Введение 3
1. Теоретические основы обучения лексической стороне речи на уроках английского языка в основной школе 6
1.1. Общая характеристика понятия лексическая сторона речи 6
1.2 Семантика слов: сущность понятия, характеристика 10
1.3. Технология формирования лексических навыков 16
Выводы по главе 1 23
2. Использование приема «Облако слов» при обучении лексической стороне речи на уроках английского языка в основной школе 25
2.1 Облако слов как один из приёмов совершенствования лексических навыков говорения на уроках английского языка 25
2.2. Разработка комплекса упражнений с методическим приемом «Облако слов» для 5 класса 33
2.3 Определение эффективности разработанного комплекса упражнений .... 38
Выводы по главе 2 41
Заключение 42
Список использованных источников 44
Приложение А 48
Приложение Б 49
Актуальность темы определяется тем, что важным аспектом обучения школьников является развитие лексической стороны речи, поскольку лексика играет ключевую роль в речевой деятельности. Учащиеся должны овладеть широким словарным запасом, который является необходимым для успешного общения и взаимодействия. Недостаточный словарный запас может вызывать у учащихся чувство неуверенности и нежелание как изучать, так и говорить на английском языке.
От степени усвоения лексического материала во многом зависит то, как учащийся умеет употреблять те или иные слова, насколько богат его словарный запас. Безусловно необходимо на всех этапах обучения организовывать взаимодействие в классе, но особенно важно это на начальных этапах. Нужно выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы в нем создавались различные ситуации для общения, применения и отработки изучаемой лексики [Щукин, 2006, с 479].
Кроме того, данная тема имеет практическую значимость для преподавателей английского языка, которые могут использовать полученные знания и навыки для разработки эффективных методик обучения.
Цель исследования - определение эффективности использования приема “Облако слов” при обучении лексической стороне речи на уроках английского языка.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «лексическая сторона речи»;
2. Охарактеризовать способы и приемы семантизации лексических единиц и контекстуальные факторы, влияющие на их выбор;
3. Рассмотреть технологию формирования лексических навыков;
4. Разработать комплекс упражнений для обучающихся 5 класса, направленный на семантизацию и первичное закрепление лексических единиц с помощью приема «Облако слов»;
5. Определить уровень сформированности лексических навыков у обучающихся 5 класса с использованием приема «Облако слов».
Объект исследования - процесс обучения лексической стороне речи в основной школе;
Предмет исследования - использование приема “Облако слов” при обучении лексической стороне речи на уроках английского языка.
Теоретико-методологическая база работы. В основу работы положено исследование научных публикаций по теме исследования, анализ примерных программ по английскому языку для основной школы. Теоретической основой данного исследования послужили работы таких авторов, как Верещагина И.Н., Рогова Г.В., Соловова Е.Н., Гез Н.И., Гальскова Н.Д., Мильруд Р.П., Дашкевич И.В., Деникаева Г.Р. и др.
Методы исследования: теоретические, такие как анализ литературных источников, научных публикаций, методических пособий, учебников, обобщение; также использовались методы систематизации и наблюдения.
Базой исследования является МАОУ СШ №17, Свердловского района, г. Красноярска. В исследовании участвовало 24 учащихся 5 класса.
Новизна исследования. Разработан комплекс упражнений для обучающихся 5 класса, иллюстрирующий возможные способы и приемы использования «Облако слов».
Теоретическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы для разработки и совершенствования учебно-методических комплексов, планирования занятий, составления учебных программ и требований.
Практическая значимость. Результаты могут быть использованы в качестве учебного материала для педагогов, учителей общеобразовательных школ, обучающих детей иностранному языку, педагогов дополнительного образования. Материалы могут быть использованы для формирования лексической компетенции, для улучшения освоения лексического материала.
Структура работы определена задачами исследования, логикой раскрытия темы. Дипломная работа состоит из введения, двух разделов и выводов по ним, заключения, списка литературы и приложения. Общий объем работы составляет 53 страницы.
Подводя итоги нашей работы, отметим, что в работе были решены следующие задачи:
Раскрыта сущность понятия «лексическая сторона речи».
Лексическая сторона речи - совокупность слов, используемых в языке для выражения конкретных понятий и идей. Лексическая сторона речи включает в себя словарный запас, синонимы, антонимы, омонимы, однокоренные слова и другие связанные с лексикой языка элементы. Она играет важную роль в формировании языковой коммуникации и понимании текстов. Лексическая сторона речи включает как активный, так и пассивный словарный запас, необходимый для полноценного использования языка в речи.
Охарактеризованы способы семантизации лексики на основном этапе обучения и исследованы контекстуальные факторы, влияющие на процесс семантизации лексических единиц в английском языке. Семантика слов была рассмотрена как основной элемент, способствующий глубокому пониманию и правильному употреблению слов.
Вдобавок, мы рассмотрели технологию формирования лексических навыков, которая включает в себя: презентацию и семантизацию нового слова, проверку первичного понимания слова, автоматизацию лексического навыка, вторичное закрепление, употребление новых слов и выход в речь, а также контроль усвоения нового материала. Кроме того, на основных этапах в данной технологии были предложены различные способы и приемы семантизации слов.
Приём «Облако слов» был выделен как эффективный прием, способствующий улучшению лексических навыков. В рамках исследования был разработан комплекс упражнений, состоявший из 8 упражнений с использованием этого приёма, который продемонстрировал свою
эффективность в практике. Учащиеся, работая с облаками слов, активнее
вовлекались в процесс обучения и показывали лучшие результаты в
42
запоминании и употреблении лексических единиц, чем до работы с ним. Данный комплекс упражнений позволил сформировать полноценные лексические навыки учащихся.
Рекомендации для педагогов включают в себя то, как лучше использовать приём «Облако слов» на уроках английского языка. Данный прием вызывает интерес и повышает мотивацию учащихся к изучению языка.
Использование приёма «Облако слов» способствует более глубокому и прочному усвоению лексики, повышает мотивацию учащихся и улучшает их коммуникативные навыки. Рекомендации для педагогов помогут эффективно внедрить этот приём в учебный процесс и добиться высоких результатов в обучении.
Таким образом, использование приема «Облако слов» при обучении лексической стороны речи в основной школе на уроках английского языка является эффективным средством формирования лексических навыков учащихся.
1. Амонашвили Ш.А. Психологические особенности усвоения второго языка школьниками // Иностранные языки в школе. - 2009.
2. Абдурахманова П.Д., Агамурадова Р.Ш., Идрисова П.Г. Специфика употребления синонимов в английском языке // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 4(59). С. 229-231.
3. Береснева А.Д. Формирование лексических навыков на начальном этапе обучения в школе // Молодой ученый. 2016. № 7 (111). С. 37-38.
4. Бронштейн И.В. Использование дефиниций один из способов работы над лексикой // Иностранные языки в школе. 2019. № 5. С. 107-110.
5. Быкова Н.И. Дули Дж. Поспелова М.Д. Эванс Б. Английский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. М.: ExpressPublishing: Просвещение, 2016. - 185 с.
6. Варежкина Н.В. Методика английского языка. - М.: Просвещение, 2008.
7. Верещагина И.Н., Рогова Г.В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях. - М.: Просвещение - 2000. - 232 c.
8. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителей. - М.: Просвещение, 2003. - 163 с.
9. Гез Н.И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: учебно-методическое пособие. - М.: Высшая школа, 1982. - 373 с.
10. Дашкевич И.В. WORD CLOUD как прием активизации речи на уроке английского языка. 2014. [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/word-cloud- kak-priem-aktivizatsi (дата обращения 01.11.2014)
11. Деникаева Г.Р. Облако слов как один из приёмов совершенствования лексических навыков говорения на уроках английского языка. 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://multiurok.ru/files/oblako-slov- kak-odin-iz-priiomov-sovershenstvovani.html?ysclid=lqp227css2748869453 (дата обращения 05.04.2021)
12. Заремская С.И. Об использовании картинок с неразвернутой ситуацией // Иностранные языки в школе. 1978. №4. С. 96-99.
13. Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Просвещение, 2000. - 200 с.
14. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке: учебное пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1985. - 160 с.
15. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе: методическое пособие. - М.: Просвещение, 1991. - 219 с...35