Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

Работа №171664

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы54
Год сдачи2024
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
28
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития языковой компетенции обучающихся на уроках английского языка в основной школе 6
1.1 Языковая компетенция как неотъемлемая часть обучения иностранному
языку 6
1.2 Специфика формирования языковой компетенции в основной школе 11
1.3 Аутентичные материалы как средство формирования языковой компетенции
в основной школе 15
Выводы к главе 1 21
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию языковой компетенции на уроке английского языка в 7 классе 22
2.1 Диагностика уровня сформированности языковой компетенции учащихся 7
класса 22
2.2 Комплекс упражнений на базе аутентичных видеоматериалов для
формирования языковой компетенции семиклассников
27
2.3 Контрольный этап опытно-экспериментальной работы по формированию
языковой компетенции семиклассников 33
Выводы к главе 2 36
Заключение 40
Список использованной литературы 41
Приложение А. Diagnostic test 45
Приложение Б. Ratatouille - Grammar and Vocabulary Quiz 46
Приложение В. Cool Facts About Ice-Cream 48
Приложение Г. Shopping With Augmented Reality 50
Приложение Д. Fun Facts About Chocolate 51
Приложение Ж. Revision test 52

Современное образовательное пространство характеризуется стремительными процессами цифровизации, интеграции и стандартизации. Гуманизация и демократизация обучения, тенденции открытости и непрерывности направлены на воспитание личности, креативно и критически мыслящей, активно познающей мир, умеющей нестандартно подходить к решению различных проблем.
В последнее десятилетие наблюдается «трансформация взглядов на владение иностранным языком» [1], которое обеспечивает «быстрый доступ к передовым международным научным и технологическим достижениям и расширяет возможности образования и самообразования» [1]. Изучение английского языка становится особенно востребовано, так как английский язык в условиях нового цифрового мира является своего рода универсальным языковым кодом, понятным большей части человечества. Подходы к преподаванию английского языка за последние десятилетия также изменились. Английский язык должен быть не просто «багажом» усвоенных слов и грамматических конструкций - он должен «работать», то есть служить орудием коммуникации и получения информации (концепция «language as a tool»). Поэтому среди современных технологий обучения английскому языку особенно актуальным является коммуникативный подход, направленный на формирование коммуникативной компетенции обучающихся. Приоритет коммуникативной направленности обучения иностранному языку заявлен ФГОС: «Изучение иностранного языка направлено на формирование
коммуникативной культуры обучающихся, осознание роли языков как инструмента межличностного и межкультурного взаимодействия» [1].
Важнейшим элементом иноязычной коммуникативной компетенции является языковая компетенция, под которой понимается знание явлений различных уровней языковой системы и умение использовать их в речевой деятельности и понимать в речи других людей.
Сущность и структура языковой компетенции как ключевой составляющей изучения иностранного языка рассматривались в трудах Е.И. Пассова, М.В. Вятютнева, А.В. Хуторского, И.Л. Бим, Н. Холмского, Д. Хаймса, К. Кина, Я. ван Эка, В.В. Сафоновой, Н.Д. Гальсковой, И. А. Зимней, А.А. Миролюбова и других ученых-лингвистов.
Современная методика называет формирование языковой компетенции приоритетным направлением на всех этапах обучения иностранному языку. Формирование и совершенствование языковых навыков приобретает особую важность в основной школе, когда овладение языковой компетенцией является залогом успешной иноязычной коммуникации и мотивирует учащегося на дальнейшее освоение иностранного языка. Таким образом, актуальность нашей работы обусловлена важностью развития языковой компетенции как важнейшего условия осуществления эффективной иноязычной коммуникации.
Объект исследования: формирование языковой компетенции в обучении иностранному языку как важнейшей составляющей коммуникативной компетенции.
Предмет исследования: эффективные методы формирования языковой компетенции учащихся в основной школе.
Целью данной работы является изучение процесса формирования языковой компетенции на уроках английского языка в основной школе для выявления эффективных методов и подходов к развитию языковых навыков учащихся.
С учетом поставленной цели решаются следующие задачи исследования:
1. Проанализировать подходы к определению понятия языковой компетенции.
2. Определить специфику формирования языковой компетенции в основной школе.
3. Раскрыть дидактический потенциал аутентичных материалов как средства формирования языковой компетенции.
4. Представить результаты опытно -экспериментальной работы по формированию языковой компетенции учащихся основной школы.
5. Разработать комплекс заданий с использованием аутентичных видеоматериалов, направленный на развитие и совершенствования языковых навыков и умений.
Для решения поставленных задач в ходе исследования были применены следующие методы: теоретический анализ педагогической, психологической и методической литературы по исследуемой проблеме; комплексное изучение и обобщение педагогического опыта; метод моделирования условий предстоящей деятельности; рефлексивно-оценочные процедуры; обобщение практического опыта; метод сравнительно-сопоставительного анализа.
Теоретическую базу исследования составляют положения о сущности и структуре языковой компетенции, изложенные в трудах Е.И. Пассова, М.В. Вятютнева, А.В. Хуторского, И.Л. Бим, Н. Холмского, Д. Хаймса, Я. ван Эка, В.В. Сафоновой, Н.Д. Гальсковой, И.А. Зимней, А.А. Миролюбовой; работы Г.И. Ворониной, Н.А. Савиновой и других, посвященных дидактическому потенциалу аутентичных материалов.
Научная новизна работы состоит в разработке комплекса заданий, позволяющих более эффективной формировать компоненты языковой компетенции учащихся основной школы.
Практическая ценность работы состоит в возможности использования ее результатов при развитии языковой компетенции на уроке английского языка в 7 классе.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и 6 приложений.
Во введении обосновываются актуальность работы, формулируются ее цель, задачи и практическая значимость, определяются объект и предмет исследования, описываются методы, структура и содержание работы.
Первая глава ВКР посвящена теоретическим основам языковой компетенции на уроке английского языка: дается характеристика понятию языковой компетенции, рассматривается специфика формирования языковой компетенции в основной школе и актуальные современные педагогические технологии преподавания иностранного языка, способствующие формированию языковой компетенции как составляющей компетенции коммуникативной.
Вторая глава представляет результаты опытно-экспериментальной работы по формированию языковой компетенции учащихся 7 класса, а именно: результаты диагностического оценивания уровня сформированности языковой компетенции; комплекс упражнений с использованием аутентичных видеоматериалов, нацеленный на более эффективное развитие языковых умений и навыков по заданной теме; результаты выходного оценивания уровня сформированности языковой компетенции учащихся по данной теме.
В заключении обобщаются результаты проведенного исследования, излагаются основные выводы, намечается перспектива дальнейшего изучения проблемы.
Список использованных источников включает 32 наименование работ отечественных и зарубежных авторов, учебник по английскому «Spotlight - 7», а также нормативные документы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе исследования были сделаны следующие выводы.
1. Языковая компетенция является сложным, многогранным понятием, подразумевающим владение определенным набором знаний, умений и навыков на различных уровнях языковой системы (фонетическом, лексическом и грамматическом), позволяющим осуществлять иноязычную речевую деятельность в соответствии с языковыми нормами изучаемого языка в разных сферах деятельности.
2. Вопросы формирования языковой компетенции находятся в фокусе научных интересов зарубежных и отечественных исследователей Е.И. Пассова, М.В. Вятютнева, А.В. Хуторского, И.Л. Бим, Н. Холмского, Д. Хаймса, К. Кина, Я. ван Эка, В.В. Сафоновой, Н.Д. Гальсковой, И. А. Зимней, А.А. Миролюбова и других.
3. Процесс формирования языковой компетенции как составной части коммуникативной компетенции в школе основан на применении деятельностного и гуманистического подходов и нацелен на развитие фонетико-фонологической, лексической и грамматической компонентов языковой компетенции.
4. Среди подходов, направленных на реализацию коммуникативной методики обучения и формирование языковой компетенции учащихся как неотъемлемого компонента коммуникативной компетенции, мы выделили работа с аутентичными материалами. Использование аутентичных видеоматериалов имеет значительный дидактический потенциал для реализации коммуникативного подхода в обучении иностранному языку и может способствовать более эффективному формированию языковой компетенции.
5. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию языковой компетенции на уроке английского языка в 7 классе подтвердили потенциал аутентичных материалов как эффективного средства формирования языковой компетенции учащихся.
6. Был разработан комплекс заданий к модулю 9 УМК «Spotlight» для 7­го класса «Shopping Time». Выходное оценивание, проведенное в форме тестирования, показало более высокий уровень сформированности языковой компетенции учащихся по данной теме при условии использования аутентичных видеоматериалов. При этом процесс формирования языковых навыков учащихся должен быть более длительным, последовательным и систематическим.


1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - ФГОС ООО [Электронный ресурс]. - URL: https://infourok.ru/programma-fgos-2022-2023-anglijskij-yazyk- 6228003.html.
2. Бим И.Л. Компетентностный подход к образованию и обучению
иностранным языкам // Компетенции в образовании: опыт
проектирования: Сб. научных трудов. - М.: ИНЭК, 2007. - С. 156-163.
3. Ваулина Ю.Е., Дули Дженни, Подоляко О.Е., Эванс В. Spotlight 7.
Student's book / Английский в фокусе 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Express Publishing:
Просвещение, 2010. - 213 с.
4. Воронина Г.И. Организация работы с аутентичными текстами молодежной прессы в старших классах школ с углубленным изучением иностранного языка / Г.И. Воронина // Иностранные языки в школе. - 1999. - № 2. - С. 23-25.
5. Вятютнев М.Н. Коммуникативная направленность обучения русскому языку в зарубежных школах [Текст] / М. Н. Вятютнев // Русский язык за рубежом. - 1977. - № 6. - С. 38-45.
6. Гальскова Н.Д. Методика обучения иностранным языкам: учеб. пособие / Н.Д. Гальскова, А.П. Василевич, Н.В. Акимова. - Ростов н/Д: Феникс, 2017. - 350 с.
7. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования [Текст] / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. -
2003. - № 5. - С. 34-42.
8. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке: Кн. для учителя. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1985. - 160 с.
9. Каплун О.А. Сравнительная характеристика понятий «лингвистическая
компетенция» и «языковая компетенция» и их структурных компонентов в методике преподавания русского и иностранного языков // ЖУРНАЛ Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2004. - С. 277-279 // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка»
[Электронный ресурс]. - URL:
https ://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnaya-harakteristika-ponyatiy- lingvisticheskaya-kompetentsiya-i-yazykovaya-kompetentsiya-i-ih- strukturnyh-komponentov-v/viewer.
10. Кричевская К.С. Прагматические материалы, знакомящие учеников с культурой и средой обитания жителей страны изучаемого языка / К.С. Кричевская // Иностранные языки в школе. - 1996. - № 1. - С. 13-17.
11. Кузин А.А., Щербакова М.В. Игровые образовательные технологии в
обучении иностранным языкам. В кн.: Инновационные технологии обучения иностранному языку в вузе и школе: реализация современных ФГОС: сборник научных трудов по материалам Четвертой
Международной научно-практической конференции (г. Воронеж, 19-20 февраля 2019 г.): в 2 ч. / [отв. ред. М.В. Щербакова]; Воронежский государственный университет. - Воронеж: Издательский дом ВГУ. - 2019.
12. Маркова М.Г. Методика использования аутентичных видеоматериалов
на уроках английского языка, 17.10.2021 // Образовательная социальная сеть nsportal.ru [Электронный ресурс]. - URL:
https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy- yazyk/library/2021/10/17/metodika-ispolzovaniya-autentichnyh.
13. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность / под ред. А.А. Миролюбова. - Обнинск: Титул, 2010. - 464 с.
14. Новые технологии в обучении иностранным языкам [Электронный
ресурс]: сборник материалов региональной научно-практической конференции (Омск, 1 июня 2020) / [отв. ред. С.М. Богатова]. - Электрон. текст. дан. - Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2020.
15.Оглуздина Т.П. Развитие содержания понятия «языковая компетенция» в истории лингвистики и теории обучения иностранным языкам // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. - Выпуск 2 (104). - С. 91-94...32


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ