Введение
Глава I. Теоретические аспекты развития устной речи школьников.
1.1. Особенности речевого развития учащихся 5-6 классов школы с родным (тувинским) языком обучения 8
1.2. Взаимосвязь устной речи и письменной в школе с родным (тувинским) языком обучения 15
1.3. Проблемы двуязычия в Туве .. 20
Глава II. Методика формирования и развития устной речи в школе с родным (тувинским) языком обучения.
2.1. Основные методы и приемы по развитию устной речи 27
2.2. Система упражнений и основные принципы работы по развитию устной речи 37
2.3 Описание педагогического эксперимента на формирование и развитие устной речи у учащихся с родным (тувинским) языком обучения 44
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Современные социально-экономические и культурные процессы, происходящие в регионах России, в том числе и в Республике Тыва, обусловили пристальный интерес населения к языковому образованию учащихся.
Русский язык занимает одно из самых важных мест в системе школьных предметов, потому что он является не только объектом изучения, но и средством обучения. На уроках русского языка учащиеся приобретают умения и навыки, необходимые для овладения знаниями по другим предметам. Еще русский язык является международным.
Овладение языком, речью - необходимое условие формирования социально-активной личности. Научить хорошо и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, уметь убедительно, ярко говорить и писать необходимо каждому. Поэтому одной из главных задач на современном этапе обучения учащихся считаю развитие речи.
Речь - основа всякой умственной деятельности средств коммуникации четкая, доказательная образная устная и письменная речь ученика показывает его умственное развитие.
Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большей мере определяют успех в учебной работе по всем предметам, в частности способствует формированию полноценного навыка чтения и повышения орфографической грамотности.
Интерес к проблеме билингвизма на современном этапе достаточно закономерен и социально обусловлен. Существует узкое и широкое понимание билингвизма: в узком смысле - это более или менее свободное владение двумя языками: родным и неродным, а в широком смысле - относительное владение вторым языком, способность пользоваться им в
определенных сферах общения. С этой точки зрения минимальным уровнем владения вторым языком можно считать уровень, достаточный для выполнения индивидом речевых действий, в процессе которых реализуются те или иные функции второго языка. Если владение языком ниже этого уровня, то нет достаточных оснований считать такое владение признаком билингвизма. [Леонтьев, 288]
Таким образом, слово является основой развития речевой деятельности. Поэтому, одной из главных задач курса русского языка в национальной школе является - обучение учащихся практическому владению русским языком, становление и развитие их речевых умений и навыков, и положительно сказывается на развитии памяти, умении понимать, анализировать и обсуждать явления языка, сообразительности, быстроте реакции и логике.
Актуальность темы исследования. Совершенствование преподавания русского языка в школе с родным (тувинским) языком обучения неразрывно связано с проблемой повышения эффективности и качества урока.
Урок русского языка в школе с родным (тувинским) языком обучения, особенно в сельской, выступает одним из ведущих средств обучения.
В нашей республике в связи с эти организация и проведение уроков русского языка в условиях тувинско-русского двуязычия имеют свою специфику. Она проявляется на лингвистическом, психолого-дидактическом, методическом и других уровнях. Исключительно актуальна проблема двуязычия в условиях усиления роли тувинского языка в общественно- политической жизни республики, привлечения к его изучению местного населения других национальностей. Однако хорошее изучение русского языка необходимо для нормального сотрудничества.
Анализ состояния преподавания русского языка в школах с родным (тувинским) языком обучения показывает, что недостаточно формируются навыки и умения устной и письменной речи. Теоретические сведения о
русском языке не используются в полной мере для формирования практической речевой деятельности. Это означает, что проблема соотнесения теоретических знаний и практического владения языком не решена, что определяет актуальность исследуемой темы.
Цель нашей работы заключается в том, чтобы определить наиболее эффективные методы и приемы формирования и развития устной речи учащихся 5 и 6 классов с родным (тувинским) языком обучения.
В соответствии с целью были определены задачи работы:
1. Изучить и проанализировать научно-теоретическую и методологическую
литературу по исследуемой проблеме;
2. Выявить трудности при изучении русского языка в национальных школах.
3. Провести педагогический эксперимент по развитию устной речи учащихся 5-х и
6-х классов с родным (тувинским) языком обучения.
Объект исследования - процесс обучения русскому языку.
Предмет - система упражнений, направленных на развитие устной речи учащихся с родным (тувинским) языком обучения.
Гипотеза исследования - систематическое применение специальных упражнений и заданий, методов и приемов по совершенствованию речевой деятельности повысит уровень овладения устной речью на уроках русского языка.
Методологическую основу исследования составляют работы Е.А.Антоновой, Е.А.Быстровой, Л.С.Выготского, Г.Г.Городиловой, Т.А.Ладыженской и др., а также Р.Р.Бегзи, Г.М. Селиверстовой, Ф.М.Бартан.
В процессе работы нами использовались следующие методы:
1. Описательный метод, включающий приемы наблюдения, интерпретации,
сопоставления и обобщения;
2. Метод эксперимента;
3. Метод моделирования учебно-воспитательного процесса;
4. Метод диагностики и прогнозирования трудностей в обучении.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что в ней раскрыты основные теоретические понятия, способствующие усвоению русского языка.
Практическая значимость работы состоит в том, что ее можно использовать в качестве учебного материала для преподавания русского языка в 5-6 классах национальных школ.
Новизна исследования состоит в том, что из-за отсутствия фундаментальных работ по методике преподавания русского языка как неродного.
В ходе проведенного нами педагогического эксперимента по развитию устной речи учащихся 5-6 классов в школе с родным (тувинским) языком обучения, были выявлены и анализированы наиболее эффективные методы и приемы по развитию устной (русской) речи в национальной школе.
Структура и содержание выпускной квалификационной работы состоит из введения, 2 глав, 6 параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложения.
В первой главе даются теоретические понятия по исследуемой теме.
Вторая глава дает представление о практической части исследования, описаны приемы и методы изучения русского языка, проанализированы различные типы упражнений для закрепления темы.
Таким образом, на основе анализа, обобщения и изучения психолого-педагогической литературы и на основе проведенного исследования по проблеме развития устной речи учащихся школ с родным (тувинским) языком обучения, можно сделать следующие выводы:
1. Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевает богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на учащихся средних классов. И для них грамотная речь - это залог успешного обучения и развития. [Капинос, 22]
2. В процессе работы над развитием устной речи необходимо опираться на знание психолого-педагогических и методологических основ формирования речи школьников.
3. Эффективность работы обеспечивается разнообразием методических форм и приемов работы по развитию устной речи.
4. Работа по развитию устной речи учащихся школ с родным (тувинским) языком обучения на уроках вносит существенный вклад в формирование общей культуры всесторонне развитой, социально активной личности будущего выпускника школы. Эта работа развивает мышление учащегося, их наблюдательность, вдумчивое и бережное отношение к родному слову.
5. Использование ИКТ в работе учителя дает возможность посмотреть на свою работу с новых позиций, переосмыслить методические приемы, обогатить свои знания и умения, активизировать динамику развития навыков правильной речи у детей и всего образовательного процесса в целом.
Содержание работы по развитию устной речи в школе с родным (тувинским) языком обучения складывается из обучения нормам литературного языка, работы по обогащению словаря и грамматического строя речи учащегося и развития их связной речи. Система речевых упражнений эффективная лишь тогда, когда есть условия, составляющие фон для речевого развития. Таким фоном является атмосфера постоянного внимания к языку и речи, здоровая речевая сфера, которую создает школа и которую расширяет классное и внеклассное чтение, изучение грамматики и орфографии, другие языковые занятия.
Для методики преподавания русского языка как в русской, так и в школе с родным (тувинским) языком обучения первостепенное значение имеют исходные положения языкознания о языке как общественном явлении, как в средстве общения, как об определенной системе, включающей в свой состав звуки, слова, словосочетания, предложения, из которых складывается речь. Обучение русскому языку в школе с родным (тувинским) языком обучения имеет еще большую практическую направленность, чем изучение его как родного. Поэтому рамки применения поискового метода здесь значительно уже. [Баранов, 278]
Работа по развитию речи требует разнообразных приёмов и средств. В процессе занятий многократно меняется учебная ситуация и мотивы речи. Учащиеся то свободно высказываются, то выполняют задание, которое дисциплинирует мысль и направляет в строгое русло их речевую деятельность. В работе по развитию речи необходимо сочетать и то и другое.
Упражнения по развитию речи имеют место на каждом уроке и не могут быть ограничены только уроками русского языка и литературы. Каждый устный ответ ученика является упражнением в устной речи и, следовательно, он должен отвечать требованиям к содержанию, построению и оформлению речевого высказывания. [Быстрова, 219]
1 .Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход: учебное пособие/Е.С. Антонова.-М.: Кнорус,2007.- 464 с.
2. Бабкина М.В. О взаимосвязи различных видов речевой деятельности учащихся на уроках русского языка//РЯШ-2004.-№2.-СЗ-5.
3. Бакеева Н.З., Баранников И.В. Методика преподавания русского языка в национальной средней школе: учебное пособие для студентов пед.институтов по специальности «Русский язык и литература в национальной школе» - 2 издание., перераб - Л.:Просвещение.Ленингр.отделение, 1986.-400с
4. Баранов М.Т. О работе с толковым словарем на уроках русского языка в 4-8 классах.//Русский язык в школе. -1999.-С.21-23.
5. Баринова Е.А. Лингвистические основы методики развития связной речи. - Л.,
Наука, 1971 - 420 с.
6. Бартан Ф. Проблемы современного урока русского языка в условиях национального двуязычия.// Башкы. - 2004. - №3. - с. 22-26.
7. Бартан Ф. Специфика обучения русской грамоте учащихся тувинских школ.//Башкы.-№4.-2005.- С44-45.
8. Благова Н.Г.. Коренева Л.А., Родченко О.Д. О концепции обучения русскому языку с учетом регионального компонента//РЯШ-1993.-№4- с. 16-19
9. Бодалев А.Н. Личность и общение. // Избранные психологические труды. - М.:
Международная педагогическая академия. - 1985.-328с.
Ю.Быстрова Е.А. Преподавание русского языка в многонациональной школе//РЯШ- 2007.-№4.-с.38-40.
11. Быстрова Е.А. Русский язык в школах многонациональной России//РЯШ- 2004.- №2.-с.44.
12. Воителеева Т.М. Основные вопросы развития речи учащихся. - М., 2000.- 385.
13. Выготский JI.C. Мышление и речь. Психолинвистические исследования. -М., 1996.-306 с.
14. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи: В 2 т. - М.: Просвещение. - 1961. - Т. 1. Фонетика и морфология. - 102 с.
15. Горбушина Н.А. Роль сочинений-миниатюр на уроках русского языка//Русский язык. «Первое сентября»-2005.-№15.-С.28-34.
16. Грибова О.Е. К проблеме анализа речевой коммуникации у детей с речевой патологией. // Дефектология, 1995. - № 6. - с. 16 - 19.
17. Дзуцев Э.С. Социально-коммуникативный подход к формированию содержания и методов обучения связной русской речи в национальной школе.-М., 1991 .-с. 16-23
18. Жинкин Н.И. Механизмы речи.М., 1958.
19. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи школьников. М.: Просвещение, 1990. - 239 с.
20. Ипполитова Н.А. Развитие речи школьников в процессе обучения к
чтению//РЯШ-1997.-№1 .-С.11
21. Капинос В.И. Речи учащихся в свете речевой деятельности//РЯШ-1978.- №3.- С.22.
22. Капинос В.И., Сергеева JI.A., Соловейчик М.С. Развитие речи: Теория и практика обучения: 5-7 классы: Кн. Для учителя. - М.:
23. Каше Г. А. Исправление недостатков сречи у школьников. М.: Просвещение,
1971. - 34 с.
24. Клюева И.В. Касаткина Ю.В. Учим детей общению. - Ярославль, 1996. - 240 с.
25. Косякова О.О. Логопсихология. - Ростов/нД.: Феникс, 2007. - 136 с.
26. Коренева А.В. Обучение слушанию как виду речевой деятельности//РЯШ- 2008.- №7.-с.83
27. Кубрякова Е.С. Проблемы онтогенеза речевой деятельности. // Человеческий фактор в языке: Язык и порождение речи. - М.: Наука, 1991. - 150 с.
28. Ладыженская Т.А. Развитие связной речи учащихся на основе учебников для 4-6 классов//РЯШ-1980.-№3.-С.78.
29. Львов М.Р. Методы развития речи учащихся//РЯШ-1989.-№6.-с.10
30. Львов М.Р. речь младших школьников и пути ее развития.-М.: 1995.-С 176 31.. Методика преподавания русского языка в национальной школе: Учеб.пособие для учащихся нац.групппед.уч-щ / Л.З.Шакирова, Л.Г.Саяхова, К.З.Закирьянов и др.; Под ред. Л.З.Шакировой. - Л.: Просвещение. Ленингр. отд-ние, 1990. - 416 с. - ISBN5-09- 001978-9.
32. Методика развития речи на уроках русского языка: Книга для учителя/Н.Е.Богоусловская, В.И.Капинос, А.Ю.Купалова и др.; Под ред Т.А Ладыженской.-М.: Просвещение, 1991 .-С.291.
33. Мишатина Н.Л. Работа с художественным концептом как средство речевого развития школьника//РЯШ-2006.-№3.-С.23-27
34. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.: Просвещение, 1969.-214 с.
35. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности: Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. - М., Просвещение, 1965 - 288 с.
36. Лисина М.И. Проблема онтогенеза общения. - М.: Просвещение, 1986. - 143 с.
37. Лурия А.Р., Юдович Ф.А. Речь и развитие психических процессов ребенка. - М., 1956.
38. Лурия А.Р. Язык и сознание.М., Наука, 1979. - 223 с.
39. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослым/Под ред.М.И. Лисиной. - М.: Педагогика, 1985. - 208 с.
40. Преодоление общего недоразвития речи у школьников/ Под.ред. Т.В. Волосовец.
- М.: Сфера, 2007. - 20 с.
41. Сат А.Б. Дифференцированное обучение русскому языку тувинских учащихся.//Башкы.-№ 1.-1999 г-С. 10-14
42. Селиверстова Г. Проблемы двуязычия в Туве //Башкы №3.-2005 г - С. 11- 14
43. Серебренникова С.Ю. Психологическая коррекция коммуникативной функции речи детей-сирот старшего школьного возраста с нарушениями психического развития.
- Иркутск, 2007. - 24 с.
44. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения: Пособие для учителя. — М., 1985. — С. 248
45. Теория и практика обучения русскому языку : учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / [Е.В.Архипова, Т.М.Воителева, А.Д.Дейкина и др.] ; под ред. Р.Б.Сабаткоева. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 336 с. ISBN978-5-7695-5596-1.
46. Фатхутдинова В.Г. Словообразовательное гнездо в ментально-культурном языковом контексте// Русский язык.-2005.-С.36-44.