Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ УСТНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5-6 КЛАССАХ С РОДНЫМ (ТУВИНСКИМ) ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ

Работа №17161

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

русский язык

Объем работы67
Год сдачи2015
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
849
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава I. Теоретические аспекты развития устной речи школьников.
1.1. Особенности речевого развития учащихся 5-6 классов школы с родным (тувинским) языком обучения 8
1.2. Взаимосвязь устной речи и письменной в школе с родным (тувинским) языком обучения 15
1.3. Проблемы двуязычия в Туве .. 20
Глава II. Методика формирования и развития устной речи в школе с родным (тувинским) языком обучения.
2.1. Основные методы и приемы по развитию устной речи 27
2.2. Система упражнений и основные принципы работы по развитию устной речи 37
2.3 Описание педагогического эксперимента на формирование и развитие устной речи у учащихся с родным (тувинским) языком обучения 44
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Современные социально-экономические и культурные процессы, происходящие в регионах России, в том числе и в Республике Тыва, обусловили пристальный интерес населения к языковому образованию учащихся.
Русский язык занимает одно из самых важных мест в системе школьных предметов, потому что он является не только объектом изучения, но и средством обучения. На уроках русского языка учащиеся приобретают умения и навыки, необходимые для овладения знаниями по другим предметам. Еще русский язык является международным.
Овладение языком, речью - необходимое условие формирования социально-активной личности. Научить хорошо и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, уметь убедительно, ярко говорить и писать необходимо каждому. Поэтому одной из главных задач на современном этапе обучения учащихся считаю развитие речи.
Речь - основа всякой умственной деятельности средств коммуникации четкая, доказательная образная устная и письменная речь ученика показывает его умственное развитие.
Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большей мере определяют успех в учебной работе по всем предметам, в частности способствует формированию полноценного навыка чтения и повышения орфографической грамотности.
Интерес к проблеме билингвизма на современном этапе достаточно закономерен и социально обусловлен. Существует узкое и широкое понимание билингвизма: в узком смысле - это более или менее свободное владение двумя языками: родным и неродным, а в широком смысле - относительное владение вторым языком, способность пользоваться им в
определенных сферах общения. С этой точки зрения минимальным уровнем владения вторым языком можно считать уровень, достаточный для выполнения индивидом речевых действий, в процессе которых реализуются те или иные функции второго языка. Если владение языком ниже этого уровня, то нет достаточных оснований считать такое владение признаком билингвизма. [Леонтьев, 288]
Таким образом, слово является основой развития речевой деятельности. Поэтому, одной из главных задач курса русского языка в национальной школе является - обучение учащихся практическому владению русским языком, становление и развитие их речевых умений и навыков, и положительно сказывается на развитии памяти, умении понимать, анализировать и обсуждать явления языка, сообразительности, быстроте реакции и логике.
Актуальность темы исследования. Совершенствование преподавания русского языка в школе с родным (тувинским) языком обучения неразрывно связано с проблемой повышения эффективности и качества урока.
Урок русского языка в школе с родным (тувинским) языком обучения, особенно в сельской, выступает одним из ведущих средств обучения.
В нашей республике в связи с эти организация и проведение уроков русского языка в условиях тувинско-русского двуязычия имеют свою специфику. Она проявляется на лингвистическом, психолого-дидактическом, методическом и других уровнях. Исключительно актуальна проблема двуязычия в условиях усиления роли тувинского языка в общественно- политической жизни республики, привлечения к его изучению местного населения других национальностей. Однако хорошее изучение русского языка необходимо для нормального сотрудничества.
Анализ состояния преподавания русского языка в школах с родным (тувинским) языком обучения показывает, что недостаточно формируются навыки и умения устной и письменной речи. Теоретические сведения о
русском языке не используются в полной мере для формирования практической речевой деятельности. Это означает, что проблема соотнесения теоретических знаний и практического владения языком не решена, что определяет актуальность исследуемой темы.
Цель нашей работы заключается в том, чтобы определить наиболее эффективные методы и приемы формирования и развития устной речи учащихся 5 и 6 классов с родным (тувинским) языком обучения.
В соответствии с целью были определены задачи работы:
1. Изучить и проанализировать научно-теоретическую и методологическую
литературу по исследуемой проблеме;
2. Выявить трудности при изучении русского языка в национальных школах.
3. Провести педагогический эксперимент по развитию устной речи учащихся 5-х и
6-х классов с родным (тувинским) языком обучения.
Объект исследования - процесс обучения русскому языку.
Предмет - система упражнений, направленных на развитие устной речи учащихся с родным (тувинским) языком обучения.
Гипотеза исследования - систематическое применение специальных упражнений и заданий, методов и приемов по совершенствованию речевой деятельности повысит уровень овладения устной речью на уроках русского языка.
Методологическую основу исследования составляют работы Е.А.Антоновой, Е.А.Быстровой, Л.С.Выготского, Г.Г.Городиловой, Т.А.Ладыженской и др., а также Р.Р.Бегзи, Г.М. Селиверстовой, Ф.М.Бартан.
В процессе работы нами использовались следующие методы:
1. Описательный метод, включающий приемы наблюдения, интерпретации,
сопоставления и обобщения;
2. Метод эксперимента;
3. Метод моделирования учебно-воспитательного процесса;
4. Метод диагностики и прогнозирования трудностей в обучении.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что в ней раскрыты основные теоретические понятия, способствующие усвоению русского языка.
Практическая значимость работы состоит в том, что ее можно использовать в качестве учебного материала для преподавания русского языка в 5-6 классах национальных школ.
Новизна исследования состоит в том, что из-за отсутствия фундаментальных работ по методике преподавания русского языка как неродного.
В ходе проведенного нами педагогического эксперимента по развитию устной речи учащихся 5-6 классов в школе с родным (тувинским) языком обучения, были выявлены и анализированы наиболее эффективные методы и приемы по развитию устной (русской) речи в национальной школе.
Структура и содержание выпускной квалификационной работы состоит из введения, 2 глав, 6 параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложения.
В первой главе даются теоретические понятия по исследуемой теме.
Вторая глава дает представление о практической части исследования, описаны приемы и методы изучения русского языка, проанализированы различные типы упражнений для закрепления темы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, на основе анализа, обобщения и изучения психолого-педагогической литературы и на основе проведенного исследования по проблеме развития устной речи учащихся школ с родным (тувинским) языком обучения, можно сделать следующие выводы:
1. Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевает богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на учащихся средних классов. И для них грамотная речь - это залог успешного обучения и развития. [Капинос, 22]
2. В процессе работы над развитием устной речи необходимо опираться на знание психолого-педагогических и методологических основ формирования речи школьников.
3. Эффективность работы обеспечивается разнообразием методических форм и приемов работы по развитию устной речи.
4. Работа по развитию устной речи учащихся школ с родным (тувинским) языком обучения на уроках вносит существенный вклад в формирование общей культуры всесторонне развитой, социально активной личности будущего выпускника школы. Эта работа развивает мышление учащегося, их наблюдательность, вдумчивое и бережное отношение к родному слову.
5. Использование ИКТ в работе учителя дает возможность посмотреть на свою работу с новых позиций, переосмыслить методические приемы, обогатить свои знания и умения, активизировать динамику развития навыков правильной речи у детей и всего образовательного процесса в целом.
Содержание работы по развитию устной речи в школе с родным (тувинским) языком обучения складывается из обучения нормам литературного языка, работы по обогащению словаря и грамматического строя речи учащегося и развития их связной речи. Система речевых упражнений эффективная лишь тогда, когда есть условия, составляющие фон для речевого развития. Таким фоном является атмосфера постоянного внимания к языку и речи, здоровая речевая сфера, которую создает школа и которую расширяет классное и внеклассное чтение, изучение грамматики и орфографии, другие языковые занятия.
Для методики преподавания русского языка как в русской, так и в школе с родным (тувинским) языком обучения первостепенное значение имеют исходные положения языкознания о языке как общественном явлении, как в средстве общения, как об определенной системе, включающей в свой состав звуки, слова, словосочетания, предложения, из которых складывается речь. Обучение русскому языку в школе с родным (тувинским) языком обучения имеет еще большую практическую направленность, чем изучение его как родного. Поэтому рамки применения поискового метода здесь значительно уже. [Баранов, 278]
Работа по развитию речи требует разнообразных приёмов и средств. В процессе занятий многократно меняется учебная ситуация и мотивы речи. Учащиеся то свободно высказываются, то выполняют задание, которое дисциплинирует мысль и направляет в строгое русло их речевую деятельность. В работе по развитию речи необходимо сочетать и то и другое.
Упражнения по развитию речи имеют место на каждом уроке и не могут быть ограничены только уроками русского языка и литературы. Каждый устный ответ ученика является упражнением в устной речи и, следовательно, он должен отвечать требованиям к содержанию, построению и оформлению речевого высказывания. [Быстрова, 219]



1 .Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход: учебное пособие/Е.С. Антонова.-М.: Кнорус,2007.- 464 с.
2. Бабкина М.В. О взаимосвязи различных видов речевой деятельности учащихся на уроках русского языка//РЯШ-2004.-№2.-СЗ-5.
3. Бакеева Н.З., Баранников И.В. Методика преподавания русского языка в национальной средней школе: учебное пособие для студентов пед.институтов по специальности «Русский язык и литература в национальной школе» - 2 издание., перераб - Л.:Просвещение.Ленингр.отделение, 1986.-400с
4. Баранов М.Т. О работе с толковым словарем на уроках русского языка в 4-8 классах.//Русский язык в школе. -1999.-С.21-23.
5. Баринова Е.А. Лингвистические основы методики развития связной речи. - Л.,
Наука, 1971 - 420 с.
6. Бартан Ф. Проблемы современного урока русского языка в условиях национального двуязычия.// Башкы. - 2004. - №3. - с. 22-26.
7. Бартан Ф. Специфика обучения русской грамоте учащихся тувинских школ.//Башкы.-№4.-2005.- С44-45.
8. Благова Н.Г.. Коренева Л.А., Родченко О.Д. О концепции обучения русскому языку с учетом регионального компонента//РЯШ-1993.-№4- с. 16-19
9. Бодалев А.Н. Личность и общение. // Избранные психологические труды. - М.:
Международная педагогическая академия. - 1985.-328с.
Ю.Быстрова Е.А. Преподавание русского языка в многонациональной школе//РЯШ- 2007.-№4.-с.38-40.
11. Быстрова Е.А. Русский язык в школах многонациональной России//РЯШ- 2004.- №2.-с.44.
12. Воителеева Т.М. Основные вопросы развития речи учащихся. - М., 2000.- 385.
13. Выготский JI.C. Мышление и речь. Психолинвистические исследования. -М., 1996.-306 с.
14. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи: В 2 т. - М.: Просвещение. - 1961. - Т. 1. Фонетика и морфология. - 102 с.
15. Горбушина Н.А. Роль сочинений-миниатюр на уроках русского языка//Русский язык. «Первое сентября»-2005.-№15.-С.28-34.
16. Грибова О.Е. К проблеме анализа речевой коммуникации у детей с речевой патологией. // Дефектология, 1995. - № 6. - с. 16 - 19.
17. Дзуцев Э.С. Социально-коммуникативный подход к формированию содержания и методов обучения связной русской речи в национальной школе.-М., 1991 .-с. 16-23
18. Жинкин Н.И. Механизмы речи.М., 1958.
19. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи школьников. М.: Просвещение, 1990. - 239 с.
20. Ипполитова Н.А. Развитие речи школьников в процессе обучения к
чтению//РЯШ-1997.-№1 .-С.11
21. Капинос В.И. Речи учащихся в свете речевой деятельности//РЯШ-1978.- №3.- С.22.
22. Капинос В.И., Сергеева JI.A., Соловейчик М.С. Развитие речи: Теория и практика обучения: 5-7 классы: Кн. Для учителя. - М.:
23. Каше Г. А. Исправление недостатков сречи у школьников. М.: Просвещение,
1971. - 34 с.
24. Клюева И.В. Касаткина Ю.В. Учим детей общению. - Ярославль, 1996. - 240 с.
25. Косякова О.О. Логопсихология. - Ростов/нД.: Феникс, 2007. - 136 с.
26. Коренева А.В. Обучение слушанию как виду речевой деятельности//РЯШ- 2008.- №7.-с.83
27. Кубрякова Е.С. Проблемы онтогенеза речевой деятельности. // Человеческий фактор в языке: Язык и порождение речи. - М.: Наука, 1991. - 150 с.
28. Ладыженская Т.А. Развитие связной речи учащихся на основе учебников для 4-6 классов//РЯШ-1980.-№3.-С.78.
29. Львов М.Р. Методы развития речи учащихся//РЯШ-1989.-№6.-с.10
30. Львов М.Р. речь младших школьников и пути ее развития.-М.: 1995.-С 176 31.. Методика преподавания русского языка в национальной школе: Учеб.пособие для учащихся нац.групппед.уч-щ / Л.З.Шакирова, Л.Г.Саяхова, К.З.Закирьянов и др.; Под ред. Л.З.Шакировой. - Л.: Просвещение. Ленингр. отд-ние, 1990. - 416 с. - ISBN5-09- 001978-9.
32. Методика развития речи на уроках русского языка: Книга для учителя/Н.Е.Богоусловская, В.И.Капинос, А.Ю.Купалова и др.; Под ред Т.А Ладыженской.-М.: Просвещение, 1991 .-С.291.
33. Мишатина Н.Л. Работа с художественным концептом как средство речевого развития школьника//РЯШ-2006.-№3.-С.23-27
34. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.: Просвещение, 1969.-214 с.
35. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности: Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. - М., Просвещение, 1965 - 288 с.
36. Лисина М.И. Проблема онтогенеза общения. - М.: Просвещение, 1986. - 143 с.
37. Лурия А.Р., Юдович Ф.А. Речь и развитие психических процессов ребенка. - М., 1956.
38. Лурия А.Р. Язык и сознание.М., Наука, 1979. - 223 с.
39. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослым/Под ред.М.И. Лисиной. - М.: Педагогика, 1985. - 208 с.
40. Преодоление общего недоразвития речи у школьников/ Под.ред. Т.В. Волосовец.
- М.: Сфера, 2007. - 20 с.
41. Сат А.Б. Дифференцированное обучение русскому языку тувинских учащихся.//Башкы.-№ 1.-1999 г-С. 10-14
42. Селиверстова Г. Проблемы двуязычия в Туве //Башкы №3.-2005 г - С. 11- 14
43. Серебренникова С.Ю. Психологическая коррекция коммуникативной функции речи детей-сирот старшего школьного возраста с нарушениями психического развития.
- Иркутск, 2007. - 24 с.
44. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения: Пособие для учителя. — М., 1985. — С. 248
45. Теория и практика обучения русскому языку : учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / [Е.В.Архипова, Т.М.Воителева, А.Д.Дейкина и др.] ; под ред. Р.Б.Сабаткоева. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 336 с. ISBN978-5-7695-5596-1.
46. Фатхутдинова В.Г. Словообразовательное гнездо в ментально-культурном языковом контексте// Русский язык.-2005.-С.36-44.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ