Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ
1.1. Понятие и особенности творческой мастерской как формы организации
учебной деятельности по физике в основной школе 7
1.2. Этапы и алгоритмы построения творческой мастерской при обучении
физике в основной школе 16
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ МАСТЕРСКИХ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИКЕ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ 30
2.1. Методические рекомендации по организации творческой мастерской для
учебно-исследовательской деятельности по физике в основной школе 30
2.2. Проверка эффективности методических рекомендаций по организации творческой мастерской в учебно-исследовательской деятельности по физике
в основной школе 44
Заключение 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
Приложения 63
Современная школа требует от учителя обновления подходов к обучению физике, что отражено в образовательных стандартах на всех уровнях обучения в школе. Поскольку, современное образование обязано учитывать принципы развивающего и воспитывающего обучения, принципы индивидуализации и дифференциации обучения по способностям и умениям учеников, и их индивидуальных и возрастных особенностей, то ключевым является включение таких форм обучения в образовательный процесс, при которых обучающиеся находятся в активной познавательной позиции, побуждающей не только к обретению новых знаний, но и осознанию их ценности.
Особое место в учебном процессе занимает учебно-исследовательская деятельность, погружение в которую позволяет учащимся формировать исследовательские компетенции и развивать творческий подход. Учебноисследовательская деятельность неразрывно связана с интеллектуальным творчеством, которое опирается на свободу мысли, свободу выбора, диалогичное взаимодействие с учителем и свободу выбора в рамках форм познания.
Актуальность нашей выпускной квалификационной работы обусловлена необходимостью введения в практику обучения обновленного подхода к организации учебно-исследовательской деятельности по физике. Творческие мастерские - это педагогическая технология, основанная на модели совместной творческой созидательной деятельности педагога и учеников по проектированию, исследованию и проведению опытной деятельности в специально созданных для этого условиях, основанных на свободе мыслетворчества и мыследеятелности, свободе выбора и осознании ответственности за последствия своего выбора. Значимость творческой мастерской для уроков физики заключается в содействии личностному росту учеников посредством погружения их в свободную творческую атмосферу исследовательской деятельности - физических опытов и экспериментов, основанную на психологическом комфорте всех участников образовательного процесса, а также нестандартной организации учебной деятельности, способствующей как всестороннему развитию обучающихся, так и их личностному становлению на всех этапах учебно-исследовательской деятельности.
Организация занятий творческой мастерской требует повышенного внимания и вовлечения учителем обучающихся в процесс творческой деятельности, и основана следующих принципах: социализация, постановка проблемы, наведение на ее решение, моделирование, самостоятельная деятельность, взаимопомощь, рефлексия.
При этом основными задачами, которые решаются в рамках таких занятий являются следующие: личностное саморазвитие участников, организация взаимопомощи между учителем и учениками, и между учениками; организация самостоятельной деятельности учеников; формирование нового знания, умения, навыков; формирование свободной творческой атмосферы для активизации самопознания учениками и их самореализации. При этом всем большую роль играет атмосфера творческой мастерской, она должна располагать учеников к активному познанию, раскрывать их творческий потенциал и влиять на внутреннее развитие.
Одной из проблем, возникающих при внедрении в учебный процесс творческих мастерских, является соотношение теории и практики в обучении. Замещение теоретического материала невозможно, как противоречие образовательному стандарту и программе обучения по физике. В виду чего практическое обучение должно быть грамотно встроено в программу, не замещая собой теоретическое обучение.
Данная педагогическая технология не возникла сама по себе. У истоков творческих мастерских стояли французские исследователи - «Французская группа нового воспитания» (ЖФЕН), в лице Ж. Пиаже, К. Роджерса и др. Их методология основывалась на идеях Ж.Ж. Руссо, С. Ферне, где одним из главных принципов значилась идея свободного воспитания. В советской и российской науке понятие и методы работы в творческих мастерских исследовались в работах Л.С. Выготского, Б.Г. Ананьева, В.М. Монахова, А.П. Панфиловой. Одними из первых, кто освоил новую педагогическую технологию и стал внедрять ее в педагогическую работу в России в 1990-е стали И.А. Мухина, Л.Д. Фураева, Н.И. Хлебович и др. Современные методические разработки по применению творческих мастерских в основной школе предлагают Е.О. Галицких, И.Б. Жарова.
Поскольку физика является наукой, основанной на методах научного познания, то основной задачей при обучении физике в рамках творческой мастерской является включение обучающихся в активную учебнопознавательную деятельность, в том числе исследовательскую.
В рамках нашего исследования нас особенно привлекает процесс организации творческих мастерских как средство развития учебноисследовательских умений учащихся при обучении физике в основной школе. При это значимой является проблема, связанная с недостаточно разработанным методическим инструментарием по организации творческих мастерских, направленных на активизацию учебно-исследовательскую деятельности обучающихся основной школы.
Тем самым, поставлена цель, которая заключается в разработке методических рекомендаций по организации творческой мастерской для развития учебно-исследовательских умений обучающихся основной школы при обучении физике.
Объектом является процесс развития исследовательских умений учащихся при обучении физике в основной школе.
Предметом исследования являются творческие мастерские по физике как средство развития учебно-исследовательских умений обучающихся.
Гипотеза исследования состоит в том, что творческая мастерская способна решить задачи повышения уровня учебно-исследовательских умений на уроках физики.
Для достижения поставленной цели, мы выделили следующие задачи:
1) провести анализ научно-методической литературы с целью уточнения понятия «творческая мастерская;
2) разработать систему занятий творческой мастерской на основе учебно - исследовательской деятельности по физике;
3) разработать методические рекомендации по организации творческой мастерской, направленной на развитие исследовательских умений учащихся;
4) провести апробацию по получению результатов учебноисследовательской деятельности творческой мастерской.
Методическими приемами, используемыми в работе стали общетеоретические методы: ретроспективный анализ, сравнительный анализ изучение нормативных документов, системный подход, педагогический эксперимент.
Практическая значимость работы заключается в том, что основные результаты и выводы исследования могут использоваться в решении базовых педагогических задач, а также использоваться в учебном процессе при обучении физике в основной школе.
Структура дипломной работы включает в себя введение, две главы, состоящие из четырех параграфов, заключение, список использованной литературы и четыре приложения. В первой главе рассматриваются теоретические основы применения творческих мастерских в образовательном процессе, их этапы и алгоритмы организации на уроках физики. Во второй главе представлены методические рекомендации по проведению занятий в рамках творческой мастерской, рекомендации по разработке и организации элективных курсов в формате творческих мастерских, а также описаны результаты педагогического эксперимента по внедрению в образовательную программу творческих мастерских по физике в 6 и 7 классах, на основе которых приведено обоснование эффективности данной организации учебноисследовательской деятельности обучающихся
Анализ научно-методической литературы позволил установить наиболее точное определение понятия «Творческая мастерская» применительно к урокам физики в основной школе.
Творческая мастерская - это универсальная технология познания и улучшения учебно-исследовательских умений за счет свободы, творчества и активного взаимодействия. Она основана на инновационном подходе, на творческой атмосфере, психологическом комфорте, что содействует становлению профессионального и личностного роста учителя и учеников. Это такая форма работы с учениками, когда творческие занятия и мастер- классы проводятся в форме проблемного и творческого обучения, с учетом применения интенсивных методов обучения и формирования новых компетенций в личности - коммуникативных и творческих. Творческая мастерская - это особое пространство, где разрешено искать нестандартные выходы из ситуаций, формировать новые ценности и отношения со сверстниками и педагогом.
Значимость творческой мастерской для уроков физики заключается в содействии личностному росту учеников посредством погружения их в творческую атмосферу исследовательской деятельности - физических опытов и экспериментов, основанную на психологическом комфорте всех участников образовательного процесса, а также нестандартной организации учебной деятельности, способствующей как всестороннему развитию обучающихся, так и профессиональному становлению учителя на всех этапах учебно - исследовательской деятельности.
Методические рекомендации по созданию творческой мастерской в рамках обучения детей физике в основной школе содержаться в Федеральном государственном стандарте основного общего образования, программе основного общего образования, Концепции преподавания предмета «Физика» в образовательных организациях Российской Федерации. В виду чего организация творческой мастерской по физике должна осуществляться в соответствии с указанными документами и не противоречить им, а именно:
Практические рекомендации для создания сценариев творческих мастерских можно обозначить так:
• Творческая мастерская должна быть системной, обладать логичностью и последовательностью освоения материала;
• должна подвергаться диагностике, в соотношении эффективности результатов технологии и затрат на ее реализацию;
-должна гарантировать результат;
• должна быть применимой и способной передаваться в виде опыта в другие образовательные учреждения.
Творческие мастерские для учебно-исследовательской деятельности по физике, как и другие формы организации учебной деятельности должны быть направлены на личностные, предметные и метапредметные результаты. То есть быть направленными на саморазвитие обучающихся, личностное самоопределение, формирование мотивации к обучению, и получение знаний в области закономерных связей, объективных знаний по физике и способностей эти знания добывать.
Для проведения педагогического эксперимента использовалась установленная в гимназии программа «Занимательная физика» для 6 класса, а также была разработана программа творческих мастерских «Физика в строительстве» для 7 класса. В основу авторской программы лег подход В.Г. Разумовского, где учебный материал изучается учениками согласно цикла научного познания. Сначала ученики в рамках беседы получают факты, на основании полученных фактов строят модели и гипотезы, исходя из гипотез, логически строят следствия и ищут основания для эксперимента, потом в рамках практической деятельности проводят эксперимент и делают новые заключения/факты, что может служить основанием для новых исследований. Однако на практике не всегда удавалось совместить достаточно количество теоретических и практических знаний. В рамках эксперимента было проведено 36 ч. Занятий с учениками 7 класса, результатом которых стал индивидуальный проект каждого ученика. Мониторинг эффективности творческих мастерских проводился методом оценки удовлетворенности учеников, получаемым опытом и знаниями, тестирование знаний учеников и наблюдением.
Результаты педагогического эксперимента показали положительную динамику в развитии творческих способностей учащихся и навыков практической деятельности в ходе обучения. Повысился уровень заинтересованности на уроках и в домашних заданиях, ученики смогли завершить проекты и получить практические навыки, наравне с теоретическими. Знания учеников несколько обогатились, а эмоциональная сфера была расширена. Ученики научились выражать эмоции, составлять вопросы, размышлять, действуя в паре и индивидуально.
В результате проделанной работы можно сделать вывод о том, что творческие мастерские по физике в основной школе в полной мере позволяют реализовать задачу развития исследовательских умений учащихся.
Занятия в формате творческих мастерских способствуют развитию учебно-исследовательских умений у учащихся таких как — поисковые умения (умения видеть задачу и активировать поиск решения), организационно- практические умения (умения планировать свою работу, умения отвечать на поставленные вопросы и выдвигать гипотезы), информационные (умения находить информацию), оценочные (умения рефлексировать и оценивать свою работу).
Цель, поставленная перед исследованием, была достигнута: были разработаны рекомендации по созданию творческих матстерских по физике в основной школе; апробирована авторская программа творческих мастерских по физике, которая с некоторыми доработками, была рекомендована МАОУ «КУГ - №1 Универс» для постоянного изучения на физике в 7 классах.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ОО) утвержден Приказом Министерства просвещения РФ 31.05.2021 №287. Электронный ресурс https://fgos.ru/ (дата обращения 01.03.2024).
2. Концепция преподавания учебного предмета «Физика» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы (утв. Решением Коллегии Министерства просвещения РФ, протокол от 3 декабря 2019 г. № ПК- 4вн.). Электронный ресурс: https://docs.edu.gov/ru (дата обращения 12.04.2024).
3. Альтшуллер Г.С. Найти идею. - М.: Альпина, 2011. - 400 с.
4. Амонашвили Ш. А. Психологические основы педагогического сотрудничества: кн. для учителя. - Киев: Освита, 2006. - 110 с.
5. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: инновационный курс. - Казань: Казанский университет, 1996. - 567 с.
6. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: Изд- во ВГУ. 1987. - С.15-84.
7. Бизяева А.А. Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия. - Псков, 2004. - 216 с.
8. Блум Б. Написание и применение результатов обучения: практическое руководство. - М., 2009. - 119 с.
9. Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога/ под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. - М.: Академия, 2006. - 287 с.
10. Бутакова Г.Н. Педагогические мастерские - технология на уроках физики. Электронный ресурс: https://urok.1sent.ru
11. Васильева Г.Т. Педагогическая мастерская как инновационная
технология//Образование: ресурсы развития. Вестник ЛОИРО. - 2011. - №4. - С. 62-67.
12. Волков И.П. Выявление и развитие творческих способностей
13. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: АСТ, 2009. - 318 с.
14. Галицких Е.О. Педагогические мастерские как способ формирования
коммуникативной компетентности студентов//Технологии
профессионального образования. - 2009. С.60-69.
15. Гузеев В.В. Матрица разнообразия и модели обучения//Химия в школе. - 2002. -№5. - С.10-15...45