ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДИК
КОЛЛЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ: ФРОНТАЛЬНО-ПАРНЫЕ
ЗАНЯТИЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Введение 3
1. Теоретические основы организация учебной деятельности младших
школьников с использованием методик коллективного способа обучения: фронтально-парных занятий 6
1.1. Понятие методики «коллективного способа обучения» и особенности
фронтально-парных занятий в обучении английскому языку 6
1.2. Педагогические и психологические основы коллективного обучения
младших школьников 13
1.3. Преимущества и ограничения использования коллективного способа
обучения при работе с младшими школьниками 22
Выводы по главе 1 27
2. Опытно-экспериментальная работа по организации учебной
деятельности младших школьников с использованием методик коллективного способа обучения: фронтально-парных
занятий 29
2.1. Серия фронтально-парных уроков по английскому языку с младшими
школьниками 29
2.2. Применение разработанной серии фронтально-парных занятий 40
2.3. Анализ результатов эксперимента 46
Выводы по главе 2 52
Заключение 53
Список использованных источников 56
Приложение А 61
Приложение Б 68
Приложение В 78
Приложение Г 88
Приложение Д 98
Приложение Ж
В наше время особенно важным становится вопрос о выборе формы работы при обучении младших школьников английскому языку. Эта тема приобретает актуальность, поскольку от выбора формы работы с обучающимися зависит степень их вовлеченности в урок, понимания материала и мотивации в дальнейшем к изучению английского языка.
Необходимость в применении новой формы работы с учащимися обуславливается тем, что на уроке учитель имеет дело с группой. Прослеживается тенденция к большой наполняемости групп и нередко учитель вынужден вести уроки у всего класса. Вследствие этого становится трудно понять уровень сформированности компетенций отдельного учащегося при фронтальной работе. Некоторые ученики испытывают сложности при усвоении материала и его дальнейшей отработке. Соответственно, попытки учителя частично устранить непонимание фронтальным путём или посредством индивидуального выполнения заданий на закрепление материала становятся малоэффективными.
Коллективный способ обучения, фронтально-парная форма работы могут быть использованы для решения данной проблемы. Они сочетают в себе фронтальную форму работы, но в то же время позволяют обучающимся работать в парах и взаимодействовать на уроке. Данный вид занятий способствует большей вовлеченности учеников на уроке, а также развитию инициативы, иноязычной коммуникативной компетенции, кооперации и повышению уровня понимания материала. Следовательно, данная тема является объективной и актуальной к рассмотрению.
В современных исследованиях рассматривается сущность методики “коллективный способ обучения” (А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко, М.А. Мкртчян, Л.И. Лагунова), приводятся особенности методики ФПЗ (В.Б. Лебединцев), исследуются психолого-педагогические особенности младших школьников (Н.А. Зимина, Е.В. Пугачева, Н.М. Стукаленко, О.М. Романова, А.В.
Майстренко), изучаются преимущества и ограничения использования КСО (А.А. Вербицкий, М.Л. Хайдарова, В.В. Сергеева).
Цель данного исследования заключается в теоретическом обосновании и практической организации учебной деятельности младших школьников с использованием методики коллективного способа обучения: фронтальнопарных занятий на уроке английского языка с последующим измерением ее эффективности.
Задачи исследования:
1. уточнить понятие методики «коллективного способа обучения» и рассмотреть особенности организации фронтально-парных занятий,
2. выделить психолого-педагогические особенности младших школьников и основы коллективного обучения,
3. выявить преимущества и ограничения использования коллективного способа обучения в работе с младшими школьниками,
4. разработать и апробировать серию фронтально-парных уроков по английскому языку для учащихся 2 классов,
5. проанализировать результаты проведения разработанных уроков при обучении английскому языку учеников 2 класса.
Объект исследования - процесс обучения английскому языку младших школьников.
Предмет исследования - особенности проведения фронтально-парных занятий при организации учебной деятельности младших школьников на уроках английского языка.
Научная новизна исследования заключается в разработке авторской серии уроков по английскому языку для учащихся 2 классов с применением фронтально-парных занятий в рамках методики коллективного способа обучения.
Практическая ценность исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в образовательных 4
учреждениях для разработки более эффективных уроков английского языка с применением фронтально-парных занятий.
Методы исследования - сравнительный и статистический анализ, синтез, обобщение, эксперимент, наблюдение.
Апробация результатов исследования: Основные положения
теоретической части и разработки, представленные в практической части работы, были апробированы на учащихся 2 класса МАОУ СШ №17 г. Красноярска. Работа выполнена по заявке Мингульской ООШ с группой дошкольного образования, филиала МКОУ «Атамановская средняя школа им. Героя Советского Союза А.М. Корольского».
Структура работы включает в себя следующие элементы: введение, основную часть, состоящую из двух глав, выводы по главам, заключение, список использованных источников и приложения. Объем дипломной работы составляет 60 страниц. В работе присутствует 6 приложений, общий объем которых составляет 44 страницы.
В первой главе приведены теоретические основы обучения младших школьников с использованием методик коллективного способа обучения: фронтально-парных занятий. В главе рассмотрено понятие «коллективный способ обучения» и изучены особенности фронтально-парных занятий, выделены психолого-педагогические основы коллективного обучения младших школьников, и представлены преимущества и ограничения использования данного способа обучения.
Во второй главе описывается опытно-экспериментальная работа по организации учебной деятельности младших школьников с использованием ФПЗ. В главе приведена серия фронтально-парных уроков по английскому языку, описано применение разработанной серии уроков и проанализированы результаты эксперимента.
В приложениях представлены 4 технологические карты фронтальнопарных уроков для 2 класса по темам «Погода» и «Одежда» с дидактическими материалами, матрица оценки УУД и итоговый тест.
Вопрос выбора подходящей формы работы при обучении младших школьников английскому языку становится все более актуальным. Традиционные формы работы на уроке зачастую не могут обеспечить индивидуальный подход к каждому ученику группу. Реалии российской школы, а именно ведение уроков в переполненных группах или целых классах, приводят к непониманию учеником материала и как следствие к снижению интереса к изучению английского языка. Из-за этого учитель не может своевременно найти пробелы в знаниях каждого ученика посредством фронтальной работы, что приводит к снижению успеваемости в группе.
Для решения названных проблем, возникающих в ходе фронтальной организации урока, является перспективным использование метода коллективного способа обучения, в котором выделяется фронтально-парная форма работы на уроке.
В ходе данного исследования мы уточнили понятие методики «коллективного способа обучения» и рассмотрели особенности организации фронтально-парных занятий. Мы выяснили, что коллективный способ обучения это форма работы учащихся в парах сменного состава, когда ученики обучают друг друга. Для организации данного метода необходимо использовать фронтально-парные занятия, которые имеют следующую структуру: вброс содержания, запуск парной работы, работа учащихся в парах и ее отладка учителем, акцентирование учителем.
Для успешного запуска фронтально-парных занятий в начальной школе необходимо учитывать не только основы коллективного обучения и организационную структуру урока, но и психолого-педагогические особенности младших школьников, новообразования, происходящие в данном возрасте. К ним мы отнесли: внимание, произвольную память, настойчивость, наглядно-образное и словесно-логическое мышление, способность планировать свои действия и самооценку, потребность в 53
общении и признании коллективом. Именно сформированность данных психологических характеристик является основой для успешности школьника в обучении.
Организация ФПЗ на уроке английского языка при обучении младших школьников имеет ряд преимуществ и ограничений. Мы выявили следующие преимущества: развитие коммуникативных навыков, развитие активности учащихся и навыков совместной работы в парах, повышение мотивации к изучению английского языка, формирование самостоятельности и чувства ответственности за достижение предметных результатов.
Тем не менее, у фронтально-парных занятий есть ряд недостатков. К ним мы отнесли: сложность организации обучения, неравномерность усвоения материала, вероятность возникновения недопонимания между учащимися, сложность оценивания результатов деятельности школьников.
В ходе апробации серии фронтально-парных занятий данные преимущества и недостатки были выявлены на практике.
Во время опытно-экспериментальной работы по организации учебной деятельности младших школьников с использованием методик коллективного способа обучения была разработана и проведена серия из четырех фронтально-парных уроков по английскому языку для учащихся 2 класса МАОУ СШ №17 г. Красноярска.
Принимая во внимание предмет и объект исследования, мы проанализировали результаты проведения разработанных уроков по темам «Одежда» и «Погода» при обучении английскому языку учеников 2 класса. Перед этапом апробации уроков на экспериментальной группе, были изучены особенности контрольной и экспериментальной групп по критериям: «Познавательные интересы, активность, инициативность»,
«Базовые логические и исследовательские действия», «Совместная деятельность», «Иноязычная коммуникативная компетенция (языковой и речевой компонент)». В ходе наблюдения был выявлен некоторый разрыв между данными группами.
После проведения в экспериментальной группе четырех ФПЗ, мы вновь оценили обе группы по данным критериям. В ходе анализа было обнаружено, что экспериментальная группа показала более высокие результаты, чем контрольная группа. Следовательно, мы можем сделать вывод, что фронтально-парная работа оказалась эффективной при обучении младших школьников.
Поскольку применение нашей разработки на учащихся 2 класса МАОУ СШ №17 г. Красноярска повысило образовательные результаты и помогло развить положительные личностные качества учащихся, мы полагаем, что результаты проведенного исследования могут быть использованы в образовательных учреждениях для разработки более эффективных уроков английского языка с применением фронтально-парной формы организации урока.
На основании анализа теоретических источников по теме исследования и апробации серии фронтально-парных занятий сделаем вывод по результатам данного исследования. Фронтально-парное занятие является инновационной и перспективной формой организации урока. Применение таких занятий в школе предоставляет учителю возможность эффективно обучать большие по численности группы или целые классы, создать благоприятную атмосферу в коллективе, создать ситуацию успеха и взаимодействия, а также условия для общения обучающихся на английском языке.
Подведя итоги, можно считать, что задачи, поставленные в работе, в основном решены, цель исследования достигнута.
1. Бегиева Б.М., Кабжихов А.А. Психологические
особенности внимания младших школьников // Вопросы науки и образования. 2020. №26. [Электронный ресурс]. URL: https://
cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-vnimaniya-mladshih -shkolnikov- 1?ysclid=luy22sv6qi893 882368 (дата обращения: 05.04.2024).
2. Бегиева Б.М., Кабжихов А.А. Психолого-педагогические особенности младших школьников // Вопросы науки и образования.
2020. №26. [Электронный ресурс]. URL: https: //cyberleninka. ru
/article/n/psihologo-pedagogicheskie-osobennosti-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 05.04.2024).
3. Битянова М.Р. Социальная психология: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. Санкт-Петербург: Питер, 2021. 368 с.
4. Великанова А.С., Кудрина Д.Ю. Связь особенностей мышления и саморегуляции младших школьников // Universum: психология и образование. 2024. №3. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/svyaz-osobennostey-myshleniya-i- samoregulyatsii-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 06.04.2024).
5. Верхотурова Н.Ю., Литвинова А.Г. Теоретические аспекты изучения проблемы внимания в психологии // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум».
2021. №XVI. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/
article/n/teoreticheskie-aspekty-izucheniya-problemy-vnimaniya-v- psihologii (дата обращения: 06.04.2024).
6. Голдобина Л.М., Буток С.В., Капустина О.Н. Создание
ситуации успеха в учебной деятельности младших школьников // Инновационная наука. 2024. №1-2. [Электронный ресурс]. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/sozdanie-situatsii-uspeha-v-uchebnoy- deyatelnosti-mladshih-shkolnikov-1 (дата обращения: 06.04.2024).
56
7. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: О
коллективном способе учебной работы / В.К. Дьяченко. М. : Просвещение, 1991. 192 с.
8. Захаров К.П., Гулк Е.Б. Этапы становления метода
содиалога Александра Григорьевича Ривина (1878-1944) // Terra Linguistica. 2017. №1. [Электронный ресурс]. URL: https: //cyberleninka. ru/article/n/etapy-stanovleniya-metoda-sodialoga-aleksandra-grigorievicha- rivina-1878-1944 (дата обращения: 28.03.2024).
9. Зимина Н.А. Психологический практикум по изучению внимания: методические указания для преподавателей / Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т; сост. Н. А. Зимина. Н. Новгород: ННГАСУ, 2014. 53 с.
10. Иванова И.П. Изучение психологических особенностей
младших школьников с разным уровнем успеваемости // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. 2022. №1-3. [Электронный ресурс]. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-psihologicheskih-osobennostey-mladshih -shkolnikov-s-raznym-urovnem-uspevaemosti (дата обращения:
06.04.2024).
11. Касимова Р.Ш., Сиразиева М.А. Формирование
эмоциональной сферы младших школьников в условиях детсткого коллектива // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №62-2. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/
article/n/formirovanie-emotsionalnoy-sfery-mladshih-shkolnikov-v- usloviyah-detstkogo-kollektiva (дата обращения: 07.04.2024).
12. Кофейникова Ю.Л. Психологическая природа
сотрудничества как формы контекстного образования // Педагогика и психология образования. 2016. №2. [Электронный ресурс]. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-priroda-sotrudnichestva-kak- formy-kontekstnogo-obrazovaniya (дата обращения: 08.04.2024).
13. Кузнецова Н.С., Болдакова И.В. Коллективный способ
обучения - обучение через общение // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. №1. [Электронный ресурс]. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/kollektivnyy-sposob-obucheniya-obuchenie- cherez-obschenie (дата обращения: 28.03.2024).
14. Лагунова Л.И. КСО завоевывает позиции. Размышления методиста [об итогах II Всероссийской конференции в Красноярске «Роль коллективного способа обучения в формировании новой образовательной практики» и состоянии КСОшных дел в Тверской области] // Народное образование. 1999. № 7-8. С. 153-155.
15. Лебединцев В.Б. Фронтально-парное учебное занятие - новый вариант продуктивного сочетания общеклассной работы и деятельности учащихся в парах. 2022. №1. С.180-191....31