Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Работа №171686

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы52
Год сдачи2023
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Реферат
Введение 5
1. Теоретические основы формирования финансовой грамотности
младших школьников на уроках математики 8
1.1 Сущность финансовой грамотности 8
1.2 Потенциал урока математики в формировании основ финансовой
грамотности младших школьников 12
2. Опытно - экспериментальная работа по изучению уровня сформированности основ финансовой грамотности младших школьников
на уроках математики 21
2.1 Анализ уровня сформированности основ финансовой грамотности
младших школьников 21
2.2 Методические рекомендации по повышению уровня финансовой
грамотности младших школьников на уроках математики 28
Заключение 38
Список использованных источников 40
Приложение А 46
Приложение В 51

Развитие экономики нашей страны сделало финансовую грамотность обязательным как для взрослых, так и детей. В последнее десятилетие проблеме формирования основ финансовой грамотности посвящено значительное количество исследований, среди которых работы, В. А. Бузина, Л. В. Земляченко, Л. А. Миловановой и других. Авторы на обширном аналитическом и эмпирическом материале убедительно показывают, что в настоящее время низкий уровень финансовой грамотности является актуальной проблемой, решение которой будет способствовать экономическому процветанию и социальному развитию страны [6], [18], [28].
Начинать формирование основ финансовой грамотности необходимо c начальной ступени основной школы. В соответствии с Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» обучение финансовой грамотности является обязательным элементом на всех уровнях образования, начиная с начального общего образования и включается в ООП всех образовательных учреждений России [43].
Согласно ФГОС НОО «овладение начальными навыками адаптации в быстро развивающемся и изменяющемся мире является одним из требований к личностным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования» [42].
Это подразумевает, в том числе и простые экономические познания из реальной жизни, экономическую социализацию и финансовую грамотность, что в будущем позволит выпускнику начальной школы безопасно функционировать в обществе.
Важность проблемы формирования основ финансовой грамотности у разных категорий граждан подчеркивает Распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 гг. [39].
В этом документе в отдельную целевую группу выделены обучающиеся образовательных организаций, как целевую группу населения, составляющего потенциал будущего развития России.
Широкими возможностями для формирования основ финансовой грамотности обладает предмет «математика».
В связи с этим актуальность выбранной темы исследования не вызывает сомнений.
Цель работы - охарактеризовать процесс формирования у младших школьников характеристики основ финансовой грамотности на уроках математики.
Объект исследования - финансовая грамотность младших школьников.
Предмет исследования - особенности формирования у младших школьников основ финансовой грамотности на уроках математики.
Задачи работы:
• определить сущность финансовой грамотности;
• раскрыть потенциал урока математики в процессе формирования у младших школьников основ финансовой грамотности.
• организовать и провести опытно-экспериментальную работу по изучению уровня финансовой грамотности младших школьников;
• предложить методические рекомендации по формированию основ финансовой грамотности младших школьников на уроках математики.
Методы исследования: анализ научной научно - педагогической литературы по проблеме исследования, анкетирование, тестирование, обобщение, систематизация.
База исследования: МБОУ Новокаргинская СОШ №5.
Практическая значимость исследования: результаты выпускного исследования могут быть использованы педагогами-практиками с целью организации процесса формирования финансовой грамотности младших школьников, а также студентами при подготовке к семинарским и практическим занятиям по методике обучения математике, при написании рефератов, курсовых и выпускных работ по схоже тематике.
Апробация и внедрение результатов исследования: основные положения и выводы выпускной работы отражены в материалах статьи, опубликованной в сборнике по итогам работы Международной научно-практической конференции «Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы», 2023.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (45 наименований) и 2 приложений. Работа содержит 3 диаграммы, 2 таблицы и 13 рисунков. Объём работы составляет 51 страницу.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, мы пришли к выводу, что существует множество подходов к пониманию финансовой грамотности младших школьников. В своем исследовании за основу мы приняли определение Ю. В. Антоновой, которая считает, что финансовая грамотность включает в себя умение пользоваться терминами финансовой грамотности, понимая их значения, умения применять знания на практике, решая финансовые задачи, которые связаны с экономическими понятиями, а также рассчитывать бюджет в малых объемах которая под финансовой грамотностью понимает систему навыков, умений, знаний, которые обладают тесной связью с бюджетом, финансами для того, чтобы достигать финансовую свободу, личные финансовые цели, задачи.
Большим потенциалом в формировании основ финансовой грамотности обладает предмет «математика», т. к. поэтапная схема введения практических знаний о финансах в школьном курсе математики (с начальной школы) демонстрирует практическую ценность математики, активизирует учебную по использованию математических методов. Решение финансовых задач, максимально приближенных к реальным жизненным ситуациям, позволяет эффективно формировать финансовую грамотность на уроках математики и повышает интерес к предмету (учащимся данные знания пригодятся в жизни: взяли кредит или ипотеку, выполнили вклад и т. д.), получив финансовые знания, ребенок сможет более осознанно подумать о своем будущем. При управлении личными финансами он сможет принимать разумные решения, формировать у себя правильные финансовые привычки и использовать свои знания на практике.
Нами организовано экспериментальное исследование, направленное на изучение уровня сформированности основ финансовой грамотности младших школьников на базе МБОУ «Новокаргинская средняя общеобразовательная 38
школа № 5». В качестве диагностического инструментария для определения уровня сформированности основ финансовой грамотности младших школьников мы использовали следующие методики: методика «Диагностика по определению финансовой грамотности» (авторы - М. С. Семенова, О. С. Торопова); комплексное онлайн-тестирование на сайте «Фин. тестирование». На основании полученных результатов первичной диагностики, которая проводилась по методике «Диагностика по определению финансовой грамотности» (авторы - М. С. Семенова, О. С. Торопова),
можно сделать вывод о том, что в «группе риска» находится 5 учеников (25%). Это те младшие школьники, которые имеют низкий уровень речевого развития.
Исходя из результатов первичной диагностики, нами были разработаны методические рекомендации по формированию основ финансовой грамотности младших школьников на уроках математики, на наш взгляд их применение на уроке математики значительно повысит уровень знаний учащихся в области финансового образования.
Данный комплекс включает в себя: математические задачи, приемы, дидактические игры, проектную деятельность, логические задачи, сюжетно­ролевые игры, творческую работу.


1. Абросимова, Е. А. Финансовая грамотность : материалы для
воспитанников детских домов и учащихся школ интернатов / Е. А. Абросимова. - Москва : ВИТА - ПРЕСС, 2014. - 192 с.
2. Аменд, А. Ф. Состояние и развитие теории и практики экономического воспитания школьников / А. Ф. Аменд. - Челябинск : ЧГПИ, 2019. - 157 с.
3. Антонова, Ю. В. Как и о чем говорить с детьми на уроках финансовой грамотности : учебное пособие для учителей начальных классов и работников системы дополнительного образования / Ю. В. Антонова. - Москва : ВИТА - ПРЕСС, 2020. - 80 с.
4. Брехова, Ю. В. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы / Ю. В. Брехова, А. П. Алмосов, Д. Ю. Завьялов. - Москва : ВИТА - ПРЕСС, 2020. - 236 с.
5. Брехова, Ю. В. Финансовая грамотность : материалы для учащихся / Ю. В. Брехова, А. П. Алмосов, Д. Ю. Завьялов. - Москва : ВИТА-ПРЕСС, 2019. - 201 с.
6. Бузин, В. А. Вопросы формирования финансовой грамотности младших школьников / В. А Бузин, И. А. Кузьменко. - [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.rU/article/n/voprosy-formirovaniya-finansovoy-gramo (дата обращения 13.12.2022)
7. Васильев, Ю. К. Экономическое воспитание и образование подрастающего поколения / Ю. К. Васильев, И. А. Сасова // Советская педагогика. - 1983. - № 1. - С. 25 - 36.
8. Виневская, А. В. Педагогические технологии: вопросы теории и практики внедрения / А. В. Виневская. - Ростов - на - Дону : Феникс, 2014. - 253 с.
9. Власов, Д. А. Типовые задачи образовательной области «финансовая математика» для учащихся школ / Д. А. Власов // Школьная педагогика. - 2016. - №4. - С. 23-26.
10. Гаркуша, Н. В. Роль финансовой грамотности в развитии системы формирования социально - экономического потенциала человеческого капитала / Н. В. Гаркуша, А. И. Медведев // Власть и управление на Востоке России. - 2019. - № 4. - С. 76 - 81.
11. Глебова, Г. Д. Экономическое воспитание школьников / Г. Д. Глебова. - Москва : ВИТА - ПРЕСС, 2020. - 264 с.
12. Гловели, Г. Д. Финансовая грамотность : Материалы для учащихся (4 класс) / Г. Д. Гловели. - Москва : ВИТА - ПРЕСС, 2014. - 229 с.
13. Горяев, А. П. Основы финансовой грамотности. Методические рекомендации / А. П. Горяев, В. В. Чумаченко. - Москва : ВИТА - ПРЕСС,
2018. - 178 с.
14. Давыдов, В. В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте. / В. В. Давыдов // Возрастная и педагогическая психология. - Москва, 2016. - 28 с.
15. Евменова, Г. М. Детский экономический словарь, или Маленькие рассказы не очень маленьким детям об экономике / Г. М. Евменова, О. И. Меньшикова. - Москва : Просвещение, 2017. - 104 с....45


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ