Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Система исследовательских работ как средство повышения качества обучения физике обучающихся основной школы

Работа №171682

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы59
Год сдачи2024
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ . ... 10
1.1 Исследовательская деятельность обучающихся, как неотъемлемая
часть современного урока физики 10
2.2 Основные подходы к организации исследовательской деятельности
обучающихся по физике 19
ГЛАВА 2. УРОКИ - ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ФИЗИКЕ КАК СРЕДСТВО АКТИВАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ 27
2.1 Структура и содержание уроков - исследований по физике для 7
классов 27
2.2 Педагогический эксперимент по проведению уроков-исследований
для учащихся 7 классов 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
Список используемых источников 57

Исследование эффективности образовательных учреждений и системы образования в целом традиционно осуществляется путем оценки уровня освоения знаний учащимися. В настоящее время широко используются диагностические и всероссийские проверочные работы для объективной оценки текущего состояния обучения по различным предметам. Одной из целей таких исследований является выявление практического применения полученных знаний учениками.
Однако наблюдается небольшая группа учащихся, которые испытывают затруднения в усвоении отдельных предметов или нескольких дисциплин одновременно. Физика часто оказывается среди таких предметов. Несмотря на то, что физика является одной из сложных наук для изучения, это не оправдание для получения неудовлетворительных результатов. Осознание математических основ необходимо для успешного усвоения физических законов. Поэтому ученики, сталкивающиеся с трудностями в изучении математики, автоматически сталкиваются с серьезными препятствиями при освоении физики.
Данные, приведенные А.Р. Пентиным на семинаре в ВШЭ, свидетельствуют о снижении процента учеников с отличными знаниями и умениями в области физики среднего звена за период с 1996 по 2023 год. Это может указывать на некоторые проблемы в образовательной системе, требующие внимания и корректировки[13].
Интересный вывод экспертов ВШЭ о том, что с возрастом школьники справляются хуже с заданиями исследований, также заслуживает внимания. Это может быть связано с различными факторами, такими как изменение интересов учащихся, методы обучения, уровень мотивации и т.д.
Предложение о необходимости пересмотра подхода к написанию школьных учебников, с акцентом на эксперименте, исследовательской работе и анализе научных данных, выглядит перспективным. Такой подход может способствовать более глубокому пониманию материала и развитию критического мышления у учащихся.
Однако, как отмечает А.Р. Пентин, для внедрения новых методик необходимо пересмотреть программу обучения и возможно сократить ее объем. Это вызывает важный вопрос о том, каким образом можно балансировать между сохранением ключевых знаний и введением инновационных подходов к обучению.
Так же исследование показало, результаты, которые указывают на значительные различия в способе оценки знаний по физике между двумя исследованиями TIMSS и PISA. TIMSS (Международное исследование успехов учащихся в области физики и естественных наук) и PISA (Программа международной оценки образовательных достижений учащихся) представляют разные подходы к оценке знаний учащихся. В то время как TIMSS сосредотачивается на проверке знаний и умений в конкретных предметах, таких как физика, PISA оценивает способность учащихся применять свои знания в реальных ситуациях, а также их способность к критическому мышлению и рассуждению. Таким образом, различия в результатах могут быть обусловлены тем, что ученики могут хорошо знать теорию физики, но испытывать трудности в применении своих знаний на практике или в рассуждении о физических явлениях. Это может указывать на необходимость изменения методов обучения и оценки знаний, чтобы более эффективно развивать у учащихся навыки применения знаний и критического мышления в области физики. Такие выводы могут послужить основой для пересмотра программы обучения и методик преподавания физики, чтобы лучше подготовить учащихся к применению своих знаний в реальной жизни.
Современное образование должно быть ориентировано на развитие учеников как личностей, способных критически мыслить, исследовать и применять свои знания на практике. В контексте обучения физике это особенно важно, так как физика является одним из ключевых предметов, формирующих научное мышление и понимание мира.
Использование новых технологий, интерактивных демонстраций, виртуальных экспериментов и компьютерных моделей может значительно обогатить учебный процесс по физике. Это не только сделает материал более доступным и интересным для учеников, но также поможет им лучше понять физические явления через визуальное восприятие.
Кроме того, важно создавать условия для проведения физических опытов и исследовательской работы в классе. Это может включать в себя создание лабораторных рабочих мест, оборудование для проведения простых и интересных экспериментов, а также стимулирование учащихся к самостоятельному исследовательскому мышлению.
Многие педагоги, когда приходят на урок, то вспоминают слова Л. Д. Ландау: «Главное, делайте всё с увлечением! Это страшно украшает нашу жизнь!» Эти слова успешно совершенствуют учебный процесс, создают на уроках обстановку сотрудничества, тогда и ученик, и педагог становятся увлеченными коллегами. Для того, чтобы оставаться сотрудниками и не растерять себя как учитель, необходимо использовать полноценный современный урок на деятельной основе и ориентированный на развитие личности школьника[21].
Адаптация учебного процесса к современным реалиям и потребностям учеников является важным аспектом образования. Использование современных технологий, учет психологических аспектов обучения и развитие личности школьника должны быть в центре внимания при организации уроков. Современный учитель должен быть готов к постоянному развитию и адаптации своих методик под изменяющиеся условия. Включение компьютерных средств обучения, интерактивных технологий и использование интернета может значительно обогатить учебный процесс и сделать его более привлекательным для учеников. Одновременно с этим, важно помнить, что технологии должны быть вспомогательным инструментом, а не заменой для качественного обучения. Педагогические методики, направленные на развитие личности школьника, формирование критического мышления и способности к самостоятельной работе, остаются ключевыми в образовательном процессе.
Действительно, система исследовательских работ может быть полезным инструментом для повышения качества обучения физике в основной школе. Она позволяет учащимся активно участвовать в процессе обучения, развивать навыки исследования, критического мышления и применения полученных знаний на практике.
Однако может возникнуть диспут в связи с необходимостью балансирования между системностью исследовательской работы и структурированностью учебного процесса. Важно, чтобы исследовательские работы не приводили к потере системности и последовательности в изучении материала. Структурированный подход к изучению физики в основной школе имеет свою важность, поскольку он помогает учащимся усваивать основы физических законов и моделей[15].
Для успешной реализации системы исследовательских работ важно разработать методики, которые позволят интегрировать их в учебный процесс таким образом, чтобы они дополняли традиционные методы обучения, а не заменяли их. Такой подход позволит сбалансировать системность изучения материала с активным участием учащихся в исследовательской деятельности.
Таким образом можно выделить противоречие, заключающееся в том, что
с одной стороны, система исследовательских работ является эффективным инструментом для развития у обучающихся навыков самостоятельного поиска информации, анализа данных, критического мышления и решения проблем и с другой стороны, недостаточностью методического обеспечения исследовательской деятельности обучающихся основной школы.
Указанное противоречие определило проблему исследования, заключающуюся в разработке подходов к организации исследовательской деятельности обучающихся 7 классов на уроках физики.
Для решения данной проблемы можно применить следующую стратегию: Расширение доступности ресурсов: Учащимся нужно
предоставить доступ к разнообразным ресурсам, чтобы помочь им лучше понять физику и получить дополнительную информацию. Это может включать доступ к онлайн-базам данных, видеоурокам, учебникам и другим образовательным ресурсам.
Объект исследования: процесс обучения физике в основной школе.
Предмет исследования: организация и проведение исследовательских работ учащимися основной школы на занятиях по физике.
Цель данной работы заключается в разработке подходов к организации исследовательской деятельности обучающихся основной школы на уроках физики.
Гипотеза: Внедрение системы исследовательских работ в обучении физике в основной школе может повысить качество обучения и улучшить понимание обучающимися изучаемого материала.
Исходя из поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить научно- и учебно- методическую литературу, посвященную теме данной работы;
2. Разработать подходы к организации исследовательской деятельности по физике в основной школе;
3. Сконструировать систему исследовательских уроков, направленных на повышение качества обучения физике обучающихся 7 классов;
4. Провести апробацию разработанной системы уроков.
При решении вышеперечисленных задач можно использовать следующие методы:
Теоретические методы исследования - абстракция, конкретизация, анализ и синтез, индукция и дедукция, а также методы классификации, сравнения и обобщения.
Эмпирические методы — выявление объективных фактов, как правило, со стороны их очевидных связей.
Статистические методы - научные методы описания и изучения массовых явлений, допускающих количественное (численное) выражение.
Практическая значимость состоит в разработке и внедрении в процесс обучения физике системы исследовательских уроков для 7 классов, способствующих повышению качества обучения.
Апробация разработанных систем исследовательских работ как средства повышения качества обучения физике обучающихся основной школы проводилась в два этапа на протяжении всей педагогической интернатуры, педагогической практике 4 курса, на базе МАОУ СШ №27 г. Красноярска. Первый этап проходил осенью 2023 года, второй - весной 2024 года. В эксперименте были задействованы одни и те же учащиеся седьмых классов. Данная дипломная работа состоит из введения, содержания, двух глав, заключения и библиографического списка.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе проведения эксперимента система исследовательской деятельности рассматривалась как средство повышения качества преподавания физики учащимся основной школы, а именно учеников 7 класса. Анализировались теоретические основы организации исследовательской деятельности учащихся, учитывались особенности и методы проведения физических исследований в основной школе, изучались способы оценки эффективности исследовательской системы для повышения качества образования.
На основе анализа можно сделать следующие выводы: Исследовательская деятельность является важным элементом современного образования, способствующим развитию навыков учащихся в самостоятельном поиске информации, критическом мышлении и творческих подходах к решению проблем. В процессе исследования, учащиеся приобретают опыт работы с различными источниками информации, учатся анализировать полученные данные и делать обоснованные выводы.
Организация исследовательской деятельности по физике требует тщательной подготовки и планирования со стороны учителя. Необходимо определить объект и цель исследования, разработать план работы и выбрать необходимые материалы и оборудование. Также важно оказывать поддержку и помощь ученикам на всех этапах работы.
Для повышения эффективности исследований необходимо использовать различные формы и методы реализации. Это могут быть как индивидуальные, так и групповые проекты, эксперименты, наблюдения и т. д. Разнообразие форм и методов позволяет учитывать интересы и способности каждого ученика, что способствует повышению мотивации и интереса к изучению физики.
Оценка эффективности исследовательской системы основывается на анализе результатов исследования, таких как уровень знаний, навыков и способностей учащихся, их мотивация и интерес к предмету. Также важно учитывать мнение учителей и родителей о влиянии исследований на качество физического воспитания.
Исследовательская система может быть эффективным средством повышения качества обучения физики, если она организована с учетом возрастных особенностей учащихся, их интересов и способностей. В то же время важно оказывать поддержку и руководство со стороны учителя на всех этапах работы.
Поэтому система научно-исследовательской деятельности является перспективным направлением развития методов преподавания физики в основной школе. Это способствует формированию научного мировоззрения учащихся, развитию творческих способностей и повышению качества образования. Однако для ее успешной реализации необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, оказывать поддержку и поддержку на всех этапах работы, а также оценивать эффективность системы на основе анализа результатов обучения.


1. Алексеева Е. А., Морозова М. В. Организация проектной и исследовательской деятельности для формирования естественно-научной грамотности // Видеонаука. 2022. №1 (23). URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/organizatsiya-proektnoy-i- issledovatelskoydeyatelnosti-dlya-formirovaniya-estestvenno-nauchnoy- gramotnosti (дата обращения: 15.04.2024).
2. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. / Ш.А. Амонашвили - М., «Университет», 1990 г
3. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.В. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.
4. Бабанский Ю.К. Методы стимулирования учебной деятельности школьников в процессе обучения // Выбор методов обучения в средней школе / под ред. Ю.К. Бабанского. — М., 1987. - С. 118-131.
5. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. - М.: Эскимо, 2010. - 209 с.
6. Гальперин, П.Я. Формирование умственных действий и понятий / П. Я. Гальперин. М.: Прогресс, 1965. - 206 с. 10. Гузеев, В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование, 2019. - с.194-197.
7. Генденштейн Л. Э. «Физика. 7 класс» - М.: Мнемозина, 2012 - 255 с.
8. Гликман И.З. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 031000 "Педагогика и психология" / И. 9. Гликман. - Москва: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. - 175 с.
10. Гуревич Ю. Л. Обучение приемам мыслительной деятельности на уроках физики [текст]/ Ю.Л.Гуревич // Физика в школе. - 1999. - №8. - С. 47.
11. Даринская Л.А. Творческий потенциал учащихся. Методология, теория, практика [текст]: монография/ Л.А.Даринская. - СПБ.: А1111О, 2005. - 293 с.
12. Дереклеева Н.И. «Научно-исследовательская работа в школе» - М.: «Вербум-М», 2020 г.
13. Едиханова, Г. Г. Формирование познавательных интересов обучающихся / Г. Г. Едиханова. — [Текст] // Молодой ученый. — 2016. — № 30 (134). — С. 47 381-383. — URL: https://moluch.ru/archive/134/37595/ (Дата обращения 05.10.2022).
14. Жаркова Анна Андреевна Главное, делайте всё с увлечением! [Текст] / Жаркова Анна Андреевна // Современный урок. — 2020. — № 5. — С. 121-127.
15. Зинковский В. И. Проблемы преподавания физики в основной и старшей школах в современных условиях [текст]/ В.И.Зинковский // Потенциал. - 2005. - № 4....32


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ