Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Лексические средства создания образа Петербурга в творчестве А.С. Пушкина и Ф.М. Достоевского

Работа №171600

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы66
Год сдачи2024
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ «ОБРАЗ» В СОВРЕМЕННОЙ НАУЧНОЙ
ПАРАДИГМЕ 4
1.1 .Образ» как междисциплинарное понятие 4
1.2. Лингвистический подход к интерпретации понятия «образ» 18
1.3. Лексические средства создания образа 23
ГЛАВА 11.ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ ОБРАЗА
ПЕТЕРБУРГА В ТВОРЧЕСТВЕ А.С.ПУШКИНА И Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО .. 32
2.1. Анализ номинаций города в творчестве А. С. Пушкина 32
2.2. Лексические средства создания образа водного пространства
Петербурга 41
2.3. Лексические средства создания образа небесного и городского
пространства Петербурга 46
2.4. Лексические средства создания образа Петербурга в творчестве
Ф.М.Достоевского 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
БИБЛИОГРАФИЯ 66


Город представляет собой сложный социокультурный феномен, который рассматривается с разных ракурсов в таких гуманитарных науках как философия, культурология, семиотика, филология, социология, урбанистика и др. По мере изучения образа города в рамках различных научных изысканий возникли разнообразные варианты интерпретации понятий «образ», «город», «хронотоп», «имидж» и др.
Особенно часто исследователи обращались к описанию образа Санкт- Петербурга (Анциферов Н. П. , Бочаров С. Г., Качурин М.Г., Лотман Ю. М., Топоров В. Н., Чемодурова З. М. и др.).
Следует отметить, что образ северной столицы широко представлен в трудах литературоведов, лингвистические же характеристики описания Санкт- Петербурга отображены в меньшей степени. Этим определяется актуальность нашей выпускной квалификационной работы.
Образ Петербурга нашел отражение уже в творчестве писателей XVIII века: В.К. Тредиаковского, М.В. Ломоносова, А.П. Сумарокова, Г.Р.
Державина, А.Н. Радищева, у которых он представлен как «преславный град», «богатство», «Северный Рим», «Северная Пальмира».
Обращались к теме Петербурга и многие писатели XIX века. По мысли А.С. Пушкина, Петербург явился превосходным синтезом великих замыслов Петра Первого и талантливости русских мастеров, в то же время, это «город униженных и оскорблённых». Петербург Н.В. Гоголя - это фантастический мир, полный мистики. Здесь правят власть и роскошь, а простой человек может сгинуть, не оставив о себе и крупицы памяти. Это место, где люди разговаривают сами с собой, носы сбегают от своих владельцев и занимают видное место в обществе, а вещи оживают. Для Л.Н. Толстого Петербург
- источник искушения и всяческих бед человека.
Наше исследование посвящено отображению образа Санкт-Петербурга в творчестве А. С. Пушкина и Ф. М. Достоевского...


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Образ Петербурга в творчестве А. С. Пушкина и Ф. М. Достоевского представляет собой синтез разнообразных контрастных компонентов. В ходе исследования обнаружилось, что Петербург Пушкина и Достоевского в чем-то обнаруживает сходство (город контрастов, город как живой организм, город как эмоциональный фон происходящих событий, описание водных артерий, конкретных исторических мест и жителей Петербурга и др.). Образ города, созданный А.С. Пушкиным и Ф.М.Достоевским, представлен многообразием оттенков, деталями городской жизни, пейзажными зарисовками.
При этом образ города у каждого писателя разный и для его описания используются различные лексические средства. В ходе исследования мы выявили, что для А. С. Пушкина характерно варьирование номинаций: Петрополь, Петербург, столица, град Петров, Петроград, Питербурх и др. У Ф. М. Достоевского такого номинативного разнообразия не наблюдается.
В произведениях Ф. М. Достоевского при описании Петербурга преобладают темные цветообозначения: чёрный, тёмный/темневший,
мглистый, закоптелый и др.
Разные части речи (существительные, прилагательные, причастия, наречия и глаголы эмоционального состояния) при создании образа города у Достоевского чаще всего имеют негативную окраску: тоска, злой, сердитый, грязный, безысходный, гнилой, испитой, недовольный, заунывная, мертвящая, кисло и др.
Цветовая палитра А.С.Пушкина гораздо шире, поэт использует разнообразные колоративы: тёмно-зеленые, золотые, синий, бледный, зелёно-бледный, светлый и др.
Проведенный в работе анализ лексических средств создания образа Петербурга в творчестве А.С. Пушкина и Ф.М. Достоевского позволяет сделать следующие выводы:
1. При создании образа Петербурга Пушкин выделяет географические и климатические особенности города. Данные особенности выражены с помощью таких лексических средств как метафора, сравнение, олицетворение и эпитет. С помощью эпитетов поэт характеризует северную столицу, особенно выделяя Неву. Она роскошная, царственная, величавая, широкая, шумная.
2. Необычные сравнения помогают поэту показать место и роль Петербурга в жизни России. Сравнение с тритоном напоминает о том, что тритон - это повелитель морских глубин. Петербург сравнивается с ним не только
потому, что в городе много рек и каналов, подверженных наводнениям, но и для того, чтобы показать, что у него особый столичный статус. Перифраз «младшая столица» употребляется на контрасте с антонимичной парой «старая Москва». Глагол «померкла», характеризующий Москву, демонстрирует восхождение новой столицы, «путеводной звезды» России. Писатель использует прием антитезы, уподобляя Петербург - царице, а Москву - вдове.
3. Олицетворения «дышало небо», «Нева шумела», «дышал ноябрь»
дополняют образ поздней осени в Петербурге, а в некоторых примерах дают возможность показать город как живой организм.
4. Нередко Пушкин использует аллитерацию для подчеркивания ритма и художественной выразительности образа.
5. Повторы позволяют поэту усилить восприятие фрагмента текста и добавить ему выразительности.
6. Образ города у Ф.М.Достоевского создаётся в основном с помощью эпитетов. Значительная часть города (дома, улицы, реки и каналы) описывается с помощью колоратива «темный». Светлые оттенки возникают с появлением солнца, когда его лучи освещают и подчеркивают описываемый объект.
7. Для усиления эффекта живого города Ф.М.Достоевский использует прием сравнения. Петербург в своих эмоциях сопоставляется с разозлившейся светской дамой. Возникает образ эксцентричного и взбалмошного существа: «Петербург встал злой и сердитый, как раздраженная светская дева, пожелтевшая со злости на вчерашний бал. Он был сердит с ног до головы».
8. Метонимию можно отметить в следующем примере: «И все эти полезные размышления пришли мне на ум в то самое время, когда Петербург вышел в Летний сад и на Невский проспект показать свои новые весенние костюмы».
Таким образом, можно резюмировать, что А.С. Пушкин и Ф.М. Достоевский при создании образа Петербурга активно используют изобразительно-выразительные средства языка и разнообразные тематические группы лексики.



1. Авдевич Н.В. Антропоцентризм как фактор метафорического потенциала английских фразовых глаголов — Москва: Вестн. МГЛУ. Гуманитарные науки, 2021. — Вып. 13(855). — С. 11-26.
2. Анциферов Н.П. Непостижимый" город.../составитель М. Б.
Вербловская — Ленинград: Лениздат, 1991. — 338 с.
3. Бардакова В.В. Лингвистические средства создания образа в произведении детской литературы // Альманах современной науки и образования — Тамбов: Грамота, 2008 — №8-2. С.8-10.
4. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. — 4-е изд. —
Москва: Сов. Россия, 1979. — 320 с.
5. Белинский В. Г. Взгляд на русскую литературу 1847 года: (Отрывок из статьи): Статья вторая и последняя // Гончаров И. А. в русской критике: Сборник статей / Вступ. ст. М. Я. Полякова; Примеч. С. А. Трубникова. — Москва: Гос. изд-во худож. лит., 1958. — С. 27—52.
6. Бирон В. Петербург Достоевского. — Ленинград: Товарищество «Свеча», 1991. — 45 с.
7. Борисова Е. Б. О содержании понятий «художественный образ» и «образность» в литературоведении и лингвистике // Вестник Челябинского государственного университета. — Челябинск: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Челябинский государственный университет», 2009. — № 35. Вып. 37. — С. 20-26.
8. Васильев Л.М. Современная лингвистическая семантика: Учебное пособие — Москва: Высшая школа, 1990. — 176 с.
9. Валгина Н.С. Теория текста: Учебное пособие — Москва: Логос, 2003.— 280 с.
10. Вендина Т.А. Введение в языкознание. — Москва: Высшая школа, 2001. — 288 с.
11. Виноградов В.В. Стилистика, теория поэтической речи, поэтика. — Москва: Академия наук СССР, 1963. — 253с.
12. Виноградов В.В. О языке художественной литературы — Москва: Гослитиздат, 1959. — 656 с.
13. Винокур Г. О. Филологические исследования: Лингвистика и поэтика. — Москва: Наука, 1990. — 452 с.
14. Винокур Г.О. О языке художественной литературы — Москва: Высшая школа, 1991. — 448 с.
15. Волков И.Ф. Теория литературы. — Москва: Просвещение, 1995. — 256 с...62


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ