ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III
УРОВНЯ 8
1.1. Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста с
общим недоразвитием речи III уровня 8
1.2. Связная речь детей старшего дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи III уровня: сущность, структура и уровни
сформированности 12
1.3. Диагностический инструментарий по выявлению уровня сформированности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 23
Выводы по главе 1 27
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ 30
2.1. Организация и методики исследования 30
2.2. Особенности сформированности связной речи у детей старшего
дошкольного возраста с ОНР III уровня 32
2.3. Методические рекомендации педагогам по формированию связной речи
у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 52
Выводы по главе 2 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 67
Актуальность исследования.
Речь - уникальный природный дар, который позволяющий людям общаться друг с другом, передавать народную мудрость «из уст в уста». Она не только объединяет людей в их совместной деятельности, но и помогает понимать и формировать взгляды, убеждения, правила и традиции, а также играет исключительную роль в познании мира.
Однако природа дает ребенку очень мало времени на становление и развитие речи, это время выпадает на ранний и дошкольный возраст. Именно этот период является сенситивным для развития понимания высказываний, формирования развернутой и чистой устной речи, предпосылок развития письменной речи, а также последующего языкового развития. Развитие речи дошкольников является очень важным направлением развития, что подтверждается положениями многих нормативно-программных документов (Концепция развития образования обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья [28]; Федеральный
государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) [56]; Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования (ФГОС ДО) [57] и др.).
На основании этого стандарта (ФГОС ДО) речевое развитие включает 7 компонентов: овладение речью как средством общения и культуры
обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой и детской литературой; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Целевые ориентиры образовательной области «речевое развитие» включают социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка, к ним относится хорошее овладение устной речью, умение формулировать, артикуляционно, содержательно и грамматически верно воспроизводить мысли и желания в общении и при ознакомлении с детской литературой.
Необходимо отметить, что развитие речи в дошкольном образовании относится к одному из основных моментов дошкольного образования и играет большую роль в осуществлении развития ребенка в общем.
Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования выделяет речевое развитие как одно из основных направлений развития дошкольников [53].
Работа по развитию речи считается исключительно важной при организации коррекционной деятельности с дошкольниками, имеющими речевое недоразвитие. Исследователи детской речи и педагоги - практики отмечают, что в последние годы произошел значительный рост количества дошкольников с общим недоразвитием речи.
В современных теоретических и методических источниках описано несколько методик обследования связной речи детей с общим недоразвитием речи (ОНР). В настоящее время исследованию связной речи и диагностики детей посвящены работы многих ученых Л.С. Выготского, В.П. Глухова, Н.И. Жинкина, Р.И. Лалаевой, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др.
Являясь одним из видов речевой и мыслительной деятельности, выступая в качестве средства получения знаний, связная речь выполняет главную роль в обучении и воспитании детей.
Дети дошкольного возраста с ОНР не достигают того уровня спонтанного развития навыков связной речи, который нужен для их успехов обучения в школе. У детей данной категории, как правило, нарушены такие характеристики связной речи, как последовательность, связность, логичность, лексико-грамматическая формулировка. Исследователи отмечают необходимость организации специальной работы в отношении коррекции и развития речевых нарушений детей дошкольного возраста с более ранних этапов развития.
Анализ образовательной теории и практики позволил выявить противоречие между потребностью общества и педагогического сообщества в личности со сформированными компонентами речевого развития и недостаточным уровнем их сформированности у детей старшего дошкольного возраста, что затрудняет реализацию всех компонентов общения.
Объект исследования: речевое развитие детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности сформированности связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Цель исследования: выявление особенностей сформированности связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что существуют особенности сформированности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, заключающиеся в смысловых нарушениях (пропуски смысловых звеньев и ошибки, незаконченность смыслового выражения мысли, нарушение связности и последовательности изложения) и в речевых нарушения (бедность и стереотипность лексико-грамматических средств языка, повторы слов, паузы по тексту), что позволит разработать методические рекомендации по формированию связной речи у детей старшего дошкольного с ОНР III уровня.
В соответствии с данной целью и выдвинутой гипотезой исследования предстояло решить следующие задачи исследования:
1. Выделить особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в контексте предмета исследования.
2. Раскрыть сущность, структуру и уровни сформированности связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
3. Выделить и обосновать оценочно-диагностический
инструментарий по выявлению уровня сформированности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
4. Выявить особенности сформированности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
5. Разработать методические рекомендации по формированию связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Теоретико-методологические основы исследования составили следующие положения:
• о роли речевого и психического развития занимались такие авторы как (Выготский JI.C., Леонтьев A.A., Леонтьев А.Н., Лурия А.Р., Рубинштейн С.Л. и др.);
• положения о роли деятельности и ведущей деятельности в развитии ребенка (Выготский Л.С., Запорожец A.B., Эльконин Д.Б. и др.);
• положения специальной психологии и педагогики, раскрывающие разные аспекты познавательно-речевого развития и представления о структуре речевого дефекта у детей (Т.В. Ахутина, Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Л.В. Лопатина, М.Е. Мастюкова, О.Г. Приходько, Е.А. Стребелева, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.).
При проведении работы применяли следующие методы исследования:
Теоретические:
- анализ научной психолого-педагогической литературы, официальных документов (Концепция развития образования обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья [28]; Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) [56]; Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования (ФАОП ДО) [57] и др.).
• сравнение;
• обобщение.
Эмпирические:
• беседа;
• констатирующий эксперимент;
• количественный и качественных анализ эмпирических данных.
Диагностические методики:
-диагностика В.П. Глухова «Комплексный подход к формированию связной речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речевого и познавательного развития» [10].
Базой для исследования выступило образовательное учреждение МАДОУ детский сад №ХХХ. Выборку исследования составили воспитанники старшего дошкольного возраста в количестве 16 человек.
Практическая значимость работы заключается в том, что созданные методические рекомендации могут применяться по формированию связной речи у детей дошкольного возраста с разными речевыми нарушениями и на разных этапах речевого развития.
Развитие связной речи является стержневым компонентом гармоничного становления личности дошкольника и его всестороннего развития. Связная речь помогает детям познавать мир, выражать свои мысли и эмоции, общаться и взаимодействовать с окружающими. Для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) III уровня развитие связной речи особенно актуально, так как у них могут быть существенные затруднения в формировании связных высказываний.
В статье раскрывается важность связной речи для дошкольников, представлена теоретическая база и результаты исследования, проведённого с использованием методики В. П. Глухова. Целью данного исследования являлось определение уровня развития связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня.
Исследование проводилось по заранее намеченному плану в соответствии с заданиями для диагностики связной речи детей. Задания были направлены на оценку умения:
• передавать содержание рассказа;
• составлять описательный рассказ;
• составлять рассказ по серии сюжетных картинок;
• составлять рассказ по заданному плану и по опорным словам;
• составлять творческий рассказ.
Результаты исследования показали, что большинство детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня обладают средним уровнем развития связной речи. У детей прослеживаются устойчивые затруднения в построении сложных предложений, поддержании диалога и пересказе текстов.
Формирование связной речи у детей является важным этапом их онтогенеза. Особенно интересным представляется исследование формирования связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Теоретические исследования показали, что у детей без речевой патологии связная речь развивается постепенно, параллельно с развитием мышления, деятельности и общения.
Однако, для детей с общим недоразвитием речи III уровня процесс формирования связной речи может быть более сложным. Важно помнить, что каждый ребенок уникален и имеет свои возрастные и индивидуальные особенности. При выборе методики формирования связной речи для таких детей, необходимо учитывать их интересы и желания, чтобы вызвать у них положительное отношение к определенному виду деятельности.
Одним из ключевых моментов в формировании связной речи является развитие регулирующей и планирующей функций речи. Эти функции позволяют ребенку строить развернутые связные высказывания и овладевать монологической речью. Для развития этих функций можно использовать различные методики и игры, которые будут стимулировать детей к активному общению и использованию связной речи.
Также, важно учесть, что формирование связной речи является длительным процессом, требующим постоянной работы и поддержки со стороны взрослых. Регулярные занятия, посвященные развитию связной речи, помогут детям улучшить свои навыки и прогрессировать в этой области.
В заключение, формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня является сложным процессом, который требует индивидуального подхода и использования различных методик. Важно помнить о значимости игровых ситуаций и развития регулирующих и планирующих функций речи. Стимулирующая и поддерживающая среда, созданная взрослыми, поможет детям успешно развивать связную речь и достигать прогресса в этой области.
1. Арсеньева М.В. Основные направления развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи: (на материале детской художественной литературы) // Специальное образование. М., 2019. № 4 (56). С. 17-26. URL: http://elar.uspu.rU/bitstream/uspu/13228/1/speo-2019-04-02.pdf (дата обращения: 07.03.2023).
2. Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного
возраста. М., 1984. 256 с. URL: https://f.eruditor.one/file/2940592/ (дата
обращения:10.02.2023).
3. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с
системным недоразвитием речи: учеб. пособие. М., 2006. 158 с.
https://f.eruditor.one/file/145964/ (дата обращения: 13.02.2023).
4. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования: Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка. М., 1956. 519 с.
5. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1998. 470 с.;
6. Гвоздев А.Н. От первых слов до первого класса: дневник научных
наблюдений. М., 2019. 322 с; (дата обращения: 07.03.2023) URL:
https://sdo.mgaps.ru/books/K6/M7/file/2.pdf
7. Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка. СПб., 1995. 64 с. (Детская речь: Хрестоматия. Ч. II / Сост. Н. И. Лепская, С. Н. Цейтлин). URL: https://studfile.net/preview/16402626/ (дата обращения: 01.03.2023).
8. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского
сада. М., 2016. 144 с.
https://346130.selcdn.ru/storage1/include/site 2351/section 78/pgrl4w5206.pdf (дата обращения 10.09.2023).
33. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. М., 2002. 144с. URL: http://logoped57.usite.pro/formirovanie svjaznoj rechi v.p-glukhov.pdf (дата
обращения 10.09.2023).
9. Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию // Дефектология. 1994. № 4. С. 56-73. URL: https://pedlib.ru/Books/5/0015/5 0015-1.shtml (дата обращения 10.09.2023).
10. Глухов В.П. Комплексный подход к формированию связной речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речевого и познавательного развития. М., 115 с. URL: https://goo.su/jshg (дата обращения 10.09.2023).
11. Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для
студентов педвузов. М., 2005. 351 с. (Высшая школа). URL:
https://textarchive.ru/c-2896434-pall.html (дата обращения: 07.03.2023).
12. Глухов В.П. Особенности творческого воображения у детей
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Недоразвитие и утрата речи. Вопросы теории и практики. М., 1985. 150 с. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-tvorcheskogo-voobrazheniya- doshkolnikov-s-obschim-nedorazvitiem-rechi (дата обращения: 25.02.2023)
13. Глухов В.П. Особенности формирования связной монологической
речи детей старшего дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. М., 1987. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-
svyaznoy-monologicheskoy-rechi-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s- obschim-nedorazvitiem-rechi-iii (дата обращения 10.09.2023).
14. Глухов В.П., Труханова Ю.А. Наши дети учатся сочинять сказки: наглядно дидактический материал по развитию воображения и речи детей старшего дошкольного возраста с недоразвитием речи. М., 2005. 27 с. (дата обращения: 25.02.2023).
15. Грибова О.Е. К проблеме изучения стратегий понимания содержания текста // Когнитивное и коммуникативное развитие школьников с дислексией: интегративный подход. Мат-лы V Межд. научнопракт. конф. Российской ассоциации дислексии 25-26 мая 2011 г. М., 2011. С. 99-106...55