Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ПРОДУКТИВНОГО ЛЕКСИЧЕСКОГО НАВЫКА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА У ОБУЧАЮЩИХСЯ 6 КЛАССА СРЕДСТВАМИ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Работа №171585

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы128
Год сдачи2024
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
РАЗВИТИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЛЕКСИЧЕСКОГО НАВЫКА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ СРЕДСТВАМИ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 11
1.1. Понятие лексического навыка как аспекта обучения иностранному
языку 11
1.2. Этапы формирования продуктивных лексических навыков 20
1.3. Дидактический потенциал игровых технологий для развития
продуктивного лексического навыка обучающихся основной школы на уроках английского языка 26
Выводы по главе 1 36
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
РАЗВИТИЮ ПРОДУКТИВНОГО ЛЕКСИЧЕСКОГО НАВЫКА У ОБУЧАЮЩИХСЯ 6 КЛАССА СРЕДСТВАМИ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА 39
2.1. Анализ УМК “Spotlight 6” в аспекте развития иноязычного
продуктивного лексического навыка 39
2.2. Диагностическая работа на констатирующем этапе и анализ
типичных ошибок 44
2.3. Ход и результаты работы по развитию продуктивного лексического
навыка у обучающихся 6 класса на уроке английского языка 52
2.4. Сравнительные результаты эксперимента и их интерпретация 62
2.5. Методические рекомендации по работе с результатами опытно -
экспериментальной части исследования 66
Выводы по главе 2 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 73
Приложение А 80
Приложение Б 86
Приложение В 95
Приложение Г 98
Приложение Д 104
Приложение Е 110
Приложение Ж 115
Приложение И 122

Проблемой обучения иноязычной лексике занимались и занимаются отечественные и зарубежные ученые. Существует множество работ, в которых сделан упор на формирование содержания обучения иноязычной лексике, методы ее семантизации, структуризации, объемы ее дозирования для лучшего усвоения, принципы отбора словаря, адаптацию обучения лексике лицами разного возраста и разного уровня языковой и межпредметной подготовки. Отдельного внимания требуют исследования в области лингвопсихологии, где упор делается на усвоение лексики сознательно от формы к содержанию и бессознательное усвоение. Среди тех, кто посвятил свои труды разработке проблемы, такие исследователи, как Н.Н. Зорина [Зорина, 2022], Е.И. Пассов [Пассов, 2010], А.В. Зыкова [Зыкова, 2010], Н.Д. Гальскова [Гальскова, 2017], Н.И. Гез [Гез, 1982], А.Ф. Будько [Будько, 2004], А.Н. Леонтьев [Леонтьев, 1996], О.И. Трубицина [Трубицина, 2019], Г.В. Рогова [Рогова, 2001], Т.С. Серова [Серова, 2012], Ю.Г. Давыдова [Давыдова, 2013], Т.М. Михайленко [Михайленко, 2011], К.Х. Сотволдиев [Сотволдиев, 2023], А.Н. Шамов [Шамов, 2023], Н.В. Омелаенко [Омелаенко, 2022], Е.О. Пакшиванова [Пакшиванова, 2016], А.Х. Бадалян [Бадалян, 2018], В.О. Воевода [Воевода, 2023] и другие.
Несмотря на большой вклад, уже внесенный в науку по теме проблемы организации высококачественного обучения лексической стороне иноязычной речи, требуется новая полоса изысканий в данной области, что обусловлено быстро прогрессирующими процессами глобализации и необходимостью беспрепятственно включаться межкультурное общение и деятельность, соответственно. Трудностью тому на данный момент служит необходимость повысить уровень владения иностранным языком среди обучающихся, развить богатство и разнообразие в речи, научить школьников вступать в иноязычную коммуникацию, максимально при этом адаптируясь к условиям аутентичной среди.
На сегодняшний день исследователи разных сфер находятся в поисках наиболее актуальных, комплексных, насыщенных и интенсивных методов, приемов и средств обучения лексической стороне речи. Одним из таковых являются игровые технологии, которые стимулируют когнитивные процессы обучающихся, стремление познавать, проникать в суть вещей, сопоставлять, классифицировать, сравнивать, анализировать, совмещать знания и жизненный опыт, иными словами, использовать и развивать разнообразные навыки для реализации речевого намерения на иностранном языке.
Актуальность темы определяется недостаточной изученностью потенциала игровых технологий при обучении английскому языку в 6-ом классе, направленному на развитие лексического навыка. В современной методике отмечается нехватка разработок, которые можно было бы применять при организации образовательного процесса с данной целевой группой.
Объект исследования - процесс формирования и развития лексического навыка обучающихся основной школы на уроках иностранного языка.
Предмет исследования - развитие продуктивного лексического навыка у обучающихся основной школы на уроках английского языка средствами игровых технологий.
Цель работы - теоретическое обоснование, разработка и апробация комплекса уроков, направленных на развитие продуктивного лексического навыка на уроках английского языка у обучающихся 6 класса средствами игровых технологий.
Для достижения поставленной цели, были определены следующие задачи:
1. Изучить процесс формирования и развития лексических
навыков обучающихся основной школы на уроках иностранного языка.
2. Охарактеризовать особенности использования игровых
технологий в обучении иностранному языку школьников.
3. Разработать комплекс уроков, направленных на развитие продуктивного лексического навыка у обучающихся 6 класса на уроках английского языка.
4. Апробировать разработанный комплекс в ходе опытно­экспериментальной работы на базе МАОУ СШ № 17 г. Красноярска и проанализировать полученные результаты.
5. Дать методические рекомендации по формированию лексического навыка обучающихся 6 классов с использованием средств игровых технологий.
Гипотеза исследования: использование игровых технологий на уроках английского языка в 6 классе будет способствовать интенсификации процесса развития продуктивного лексического навыка обучающихся, т.к. поможет стимулировать познавательный интерес обучающихся в условиях воссоздания реальной коммуникативной ситуации.
При работе над магистерской диссертацией использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, периодических изданий по проблеме исследования и нормативной документации, регулирующей организацию и осуществление учебного процесса, а также учебно-методических комплектов, используемых для обучения английскому языку обучающихся 6-ых классов; тестирование, анкетирование, наблюдение, количественный и качественный анализ полученных результатов и их статистическая обработка.
Теоретико-методологической основой исследования послужили работы следующих ученых: в области философии и психологии игры и игровой деятельности - Л.С. Выготского [Выготский, 2020], Э. Берна [Берн, 2022], Ж.-П. Сартра [Сартр, 2020], З. Фрейда [Фрейд, 2022], Ф. Шиллера [Шиллер, 2022], дидактического потенциала игры, в том числе в обучении иностранным языкам - Е.И. Пассова [Пассов, 2010], Н.Д. Гальсковой [Гальскова, 2017], Н.И. Гез [Гез, 1982], А.Ф. Будько [Будько, 2004], А.Н. Леонтьева [Леонтьев, 1996], Д.Б. Эльконина [Эльконин, 1996], Т.М. Михайленко [Михайленко, 2011], игровых технологий - Н.В. Бордовской [Бордовская, 2006], А.А. Реан, Г.К. Селевко [Селевко, 2008], Е.И. Добринской [Добринская, 2010], Э.В. Соколова, Т.П. Чудочиной [Чудочина, 2013], Ж.С. Хайдарова, М.Г. Ермолаевой [Ермолаева, 2008], в области специфики развития лексической стороны речи - Н.В. Омелаенко [Омелаенко, 2022], Е.О. Пакшивановой [Пакшиванова, 2016], А.Х. Бадалян [Бадалян, 2018], В.О. Воеводы [Воевода, 2023] и других.
Опытно-экспериментальной базой исследования выступило МАОУ СШ № 17 г. Красноярска. Работа выполнена по заявке МАОУ СШ № 17 г. Красноярска.
Научная новизна исследования состоит в попытке комплексного анализа потенциала игровых технологий в развитии иноязычного продуктивного лексического навыка у обучающихся 6-ых классов; описании применения разработанного комплекса упражнений с использованием игровых технологий на уроках английского языка в 6-ом классе; выделении условий контекстуализации данной технологии формирования иноязычных продуктивных лексических навыков на уроках английского языка.
Практическая значимость данной работы заключается в разработке комплекса уроков английского языка с использованием игровых технологий, направленных на развитие продуктивного лексического навыка, создании методических рекомендаций по реализации внедрения сопутствующих средств в обучение и организации способов работы с ними. Результаты исследования могут быть использованы педагогами в процессе обучения иностранному языку в основной школе.
Апробация результатов исследования осуществлялась через выступления с докладами и публикацию статей в сборниках XI Всероссийской научно-практической конференции «Теория и методика преподавания иностранных языков в условиях поликультурного общества» 4-5 декабря 2022 г.: Красноярск, КГПУ им. В. П. Астафьева на тему «Использование ролевой игры для развития продуктивного лексического навыка у обучающихся на уроке иностранного языка в 6 -м классе» (Приложение А), а также XII Всероссийской научно-практической конференции «Теория и методика преподавания иностранных языков в условиях поликультурного общества» 4-5 декабря 2023 г.: Красноярск, КГПУ им. В. П. Астафьева на тему «Игровые технологии как средство обеспечения включенности обучающихся в иноязычную коммуникацию на уроках иностранного языка» (Приложение Б) [Терехов, Майер, 2023, с.192­197; Терехов, Майер, 2024, с.180-186].
Структура работы определяется поставленными целью и задачами и представлена введением, двумя главами, заключением, списком использованных источников и приложением. Работа изложена на 128 страницах, включая приложения.
Во Введении обосновывается выбор темы, её актуальность, объект и предмет исследования, формулируется цель и задачи исследования, а также дается краткая характеристику структуры работы.
Первая глава посвящена раскрытию теоретических аспектов и основным понятиям исследуемой проблемы, а именно: сущности и разновидностям продуктивных лексических навыков, порядку их формирования и функционирования, подходам к исследованию данной составляющей языковой и речевой компетенций, ее месту в современном иноязычном образовании, дидактическому потенциалу игровых технологий в развитии продуктивного лексического навыка как средства погружения в среду иноязычной коммуникации, проблемного обучения, стимуляции познавательных и эмоциональных процессов.
Вторая глава представляет собой анализ учебной программы по развитию иноязычного продуктивного лексического навыка и место ролевой игры в ней, содержит сведения об организационной части исследования, а именно описание методологии практической работы в рамках эксперимента, описание самой опытно-экспериментальной работы по проверке эффективности использования игровых технологий на уроках развития продуктивного лексического навыка у обучающихся 6 класса, а именно разработки уроков, алгоритм и результаты экспериментального обучения и тестирований с последующей интерпретацией.
В Заключении сформулированы выводы, сделанные в рамках проведенного исследования....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Исследование, посвященное раскрытию потенциала игровых образовательных технологий в развитии продуктивного иноязычного лексического навыка, привело к следующим результатам:
1. Диагностика показала, что обучающиеся испытывают трудности разного характера в области использования продуктивного лексического навыка. Так, были отмечены образование несуществующих слов, некорректное использование предлогов, ошибка выбора части речи, незнание коллокаций, фразовые глаголы, отрицание, путаница в орфографии, неудачный выбор синонима, ложные друзья переводчика, буквальный перевод. Данные свидетельствует о недостаточности тех методов обучения, которые чаще всего используются в этой области, и стимулирует к поиску альтернатив, позволяющих выйти на новый качественный уровень и выполнять план, установленный ФГОС и учебной программой.
2. Для достижения этой цели были выбраны игровые технологии.
Такое предпочтение детерминировано природой ролевых игр, в которые заложена способность развивать умения и навыки, соответственно, работы с информацией (синтез, сортировка на важное и неважное, дифференциация, идентификация, выявление существенного признака для классификации, анализ); строить аргументированные умозаключения и воспринимать чужие с пониманием уместности различий в любой области как неотъемлемой части человеческой природы; высказывать мысль полно и глубоко, в оформлении, соответствующем этикетным и
социокультурным нормам изучаемого языка; становиться звеном малой и крупной группы, понимать потенциал индивидуальной и групповой работы, легко и эффективно вступать в сотрудничество для достижения поставленных целей; выявлять и анализировать эмоции и мотивы действий других людей; соотносить качество своих усилий и результатов; понимать причины успеха и неуспеха; оценивать свои эмоции и регулировать их выражение.
3. Вместе с тем игры представляют высокий интерес в качестве средства решения указанной проблемы, так как снижают Уровень тревожности обучающихся в обучении вследствие деформализации процесса обучения, создают для него нетривиальные условия использования иностранного языка, чем стимулируют когнитивные и эмоциональные процессы работы психики обучающегося.
4. Для проверки гипотезы было проведено исследование на базе
МАОУ СШ № 17 г. Красноярска. В исследовании приняли участие 24 обучающихся 6 «А» и 6 «Б» класса, разделенные на две учебные группы по 12 человек. В рамках эксперимента был проведен цикл из 10 уроков. Контрольная группа обучалась в стандартном режиме, тогда как в систему подготовки экспериментальной группы был внедрен авторский комплекс упражнений на основе игровой технологии, что позволило дифференцировать эти две группы и объективно сравнивать их качественные показатели подготовленности в области владения продуктивным лексическим навыком. Проверка состояла из трех этапов: констатирующий, формирующий и контрольный. По итоговым результатам было выявлено, что прирост балла в экспериментальной группе по сравнению с контрольной по критерию «Уровень познавательного интереса» составил 18%, по критерию «Степень готовности к участию в иноязычной коммуникации» - 24%, по критерию «Уровень развития продуктивного лексического навыка» - 16%. Для
оценки статистической значимости различия результатов в исследуемых группах был использован такой метод математической статистики, как t - критерий Стьюдента. Результат позволил подтвердить гипотезу.
5. Детальный анализ работ обучающихся позволил обнаружить большее разнообразие, сложность, красочность в их речи, лексическая сочетаемость, словообразование, орфография и произносительные особенности, специфика построения высказывания с точки зрения синтаксиса вышли на более качественный уровень, нежели до применения игры как дидактического средства обучения. Данный факт подтверждает целесообразность игровых технологий в развитии продуктивного лексического навыка и их значительную ценность при метапредметном развитии.


1. Азимов, Э. Г., Щукин, А. Н. Словарь методических терминов [Текст]/ Э.Г. Азимов, А. Н. Щукин. - М.: Икар, 2009. - 448 с.
2. Азимова, У. О. Ролевые игры как метод обучения иностранному языку [Текст] / У. О. Азимова // Молодой ученый. - 2019. - № 18. - С. 21-22.
3. Аносова, Н. В. Технология формирования общенаучной иноязычной
лексической компетенции студентов технического вуза: на
материале английского языка: автореф. дисс... канд. пед. наук. -
2009. - 233 с.
4. Бабинская, П. К. Практический курс методики преподавания иностранных языков: английский, немецкий, французский [Текст] / П. К. Бабинская. - Мн.: Тетра Системс, 2005. - 288с.
5. Бадалян, А. Х. Формирование и развитие лексических навыков в процессе обучения иностранному языку [Текст] / А. Х. Бадалян // Молодой ученый. - 2018. - № 13. - С. 111-113.
6. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры [Текст] / Э. Берн. - М.: Эксмо, 2022. - 560 с.
7. Бордовская, Н. В., Реан, А. А. Педагогика: учебник для вузов [Текст] / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. - СПб: Питер, 2006. - 304 с.
8. Будько, А. Ф. Настольная книга преподавателя иностранного языка: справ. пособие [Текст] / А. Ф. Будько. - Мн.: Высш. шк., 2004. - 522с.
9. Воевода, В. О. Особенности обучения лексике старших школьников на основе когнитивного подхода [Текст] / В. О. Воевода // Исследования молодых ученых. - 2023. - №10(55). - С. 12-15.
10. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. В. Выготский. - М.: Перспектива, 2020. - 125 с.
11. Гальскова, Н. Д., Василевич, А. П., Коряковцева, Н. Ф., Акимова, Н. В. Основы методики обучения иностранным языкам: учеб. пособие [Текст] / Н. Д. Гальскова. - М.: КНОРУС, 2017. - 390 с.
12. Гез, Н. И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе [Текст] / Н. И. Гез. - М.: Высшая школа, 1982. - 373 с.
13. Давыдова, Ю. Г. К вопросу о понятии «лексическая компетенция» на продвинутых уровнях владения иностранными языками [Текст] / Ю. Г. Давыдова // Альманах современной науки и образования. - 2013. - №5(72). - С. 55-60.
14. Добринская, Е. И., Соколов, Э. В. Свободное время и развитие личности [Текст] / Е.И. Добринская, Э.В. Соколов. - СПб. : Астрель,
2010. - 32 с.
15. Добрынина, А. В. Развитие лексических навыков обучающихся основной общеобразовательной школы с помощью платформы Quizlet [Текст] / А. В. Добрынина // Исследования молодых ученых. - 2023. - №3(48). - С.4-6....57


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ