развитие коммуникативных умений у человека происходит с момента рождения в семье, продолжается во время обучения в школе и далее на протяжении всей жизни. Особое внимание развитию коммуникативных умений следует уделять именно в начале школьного обучения. Причем развитие коммуникативных умений должно происходить комплексно и систематично.
В ходе данной работы была выдвинута гипотеза о том, что коммуникативные умения учеников вторых классов с задержкой психического развития, обучающихся в общеобразовательном классе и в отдельном классе, имеют как общие, так и специфические особенности. С целью подтверждения гипотезы мы осуществили психолого-педагогический эксперимент, проходящий в два этапа, заключающийся в диагностике и составлении дифференцированного комплекса дидактических игр и упражнений по формированию коммуникативных умений у младших школьников с задержкой психического развития, обучающихся в различных условиях.
Проведенный констатирующий эксперимент позволил выявить преимущественное преобладание уровня ниже среднего и низкого уровня всех трех групп коммуникативных умений. Мы выявили ряд общих черт в развитии коммуникативных умений детей с ЗПР, обучающихся в общеобразовательном классе и в отдельном классе: неумение детей договариваться, приходить к общему решению, отсутствие взаимного контроля по ходу выполнения деятельности, отсутствие взаимопомощи, низкую эмоциональную окрашенность к совместной деятельности, неумение задавать вопросы и строить понятные речевые высказывания. По параметрам учета различных мнений и понимания различных позиций выявлена тенденция более высокого уровня сформированности у детей, обучающихся в общеобразовательном классе по сравнению с детьми, обучающимися в отдельном классе.
Данные показатели проведенного эксперимента, позволили составить дифференцированный комплекс дидактических игр и упражнений по развитию коммуникативных умений у детей с ЗПР, обучающихся в различных образовательных условиях.
Таким образом, выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение, задачи исследования решены, цель исследования достигнута.


1. Алифанова Е.М. Формирование коммуникативной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами театрализованных игр: дис. канд. пед. наук. Волгоград, 2001. 168 с.
2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. Т.1. М.: Педагогика, 2011. 230 с.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект- Пресс, 2007. 363 с.
4. Беличева С.А. Система коррекционно-развивающего обучения: ее преимущества и проблемы // Практическая психология и логопедия. 2003. №1-2 (4-5) -С. 21.
5. Бойков Д.И. Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности: учебно-методическое пособие. СПб: КАРО, 2005. 288 с.
6. Большакова С.Е. Речевые нарушения и их преодоление. М.: ТЦ Сфера, 2005. 128 с.
7. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Смысл, 2004. 512 с.
8.Гайле С.Н. «Как изучать детей с ОВЗ? Психо-социальные методы исследования современных детей и современного детства. Х.: «Ранок», 2014. 302с.
9. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. 472 с.
10. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М. Старший дошкольник и младший школьник. М.: Просвещение, 2017. 257 с.
11. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей/ под ред. С.Г. Шевченко. М.: Аркти, 2001. 224 с.
12. Дети с временной задержкой развития / Под ред. Т.А. Власовой, М.С. Певзнер. - М.,1971 207 с.
13. Дмитриева Е.Е. Коммуникативно-личностное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста с легкими формами психического недоразвития: дис. докт. психол. наук. Н. Новгород, 2005. 401с.
14. Дудьев В.П. Системный подход в развитии коммуникативного потенциала дошкольников с общим недоразвитием речи // Логопедия. 2006. № 2. С. 22-26
15. Екжанова Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям дошкольного возраста. СПб.: КАРО, 2008. 336 с....(70)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ