Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ПОДВИЖНЫХ ИГР

Работа №171642

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы57
Год сдачи2024
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ВНИМАНИЕ И ЕГО РАЗВИТИЕ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ 7
1.1. Внимание: сущность, функции и свойства 7
1.2. Особенности развития свойств внимания детей дошкольного возраста . 12
1.3. Средства и условия развития внимания в дошкольном возрасте 16
Выводы по главе 1 22
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ 23
2.1. Организация и методы исследования 23
2.2. Результаты изучения свойств внимания детей дошкольного возраста .... 24
2.3. Развитие свойств внимания детей 5-6 лет посредством подвижных игр 26
Выводы по главе 2 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
ПРИЛОЖЕНИЯ 42

Изменения, происходящие в современном обществе, оказывают серьезное влияние на развитие детей. Это связано с переходом на цифровые технологии, изменением формата образования и большим потоком информации, которую современный человек должен обрабатывать уже на ранних этапах развития. Дети с самого рождения погружены в цифровое пространство, параллельно с этим идет их развитие. Цифровые устройства меняют взаимодействие с внешним миром, внедряясь во все сферы жизни, создают, как новые возможности, так и новые риски. Большое количество информации, поступающей из цифровой среды необходимо осознать и выделить значимые объекты. Эту функцию выполняет внимание, оно выделяет лишь ту информацию, которая будет фактически обрабатываться. Внимание является условием успешной деятельности и важнейшим динамическим показателем протекания всех психических процессов [29;35].
Внимание - это психологический процесс, который позволяет осуществлять выборочное восприятие и концентрацию на определенных объектах или явлениях. Он необходим для успешного выполнения заданий и принятия решений в различных сферах жизни. Несформированность внимания, приводит к трудностям в осуществлении познавательной и учебной деятельности, что сказывается на интеллектуальном развитии ребенка. При недостаточно развитом внимании, ребенку сложно сконцентрироваться на одном деле, при выполнении любой работы он будет выполнять ее не до конца или с большим количеством ошибок [25]. Такие дети неусидчивы, не могут контролировать свое поведение, имеют проблемы с дисциплиной, им сложно выполнять инструкции, что в дальнейшем может отрицательно повлиять на успешность обучения в школе [18].
Проблема внимания считается одной из самых сложнейших в психологии. Ряд зарубежных и отечественных ученых рассматривали феномен внимания многогранно. Л.С. Выготский и С.Л. Рубинштейн изучали 3
роль внимания в деятельности человека, Т. Рибо, И.П. Павлов, А.Н. Леонтьев исследовали внимание со стороны его физиологических механизмов, Н.Ф. Добрынин, П.Я. Гальперин, Н.В. Дубровинская, С.Л. Кабыльницкая изучали условия и закономерности воспитания внимания [31].
Внимание участвует практически во всех нервно-психических процессах организма. Оно обеспечивает избирательность протекания ряда познавательных, эмоциональных и волевых функций, участвует во многих процессах жизнедеятельности человека. Совершенствование внимания активно происходит в раннем и дошкольном возрасте. Внимание считается одним из важнейших показателей оценки уровня развития личности, ведь любая деятельность требует активности, точности, сосредоточенности внимания [31].
Изучение развития свойств внимания в дошкольном возрасте - это важный аспект психологической науки и является актуальным в наше время. Прежде всего, потому, что в последнее время у детей, поступающих в школу, наблюдается дефицит внимания, что вызывает трудности обучения. В связи с большим количеством информации, бесконтрольным времяпровождением в цифровой среде, дети быстро утомляются, у них сужается объем внимания и нарушена его концентрация. Существуют проблемы с контролем и волевой регуляцией [13].
С началом обучения в школе к ребенку предъявляются новые требования к уровню организации психических процессов. Ребенок должен уметь действовать без отвлечений, выполнять инструкции, контролировать полученный результат, такие требования школа предъявляет к произвольному вниманию ребенка. Поэтому важно формировать произвольность внимания и его свойства в дошкольном возрасте, а для этого необходимо знать не только этапы становления этих механизмов, но и определить уровень развития свойств внимания.
Существует ряд методик для определения развития свойств внимания.
Они предназначены для определения различных его свойств: устойчивости, распределения, объема, переключения, продуктивности. Диагностика на этапе дошкольного возраста помогает своевременно выявить детей с низким уровнем развития свойств внимания и вовремя организовать педагогический процесс, направленный на обеспечение развития внимания детей.
Цель исследования: изучить эффективность специально
разработанного комплекса подвижных игр в развитии внимания детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ литературы по изучаемой проблеме;
2. Рассмотреть функции и свойства внимания;
3. Выявить особенности развития свойств внимания у детей дошкольного возраста;
4. Проанализировать средства и условия развития внимания в дошкольном возрасте;
5. Определить на практике эффективность разработанного комплекса подвижных игр в развитии внимания у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: свойства внимания детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: влияние специально разработанного комплекса подвижных игр на развитие свойств внимания у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: предполагается, что разработанный комплекс подвижных игр будет способствовать развитию внимания детей старшего дошкольного возраста при следующих условиях:
1. Отбор подвижных игр, содержание которых направлено на развитие свойств внимания. Конструирование комплекса игр основано на усложнении функции контроля.
2. Информирование родителей по проблеме развития внимания
детей старшего дошкольного возраста и привлечение их к использованию подвижных игр с ребенком в условиях семейного воспитания.
Методы исследования:
• теоретические (анализ литературы по проблеме исследования);
• эмпирические (психолого-педагогический эксперимент).
С целью изучения свойств внимания детей 5-6 лет использовалась методика «Найди и вычеркни» Р.С. Немова.
Экспериментальное исследование было проведено на базе МБДОУ детский сад № ХХ пгт. Емельяново Красноярского края. В эксперименте приняли участие 15 детей 5-5,5 лет.
Значимость исследования заключается в том, что комплекс подвижных игр, направленный на формирование свойств внимания детей старшего дошкольного возраста может использоваться педагогами и психологами в дошкольных организациях. На основе результатов эксперимента можно провести консультацию для родителей о необходимости развития свойств внимания детей.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе проведенного исследования, рассматривалась возможность развития внимания детей старшего дошкольного возраста, посредством комплекса подвижных игр.
Проанализировав различные источники, было рассмотрено понятие «внимание», виды и свойства этого процесса. Выявлено, что «внимание» имеет свои уникальные свойства и выполняет важнейшие функции, между тем, участвуя во всех психических процессах. Хотя о сущности внимания до сих пор ведутся споры.
Выделены такие свойства внимания, как объем, устойчивость, концентрация, распределение и переключение. Также проведен анализ различных видов внимания, таких как непроизвольное, произвольное, послепроизвольное.
В качестве средств по развитию внимания детей старшего дошкольного возраста выделяются методы, направленные на умение произвольно вызывать необходимые воспоминания, анализировать и связывать материал в целях запоминания, а также использование упражнений и игр, способствующих развитию внимания.
Для успешного развития внимания важно правильно организовать деятельность ребенка. Необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей и спланировать педагогическую деятельность для постепенного развития внимания и его свойств. Хорошее развитое внимание очень важно для познания окружающего мира и успешности в достижении целей.
Необходимо помнить, что дети впитывают информацию из окружающей среды, поэтому важно создать условия для развития внимания детей, научить концентрироваться на заданиях, которые будут соответствовать их интересам и возрастным возможностям. Основной задачей является помочь ребенку научиться контролировать свое внимание, 34 сосредотачивать его на задачах и действиях, а также развивать его внутренний потенциал в этом направлении.
Изучив сущность внимания и особенности его развития в детском возрасте, было проведено эмпирическое исследование с детьми старшего дошкольного возраста. Для изучения уровня развития свойств внимания у детей старшего дошкольного возраста, была выбрана и использована диагностическая методика «Найди и вычеркни». В результате было выявлено, что у детей старшего дошкольного возраста внимание является неустойчивым и легко отвлекаемым. Преобладает непроизвольное внимание, зависящее от внешних особенностей объекта и степени интереса к нему, а также от мотивации деятельности, направленной на этот объект. Следовательно, уровень развития свойств внимания в старшем дошкольном возрасте имеет индивидуальные особенности.
С учетом полученных данных первичной диагностики, об уровне развития внимания детей старшего дошкольного возраста, был разработан комплекс подвижных игр, направленный на коррекцию выявленных нарушений. В комплекс вошли игры на развитие внимания: устойчивости, переключения, концентрации, объема и распределения, на формирование саморегуляции и коммуникации. В игровой деятельности развивались внимательность, волевая регуляция, сообразительность. После реализации формирующего эксперимента наблюдается положительная динамика в развитии внимания, повысилась его продуктивность и устойчивость. В исследуемой группе основные показатели находятся в средних значениях, полученные результаты объясняются особенностями развития детей старшего дошкольного возраста.
Важно помнить, что развитие внимания - это длительный процесс и требует постоянных усилий и тренировок. Однако, благодаря правильному подходу и постоянной практике, можно достичь заметных результатов и помочь ребенку успешно развиваться во всех сферах жизни. От правильного подхода к развитию внимания детей дошкольного возраста зависят 35
дальнейшие успехи ребенка в обучении в школе. Это поможет детям старшего дошкольного возраста лучше усваивать учебный материал, концентрировать внимание при выполнении заданий, а также регулировать свое поведение.
Таким образом, можно сделать вывод, что разработанный комплекс подвижных игр способствует развитию внимания детей старшего дошкольного возраста, следовательно, гипотеза подтвердилась.


1. Алюханова Е.М., Гришина Е.Е., Ергашова Н.Б. Развитие произвольного внимания у старших дошкольников // Научное отражение.
2019. № 4(18). С. 5-7.
2. Башаева Т.В., Филатова О.В. Познавательные процессы: В 3 ч. Ч.1. Сущность, развитие, нарушения, диагностика: учеб.-метод. пособие. Владим. гос. ун-т им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. Владимир: Изд-во ВлГУ, 2014. 101 с.
3. Ближенская Н.В., Кулакова Н.И., Кузнецова А.А. Развитие
произвольного внимания у детей дошкольного возраста в образовательном процессе дошкольного учреждения // Психология здоровья и болезни: клинико-психологический подход: материалы VII Всероссийской
конференции с международным участием (Курск, 23-25 ноября 2017 года) Том Часть I. Курск: Курский государственный медицинский университет, 2017. С. 40-44.
4. Бойко Е.А. Лучшие подвижные и логические игры для малышей от 3 до 6 лет [Электронный ресурс] URL: https://azbyka.ru/deti/luchshie- podvizhny-e-i-logicheskie-igry-dlya-maly-shej-ot-3-do-6-let-e-a-bojko#toc (дата обращения 24.04.2024).
5. Верхотурова Н.Ю., Литвинова А.Г. Теоретические аспекты изучения проблемы внимания в психологии // Наука и социум: материалы XVI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Новосибирск, 17 марта 2021 года). Новосибирск: Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы», 2021. С. 41-47.
6. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т.3 Проблемы развития психики. М.: Педагогика, 1983. 368с.
7. Гальперин П.Я. К проблеме внимания // Хрестоматия по вниманию / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.А. Пузырея, В.Я. Романова. М.: МГУ, 1976. С. 220-229.
8. Гущина Г. Условия влияния дидактических игр на развитие произвольного внимания старших дошкольников // Дошкольное воспитание.
2020. № 3. С. 90-96.
9. Добрынин Н.Ф. О теории и воспитании внимания // Психология внимания / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: ЧеРо, 2001. C. 518-534.
10. Ершова А.В. Психолого-педагогические условия развития свойств внимания у детей старшего дошкольного возраста // Студент и наука (гуманитарный цикл) 2022: материалы международной студенческой научно­практической конференции (Магнитогорск, 22-25 марта 2022 года). Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2022. С. 930-933.
11. Ефанова И.М. Подвижная игра и развитие произвольности у детей старшего дошкольного возраста // сборник трудов конференции «Образовательная среда сегодня: теория и практика» материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 14 июня 2023 г.) / редкол.: В.И. Кожанов [и др.]. Чебоксары: Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2023. С. 117-118.
12. Кокорева О.И. Программа развития произвольного внимания у детей шести лет с задержкой психического развития в подвижных играх // Здоровьесбережение в условиях цифровой образовательной среды: от проблем - к решениям: Сборник научных трудов по результатам Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, (Магнитогорск, 24-26 мая 2021 года) Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова,
2021. С. 78-82.
13. Кондаурова О.П., Пьянкова Д.Р. Проявление произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста // Тенденции развития науки и образования. 2022. № 92-3. С. 34-36.
14. Коренева В.С. Педагогические условия развития произвольного
внимания у старших дошкольников в игровой деятельности // Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее: сборник материалов XVII Региональной научно-практической конференции магистрантов, аспирантов и молодых ученых (Тула, 03-19 марта 2021 года) Тула: Тульский государственный педагогический университет им.
Л.Н. Толстого, 2021. С. 106-111.
15. Крамаренко А.С., Клименко М.Е., Кураева Д.А. Специфика развития внимания у старших дошкольников // Вопросы науки и образования. 2018. №. 29 (41). С. 141-142...35


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ