Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Конституционные основы гражданского общества в России

Работа №17169

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы62
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1002
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Конституционные основы гражданского общества в России 6
1.1. Понятие и характерные черты гражданского общества 6
1.2. Конституционные основы принципов и условий формирования
гражданского общества в России 11
1.3. Организация и функционирование институтов гражданского общества в современной России 19
Глава 2. Правовые проблемы и перспективы развития гражданского общества в России 25
2.1. Характеристика основных нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность современного гражданского общества в Российской Федерации 25
2.2. Проблемы правовой реализации гражданского общества в Российской Федерации 29
2.3. Перспективы и тенденции правового развития гражданского общества в России 29
Заключение 52
Список использованных источников и литературы 57

Ключевым понятием гражданского общества выступает свобода как условие и способ человеческого самоосуществления, отягощенного мерой персональной ответственности. В рамках гражданского общества и его институтов свобода проявляется не так, как в границах государства, где человек заявляет о себе как существо пассивное, страдательное, ибо оно объект внимания и манипулирования, заботы и наказания.
Становление институтов гражданского общества и развитие демократии в стране находятся в тесной взаимосвязи: чем более развито гражданское общество, тем демократичнее государство. Предпосылками развития гражданского общества являются появление у граждан экономической самостоятельности при многообразии форм собственности и возрастание статуса человеческой личности. Необходимо вовлекать институты гражданского общества, в том числе общественные правозащитные организации, в разработку и реализацию государственной политики в сфере защиты и охраны прав и свобод человека и гражданина.
В современных условиях российской действительности институты гражданского общества формируются, в силу чего не могут в полной мере осуществлять действенный контроль над государственной властью. Однако уже сейчас налицо явные тенденции участия и возрастающей роли все более укрепляющихся институтов гражданского общества в механизме реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. В то же время институты гражданского общества не должны полностью поглотить государство, подменив осуществление его основных функций негосударственными структурами. Без эффективной реализации государством основных его функций невозможно создание и развитие полноценного гражданского общества в России.
Гражданское общество является источником легитимности политических сил, стоящих у власти; контакты с организациями гражданского общества являются для государства крупномасштабным источником информации о состоянии общества, его интересах, настроениях, отношении к господствующей политической власти; в сложные исторические периоды (экономические кризисы, войны и т.д.) гражданское общество, как правило, становится мощной силой, поддерживающей и солидаризирующейся с государством. Государство, способствуя формированию гражданского общества в России, стремится предоставить человеку максимальную степень свободы и дает человеку право самому принимать решение об использовании или неиспользовании того или иного конституционного права. В последнем случае определяющее значение имеет общая правовая культура населения, повышению которой в России в настоящее время не уделяется должного внимания.
Конституция РФ 1993 г. дает следующую основу для взаимодействия органов государственной власти и гражданского общества:
- народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления (ч. 2 ст. 3);
- государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10);
- в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление (ст. ст. 12, 130 - 132).
Актуальность темы исследования обусловлена тем фактом, что конституционные принципы гражданского общества в современной России представляют собой надежный законодательный базис для его развития. Однако налицо масса проблем несоответствия российских реалий провозглашенным конституционным принципам, что создает дополнительный стимул и необходимость исследования, возникающих в российском социуме и государстве проблем в целях реализации положений Основного Закона в законодательной практике, как федерации в целом, так и на региональном и местном уровнях власти.
Объектом исследования выступают общественные отношения в современном российском обществе, связанные с существованием и функционированием гражданского общества.
Предметом исследования являются конституционно-правовые основы процесса появления и функционирования гражданского общества, ее отдельных элементов и ее взаимодействие с государством и его механизмом.
Целью данной работы является исследование конституционных основ гражданского общества в современной России.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие гражданского общества;
2. Исследовать основные характерные черты гражданского общества;
3. Изучить основные конституционные принципы, гарантии и положения отдельных нормативно-правовых актов, составляющих фундамент формирования и развития гражданского общества в современной России.
Теоретической основой исследования явились труды по общей теории государства и права, конституционному праву России. В частности, это работы М.В. Баглая, Н.С Бондаря, Н.И. Ветрова, М.Б. Смоленского, А.И. Коваленко, Л.Д. Воеводина и других российских и зарубежных авторов.
Нормативную базу исследования составляют международно¬правовые акты, Конституция Российской Федерации и современное законодательство Российской Федерации.
Методы исследования: общенаучный диалектический метод познания, предоставляющий возможность исследовать поставленные проблемы в единстве их социального содержания и юридической формы, системный и комплексный анализ, системно-структурный, сpавнительно-пpавовой при отграничении различных видов сроков.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Гражданское общество - это состояние общества, когда человек признается высшей ценностью, соблюдаются и защищаются его права и свободы.
К конституционным основам гражданского общества в России можно отнести следующие положения.
Конституция России в статье 1 определяет Российскую Федерацию как демократическое, федеративное, социальное, светское государство с республиканской формой правления. Статья 3 Конституции РФ закрепляет принцип народовластия (народного суверенитета), который определяет основы организации демократического государства, принадлежность и основные формы осуществления в нем публичной власти.
Статья 13 Конституции РФ закрепляет один из основополагающих принципов демократического общества - идеологическое и политическое многообразие. В соответствии с ч. 3 ст. 13 Конституции РФ, в Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.
Таким образом, демократическое государство обязуется защищать права и свободы, принадлежащие как гражданам Российской Федерации, так и иностранным гражданам и лицам без гражданства. Государство способствует политической свободе, при которой под контролем общества и его организаций находится государственная и общественная жизнь, основывающаяся на правовых ценностях, идеалах демократии и справедливости.
Гражданское общество представляет идеальную модель общественного развития. В качестве идеала гражданское общество представляет собой объединение свободных суверенных личностей, наделенных самыми широкими гражданскими, политическими, социально-экономическими и культурными правами, активно участвующих в управлении государством и беспрепятственно удовлетворяющих свои разнообразные потребности.
Объединив данные подходы, получаем современное определение гражданского общества. Главными функциями гражданского общества является выполнение роли «посредника» между государством и личностью, защита личности от государства и контроль за его деятельностью. Эти функции выполняются его структурными элементами - самодеятельными и добровольными гражданскими объединениями. Именно в такого рода объединениях «вызревает» активная гражданская личность.
В настоящее время в России идет дальнейшее развитие гражданского общества. Прежде всего это проявляется в провозглашении прав и свобод личности высшей социальной ценностью, определяющей смысл и содержание деятельности государственных органов. К числу предпосылок создания гражданского общества можно также отнести развитие рыночной экономики, многопартийной политической системы, реализацию в государственной жизни принципа разделения властей.
Государство, все его учреждения смогут эффективно выполнять свою роль в политике, экономике, социальных отношениях, культурной жизни общества, если будут неукоснительно руководствоваться во всей свой деятельности правовыми (конституционными) нормами, законами.
Государство всегда брало на себя и осуществляло многообразные функции по управлению и регулированию отношениями в обществе.
Одна из главнейших функций государства - создание политических условий для развития общественной жизнедеятельности людей, защита конституционного строя (исполнение общих дел, охрана порядка, проведение внешней политики).
Сегодня практически во всех индустриально развитых странах в тех или иных формах имеет место регулирующее воздействие государства на экономическую жизнь общества. С помощью различных политических средств и правовых законов оно пытается регулировать отношения между предпринимателями и работниками, между отдельными предприятиями и монополиями. Государство помогает своим национальным фирмам и корпорациям проникнуть на внешний рынок, ибо именно государство устанавливает те или иные ввозные и вывозные пошлины и сборы. Так, скажем, гибкая налоговая политика, проводимая государством, позволяет не только наполнить казну, но и стимулировать технический и экономический прогресс. Государственные заказы предпринимателям позволяют обеспечить занятость населения и регулировать безработицу, а также корректировать размещение производительных сил. Все это свидетельствует, что даже при полноценных рыночных отношениях вмешательство государства в функционирование предприятий экономики нельзя исключить.
Необходимой функцией всякого государства всегда была деятельность по укреплению своей обороноспособности. Любое современное государство продолжает уделять этой деятельности самое пристальное внимание, поскольку его затраты на совершенствование армии и военно¬промышленного комплекса в целом не снижаются.
Важной деятельностью современного государства становится его единая демографическая и экологическая политика, регулирование процессов развития народонаселения и охраны жизни, и здоровья людей. Необходимость этой деятельности государства продиктована, прежде всего, кризисным характером сложившейся в мире экологической ситуации. В силу своей глобальности экологические и демографические проблемы могут быть решены лишь на государственном и межгосударственном уровнях. Именно поэтому эти проблемы приобретают ярко выраженный политический характер. Государство вынуждено прибегать к ряду мероприятий с целью ослабить социально-экологическую и демографическую напряженность в собственной стране. С помощью различного рода медицинских и образовательных программ, их финансирования, государство добивается соответствующего решения возникающих здесь проблем.
Современная Россия является государством формирующегося гражданского общества, для которого характерна развернувшаяся в последние годы активная дискуссия о проблемах формирования гражданского общества. Многие его черты и качества еще находятся в стадии развертывания и формирования. Сегодня этот процесс осложняется нестабильностью общественно-политических структур, отсутствием широкого социального слоя собственников, мало эффективным механизмом правовой защиты личности.
И все же перспективы развития гражданского общества в России есть, об этом говорит и рост числа и объема деятельности структур гражданского общества формирующихся в России, и создание властью условий для их свободного самостоятельного развития, и формирование гражданственного сознания свободного человека, которое обеспечивает возрастание самопроявлений личности и повышение гражданской активности россиян.
Тенденции совершенствования законодательства в настоящее время выглядят следующим образом.
1. Приведение всего законодательного массива в соответствие с Конституцией РФ. Этот процесс включает в себя пересмотр действующего законодательства, отмену устаревших нормативных актов, создание новых законов, совершенствование законодательной техники и законодательного процесса. В частности, Федеральный закон о порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, актов палат Федерального Собрания от 14 июня 1994 г. признал утратившими силу два устаревших закона, определил новую процедуру опубликования и вступления в силу законов, обозначил «Собрание законодательства Российской Федерации» в качестве официального периодического издания и предписал Президенту и Правительству РФ привести свои правовые акты в соответствие с настоящим законом.
2. Формирование новых комплексных отраслей законодательства - о банках и банковской деятельности, приватизации, банкротстве предприятий, налогах, местном самоуправлении и др. Комплексное правовое воздействие позволяет более эффективно и целенаправленно решать экономические и социальные вопросы.
3. Становление новой структуры законодательства, вызванное разграничением полномочий между Федерацией, республиками в составе РФ и другими субъектами Федерации. Появляются новые виды законодательных актов (уставы краев, областей, краевые, областные законы, указы, постановления губернаторов, глав администраций и иные нормативные акты).
Итак, организации гражданского общества в стране существуют как политический субъект, способный оказывать пока еще не такое сильное, как хотелось бы, но все же ощутимое влияние на действия власти. Тем самым в России все более утверждается элемент, присущий высокоорганизованному правовому обществу.



1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 21.07.2014 № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. №31. Ст.4398.
2. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.1996 г. №1-ФКЗ, в ред. от 28.12.2016 г. // Российская газета. 06.01.1997. №3.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 г. №51- ФЗ, в ред. от 28.03.2017 г. // Собрание законодательства РФ. 05.12.1994. №32. Ст. 3301.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. №195-ФЗ, в ред. от 17.04.2017 г. // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. №1. Ст.1.
5. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 г. №223-ФЗ, в ред. от 01.05.2017 г. // Собрание законодательства РФ. 1996. №1. Ст.16.
6. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 г. №188- ФЗ, в ред. от 28.12.2016 г. // Собрание законодательства РФ. 2005. №1 (часть 1). Ст.14.
7. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. №197-ФЗ, в ред. от 03.07.2016 г. // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. №1 (ч. 1). Ст.3.
8. Уголовный кодекс Российской Федерации от 1306.1996 г. №63-ФЗ, в ред. от 17.04.2017 г. // Собрание законодательства РФ. 1996. №25. Ст.2954.
9. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. №131-ФЗ, в ред. от 03.04.2017 г. // Собрание законодательства РФ. 2003. №40. Ст.3822.
10. Федеральный закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. №7-ФЗ в ред. от 29.12.2015 г. // Собрание законодательства РФ. 14.01.2002. №2. Ст.133.
11. Федеральный закон от 24.07.2002 г. №111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации», в ред. от 28.12.2016 г. // Собрание законодательства РФ. 2002. №30. Ст. 3028.
12. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 г. №323-ФЗ, в ред. от 28.12.2016 г. // Собрание законодательства РФ. 28.11.2011. №48. Ст. 6724.
13. Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.1995 г. №135-ФЗ, в ред. от 05.05.2014 г. // Собрание законодательства РФ. 14.08.1995. №33. Ст.3340.
14. Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 г. №82-ФЗ, в ред. от 02.06.2016 г. // Собрание законодательства РФ. 22.05.1995. №21. Ст.1930.
15. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г. №7-ФЗ, в ред. от 19.12.2016 г. // Собрание законодательства РФ. 15.01.1996. №3. Ст.145.
16. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 г. №125-ФЗ, в ред. от 06.07.2016 г. // Собрание законодательства РФ. 29.09.1997. №39. Ст.4465.
17. Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12.01.1996 г. №10-ФЗ, в ред. от 03.07.2016 г. // Собрание законодательства РФ. 15.01.1996. №3. Ст.148.
18.Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 г. №2124-1, в ред. от 03.07.2016 г. // Российская газета. 08.02.1992. №32.
19. Федеральный закон «О политических партиях» от 11.07.2001 г., в ред. от 28.12.2016 г. // Собрание законодательства РФ. 16.07.2001. №29. Ст.2950.
Законы и подзаконные акты Республики Тыва
20. Конституция (Основной Закон) Республики Тыва. Принятая на референдуме Республики Тыва 6 мая 2001 г. (ред. от 14.11.2012 г.) // Тувинская правда. 2001. 15 мая.
21. Конституционный закон Республики Тыва «О Конституционном Суде Республики Тыва» от 4.01.2003 г. №1300 ВХ-1 (ред. от 16.05.2011 г. №611 ВХ-1) // Тувинская правда. 14.01.2003.
2. Научная литература Монографиии и сборники научных статей
22. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. 6-е изд., изм. и доп. М.: Норма, 2011. 484 с.
23. Бутенко А.П., Миронов А.В. Государство и гражданское общество // Социальнополитический журнал. 2010. №1. С.3842.
24. Вайнштейн Г.И. Закономерности и проблемы посткоммунистических трансформаций. Политические институты на рубеже тысячелетий. Дубна. 2011. 268 с.
25. Вайнштейн Г.И. Формирование гражданского общества в России: надежды и реальность // Мировая экономика и международные отношения.2011. №5. С.2932.
26. Ворожейкина Т.Е. Государство и общество в России: исчерпание государствоцентричной матрицы развития // Полис. 2012. №4. С.1518.
27. Всеобщая декларация прав и свобод человека и гражданина от 9 декабря 1948 г. // Права человека. Сб. международных договоров. Нью-Йорк.1989.
28. Галкина Е.В. Концептуальный анализ современных моделей гражданского общества // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. №81. С.6162.
29. Гражданское общество как гарантия политического диалога и противодействия экстремизму: ключевые конституционно-правовые проблемы. Монография / Рук. авт. колл. и отв. Ред. д.ю.н., проф. С.А. Авакьян. М.: Юстицинформ, 2015. 652 с.
30. Грудцына Л.Ю. Государственноправовой механизм формирования и поддержки общественных движений, фондов и учреждений как институтов гражданского общества в России // Адвокат. 2010. №12. 92 с.
31. Грудцына Л.Ю. Концепция формирования и поддержки государством институтов гражданского общества: возникновение, развитие и содержание. // Законодательство и экономика. 2011. №9. 163 с.
32. Давлетшина Н.В., Кимлика Б.Б., Кларк Р. Дж., Рей Д.У. Демократия: государство и общество. М., 2014. 390 с.
33. Девичева А.А. Организация и функционирование институтов гражданского общества в современной России // Научнометодический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 15. С. 2686-2690.
34. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. // Права человека. Сборник универсальных и региональных международных документов. М., 1990.
35. Ирхин Ю.В. Гражданское общество и власть: проблемы взаимодействия и контроль в современной России. // Социальногуманитарные знания. 2012. №5. С.3338.
36. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. - 4е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, 2010. 291 с.
37. Койбаев Б.Г., Бязров А.В. Проблемы взаимодействия политических элит с общественными организациями в России // Вестник Северо¬Осетинского государственного университета имени К.Л. Хетагурова. 2011. №2. С.4143.
38. Койбаев Б.Г. Некоммерческие организации: новые политические реалии // Проблемы всеобщей истории и политологии: сборник научных трудов. Северо-Осетинский государственный университет. Владикавказ: СОГУ, 2014. 132 с.
39. Койбаев Б.Г. Проблема выравнивания уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований и субъектов Российской Федерации как фактор устойчивого социальноэкономического развития региона // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени К.Л. Хетагурова. 2014. №4. 990 с.
40. Койбаев Б.Г. Государственная власть и институты гражданского общества в конституционноправовом пространстве Российской Федерации // Гуманитарные и юридические исследования. 2015. №3. С.6267.
41. Малявкина Н.В., Матвеева Е.С. Комплексная оценка эффективности правового статуса муниципального служащего // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2016. №1. С.22-25.
42. Матвеева Е.С. Особенности формирования и развития религиозного правового сознания в России // Учёные записки Орловского государственного университет. Серия «Гуманитарные и социальные науки»: научный журнал. Орёл: Издательство ФБГУ ВПО «Орловский государственный университет». 2013. №1 (51). С.90-96.
43. Мелехин А.В. Теория государства и права: учеб. М.: Маркет ДС, 2013. 358 с.
44. Международные акты о правах человека: Сб. док. 2е изд., доп. М.,2002.
45. Перегудов С.П. Гражданское общество как субъект публичной политики // Полис. 2010. №2. С.1519.
46. Политология в вопросах и ответах: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. М.: Гардарики, 2012. 472с.
47. Право и общество в условиях глобализации: перспективы развития: сборник научных трудов / Под ред. В.В. Бехер, Н.Н. Лайченковой. Выпуск 4. Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2016. 400 с.
48. Рукавишникова И.В. Гражданская инициатива как инструмент гражданского общества // Гражданин. Выборы. Власть. 2014. № 3. C. 66.
49. Саква Р. Режимная система и гражданское общество в России // Полис. 2010. №1. С.3640.
50. Сидоренко Г.И. Развитие гражданского общества в современной России: тенденции и проблемы взаимодействия с государством // Молодой ученый. 2015. №8. С.749-753.
51. Слободская М.А. Власть и гражданское общество в современной России: перспективы взаимодействия (круглый стол) // Мировая экономика и международные отношения. 2011. №12. С.75.
52. Соловьев А.И. Три облика государства три стратегии гражданского общества // Полис. 2011. №6. С.2226.
53. Соломатова С.Н. Ценностные ориентации россиян в процессе формирования гражданского общества в современной России. // Социально-гуманитарные знания. 2011. №6. С.4145
54. Стеблецова Н.Н. Конституционные основы гражданского общества // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. Т.20. С.466¬470.
55. Фергюсон А. Опыт истории гражданского общества / Пер. с англ. Под ред. М.А. Абрамова. М., 2010. 390 с.
3. Интернет-источники
56. Путин В.В. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации (5 декабря 2014. г.) // Официальный сайт Президента России [Электронный ресурс]: URL: www.kremlin.ru.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ