ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО ВОЛЕВЫХ ПРОЦЕССОВ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Возрастные особенности эмоционально-волевых процессов 6
1.2. Состояние эмоционально-волевых процессов младших 11 школьников 11
1.3 Различия в состоянии эмоционально-волевых процессов младших школьников, обучающихся в первом и третьем классе 14
Выводы по главе 1 19
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО - ВОЛЕВЫХ ПРОЦЕССОВ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 21
2.1. Организация и методики исследования 21
2.2. Анализ полученных результатов 24
2.3. Разработка рекомендаций по развитию эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста 34
Выводы по главе 2 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
ПРИЛОЖЕНИЯ 43
Поступление ребенка в школу - это смена его социальной позиции и влечет за собой изменения старых стереотипов взаимоотношений и поведения с окружающими людьми, необходимость освоения новых требований и норм.
Учебная деятельность требует от учащегося начальных классов нормативных достижений. Обучение в школе ставит ребенка в ситуацию зависимости от оценок и мнения значимых взрослых, отражающуюся на системе его межличностных отношений.
Новая социальная ситуация предъявляет довольно высокие требования к эмоционально-волевой сфере ребёнка, ограничивает возможности непосредственного эмоционального реагирования. Закономерным является именно то, что ситуация школьного обучения имеет для ребёнка стрессогенный характер и ставит его перед необходимостью приспосабливаться к её требованиям.
Эмоционально-волевая сфера играет огромную роль в усвоении знаний, умений и навыков, также в установлении контактов с окружающими, и в социальной адаптации учащихся в школе и за ее пределами.
Начало обучения в школе - один из наиболее значимых факторов, воздействующих на эмоционально-волевые свойства детей, обучающихся в начальной школе.
Изучение эмоционально-волевых процессов у детей младшего школьного возраста является актуальным в настоящее время.
ФГОС начального общего образования гласит о необходимости учета индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей.
Цель исследования - изучить и провести сравнительный анализ состояния эмоционально-волевых процессов младших школьников, обучающихся в первом и третьем классе.
Задачи исследования:
Изучить возрастные особенности эмоционально-волевых процессов;
Изучить состояние эмоционально-волевых процессов младших школьников, обучающихся в первом и третьем классе;
Исследовать эмоционально-волевые процессы младших школьников, обучающихся в первом и третьем классе;
Провести сравнительный анализ состояния эмоционально-волевых процессов младших школьников, обучающихся в первом и третьем классе.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что уровни развития эмоционально-волевых процессов учеников первого и третьего класса отличаются, а именно по качественным показателям уровня школьной тревожности, произвольной саморегуляции и приоритетным волевым качествам.
Объект исследования - эмоционально-волевые процессы.
Предмет исследования - особенности эмоционально-волевых процессов младших школьников, обучающихся в первом и третьем классе.
Методы исследования:
Теоретические - анализ, сравнение, обобщение психолого-педагогической литературы.
Эмпирические - тестирование, анкетирование.
Статистический анализ данных - критерий U Манна-Уитни.
Методики:
1. Проективная методика для диагностики школьной тревожности А.М. Прихожан;
2. Анкета для определения уровня развития волевых качеств учащихся Т.И. Шульги;
3. Методика изучения произвольной саморегуляции «Палочки - черточки» Н.В. Ульенковой.
Исследования проводились на базе МАОУ СШ № X г. Красноярска. МАОУ СШ № X....
Эмоционально-волевые процессы играет очень важную роль в усвоении знаний, умений, навыков, в установлении контактов с окружающими им людьми, в социальной адаптации детей младшего школьного возраста в школе и за ее пределами.
Младший школьный возраст требует от учащегося сосредоточенного внимания, определенные волевые усилия, ответственность и самостоятельность, которые недостаточно развиты у них в этот период.
Для изучения особенностей эмоционально-волевых процессов младших школьников на базе МАОУ СШ № X г. Красноярска было проведено исследование 60 учащихся первого и третьего классов в возрасте 6-9 лет.
Были использованы методики для диагностики школьной тревожности и произвольной саморегуляции младших школьников и анкета для определения уровня развития их волевых качеств.
Диагностика показала, что:
Для учащихся 1 класса характерен высокий уровень школьной тревожности. Они испытывают отрицательное эмоциональное состояние, уровень беспокойства высокий, обладают склонностью воспринимать широкий спектр событий как угрожающие. Для учащихся 3 класса характерен средний уровень школьной тревожности. Они характеризуются оптимальным уровнем тревожности, которую также называют полезной, так как она представляет собой необходимое условие развития личности.
Учащиеся 1 класса характеризуются низким уровнем развития дисциплинированности, низким уровнем развития настойчивости, низкой выдержкой, средним уровнем развития решительности, низким уровнем развития смелости, низкой самостоятельностью, низкой организованностью, низкой деловитостью, низким уровнем развития инициативности, низким уровнем развития целеустремленности, высоким уровнем развития прилежания. Учащиеся 3 класса обладают средним уровнем развития дисциплинированности, средним уровнем развития настойчивости, низкой выдержкой, высоким уровнем развития решительности, средним уровнем развития смелости, средним уровнем развития самостоятельности, низкой организованностью, низкой деловитостью, средним уровнем развития инициативности, средним уровнем развития целеустремленности, средним уровнем развития прилежания.
У учащихся 1 класса более развито такое волевое качество как прилежание, чем у учащихся 3 класса. У учащихся 3 класса более развиты такие волевые качества как настойчивость, смелость, инициативность.
Учащиеся 1 класса характеризуются средним уровнем произвольной саморегуляции, что свидетельствует о недостаточном уровне сформированности их способности к самоконтролю. У них высокий уровень развития волевых качеств, но не могут использовать их при преодолении трудностей, что приводит к недовольству окружающими. Учащиеся 3 класса обладают более высоким уровнем развития произвольной саморегуляции, они хорошо приспособлены, умеют регулировать свое поведение и контролировать эмоции и чувства, эмоционально устойчивы при столкновении с трудностями, активны.
Уровень произвольной саморегуляции и самоконтроля, эмоциональная устойчивость при столкновении с трудностями у учащихся 3 класса выше, чем у учащихся 1 класса.
К 4 классу учащиеся адаптируются к учебному процессу и становятся менее тревожны, но оптимальный уровень тревожности сохранятся на протяжении всего обучения в начальной школе; со стороны волевых качеств - к 4 классу у учащихся повышается уровень произвольной саморегуляции, а так же изменяются приоритетные волевые качества в связи с увеличением ответственности и способности к самоконтролю.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов .М. 2019. 704 с.
2. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена // Вопросы психологии. 2016. №3. С. 78-86
3. Анохин П.К. Психология эмоций / Авт.-сост. В. Вилюнас. СПб.: Питер, 2007. 496 с.
4. Беккер И.Л. Современные особенности социальной адаптации младших школьников / И.Л. Беккер, Е.А. Мельникова // Известия Пензенского гос. педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2018. № 2. С. 41-45.
5. Бердникова Ю.Л. Мир ребёнка. Развитие психики, страхи, социальная адаптация, интерпретация детского рисунка / Спб, 2008. 280 с.
6. Бикметова А.К. Характеристика эмоционально-волевой регуляции школьников при переходе из начальной школы в среднюю // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2010. №16-1. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/harakteristika-emotsionalno-volevoy-regulyatsii-shkolnikov-pri-perehode-iz-nachalnoy-shkoly-v-srednyuyu (дата обращения: 17.02.2021).
7. Бутузова Ю.С. Чувства и эмоции. Как человеку управлять ими ZZ Молодой ученый. 2016. №19. С. 12-18.
8. Венецкая А.Б. Формирование культуры общения младших школьников Z/ Начальная школа. 2016. № 2. С. 52-58.
9. Гербова В.В. Работа с сюжетными картинами // Школьное воспитание. 2016. № 1. С. 23-27.
10. Глухов В.П., Ковшиков В.А. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. М.: АСТ, 2010. 318 с.
11. Годовникова Л.В. Коррекционно-развивающие технологии в дошкольном образовательном учреждении. Программы развития личностной, познавательной, эмоционально-волевой сферы детей, диагностический комплекс. М.: Учитель, 2017. 124 с.
12. Джанерьян С.Т. Психология эмоций и воли. Ростов-на-Дону: Свет, 2016. 45 с.
13. Додонов Б.И. Эмоция как ценность // Вопросы психологии. 2005. №3. С. 34-37.
14. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М.: Наука, 2016. 156 с.
15. Иванова Е.В. Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья. М.: Национальный книжный центр, 2017. 455 с....(30)