ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОБРАЗЫ ДЕТЕЙ В ИСТОРИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 6
1.1 Образ ребенка в литературе 6
1.2 Типология образов детей в рассказах А. Платонова 17
ГЛАВА II. ХАРАКТЕРОЛОГИЯ И ПОЭТИКА ОБРАЗОВ ДЕТЕЙ В РАССКАЗАХ А.ПЛАТОНОВА 34
2.1 Образ «ребенка-родителя» в рассказе «Семен» и «Июльская
гроза» 34
2.2 Образ «ребенка-ангела» в рассказе «Уля» и «Сухой
хлеб» 44
2.3 Образа «естественного ребенка» в рассказе «Избушка бабушки» 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 68
Мир детства, вероятно, присутствует в творчестве каждого писателя, вспоминающего и анализирующего собственное неповторимое прошлое. Тема детства занимает важное место в современной культуре, проявляясь в многочисленных произведениях литературы, кино, музыки, живописи, которые отражают как романтизированные, так и драматические аспекты этого периода жизни. Мировая литература богата различными образами детей, иллюстрирующими характерные особенности определенной эпохи, позицию писателей и историю становления общекультурных типов. В этой связи тема детства всегда актуальна и своевременна.
В первой половине ХХ века русская литература претерпевает значительные изменения, находится в поисках новых форм и приёмов, решает одну из главных проблем времени - трагедию личности,
нравственной опустошенности человека, ищет систему новых ценностей и нового образа человека. Именно на примере образа ребенка, поставленного в сложную ситуацию, все проблемы общества предстают наиболее драматично и остро.
Обращались к миру детства и образам детей многие писатели: М. Горький, Л.Н. Толстой, В.Г. Короленко, Л.Н. Андреев, М. Шолохов, А. Платонов. В их творчестве картина мира проходит через призму мировосприятия ребёнка, который оказывается во многих произведениям главным героем.
А. Платонов создаёт вселенную детских образов, где каждый герой неповторимый и значимый как для других героев произведения, так и для всего творчества писателя. Тема ребенка в творчестве А. Платонова подробно рассмотрена в работах Н.М. Малыгиной, Е.А. Яблокова, И.Б. Городецкого, Н.В. Корниенко, Н.П. Хрящевой и др.
Несмотря на многочисленные работы, исследующие творчество А. Платонова, типология образов детей и приемы характерологии остается не до конца решенной и вызывает активное обсуждение. Это и определяет актуальность исследования...
Образы детей постепенно меняют своё место в культуре, они становятся такими же центральными персонажами, как и взрослые. На примере ребенка, поставленного в сложную ситуацию, все проблемы общества предстают наиболее драматично и остро.
В творчестве А. Платонова роль детей часто является главной и важной. Именно ребенок на фоне взрослых людей представляется мудрее, его вселенная простирается гораздо дальше, и он настроен исследовать новые перспективы и неизведанные возможности, которые у взрослых уже утратились из-за накопленного опыта и жизненных обстоятельств. Во всех рассмотренных произведениях детство воспринимается как один из самых особенных этапов в жизни человека. Несмотря на трудности и испытания, которые встречаются маленьким героям, они не теряют любопытства, интереса к жизни. Неслучайно природный мир положительно настроен по отношению к детям, в их восприятии он предстаёт как живое существо, поэтому природа общается с ним, помогает и поддерживает, одаривает «волшебным» светом, красотой и жизнью. Взрослые люди, потеряв подобную силу, не замечают истинного мира и порой не понимают детей, однако это не мешает им наблюдать за тем, как они пытаются познать мир или изменить его, в некоторых случаях даже помочь.
Наиболее репрезентативно представлены в творчестве А Платонова три типа ребенка:
- образ «естественного ребенка», который осознается как часть природы; живет «нечаянно» [Яблоков 1994: 196] («Никита», «Неизвестный цветок», «Цветок на земле», «Разноцветная бабочка», «Корова», «Сухой хлеб»);
- «ребенок-ангел», в котором обнаруживаются православные мотивы, а сюжет и описание героев восходят «к мифологеме детства в ее евангелическом толковании» [Спиридонова 2004: 409] («Уля», «Глиняный дом в уездном саду», «Маленький солдат», «Джан», «Железная старуха»);
- «ребенок-родитель», который в силу своей наивности и неопытности не пугается трудностей взрослой жизни как непреодолимых («Глиняный дом в уездном саду», «Июльская гроза», «Возвращение», «Сухой хлеб», «Семён»).
Эти выявленные типы детей, хотя и констатируют наиболее яркие черты, свойственные образам детей, не исчерпывают многообразия сюжетных ситуаций и психологической глубины созданных Платоновым детских характеров. Ребенок в мире Платонова не только обнажает проблемы суровой и безжалостной жизни, но и «показывает» будущее, предстает как незыблемая жизненная основа, «почва и судьба» нового человека, новой страны и нового мира.
1. Платонов, А.П. Записные книжки [Текст]: материалы к биографии / сост., подгот. текста, предисл. и примеч. Н. В. Корниенко. - Москва: ИМЛИ РАН: Наследие, 2000. - 424 с.
2. Платонов А.П. Счастливая Москва: Роман, повесть, рассказы / Сост., подготовка текста, комментарии Н. В. Корниенко. — М.: Время, 2011. — 2-е изд., стереотип. — 624 с. — (Собрание). ISBN 978-5-9691-0694-9
3. Платонов, А.П. Смерти нет! [Текст]: рассказы и публицистика 1941-1945 годов / А. П. Платонов; сост., коммент. Н. В. Корниенко. - Москва: Время, 2010. - 543 с.
4. Платонов А.П. Сухой хлеб: рассказы, сказки / А. П. Платонов; сост., подг. текста, коммент. Н. В. Корниенко. - М.: Время, 2012. - 416 с.
Используемая литература
5. Амелина, А. А. Изучение интерпретаций рассказа А. Платонова «Никита» на уроке литературы в школе / А. А. Амелина // Книжная культура Дальневосточного региона: проблемы истории, методики, межкультурной коммуникации: Материалы IV Всероссийской научно-методической конференции (с международным участием), Хабаровск, 08¬16 декабря 2022 года / Под общей редакцией О.Н. Александровой- Осокиной. - Хабаровск: Тихоокеанский государственный университет, 2022. - С. 149-153.
6. Арзамасцева И.Н. "Век ребенка" в русской литературе 1900-1930
годов: монография / И. Н. Арзамасцева; М-во образования Рос.
Федерации, Моск. пед. гос. ун-т. - Москва: Изд-во Прометей, 2003 (Тип. МПГУ). - 404 с.
7. Аюпова Е.И. Концепт 'ребенок' в рассказах Андрея Платонова // Вестник ЧелГУ. 2008. №30. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/kontsept- rebenok-v-rasskazah-andreya-platonova (дата обращения: 15.05.2024).
8. Баршт К.А. Поэтика прозы Андрея Платонова. — СПб: Филологический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, 2000. Художественная антропология Андрея Платонова. Воронеж, Изд-во ВГПУ, 2001. - 321с.
9. Вьюгин В. Ю. Андрей Платонов: поэтика загадки. Очерк становления и эволюции стиля. — СПб.: РХГИ, 2004. — 440 с.
10. Ганина С. А. Концепции детства в истории культуры (социально-философский и психолого-педагогический подходы) /Вестник Российского нового университета. Серия: Человек в современном мире. — М., 2012. N° 1. - 111-119 с.
11. Голованов И. А. Поиски героя времени в публицистике и
художественном творчестве А. Платонова 1920-х годов // Вестник ЧелГУ. 2014. N°23 (352). URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/poiski-geroya-
vremeni-v-publitsistike-i-hudozhestvennom-tvorchestve-a-platonova-1920-h- godov (дата обращения: 15.05.2024).
12. Городецкий И.Б. Семиотика детства в «Волшебно¬
реалистических» сказках А. П. Платонова (корпусное исследование) // Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация.2015. No3. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/semiotika-detstva-v-volshebno-
realisticheskih-skazkah-a-p-platonova-korpusnoe-issledovanie (дата
обращения: 15.05.2024).
13. Гумилевская М.Ю. Образ ребенка в художественной литературе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:ZZpsy.su/feedZ5299Z - 2016г.
14. Дианова, Е. Е. Образ детства в английской и русской прозе середины XIX века : автореф. дис. ... кан. филол. наук : 10.01.05 / Дианова Екатерина Евгеньевна. - М., 1996 - 16 с.
15. Дмитровская М. А. Персонажи георгиевского ряда у Платонова в историко-культурной перспективе/Балтийский филологический курьер, 2003, с. 53...55