Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №171636

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы64
Год сдачи2024
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста 7
1.2. Теоретическое обоснование педагогических условий развития связной
речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности 13
Выводы по главе 1 17
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 19
2.1. Организация эмпирического исследования 19
2.2. Анализ и интерпретация результатов констатирующего этапа
эмпирического исследования 23
2.3. Реализация педагогических условий развития связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности 28
2.4. Анализ и интерпретация результатов контрольного этапа эмпирического
исследования 31
Выводы по главе 2 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42
ПРИЛОЖЕНИЯ 47

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста является одной из главных задач работы в дошкольных образовательных организациях. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) указывает, что «развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими» [42].
Высокий уровень развития речи является фундаментальным аспектом их когнитивного развития и образовательного процесса. Способность к осмысленному восприятию образовательного материала, критическому анализу и генерации обоснованных утверждений на базе личных рассуждений является ключевым фактором успешности школьного обучения. Высокий уровень развития речи предполагает развитие у детей способности к формулированию полноценных и структурированных ответов, а также к воспроизведению учебных текстов. В своих работахН.В. Новотворцева дает следующее определение: «связная речь - это не просто последовательность слов и предложений - это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях» [25, с. 47].
Связная речь играет важную роль в общении, поскольку позволяет индивидуальному сознанию человека обобщать опыт других людей, превосходящий личный опыт. Это происходит в значительно большей степени, чем через неречевые процессы, такие как наблюдение или непосредственное познание через органы чувств (восприятие, внимание, воображение, память и мышление).
Для связной речи необходимо владеть богатым словарным запасом языка, знать языковые законы и нормы, то есть грамматическую структуру, а также уметь применять их на практике. Это включает умение передавать 3
содержание готового текста или самостоятельно составлять связный рассказ таким образом, чтобы он был понятен и последователен для окружающих.
Однако в последние годы значительно увеличилось число детей, у которых связная речь плохо сформирована: дети не умеют связно, последовательно передать свои мысли, рассказать о событиях собственной жизни. Проблемы речевого развития дошкольников проявляются в затруднениях при усвоении навыков связной речи и в недостаточном развитии основных компонентов родного языка, таких как просодия, словарь и грамматика. Дети испытывают трудности в построении предложений, согласовании слов и словосочетаний, а также в произношении сложных комбинаций звуков и передаче смысловой нагрузки.
Множество исследований в области педагогики и психологии затрагивают эту проблему. Однако стоит подчеркнуть, что в этих работах анализируются только отдельные свойства экспрессивности речи и факторы ее развития, игнорируя при этом ее интегративный характер.
Исходя из вышеизложенного отметим, что существует противоречиемежду требованиями результатов ФГОС ДО а также объективной потребностью школьного образования в достаточном уровне развития речи обучающихся и практическим состоянием речевого развития детей старшего дошкольного возраста, необходимостью актуализации методического обеспечения развития речи детей, имеющего интегративный характер.
Проблема исследования: является ли результативной работа по развитию речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности?
Цель исследования заключается в выявлении и реализации педагогических условий развития связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.
Объект исследования: речь детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.
Гипотеза исследования: предполагаем, что развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности будет результативным при обеспечении следующих педагогических условий:
• если в работе по развитию речи детей посредством театрализованной деятельности будет сочетаться с работой по развитию мелкой моторики с помощью театра би-ба-бо, пальчикового театра и т.п.;
• если в работе по развитию речи детей посредством театрализованной деятельности будут использоваться спектакли по произведениям литературы и устного народного творчества, так и свободная творческая театрализованная деятельность детей.
Для достижения поставленной цели в выпускной квалификационной работе определены следующие задачи:
1. Провести анализ теоретических аспектов развития связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.
2. Оценить актуальное состояние развития связной речи у детей в данной возрастной группе.
3. Разработать и реализовать педагогические условия развития связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.
4. Проанализировать результаты исследования и сделать выводы.
Методы исследования:
• теоретические методы: анализ, синтез, сравнение, обобщение;
• эмпирические методы: тестирование;
• методы математической обработки данных
Методики: методика Ушаковой О.С., Струниной Е.М. «Методика выявления уровня речевого развития»; методика обследования уровня развития мелкой моторики по диагностическим методикам Г.А. Волковой и Н.В. Нищевой, метод Спирмена (ранги Спирмена).
Теоретической основой для данной работы послужили публикации и исследования в области дошкольного образования, лингвистики и психологииМ.М. Алексеевой, А.М. Бородич, Л.А. Венгера, Л.С. Выготского,
A. Н. Гвоздева, О.М. Дьяченко, А.В. Захаровой, З.М. Истоминой, Л.А. Калмыковой, С.Н. Карповой, Т.В. Лаврентьевой, А.М. Леушиной,
B. С. Мухиной, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, О.С. Ушаковой, Д.Б. Эльконина, В.И. Яшиной и др.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в предоставлении более глубокого понимания процессов развития связной развития речи у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности. Это может служить основой для разработки более эффективных образовательных программ и методик, а также помочь педагогам и родителям в поддержке и развитии детей.
Практическая значимость данного исследования состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы педагогическими работниками организаций дошкольного образования, родителями, а также студентами педагогических вузов и колледжей в период прохождения педагогической практики, для подготовки докладов, сообщений, рефератов.
Эмпирическая база исследования: исследование проводилось на базе одного из детских садов Красноярского края. В эмпирическом исследовании приняли участие десять детей старшего дошкольного возраста.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя следующие разделы: введение, две главы, заключение, список использованных источников и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной выпускной квалификационной работе была проведена исследовательская работа, нацеленная на изучение особенностей развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста и реализацию педагогических условий развития связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.
Цель выпускной квалификационной работы заключалась в выявлении и реализации педагогических условий развития связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности. Эта цель была достигнута благодаря анализу литературных источников, проведению практической деятельности и анализу полученных данных.
В ходе исследования теоретических аспектов развития связной речи детей старшего дошкольного возраста были рассмотрены общие характеристики процесса развития речи у детей данной возрастной группы.
Проведенное исследование подчеркивают центральную роль развития связной речи в процессе подготовки детей к школе и их социальной адаптации. Важно учитывать не только теоретические концепции, но и практические методики, чтобы обеспечить успешное развитие коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста.
Театрализованная деятельность является одним из наиболее результативных методов влияния на детей, где принцип обучения через игру проявляется в максимальной степени и с наибольшей выразительностью.В силу названных особенностей, театрализованная деятельность является эффективным средством формирования выразительности речи, так как она способствует раскрытию перед детьми красоты и меткости русского языка, обогащая тем самым детскую речь.
В ходе исследования мы обратились к анализу уровня развития связной речи у детей старшего дошкольного возрастав одном из детских садов Красноярского края. Проанализировав результаты практической работы, мы пришли к следующим выводам.
Анализ речевых навыков показал, что средний показатель словарного запаса и выразительности речи у детей соответствовал их возрасту. Однако среди детей с аналогичными характеристиками речи были выявлены различия в выполнении заданий, связанных с мелкой моторикой рук. Это подчеркивает важность внимания к развитию моторики даже у детей с хорошо развитой речью. Анализ данных о моторике рук также показал, что дети в среднем успешно справлялись с заданиями. Однако различия в их выполнении зависели от уровня развития связной речи. Это указывает на существование взаимосвязи между речью и моторикой, где более развитая речь способствует более точным движениям рук.
Результаты практической работы послужили основой для разработки перспективного плана работы по развитию связной речи старших дошкольников, целью которого является создание условий, способствующих развитию речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.
При разработке плана были подобраны русские народные и литературные сказки, а также виды театрализованной деятельности, таки как: игра-драматизация, спектакль би-ба-бо, настольный театр, пальчиковый театр. Для реализации пана подготовлен дидактический материал и атрибуты для игр.Перспективный план работы по развитию связной речи старших дошкольников был реализован в течении четырех месяцев в старшей группе. Все наблюдения фиксировались в индивидуальных протоколах по каждому ребенку.
Повторная диагностика развития связной речи старших дошкольников показала, что количество детей с высоким уровнем развития связной речи увеличилось до четырех человек (40%), что больше в 2 раза чем на констатирующем этапе, а детей с уровнем, не соответствующим возрасту не выявлено. Основная масса детей, в количестве шести человек (60%), находятся на уровне развития связной речи, соответствующему возрасту.
Сравнение результатов оценки уровня мелкой моторики старших дошкольников на констатирующем и контрольном этапах показало, что количество детей имеют средний уровень развития мелкой моторики сократилось с 80% до 40%. Данная тенденция положительная, поскольку доля детей с высоким уровнем развития мелкой моторики увеличилась с 20% до 60%.
Таким образом, разработанный перспективный план работы по развитию связной речи старших дошкольников посредством театрализованной деятельности является эффективным. Результаты практической работы подчеркивают важность интегрированного подхода посредством театрализованной деятельности к развитию и моторики, и речи у детей старшего дошкольного возраста.


1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб.пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 400 с.
2. Аманжолова А.Н. Пути развития речи детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы // Наука и реальность. 2022. № 1(9). С. 89-92.
3. Башаева М.Ю. Волшебный мир сказок: профилактическая
психолого-педагогическая программа по развитию коммуникативных умений у старших дошкольников [Электронный ресурс].Ульяновск, 2018. 71 с.// Автономная некоммерческая организация дошкольного образования «Планета детства «Лада», ДС № 206 «Сударушка» г.о. Тольятти. URL: https://rusneb.ru/eatalog/000199_000009_010022642/ (дата обращения:
18.05.2024).
4. Белякова Л.И. Речевой онтогенез и значение гиперсензитивных периодов. Воронеж :МОДЭК, 2001. 256 с.
5. Божович Л.И. Речь и практическая интеллектуальная деятельность ребенка. М.: Культурно-историческая психология, 2016. 43 с.
6. Бородич А.М. Методика развития речи детей. М.: Альянс, 2020. 255 с.
7. Воронова И.С. Художественная литература как средство развития связной речи старших дошкольников // Вопросы педагогики. 2020. № 4-1. С. 61-65.
8. Выготский Л. С. Мышление и речь. М.: Национальное образование, 2019. 368 с.
9. Гиппенрейтер Ю.Б. Развитие речи, интеллекта и образного мышления. Пословицы и поговорки. М.: «АСТ», 2021. 64 с.
10. Глухов В.П. Комплексный подход к формированию связной речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речевого и познавательного развития: монография. М.: В. Секачев, 2014. 537 с.
11. Гризик Т.И. Речевое развитие детей 4-5 лет: методическое пособие для воспитателей. 2-е изд.М.: Просвещение, 2021. 166 с.
12. Елкина Н.В. Психологические аспекты развития связной речи у детей дошкольного возраста. // Психология. 2009. №1. С.142-147.
13. Ершова Н.В. Становление речи как средства общения. Рабочая тетрадь для детей 4-6 лет. СПб.: Детство-пресс, 2018. 23 с.
14. Жулина Е.В. К вопросу о развитии связной речи в условиях дизонтогенеза // Проблемы современного педагогического образования. 2017. №5710. С. 173-179.
15. Закоморная О.П. Особенности развития речевого творчества современных дошкольников в условиях дошкольных образовательных организаций: монография. М.: Русайнс, 2021. 102 с....50


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ