Введение 4
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы применения средств образовательных интернет-платформ на уроках английского языка в начальной школе для формирования лексико-грамматических навыков 11
1.1. Особенности формирования лексических навыков обучающихся
начальной школы на уроках иностранного языка 11
1.2. Особенности формирования грамматических навыков обучающихся
начальной школы на уроках иностранного языка 19
1.3. Сравнительная характеристика образовательных интернет-платформ,
применяемых на уроках иностранного языка в начальной школе 25
Выводы по главе 1 35
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию лексикограмматических навыков обучающихся начальной школы средствами образовательных интернет-платформ на уроках английского языка 36
2.1. Анализ УМК «Forward» для обучающихся 4 классов 36
2.2. Разработка упражнений, направленных на формирование лексико
грамматических навыков средствами образовательных интернет- платформ 41
2.3. Описание опытно-экспериментальной работы по формированию лексико-грамматических навыков средствами образовательных интернет-
платформ 46
Выводы по главе 2 57
Заключение 59
Список используемых источников 61
Приложение А 68
Приложение Б 69
Приложение В 76
Приложение Г 83
Приложение Д 84
Приложение Е 86
Приложение Ж 90
Приложение И 95
Приложение К 99
Приложение Л 100
Приложение М 103
Приложение Н 114
Информационные технологии являются неотъемлемой частью повседневности современного общества, они внедрены практически во все аспекты нашей жизни, в том числе и в образовательный процесс средней школы. Компьютеры, смартфоны и Интернет используются не только в качестве вспомогательных средств во время обучения, но и могут стать одним из основных инструментов для получения новых знаний, так как существует обширное количество материала, доступ к которому можно получить при помощи данных технологий.
Информационные технологии способны в значительной степени изменить образовательный процесс, открыв новые возможности как для обучающихся, так и для учителя. При планировании своих уроков учителя могут использовать информационные технологии для поиска дополнительных материалов, для создания интерактивных упражнений, которые будут делать урок ярким и интересным, что впоследствии окажет воздействие на запоминание информации обучающимися.
Что касается поиска дополнительной информации и создания интерактивных упражнений для урока, в Интернете существует большое количество платформ, которые могут быть использованы учителями в этих целях. Кроме того, зачастую учителям не обязательно создавать свои собственные упражнения на таких платформах, им достаточно найти подходящие к теме урока упражнения, созданные другими учителями. Работа с обучающими интернет-платформами облегчает работу учителя, уменьшая время на подготовку к урокам.
Однако если информационные технологии и образовательные интернет-платформы оказывают положительное влияние на образовательный процесс, то почему они не придут полностью на замену традиционной форме обучения? Значит ли это, что являются неэффективными в сравнении с традиционным форматом уроков? В данной работе мы постараемся ответить на поставленные вопросы.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью представления использования образовательных интернет -платформ в условиях быстроразвивающейся компьютеризации не только общества в целом, но и образовательного процесса в частности. Как известно, обучающие платформы в значительной степени могут облегчить процесс обучения иностранным языкам в начальной школе, заменив бумажные носители информации электронными, а также внести в урок больше взаимодействия между учителем и обучающимися через выполнение интерактивных упражнений. Обучающие платформы могут стать удобным вспомогательным инструментом для учителя при составлении своих уроков .
Начальная школа является именно тем этапом в обучении иностранному языку, на котором необходимо уделить большое внимание формированию лексико-грамматических навыков, так как они являются основой для успешной коммуникации на иностранном языке. Современная методическая наука предлагает большое количество способов работы с обучающими интернет-платформами, однако эта область все еще требует тщательных исследований. Стоит также отметить, что во время пандемии COVID-19 многие учителя открыли для себя новые возможности при работе с обучающими интернет-платформами, так как им приходилось работать в дистанционном формате.
Опираясь на проведенный анализ научных исследований, образовательной практики, федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, было выделено противоречие между общественным заказом на необходимость обучения иностранным языкам в школе с использованием информационно -коммуникационных технологий и интернет-ресурсов и отсутствием достаточной методической базы, грамотно ориентирующей учителя в использовании данных средств в образовательном процессе.
Необходимость выбора наиболее эффективных и современных средств формирования лексико-грамматических навыков на уроках иностранного языка определяет тему исследования: «Формирование лексико
грамматических навыков у обучающихся начальной школы на уроках английского языка средствами образовательных интернет -платформ».
Объектом исследования является процесс обучения иностранному языку в начальной школе.
Предметом исследования выступает процесс формирования лексикограмматических навыков обучающихся начальной школы средствами образовательных интернет -платформ на уроках английского языка.
Цель работы заключается в теоретическом обосновании, разработке и апробации упражнений для формирования лексико-грамматических навыков обучающихся начальной школы средствами образовательных интернет- платформ.
Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:
1. Изучить нормативную, психолого-педагогическую, методическую литературу по теме исследования.
2. Исследовать особенности формирования лексико-грамматических навыков обучающихся начальной школы.
3. Провести сравнительный анализ дидактических возможностей образовательных интернет-платформ для эффективного формирования лексико-грамматических навыков обучающихся начальной школы на уроках английского языка.
4. Разработать упражнения для формирования лексикограмматических навыков обучающихся 4 классов на уроках английского языка средствами образовательных интернет-платформ и алгоритм работы с ними.
5. Организовать опытно-экспериментальную работу по апробации упражнений, разработанных с привлечением средств образовательных интернет-платформ, на уроках английского языка в 4 классах на базе МБОУ СШ №84 г. Красноярска.
В ходе исследования будет проведена опытно-экспериментальная работа по проверке гипотезы: процесс формирования лексико
грамматических навыков обучающихся начальной школы при обучении иностранному языку будет более эффективным, если на уроке будут применяться упражнения, созданные и представленные средствами образовательных интернет-платформ, т.к. такие упражнения будут мотивировать обучающихся к освоению программного материала через вовлечение в активные формы деятельности на уроке.
Методы исследования, использованные в работе: анализ психологопедагогической и методической литературы по проблеме исследования, анализ нормативных документов, наблюдение, описание, тестирование, мониторинг результатов работы, опытно-экспериментальная работа, статистическая обработка данных.
Теоретико-методологическую базу исследования составляют положения, изложенные в трудах по особенностям обучения лексике и грамматике иностранного языка на уровне начального общего образования А.А. Миролюбова [Методика обучения..., 2010], Н.Д. Гальсковой, Н.И. Гез [Гальскова, Гез, 2009], Е.И. Пассова, Н.Е. Кузовлевой [Пассов, Кузовлева, 2010], О.И. Трубициной [Трубицина, 2024], С.Ф. Шатилова [Шатилов, 1986], Э.Г. Азимова, А.Н. Щукина [Азимов, Щукин, 2015], А.Н. Шамова, И.Е. Зуевой [Шамов, Зуева, 2016]; в трудах по исследованию применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе и созданию информационно-образовательной среды П.В. Сысоева [Сысоев, 2023], Н. А. Бородиной [Бородина, 2021], О.Н. Грибана [Грибан, 2016] и др.
База исследования: опытно-экспериментальная работа проводилась в 4-х классах МБОУ СШ №84. В экспериментальной части приняло участие 27 обучающихся 4-х классов, которые вошли в составы контрольной и экспериментальной групп.
Новизна результатов исследования. Дана методическая характеристика образовательных интернет-платформ; выделены условия внедрения образовательных интернет-платформ в процесс формирования лексико-грамматических навыков обучающихся начальной школы на уроках иностранного языка; предложен алгоритм работы с ресурсами образовательных интернет-платформ в начальной школе на уроке иностранного языка.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов в практике обучения иностранному языку в начальной школе.
Апробация результатов исследования осуществлялась через выступления с докладами и публикации по проблеме исследования: доклад на XII Всероссийской научно-практической конференции «Теория и методика преподавания иностранных языков в условиях поликультурного общества» 4-5 декабря 2023 г. на тему «Применение образовательных интернет-платформ РЭШ, Взнания и Умная Ворона для формирования лексико-грамматических навыков на уроке английского языка в 4 классе» (Приложение А).
По материалам исследования подготовлены и опубликованы статьи «Развитие лексико-грамматических умений обучающихся 7-го класса на уроке немецкого языка с помощью дидактической платформы Wordwall» в сборнике материалов KI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Теория и методика преподавания иностранных языков в условиях поликультурного общества» 5-6 декабря 2022 г.,
Красноярск (Приложение Б); «Применение образовательных интернет- платформ РЭШ, Взнания и Умная Ворона для формирования лексико - грамматических навыков на уроке английского языка в 4 классе» в сборнике материалов ХП Всероссийской научно-практической конференции с
международным участием «Теория и методика преподавания иностранных языков в условиях поликультурного общества» 4-5 декабря 2023 г.,
Красноярск (Приложение B).
Результаты исследования внедрены в образовательный процесс МБОУ СШ №84. Работа выполнена по заявке МАОУ СШ № 93 им. Г.Т. Побежимова г. Красноярска.
Структура работы определяется логикой исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Во Введении сформулированы цель и задачи исследования, определены объект и предмет, гипотеза, представлена информация о методах и апробации исследования, раскрыты актуальность и практическая значимость.
В Главе 1 рассматриваются теоретические аспекты и основные понятия исследуемой проблемы, а именно: особенности обучения
лексическому и грамматическому материалу в начальной школе, а также потенциал упражнений, созданных средствами образовательных интернет- платформ, на уроке иностранного языка.
В Главе 2 представлена опытно-экспериментальная часть исследования: анализ УМК «Forward» для 4 класса, результаты диагностики лексико-грамматических навыков обучающихся начальной школы на уроке английского языка, описание хода разработки упражнений для уроков английского языка в 4 классах средствами образовательных интернет- платформ, их внедрения в образовательный процесс, описание алгоритма работы с упражнениями.
В Заключении приводятся выводы и обобщения полученных в ходе исследования результатов.
Библиографический список насчитывает 52 наименования работ отечественных и зарубежных авторов, справочные издания.
В ходе выполнения диссертационного исследования нами были решены задачи теоретического характера: была изучена нормативная, психолого-педагогическая, методическая литературу по теме исследования, также были изучены особенности формирования лексико-грамматических навыков обучающихся в начальной школе. Кроме того, нами был проведен сравнительный анализ дидактических возможностей образовательных интернет-платформ для эффективного формирования лексикограмматических навыков обучающихся начальной школы на уроках английского языка.
В ходе опытно-экспериментального исследования на основе теоретической базы и полученных эмпирических данных были решены следующие задачи:
1. Проанализирован УМК «Forward» для 4 классов. Авторы: М.В. Вербицкая, Б. Эббс, Э. Уорелл.
2. Разработаны упражнения для формирования лексикограмматических навыков обучающихся 4 классов на уроках английского языка средствами образовательных интернет-платформ и алгоритм работы с ними.
3. Проведена опытно-экспериментальная работа по апробации применения разработанных упражнений на базе МБОУ СШ №84 в городе Красноярск.
4. Проанализированы результаты эксперимента.
В качестве результата нашего исследования необходимо отметить, что наша гипотеза нашла свое подтверждение. Использование упражнений, разработанных средствами образовательных интернет -платформ, при формировании лексико-грамматических навыков на уроках английского языка в начальной школе показало положительную динамику в прочности закрепления пройденного материала. Кроме того, нами было отмечено, что обучающиеся экспериментальной группы проявляли больший интерес к урокам, а также намного активнее принимали участие в групповых формах работы. Таким образом, мы считаем, что на уроках в современной школе практика образовательных интернет -платформ имеет место быть.
Перспективы исследования могут быть связаны с созданием более широкой базы блоков упражнений по темам УМК, которой мог бы воспользоваться каждый учитель в качестве приложения к учебнику, и апробацией эффективности данной базы.
1. Азимов, Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) [Текст]: учеб. -метод. пособие / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. - М.: ИКАР, 2015. - 448 с.
2. Алиев, З.Г. Способы формирования лексических навыков на начальном этапе обучения иностранному языку [Текст]/ З.Г. Алиев, Р.Н. Абдулаев, Л.М. Тетакаева // Мир науки, культуры, образования. - №6 (85). - 2020. - С. 221-223.
3. Английский язык: 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. [Текст] / М.В. Вербицкая, Б. Эббс, Э. Уорелл и др.; под ред. М.В. Вербицкой. - М.: Вентана-Граф: Pearson Education Limited, 2013. - 96 с.: ил. - (Forward).
4. Бородина, Н.А. Информационные технологии в образовании: монография [Текст] / Н.А. Бородина, С.В. Подгорская, О.С. Анисимова; Донской ГАУ. - Персиановский: Донской ГАУ, 2021. - 168 с.
5. Вербицкая, М. В. Английский язык: программа: 2-4 классы [Текст] / М. В. Вербицкая. - 2-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2017. - 144 с.: ил. - (Forward).
6. Гальскова, Н.Д., Гез, Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика [Текст]: учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учебных заведений / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. 6 -е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 336 с.
7. Дмитрусенко, И.Н., Баграмова, Н.В. Структура и специфика формирования рецептивных лексических навыков и умений в процессе чтения иноязычной профессиональной литературы [Текст] // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2017. - № 3 (9). - С. 86-91.
8. Зильберман, Н. Н. Применение технологий компьютерных игр в преподавании иностранного языка (на примере использования технологий Sims2. The) [Текст] // Гуманитарная информатика. - 2008. - №4. - С. 113-118.
9. Зимина, А.С., Фахрутдинова Р.А. Формирование
лингвистических компетенций в процессе обучения иностранному языку [Текст] // Интерактивная наука. - 2017. - № 21. - С. 34-45.
10. Ильина, О. Н., Жильцова, И. В. Формирование грамматических
навыков на уроках английского языка [Текст] // Человек, экономика, социум: актуальные научные исследования: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 25 ноября 2020. -
Белгород: ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. - С.12-15. - Режим доступа: https://apni.ru/article/1473-formirovanie- grammaticheskikh-navikov-na-urok (дата обращения: 23.03.2023).
11. Коваленко, Е.Г., Цатковская, Ю.С. Принципы формирования лексических навыков младших школьников на уроках английского языка [Текст] // The scientific heritage. - 2020. - №45. - С. 22-24.
12. Колесникова, И.Л., Долгина, О.А. Англо-русский
терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков [Текст]/ И.Л. Колесникова, О.А. Долгина. - М.: Дрофа, 2008. - 431 с.
13. Кондратенко, Е.В., Чернова, Т.И. Модель формирования продуктивных грамматических навыков в процессе изучения английского языка [Текст] // Вестник Марийского государственного университета. - 2021. - №1 (41). - С.29-36.
14. Куликова, Н. Ю. Образовательная онлайн-платформа как фактор изучения интерактивных технологий обучения в условиях сетевого взаимодействия [Текст] / Н. Ю. Куликова // Мир науки. Педагогика и психология. - 2020. - Т 8. - №4. - Режим доступа: https://mir- nauki.com/PDF/26PDMN420.pdf (дата обращения: 10.05.2023).
15. Ларкина, А.С. Особенности формирования грамматических
навыков речи учащихся в начальной школе в процессе обучения английскому языку [Текст] // Теория и практика общественного развития. - 2013. - №3. - С. 105-107....52