Образы детей в малой прозе А.П. Платонова
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОБРАЗЫ ДЕТЕЙ В ИСТОРИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 6
1.1 Образ ребенка в литературе 6
1.2 Типология образов детей в рассказах А. Платонова 17
ГЛАВА II. ХАРАКТЕРОЛОГИЯ И ПОЭТИКА ОБРАЗОВ ДЕТЕЙ В РАССКАЗАХ А.ПЛАТОНОВА 34
2.1 Образ «ребенка-родителя» в рассказе «Семен» и «Июльская
гроза» 34
2.2 Образ «ребенка-ангела» в рассказе «Уля» и «Сухой
хлеб» 44
2.3 Образа «естественного ребенка» в рассказе «Избушка бабушки» 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 68
ГЛАВА I. ОБРАЗЫ ДЕТЕЙ В ИСТОРИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 6
1.1 Образ ребенка в литературе 6
1.2 Типология образов детей в рассказах А. Платонова 17
ГЛАВА II. ХАРАКТЕРОЛОГИЯ И ПОЭТИКА ОБРАЗОВ ДЕТЕЙ В РАССКАЗАХ А.ПЛАТОНОВА 34
2.1 Образ «ребенка-родителя» в рассказе «Семен» и «Июльская
гроза» 34
2.2 Образ «ребенка-ангела» в рассказе «Уля» и «Сухой
хлеб» 44
2.3 Образа «естественного ребенка» в рассказе «Избушка бабушки» 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 68
Мир детства, вероятно, присутствует в творчестве каждого писателя, вспоминающего и анализирующего собственное неповторимое прошлое. Тема детства занимает важное место в современной культуре, проявляясь в многочисленных произведениях литературы, кино, музыки, живописи, которые отражают как романтизированные, так и драматические аспекты этого периода жизни. Мировая литература богата различными образами детей, иллюстрирующими характерные особенности определенной эпохи, позицию писателей и историю становления общекультурных типов. В этой связи тема детства всегда актуальна и своевременна.
В первой половине ХХ века русская литература претерпевает значительные изменения, находится в поисках новых форм и приёмов, решает одну из главных проблем времени - трагедию личности,
нравственной опустошенности человека, ищет систему новых ценностей и нового образа человека. Именно на примере образа ребенка, поставленного в сложную ситуацию, все проблемы общества предстают наиболее драматично и остро.
Обращались к миру детства и образам детей многие писатели: М. Горький, Л.Н. Толстой, В.Г. Короленко, Л.Н. Андреев, М. Шолохов, А. Платонов. В их творчестве картина мира проходит через призму мировосприятия ребёнка, который оказывается во многих произведениям главным героем.
А. Платонов создаёт вселенную детских образов, где каждый герой неповторимый и значимый как для других героев произведения, так и для всего творчества писателя. Тема ребенка в творчестве А. Платонова подробно рассмотрена в работах Н.М. Малыгиной, Е.А. Яблокова, И.Б. Городецкого, Н.В. Корниенко, Н.П. Хрящевой и др.
Несмотря на многочисленные работы, исследующие творчество А. Платонова, типология образов детей и приемы характерологии остается не до конца решенной и вызывает активное обсуждение. Это и определяет актуальность исследования...
В первой половине ХХ века русская литература претерпевает значительные изменения, находится в поисках новых форм и приёмов, решает одну из главных проблем времени - трагедию личности,
нравственной опустошенности человека, ищет систему новых ценностей и нового образа человека. Именно на примере образа ребенка, поставленного в сложную ситуацию, все проблемы общества предстают наиболее драматично и остро.
Обращались к миру детства и образам детей многие писатели: М. Горький, Л.Н. Толстой, В.Г. Короленко, Л.Н. Андреев, М. Шолохов, А. Платонов. В их творчестве картина мира проходит через призму мировосприятия ребёнка, который оказывается во многих произведениям главным героем.
А. Платонов создаёт вселенную детских образов, где каждый герой неповторимый и значимый как для других героев произведения, так и для всего творчества писателя. Тема ребенка в творчестве А. Платонова подробно рассмотрена в работах Н.М. Малыгиной, Е.А. Яблокова, И.Б. Городецкого, Н.В. Корниенко, Н.П. Хрящевой и др.
Несмотря на многочисленные работы, исследующие творчество А. Платонова, типология образов детей и приемы характерологии остается не до конца решенной и вызывает активное обсуждение. Это и определяет актуальность исследования...
Образы детей постепенно меняют своё место в культуре, они становятся такими же центральными персонажами, как и взрослые. На примере ребенка, поставленного в сложную ситуацию, все проблемы общества предстают наиболее драматично и остро.
В творчестве А. Платонова роль детей часто является главной и важной. Именно ребенок на фоне взрослых людей представляется мудрее, его вселенная простирается гораздо дальше, и он настроен исследовать новые перспективы и неизведанные возможности, которые у взрослых уже утратились из-за накопленного опыта и жизненных обстоятельств. Во всех рассмотренных произведениях детство воспринимается как один из самых особенных этапов в жизни человека. Несмотря на трудности и испытания, которые встречаются маленьким героям, они не теряют любопытства, интереса к жизни. Неслучайно природный мир положительно настроен по отношению к детям, в их восприятии он предстаёт как живое существо, поэтому природа общается с ним, помогает и поддерживает, одаривает «волшебным» светом, красотой и жизнью. Взрослые люди, потеряв подобную силу, не замечают истинного мира и порой не понимают детей, однако это не мешает им наблюдать за тем, как они пытаются познать мир или изменить его, в некоторых случаях даже помочь.
Наиболее репрезентативно представлены в творчестве А Платонова три типа ребенка:
- образ «естественного ребенка», который осознается как часть природы; живет «нечаянно» [Яблоков 1994: 196] («Никита», «Неизвестный цветок», «Цветок на земле», «Разноцветная бабочка», «Корова», «Сухой хлеб»);
- «ребенок-ангел», в котором обнаруживаются православные мотивы, а сюжет и описание героев восходят «к мифологеме детства в ее евангелическом толковании» [Спиридонова 2004: 409] («Уля», «Глиняный дом в уездном саду», «Маленький солдат», «Джан», «Железная старуха»);
- «ребенок-родитель», который в силу своей наивности и неопытности не пугается трудностей взрослой жизни как непреодолимых («Глиняный дом в уездном саду», «Июльская гроза», «Возвращение», «Сухой хлеб», «Семён»).
Эти выявленные типы детей, хотя и констатируют наиболее яркие черты, свойственные образам детей, не исчерпывают многообразия сюжетных ситуаций и психологической глубины созданных Платоновым детских характеров. Ребенок в мире Платонова не только обнажает проблемы суровой и безжалостной жизни, но и «показывает» будущее, предстает как незыблемая жизненная основа, «почва и судьба» нового человека, новой страны и нового мира.
В творчестве А. Платонова роль детей часто является главной и важной. Именно ребенок на фоне взрослых людей представляется мудрее, его вселенная простирается гораздо дальше, и он настроен исследовать новые перспективы и неизведанные возможности, которые у взрослых уже утратились из-за накопленного опыта и жизненных обстоятельств. Во всех рассмотренных произведениях детство воспринимается как один из самых особенных этапов в жизни человека. Несмотря на трудности и испытания, которые встречаются маленьким героям, они не теряют любопытства, интереса к жизни. Неслучайно природный мир положительно настроен по отношению к детям, в их восприятии он предстаёт как живое существо, поэтому природа общается с ним, помогает и поддерживает, одаривает «волшебным» светом, красотой и жизнью. Взрослые люди, потеряв подобную силу, не замечают истинного мира и порой не понимают детей, однако это не мешает им наблюдать за тем, как они пытаются познать мир или изменить его, в некоторых случаях даже помочь.
Наиболее репрезентативно представлены в творчестве А Платонова три типа ребенка:
- образ «естественного ребенка», который осознается как часть природы; живет «нечаянно» [Яблоков 1994: 196] («Никита», «Неизвестный цветок», «Цветок на земле», «Разноцветная бабочка», «Корова», «Сухой хлеб»);
- «ребенок-ангел», в котором обнаруживаются православные мотивы, а сюжет и описание героев восходят «к мифологеме детства в ее евангелическом толковании» [Спиридонова 2004: 409] («Уля», «Глиняный дом в уездном саду», «Маленький солдат», «Джан», «Железная старуха»);
- «ребенок-родитель», который в силу своей наивности и неопытности не пугается трудностей взрослой жизни как непреодолимых («Глиняный дом в уездном саду», «Июльская гроза», «Возвращение», «Сухой хлеб», «Семён»).
Эти выявленные типы детей, хотя и констатируют наиболее яркие черты, свойственные образам детей, не исчерпывают многообразия сюжетных ситуаций и психологической глубины созданных Платоновым детских характеров. Ребенок в мире Платонова не только обнажает проблемы суровой и безжалостной жизни, но и «показывает» будущее, предстает как незыблемая жизненная основа, «почва и судьба» нового человека, новой страны и нового мира.
Подобные работы
- Образы детей в малой прозе А.П. Платонова
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2024 - Образ войны в малой прозе А. Платонова и М. Шолохова
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2025 - Неформальные методы работы с обучающимися как средство повышения культуры чтения в современной детской и подростковой прозе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - РЕЦЕПЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В КИТАЙСКОМ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ
Диссертация , русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2017 - «Детские годы Багрова-внука» и «Воспоминания» С. Т. Аксакова (сопоставительный анализ)
Бакалаврская работа, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2017 - «Изучение новеллистики Ги де Мопассана в школе»
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Тема любви в произведениях о войне (Б.Л. Васильев «А зори
здесь тихие», В.П. Астафьев «Пастух и пастушка» и Мо Яня
«Красный Гаолянь»)
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2022 - АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ПРИРОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ
ФАНТАСТИЧЕСКОГО МИРА В СБОРНИКЕ В.В. НАБОКОВА
«СОГЛЯДАТАЙ»
Бакалаврская работа, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ТВОРЧЕСТВО А.Т. ТВАРДОВСКОГО: ПРИРОДА СМЕХА (10.01.01)
Диссертации (РГБ), русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2002





