ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития языковой компетенции обучающихся на уроках английского языка в основной школе 6
1.1 Языковая компетенция как неотъемлемая часть обучения иностранному
языку 6
1.2 Специфика формирования языковой компетенции в основной школе 11
1.3 Аутентичные материалы как средство формирования языковой компетенции
в основной школе 15
Выводы к главе 1 21
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию языковой компетенции на уроке английского языка в 7 классе 22
2.1 Диагностика уровня сформированности языковой компетенции учащихся 7
класса 22
2.2 Комплекс упражнений на базе аутентичных видеоматериалов для
формирования языковой компетенции семиклассников
27
2.3 Контрольный этап опытно-экспериментальной работы по формированию
языковой компетенции семиклассников 33
Выводы к главе 2 36
Заключение 40
Список использованной литературы 41
Приложение А. Diagnostic test 45
Приложение Б. Ratatouille - Grammar and Vocabulary Quiz 46
Приложение В. Cool Facts About Ice-Cream 48
Приложение Г. Shopping With Augmented Reality 50
Приложение Д. Fun Facts About Chocolate 51
Приложение Ж. Revision test 52
Глава 1. Теоретические основы развития языковой компетенции обучающихся на уроках английского языка в основной школе 6
1.1 Языковая компетенция как неотъемлемая часть обучения иностранному
языку 6
1.2 Специфика формирования языковой компетенции в основной школе 11
1.3 Аутентичные материалы как средство формирования языковой компетенции
в основной школе 15
Выводы к главе 1 21
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию языковой компетенции на уроке английского языка в 7 классе 22
2.1 Диагностика уровня сформированности языковой компетенции учащихся 7
класса 22
2.2 Комплекс упражнений на базе аутентичных видеоматериалов для
формирования языковой компетенции семиклассников
27
2.3 Контрольный этап опытно-экспериментальной работы по формированию
языковой компетенции семиклассников 33
Выводы к главе 2 36
Заключение 40
Список использованной литературы 41
Приложение А. Diagnostic test 45
Приложение Б. Ratatouille - Grammar and Vocabulary Quiz 46
Приложение В. Cool Facts About Ice-Cream 48
Приложение Г. Shopping With Augmented Reality 50
Приложение Д. Fun Facts About Chocolate 51
Приложение Ж. Revision test 52
Современное образовательное пространство характеризуется стремительными процессами цифровизации, интеграции и стандартизации. Гуманизация и демократизация обучения, тенденции открытости и непрерывности направлены на воспитание личности, креативно и критически мыслящей, активно познающей мир, умеющей нестандартно подходить к решению различных проблем.
В последнее десятилетие наблюдается «трансформация взглядов на владение иностранным языком» [1], которое обеспечивает «быстрый доступ к передовым международным научным и технологическим достижениям и расширяет возможности образования и самообразования» [1]. Изучение английского языка становится особенно востребовано, так как английский язык в условиях нового цифрового мира является своего рода универсальным языковым кодом, понятным большей части человечества. Подходы к преподаванию английского языка за последние десятилетия также изменились. Английский язык должен быть не просто «багажом» усвоенных слов и грамматических конструкций - он должен «работать», то есть служить орудием коммуникации и получения информации (концепция «language as a tool»). Поэтому среди современных технологий обучения английскому языку особенно актуальным является коммуникативный подход, направленный на формирование коммуникативной компетенции обучающихся. Приоритет коммуникативной направленности обучения иностранному языку заявлен ФГОС: «Изучение иностранного языка направлено на формирование
коммуникативной культуры обучающихся, осознание роли языков как инструмента межличностного и межкультурного взаимодействия» [1].
Важнейшим элементом иноязычной коммуникативной компетенции является языковая компетенция, под которой понимается знание явлений различных уровней языковой системы и умение использовать их в речевой деятельности и понимать в речи других людей.
Сущность и структура языковой компетенции как ключевой составляющей изучения иностранного языка рассматривались в трудах Е.И. Пассова, М.В. Вятютнева, А.В. Хуторского, И.Л. Бим, Н. Холмского, Д. Хаймса, К. Кина, Я. ван Эка, В.В. Сафоновой, Н.Д. Гальсковой, И. А. Зимней, А.А. Миролюбова и других ученых-лингвистов.
Современная методика называет формирование языковой компетенции приоритетным направлением на всех этапах обучения иностранному языку. Формирование и совершенствование языковых навыков приобретает особую важность в основной школе, когда овладение языковой компетенцией является залогом успешной иноязычной коммуникации и мотивирует учащегося на дальнейшее освоение иностранного языка. Таким образом, актуальность нашей работы обусловлена важностью развития языковой компетенции как важнейшего условия осуществления эффективной иноязычной коммуникации.
Объект исследования: формирование языковой компетенции в обучении иностранному языку как важнейшей составляющей коммуникативной компетенции.
Предмет исследования: эффективные методы формирования языковой компетенции учащихся в основной школе.
Целью данной работы является изучение процесса формирования языковой компетенции на уроках английского языка в основной школе для выявления эффективных методов и подходов к развитию языковых навыков учащихся.
С учетом поставленной цели решаются следующие задачи исследования:
1. Проанализировать подходы к определению понятия языковой компетенции.
2. Определить специфику формирования языковой компетенции в основной школе.
3. Раскрыть дидактический потенциал аутентичных материалов как средства формирования языковой компетенции.
4. Представить результаты опытно -экспериментальной работы по формированию языковой компетенции учащихся основной школы.
5. Разработать комплекс заданий с использованием аутентичных видеоматериалов, направленный на развитие и совершенствования языковых навыков и умений.
Для решения поставленных задач в ходе исследования были применены следующие методы: теоретический анализ педагогической, психологической и методической литературы по исследуемой проблеме; комплексное изучение и обобщение педагогического опыта; метод моделирования условий предстоящей деятельности; рефлексивно-оценочные процедуры; обобщение практического опыта; метод сравнительно-сопоставительного анализа.
Теоретическую базу исследования составляют положения о сущности и структуре языковой компетенции, изложенные в трудах Е.И. Пассова, М.В. Вятютнева, А.В. Хуторского, И.Л. Бим, Н. Холмского, Д. Хаймса, Я. ван Эка, В.В. Сафоновой, Н.Д. Гальсковой, И.А. Зимней, А.А. Миролюбовой; работы Г.И. Ворониной, Н.А. Савиновой и других, посвященных дидактическому потенциалу аутентичных материалов.
Научная новизна работы состоит в разработке комплекса заданий, позволяющих более эффективной формировать компоненты языковой компетенции учащихся основной школы.
Практическая ценность работы состоит в возможности использования ее результатов при развитии языковой компетенции на уроке английского языка в 7 классе.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и 6 приложений.
Во введении обосновываются актуальность работы, формулируются ее цель, задачи и практическая значимость, определяются объект и предмет исследования, описываются методы, структура и содержание работы.
Первая глава ВКР посвящена теоретическим основам языковой компетенции на уроке английского языка: дается характеристика понятию языковой компетенции, рассматривается специфика формирования языковой компетенции в основной школе и актуальные современные педагогические технологии преподавания иностранного языка, способствующие формированию языковой компетенции как составляющей компетенции коммуникативной.
Вторая глава представляет результаты опытно-экспериментальной работы по формированию языковой компетенции учащихся 7 класса, а именно: результаты диагностического оценивания уровня сформированности языковой компетенции; комплекс упражнений с использованием аутентичных видеоматериалов, нацеленный на более эффективное развитие языковых умений и навыков по заданной теме; результаты выходного оценивания уровня сформированности языковой компетенции учащихся по данной теме.
В заключении обобщаются результаты проведенного исследования, излагаются основные выводы, намечается перспектива дальнейшего изучения проблемы.
Список использованных источников включает 32 наименование работ отечественных и зарубежных авторов, учебник по английскому «Spotlight - 7», а также нормативные документы.
В последнее десятилетие наблюдается «трансформация взглядов на владение иностранным языком» [1], которое обеспечивает «быстрый доступ к передовым международным научным и технологическим достижениям и расширяет возможности образования и самообразования» [1]. Изучение английского языка становится особенно востребовано, так как английский язык в условиях нового цифрового мира является своего рода универсальным языковым кодом, понятным большей части человечества. Подходы к преподаванию английского языка за последние десятилетия также изменились. Английский язык должен быть не просто «багажом» усвоенных слов и грамматических конструкций - он должен «работать», то есть служить орудием коммуникации и получения информации (концепция «language as a tool»). Поэтому среди современных технологий обучения английскому языку особенно актуальным является коммуникативный подход, направленный на формирование коммуникативной компетенции обучающихся. Приоритет коммуникативной направленности обучения иностранному языку заявлен ФГОС: «Изучение иностранного языка направлено на формирование
коммуникативной культуры обучающихся, осознание роли языков как инструмента межличностного и межкультурного взаимодействия» [1].
Важнейшим элементом иноязычной коммуникативной компетенции является языковая компетенция, под которой понимается знание явлений различных уровней языковой системы и умение использовать их в речевой деятельности и понимать в речи других людей.
Сущность и структура языковой компетенции как ключевой составляющей изучения иностранного языка рассматривались в трудах Е.И. Пассова, М.В. Вятютнева, А.В. Хуторского, И.Л. Бим, Н. Холмского, Д. Хаймса, К. Кина, Я. ван Эка, В.В. Сафоновой, Н.Д. Гальсковой, И. А. Зимней, А.А. Миролюбова и других ученых-лингвистов.
Современная методика называет формирование языковой компетенции приоритетным направлением на всех этапах обучения иностранному языку. Формирование и совершенствование языковых навыков приобретает особую важность в основной школе, когда овладение языковой компетенцией является залогом успешной иноязычной коммуникации и мотивирует учащегося на дальнейшее освоение иностранного языка. Таким образом, актуальность нашей работы обусловлена важностью развития языковой компетенции как важнейшего условия осуществления эффективной иноязычной коммуникации.
Объект исследования: формирование языковой компетенции в обучении иностранному языку как важнейшей составляющей коммуникативной компетенции.
Предмет исследования: эффективные методы формирования языковой компетенции учащихся в основной школе.
Целью данной работы является изучение процесса формирования языковой компетенции на уроках английского языка в основной школе для выявления эффективных методов и подходов к развитию языковых навыков учащихся.
С учетом поставленной цели решаются следующие задачи исследования:
1. Проанализировать подходы к определению понятия языковой компетенции.
2. Определить специфику формирования языковой компетенции в основной школе.
3. Раскрыть дидактический потенциал аутентичных материалов как средства формирования языковой компетенции.
4. Представить результаты опытно -экспериментальной работы по формированию языковой компетенции учащихся основной школы.
5. Разработать комплекс заданий с использованием аутентичных видеоматериалов, направленный на развитие и совершенствования языковых навыков и умений.
Для решения поставленных задач в ходе исследования были применены следующие методы: теоретический анализ педагогической, психологической и методической литературы по исследуемой проблеме; комплексное изучение и обобщение педагогического опыта; метод моделирования условий предстоящей деятельности; рефлексивно-оценочные процедуры; обобщение практического опыта; метод сравнительно-сопоставительного анализа.
Теоретическую базу исследования составляют положения о сущности и структуре языковой компетенции, изложенные в трудах Е.И. Пассова, М.В. Вятютнева, А.В. Хуторского, И.Л. Бим, Н. Холмского, Д. Хаймса, Я. ван Эка, В.В. Сафоновой, Н.Д. Гальсковой, И.А. Зимней, А.А. Миролюбовой; работы Г.И. Ворониной, Н.А. Савиновой и других, посвященных дидактическому потенциалу аутентичных материалов.
Научная новизна работы состоит в разработке комплекса заданий, позволяющих более эффективной формировать компоненты языковой компетенции учащихся основной школы.
Практическая ценность работы состоит в возможности использования ее результатов при развитии языковой компетенции на уроке английского языка в 7 классе.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и 6 приложений.
Во введении обосновываются актуальность работы, формулируются ее цель, задачи и практическая значимость, определяются объект и предмет исследования, описываются методы, структура и содержание работы.
Первая глава ВКР посвящена теоретическим основам языковой компетенции на уроке английского языка: дается характеристика понятию языковой компетенции, рассматривается специфика формирования языковой компетенции в основной школе и актуальные современные педагогические технологии преподавания иностранного языка, способствующие формированию языковой компетенции как составляющей компетенции коммуникативной.
Вторая глава представляет результаты опытно-экспериментальной работы по формированию языковой компетенции учащихся 7 класса, а именно: результаты диагностического оценивания уровня сформированности языковой компетенции; комплекс упражнений с использованием аутентичных видеоматериалов, нацеленный на более эффективное развитие языковых умений и навыков по заданной теме; результаты выходного оценивания уровня сформированности языковой компетенции учащихся по данной теме.
В заключении обобщаются результаты проведенного исследования, излагаются основные выводы, намечается перспектива дальнейшего изучения проблемы.
Список использованных источников включает 32 наименование работ отечественных и зарубежных авторов, учебник по английскому «Spotlight - 7», а также нормативные документы.
В ходе исследования были сделаны следующие выводы.
1. Языковая компетенция является сложным, многогранным понятием, подразумевающим владение определенным набором знаний, умений и навыков на различных уровнях языковой системы (фонетическом, лексическом и грамматическом), позволяющим осуществлять иноязычную речевую деятельность в соответствии с языковыми нормами изучаемого языка в разных сферах деятельности.
2. Вопросы формирования языковой компетенции находятся в фокусе научных интересов зарубежных и отечественных исследователей Е.И. Пассова, М.В. Вятютнева, А.В. Хуторского, И.Л. Бим, Н. Холмского, Д. Хаймса, К. Кина, Я. ван Эка, В.В. Сафоновой, Н.Д. Гальсковой, И. А. Зимней, А.А. Миролюбова и других.
3. Процесс формирования языковой компетенции как составной части коммуникативной компетенции в школе основан на применении деятельностного и гуманистического подходов и нацелен на развитие фонетико-фонологической, лексической и грамматической компонентов языковой компетенции.
4. Среди подходов, направленных на реализацию коммуникативной методики обучения и формирование языковой компетенции учащихся как неотъемлемого компонента коммуникативной компетенции, мы выделили работа с аутентичными материалами. Использование аутентичных видеоматериалов имеет значительный дидактический потенциал для реализации коммуникативного подхода в обучении иностранному языку и может способствовать более эффективному формированию языковой компетенции.
5. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию языковой компетенции на уроке английского языка в 7 классе подтвердили потенциал аутентичных материалов как эффективного средства формирования языковой компетенции учащихся.
6. Был разработан комплекс заданий к модулю 9 УМК «Spotlight» для 7го класса «Shopping Time». Выходное оценивание, проведенное в форме тестирования, показало более высокий уровень сформированности языковой компетенции учащихся по данной теме при условии использования аутентичных видеоматериалов. При этом процесс формирования языковых навыков учащихся должен быть более длительным, последовательным и систематическим.
1. Языковая компетенция является сложным, многогранным понятием, подразумевающим владение определенным набором знаний, умений и навыков на различных уровнях языковой системы (фонетическом, лексическом и грамматическом), позволяющим осуществлять иноязычную речевую деятельность в соответствии с языковыми нормами изучаемого языка в разных сферах деятельности.
2. Вопросы формирования языковой компетенции находятся в фокусе научных интересов зарубежных и отечественных исследователей Е.И. Пассова, М.В. Вятютнева, А.В. Хуторского, И.Л. Бим, Н. Холмского, Д. Хаймса, К. Кина, Я. ван Эка, В.В. Сафоновой, Н.Д. Гальсковой, И. А. Зимней, А.А. Миролюбова и других.
3. Процесс формирования языковой компетенции как составной части коммуникативной компетенции в школе основан на применении деятельностного и гуманистического подходов и нацелен на развитие фонетико-фонологической, лексической и грамматической компонентов языковой компетенции.
4. Среди подходов, направленных на реализацию коммуникативной методики обучения и формирование языковой компетенции учащихся как неотъемлемого компонента коммуникативной компетенции, мы выделили работа с аутентичными материалами. Использование аутентичных видеоматериалов имеет значительный дидактический потенциал для реализации коммуникативного подхода в обучении иностранному языку и может способствовать более эффективному формированию языковой компетенции.
5. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию языковой компетенции на уроке английского языка в 7 классе подтвердили потенциал аутентичных материалов как эффективного средства формирования языковой компетенции учащихся.
6. Был разработан комплекс заданий к модулю 9 УМК «Spotlight» для 7го класса «Shopping Time». Выходное оценивание, проведенное в форме тестирования, показало более высокий уровень сформированности языковой компетенции учащихся по данной теме при условии использования аутентичных видеоматериалов. При этом процесс формирования языковых навыков учащихся должен быть более длительным, последовательным и систематическим.
Подобные работы
- ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2021 - РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ АУДИРОВАНИЯ ПРИ РАБОТЕ С
ПЕСЕННЫМ ТЕКСТОМ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2021 - Формирование лингвострановедческой компетенции при изучении английского языка на основе использования видеоматериала (YouTube-влоги)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4305 р. Год сдачи: 2018 - ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ ЛАТИНСКОГО И ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СТАРШИХ КЛАССАХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018 - ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «ПЕРЕВЁРНУТЫЙ КЛАСС» ПРИ ОБУЧЕНИИ ИЗУЧАЮЩЕМУ ЧТЕНИЮ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 9 КЛАССЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2024 - Формирование социокультурной компетенции на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС»
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022 - Использование безэкв и валентном лексики как средства формирования
социокультурной компетенции на уроках английского языка в 11 классе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - Использование английского фольклора для формирования лексической компетенции
на уроках английского языка в общей школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - «Использование аутентичных медиаматериалов в процессе формирования
социокультурной компетенции на уроках английского языка в средней
общеобразовательной школе»
Бакалаврская работа, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020





