Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №171688

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы49
Год сдачи2024
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....6
1.1. Понятие произвольности в современной психологической науке 6
1.2. Особенности произвольности поведения детей старшего дошкольного
возраста 10
1.3. Психолого-педагогические условия формирования произвольного
поведения у детей старшего дошкольного возраста 12
Вывод по главе 1 17
ГЛАВА 2. ОПЫТ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 19
2.1. Исследование развития произвольности детей старшего дошкольного
возраста 19
2.2. Опыт реализации психолого-педагогических условий развития
произвольности детей старшего дошкольного возраста 29
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 31
Вывод по главе 2 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44
ПРИЛОЖЕНИЯ 47

Актуальность исследования. В современной педагогике и психологии одной из самых важных исследовательских проблем является формирование произвольности поведения детей. Анализ определений понятия «произвольность», которые представлены в теоретических трудах учеными различных подходов, такими как А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин Л.А. Венгер, Н.Е. Веракса, Л.И Божович, Е.Е. Кравцова, В.А. Иванников, Т.И. Шульга и др., показал наличие расхождений в существующих на данный момент позициях. Наблюдается отсутствие единого определения произвольности как характеристики поведения и деятельности человека. Анализ психолого­педагогической литературы по теме исследования показал, что произвольность рассматривают в двух аспектах: в одном случае из этапов формирования волевого поведения индивидуально и в другом случае как характеристику психических познавательных процессов. Под произвольностью в психологии понимают, сознательную саморегуляцию поведения, по-другому это умение подчинить себя правилу. Тема исследования «Особенности развития произвольного поведения детей старшего дошкольного возраста» отражает проблему того, что зачастую дети не могут контролировать свою двигательную активность и не умеют управлять собой, действовать по инструкции взрослого, подчиняться правилам и доводить начатое до конца. Возникают проблемы с дисциплиной. Кроме того, тема считается актуальной и потому, что формирование произвольности поведения лежит в основе многих процессов дошкольного детства. В связи с этим большую значимость приобретает поиск эффективных средств развития произвольности поведения. Базовые основания закладываются в раннем возрасте и формируются на протяжении всего дошкольного детства. Формирование у ребенка полноценной функциональной структуры процессов осознанной саморегуляции, произвольной активности является специальной задачей взрослых, которая решается в разных видах доступной ребенку деятельности, на разных этапах его психического развития, при разных формах взаимодействия взрослого и ребенка.
Цель исследования - выделить и обосновать психолого-педагогические условия, способствующие формированию произвольности у старших дошкольников.
Объект исследования - процесс формирования произвольности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия
формирования произвольности у старших дошкольников.
Задачи исследования:
• рассмотреть основные подходы к определению произвольности в психолого-педагогической литературе, определить рабочее понятие «произвольность поведения»;
• раскрыть значимость произвольности для детей старшего дошкольного возраста;
• проверить формы и методы формирования произвольности детей старшего дошкольного возраста.
• подобрать диагностический инструментарий для исследования произвольности детей старшего дошкольного возраста.
• проанализировать полученные результаты исследования и сформулировать выводы.
Гипотеза исследования: формированию произвольности старших дошкольников будет способствовать реализация следующих условий:
• Ежедневное участие взрослых в совместных с детьми играх с правилами;
• Создание взрослыми ситуаций вне ситуативно-личностного общения с детьми.
Методы исследования: теоретической основой исследования являются: анализ научно-методической литературы по проблеме исследования, систематизация имеющихся представлений по теме исследования, обобщение.
Эмпирические: методика У.В. Ульенковой «Уровень развития произвольной регуляции»; обработка и интерпретация результатов.
База исследования: МБДОУ «Детский сад № Х» г. Зеленогорска, Красноярского края. Воспитанники старшего дошкольного возраста в количестве 40 человек.
Практическая значимость в данном исследовании был разработан и реализован комплекс психолого-педагогических условий, способствующих развитию произвольности старших дошкольников и представлены методические рекомендации по формированию произвольности старших дошкольников. Представленный комплекс может быть использован педагогами образовательных организаций и родителями воспитанников.
Содержание и структура дипломной работы: в работе представлены введение, две главы, заключение, список используемой литературы, включающий 42 источника, приложения А, Б, В.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Развитие произвольности поведения старших дошкольников является актуальной проблемой в дискурсах таких наук, как педагогика и психология. Исследование психолого-педагогической литературы выявило два основных подхода к определению сущности изучаемого явления. Представители первого подхода представляют произвольность (и волю) в эпизоде теории сознания, а представители второго подхода сообщают произвольность в рамках стимулу. Под произвольностью подразумевается способность контролировать свое поведение и деятельность, которое осуществляется в соответствии с определенной целью или возникшим намерением. Произвольность рассматривается в качестве центральной способности в развития личности, поэтому она является характеристикой разных сторон индивидуальности. Поэтому говорят о конкретном поведении, саморегулировании, умственных процессов.
В решении следующей задачи были описаны особенности произвольности детей старшего дошкольного возраста, в частности, установлено, что основу произвольности в дошкольном возрасте составляет осознание своих тактик, овладение конкретного характера. Произвольность, как сознательный контроль целенаправленного поведения и деятельности на протяжении всего дошкольного возраста, является уровнем готовности к школьному обучению. Важнейшем качеством концепции произвольности детей старшего дошкольного возраста являются: умение подчинять себя правилу и их соблюдать. Подчиниться указаниями взрослого. Умение сконцентрироваться на главном в достижении результата. Умение контролировать свои действия, оценивать свои поступки, оценивать свое поведение. Умение планировать собственные действия. Умение принимать и соблюдать поведение в обществе правила.
Далее был подобран диагностический инструментарий для эмпирического исследования произвольности детей старшего дошкольного возраста. Для изучения современного развития произвольности старших дошкольников была использована методика У.В. Ульенковой. Опираясь из средних показателей по группе, можно говорить о том, что средний показатель произвольной регуляции девочек свыше, чем средний показатель произвольной регуляции мальчиков. Большинство исследуемых обучающихся демонстрируют низкий и средний уровни развития произвольности.
После этого были представлены психолого-педагогические условия, позволяющие развить произвольность поведения детей старшего дошкольного возраста.
С осуществлением первого условия - каждодневное участие взрослых в совместных с детьми играх с правилами, был разработан комплекс игровых занятий по развитию произвольности с участием взрослых (воспитателей и родителей дошкольников).
Воспитательная работа заключалась в организации каждодневных игровых занятий с правилами и регулярном участии взрослых в данных играх. Составлялся подробный план проведения игр, который реализовывался на протяжении всего времени. Перед воспитателями стояла задача - тесное сотрудничество, вовлечения взрослого в игру, положительного эмоционального микроклимата взаимодействия с родителями. Воспитатели в игре наблюдали за соблюдением правил, мотивировали правильное выполнение действий.
Осуществление второго условия - создание взрослыми ситуаций вне ситуативно-личностного общения с детьми. Были созданы ситуации общения, которые могут заставить ребенка оценить и осознать свои и чужие действия и поступки.
Результативность проведенной работы подводилась на третьем этапе. Было выявлено, что в экспериментальной группе значительно повысился уровень развития произвольности как у мальчиков, так и у девочек, у дошкольников контрольной группы результаты остались на прежнем уровне. Причиной повышения у мальчиков развития произвольности произошла, с помощью игр с правилами, беседой со взрослыми. А как мы знаем роль взрослого выполняет главную функцию: учит контролировать собственное поведение, оценивать свою деятельность и тому прочее. Ведь воспитатель (родитель) с помощью беседы, слов корректирует поведение испытуемого. После того, как испытуемый усвоил требование воспитателя (родителя), он с помощью речи начинает корректировать свое поведение. Они научились слышать и слушаться.
Данные свидетельствуют, что применение предложенных психолого­педагогических условий является эффективным средством в развитии произвольности поведения у старших дошкольников.
Итак, все поставленные задачи успешно реализованы, цель исследования достигнута.


1. Алмазова О.В., Бухаленкова Д.А., Веракса А.Н. Произвольность в дошкольном возрасте: сравнительный анализ различных подходов и диагностического инструментария // Национальный психологический журнал.
2016. №4 (24). С. 14-22.
2. Батыршина А.Р. Психология воли и произвольности. М.: Флинта,
2017. 720 с.
3. Бокова Я.А., Быкова С.С. Формирование произвольного поведения у детей старшего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 28. С. 118-120.
4. Быков А.В., Шульга Т.Н. Становление произвольности в онтогенезе. М.: Педагогика, 1998. 305 с.
5. Венгер А.Л. Диагностика ориентировки на систему требований в младшем школьном возрасте // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. М.: МГУ, 2001. 96 с.
6. Выготский Л.С. Проблема воли и ее развитие в детском возрасте // Собр. соч. в 6 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1982. С. 454-465.
7. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Эксмо, 2003. 512 с.
8. Гребенникова О.В. Психолого-педагогические условия развития произвольного поведения дошкольников // Психологические исследования. 2009. № 1(3). URL: http://psvstudv.ru (дата обращения: 10.04.2024)
9. Гуткина Н.И. Новая программа развития детей старшего дошкольного возраста и подготовки их к школе // Психолог в детском саду.
2007. № 4. С. 15.
10. Завязкин О.В. Самоконтроль и саморегуляция. М.: Сталкер, 2013. 320 с.
11. Иванников В.А. Психологические механизмы произвольности Учебное пособие. СПб.: Питер, 2006. 208 с.
12. Ильин Е.П. Психология воли. 2-е изд. переработанное и дополненное. СПб.: Питер, 2009. 368 с.
13. Киселева Г.П. Психолого-педагогические условия развития произвольного поведения детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(44). Режим доступа к журн. URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/5(44).pdf (дата обращения: 10.04.2024)
14. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции
деятельности. М.: Ленанд, 2011. 320 с.
15. Круглова Н.Ф. Психодиагностика регуляторно-когнитивной структуры учебной деятельности и школьная неуспешность // Прикладная психология. 2001. № 5. С. 41-51...42


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ