Введение 3
1. Теоретические основы развития эмоционального интеллекта у
обучающихся основной школы 6
1.1 Понятие эмоционального интеллекта 6
1.1.1. Трактовка зарубежных учёных 6
1.1.2. Трактовка отечественных учёных 11
1.2. Психолого-педагогические особенности обучающихся основной школы 16
1.3. Специфика развития эмоционального интеллекта у обучающихся в
основной школе 20
Вывод по первой главе 27
2. Опытная работа по развитию эмоционального интеллекта у
обучающихся 6-х классов 29
2.1 Анализ УМК Spotlight 6 на наличие заданий, способствующих развитию
ЭИ 29
2.2. Разработка заданий 33
2.2 Оценка эффективности заданий 38
Вывод по второй главе 41
Заключение 43
Список использованных источников 44
Приложение А 47
Приложение Б 49
Приложение В 50
Приложение Г 51
Приложение
За последние одно-два десятилетия в жизни детей произошли огромные изменения, из-за которых им стало труднее освоить навыки человеческих чувств, что предъявляет дополнительные требования к родителям и учителям. Это снижение является результатом значительных изменений, происшедших в нашем обществе. Вместо того чтобы играть со сверстниками, дети проводят все больше времени перед экраном телевизора или компьютера.
Актуальность выбранной темы заключается в проблеме нацеленности родителей и учителей на развитие одного только IQ, хотя на самом деле в повседневной жизни мы пользуемся только двадцатью процентами от общего коэффициента интеллекта. Учёные считают, что у современного поколения молодёжи, чьё детство пришлось на время активного развития искусственного интеллекта и многих других технологий, облегчающих жизнь, уровень IQ достаточно высокий, в то время как уровень эмоционального интеллекта находится на более низком уровне.
Цель представленной работы заключается в разработке и практическом применении заданий, направленных на развитие эмоционального интеллекта у обучающихся 6 класса.
Задачи:
1) Уточнить сущность понятия эмоционального интеллекта.
2) Изучить специфику эмоционального интеллекта у обучающихся 6 класса
3) Дать психолого-педагогическую характеристику обучающихся 6 класса.
4) Проанализировать УМК" Spotlight 6” на наличие заданий, способствующих развитию эмоционального интеллекта.
5) Разработать задания на развитие эмоционального интеллекта (в дополнение к УМК "Spotlight 6”).
6) Оценить эффективность разработанных заданий.
Объект исследования: процесс обучения английскому языку в основной школе.
Предмет исследования: способы развития эмоционального интеллекта на уроках английского языка.
Теоретическая основа исследования представлена теориями:
• теория эмоционального интеллекта (Дж. Майер, П. Сэловен, Д. Гоулмен и др.);
• теория эмоционального интеллекта отечественных учёных (В.В. Данилов, О.В. Юрьева, А.П. Лобанов).
Для достижения поставленных задач использовались следующие методы научного исследования: наблюдение, анкетирование, ведение дневника, изучение учебно-методической литературы, обобщение педагогического опыта, изучение нормативной документации.
База исследования: МБОУ «Средняя Общеобразовательная Школа № 24» г. Красноярск.
Практическая ценность состоит в разработке упражнений,
направленных на развитие эмоционального интеллекта и возможности интегрирования заданий в уроки английского языка. Задания на
эмоциональный интеллект могут помочь учащимся стать более
разносторонними личностями, способными эффективно общаться и
ориентироваться в различных социальных ситуациях. В современном мире нужны люди, обладающие гибкими навыками. Владение эмоциями и умение ими управлять высоко ценятся работодателями.
Апробация и этапы исследования. Изучение вопросов, связанных с темой исследования, последовательно осуществлялось в период с сентября 2023 года по апрель 2024 года и включало этап педагогической практики, сбор фактического материала, проведение опытной работы, разработку собственного методического материала, оформление результатов исследования в выпускной квалификационной работе.
Апробация материалов исследования осуществлялась во время педагогической практики в МБОУ «Средняя Общеобразовательная Школа № 24» в течение двух месяцев.
Работа включает в себя введение, две главы: теоретическую и практическую части, выводы по главам, заключение и список использованных источников. Во введении обоснована актуальность выбора темы, определены предмет, объект, цель и соответствующие ей задачи. В первой главе рассмотрены общетеоретические вопросы по теме «эмоциональный интеллект». Также изучена специфика эмоционального интеллекта детей 11-13 лет (шестиклассников). Во второй главе, посвящённой практической части исследования, разработаны упражнения на развитие эмоционального интеллекта, а так же дана оценка их эффективности.
Приводятся результаты опытной работы по теме «Развитие эмоционального интеллекта на уроках английского языка в 6 классе». В заключении сделаны выводы по данной выпускной квалификационной работе.
В данной выпускной квалификационной работе были рассмотрены понятия эмоционального интеллекта, предоставленные разными учёными; Были так же изучены УМК на наличие эмоционального интеллекта и специфика эмоционального интеллекта и дана психолого-педагогическая характеристика эмоционального интеллекта у обучающихся 6 класса; осуществленная цель работы в разработке и практическом применении упражнений, направленных на развитие эмоционального интеллекта.
Для достижения цели данного исследования - разработка упражнений, направленных на развитие эмоционального интеллекта у учеников средней школы, были поставлены задачи, ход решения которых представлен в первой и второй главах данного исследования.
В первой главе работы были даны трактовки понятия эмоционального интеллекта зарубежных и русских учёных для того, чтобы получить чёткое представление, что такое эмоциональный интеллект. Так же были представлена психолого-педагогическая характеристика обучающихся 6 классов, подростком 11-13 лет. Это помогло лучше понять их эмоциональные реакции, поведение и способность к самоконтролю. В последнем параграфе главы была дана специфика эмоционального интеллекта подростков, вычленив его особенности, которые можно наблюдать у детей 11-13 лет.
Во второй главе, прежде чем начать разработку упражнений нужно проанализировать УМК "Spotlight 6”6 класса для того, чтобы понять, какие готовые упражнения на эмоциональный интеллект уже можно использовать учителю. Затем были разработаны упражнения. Последним этапом работы стала оценка эффективности заданий, показавшая положительные результаты проделанной работы.
Задача учителя - это не только обучить академическим знаниям своего предмета, но и помочь детям раскрыть свою личность, обучить важным навыкам, таким как эмоциональный интеллект, необходимым для того, чтобы обрести успех и счастье.
1. Алешина А.В., Шабанов С.Т. Эмоциональный интеллект для достижения успеха. М.: Речь, 2012. 336 с.
2. Андреева И. Н. Азбука эмоционального интеллекта. М.: БХВ-Петербург, 2012. 288 с.
3. Андреева И. Н. Структура и типология эмоционального интеллекта: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. 18:00.01. Минск, 2017. 40 с.
4. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект и эмоциональная креативность: специфика и взаимодействие. Новополоцк: Полоцкий гос. ун-т, 2020. 356 с.
5. Бредберри Т. Эмоциональный интеллект. 5-е изд. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2021. 197 с.
6. Бхарвани Г. Важнее, чем IQ! EQ: эмоциональный интеллект. - М.: Прайм- Еврознак, 2008. 216 с.
7. Вайсбах X., Дакс У. Эмоциональный интеллект. М.: Лик Пресс, 2018. 160 с.
8. Вайсбах Х. Эмоциональный интеллект: Сознательно владейте своими чувствами: Повышайте свой эмоциональный интеллект. - М.: Лик Пресс, 1998. 160 с.
9. Гарднер Г. Структура разума: теория множественного интеллекта. - М.: Вильямс, 2007. 512 с.
10. Головин. С. Ю. Словарь практического психолога / сост. М.: Харвест, 2008. 800 с.
11. Готтман Д. Эмоциональный интеллект ребенка//Практическое
руководство для родителей; 4-е изд. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. 268 с.
12. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ? М.: МИФ, 2019. 560 с.
13. Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников М.: Знание, 1988. 79 с.
14. Давидян А. Г. Эмоциональный интеллект и искусство владеть собой // Психологическая газета. - 2019. - 11 августа [Электронный ресурс]. URL: https://psy.su/feed/7709/ (Дата обращения: 12.04.24).
15. Карпов А. В., Петровская А. С. Психология эмоционального интеллекта: теория, диагностика, практика: моногр. Ярославль: ЯрГУ, 2008. 344 с....30