Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие социокультурной компетенции у обучающихся 8 класса на уроках иностранного языка средствами технологии предметно- языкового интегрированного обучения (CLIL)

Работа №171583

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы110
Год сдачи2024
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы развития социокультурной компетенции у обучающихся 8 класса на уроках иностранного языка средствами технологии предметно-языкового
интегрированного обучения (CLIL) 10
1.1. Социокультурная компетенция: содержание и структура 10
1.2. Методические основы развития социокультурной компетенции при обучении иностранному языку в рамках программных требований 8 класса 20
1.3. Педагогическая технология предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL) как средство развития социокультурной
компетенции 30
Выводы по главе 1 39
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию
социокультурной компетенции у обучающихся 8 класса на уроках иностранного языка средствами технологии предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL) 41
2.1. Диагностика развития социокультурной компетенции обучающихся 8
класса на уроке английского языка средствами технологии CLIL 41
2.2. Разработка методической модели развития социокультурной
компетенции 45
2.3. Диагностика развития социокультурной компетенции обучающихся 8 класса на уроке английского языка средствами технологии CLIL на
контрольном этапе 56
Выводы по главе 2 61
Заключение 63
Библиографический список 65
Приложение А 73
Приложение Б 75
Приложение В 92
Приложение Г 94
Приложение Д 102
Приложение Е 108

Актуальность исследования. Современные процессы глобализации на всех уровнях социального взаимодействия требуют оптимизации средств обучения для реализации эффективного межнационального общения, что объясняет важность и актуальность создания методических разработок, целью которых является развитие и поддержание иноязычной социокультурной компетенции на высоком уровне. Со стороны преподавателя иностранного языка становится важным подготовить обучающихся к коммуникации с представителями иных культур в соответствии с принятыми в их культуре нормами поведения и образом мысли. Это, как известно, способствует ускорению процесса адаптации и самореализации в системе социальных взаимоотношений.
Проблемой поиска разнообразных подходов в обучении и педагогических технологий занимались и занимаются отечественные и зарубежные ученые. Исследователи постоянно находятся в поисках наиболее актуальных, комплексных, насыщенных и интенсивных методов, приемов и средств обучения. На сегодняшний день одной из наиболее эффективных в обучении иностранному языку, направленной на воспитание и развитие социокультурно обогащенной и компетентной личности, выступает педагогическая технология предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL), базирующаяся на ряде наиболее современных подходов в обучении.
Исследователи вышеназванной технологии полагают, что она позволяет интегрировать различные метапредметные знания в процесс изучения иностранного языка, что гипотетически стимулирует когнитивные процессы учащихся, стремление познавать, проникать в суть вещей, сопоставлять, классифицировать, сравнивать, анализировать, совмещать знания и жизненный опыт, иными словами, использовать и развивать разнообразные навыки для реализации речевого намерения на иностранном языке [Олюнина, 2021; Кудряшова, 2021; Mehisto, Marsh, Frigols, 2008; Marsh, 2002; Lin, 2016; Bentley, 2010; Coyle, 2010].
В новых УМК авторы уделяют внимание формированию и развитию социокультурной компетенции, а современная методика обладает внушительным инструментарием для достижения вышеназванной цели. Однако, проанализировав научные исследования, нормативные документы и общий уровень владения данным компонентом коммуникативной компетенции у обучающихся, можно заключить, что аспект исследован не в полной мере [Андронкина, 2002; Кошеляева, 2010; Латухина, 2014; Посельская, 2014; Починок, 2007; Шумаков, 2013; ФГОС ООО, 2021].
Опираясь на актуальность и степень изученности вопроса, мы выделили следующее противоречие: между существующей
необходимостью в развитии социокультурной компетенции (СКК) обучающихся школы на уроках английского языка и недостаточной изученностью условий и механизмов реализации данного процесса, а также отсутствием модели развития социокультурной компетенции в средней школе. Выявленное противоречие и объективные предпосылки его решения, представленные в научной литературе, позволили сформулировать проблему исследования: каким образом использование технологии CLIL поможет развивать социокультурную компетенцию у обучающихся 8 класса на уроках иностранного языка?
Вышеизложенное помогло сформулировать тему исследования: «Развитие социокультурной компетенции у обучающихся 8 класса на уроках иностранного языка средствами технологии предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL)».
Объектом исследования является процесс обучения иностранному языку в основной школе.
Предметом исследования выступает процесс развития
социокультурной компетенции средствами технологии предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL) у обучающихся 8 класса на уроках английского языка.
Цель работы - теоретическое обоснование, разработка и апробация методической модели развития социокультурной компетенции средствами технологии предметно-языкового интегрированного обучения CLIL на уроках иностранного языка.
Для достижения поставленной цели, были выделены следующие задачи:
1. Изучить нормативную, психолого-педагогическую и
методическую литературу по проблеме исследования.
2. Проанализировать структуру и содержание социокультурной компетенции, особенности ее развития в процессе обучения иностранному языку в средней школе.
3. Выявить потенциал педагогической технологии предметно­языкового интегрированного обучения (CLIL) для развития социокультурной компетенции обучающихся на уроке иностранного языка.
4. Разработать методическую модель развития социокультурной компетенции обучающихся основной школы на уроках иностранного языка средствами технологии предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL).
5. Организовать опытно-экспериментальную работу по проверке эффективности методической модели развития социокультурной компетенции с использованием педагогической технологии CLIL в 8 классе на базе МАОУ СШ №93 г. Красноярска и проанализировать результаты исследования.
В соответствии с целью, задачами, объектом и предметом исследования была сформулирована гипотеза: процесс развития социокультурной компетенции у обучающихся основной школы на уроках иностранного языка будет более эффективным, если будут применяться средства технологии предметно-языкового интегрированного обучения, обеспечивающие моделирование языковой среды, что будет способствовать повышению уровней социокультурных знаний и умений обучающихся.
При работе над магистерской диссертацией использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, периодических изданий по проблеме исследования и нормативной документации, регулирующей организацию и осуществление учебного процесса обучения иностранному языку учащихся 8-х классов; тестирование (констатирующее и контрольное), наблюдение; анкетирование; количественный и качественный анализ полученных результатов и их статистическая обработка.
Теоретико-методологической основой исследования послужили работы ученых в области теории и методики обучения иностранным языкам в аспекте развития социокультурной компетенции (Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин, Н.М. Андронкина, Н.Д. Гальскова, Е.И. Пассов, И.И. Халеева, С.В. Пахотина, Е.Н. Тер-Минасова, В.В. Сафонова, Л.И. Корнеева, Е.Д. Кошеляева, И.И. Бурлакова, Д.Г. Шумаков, J.A. Van Ek, J.L.M. Trim, A. Scheitza); педагогических технологий (В.П. Беспалько, М.В. Кларин, Г.К. Селевко); предметно-языкового интегрированного обучения (K. Bentley, D. Coyle, P. Hood, D. Marsh, P. Mehisto, A. M. Y. Lin).
База исследования: опытная работа проводилась в 8 классах МАОУ СШ №93 им. Г.Т. Побежимова. В экспериментальной части приняли участие 24 обучающихся 8 классов, которые вошли в составы контрольной и экспериментальной групп.
Работа выполнена по заявке МАОУ СШ №93 им. Г.Т. Побежимова.
Новизна результатов исследования. Представлена методическая характеристика социокультурной компетенции и уровней владения социокультурными знаниями; уточнены сущность, содержание и структура понятия CLIL; теоретически обоснована, разработана и апробирована методическая модель развития социокультурной компетенции с привлечением средств технологии предметно-языкового интегрированного обучения, даны рекомендации для учителей иностранного языка по работе с моделью.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применять его результаты в практике обучения иностранному языку в основной школе, эмпирические данные и полученные выводы могут быть использованы при разработке образовательных программ.
Апробация результатов исследования осуществлялась через участие в XI Всероссийской научно-практической конференции «Теория и методика преподавания иностранных языков в условиях поликультурного общества» 5-6 декабря 2022 г., Красноярск и выступление с докладом на тему: «Развитие социокультурной компетенции у обучающихся 8 класса на занятиях английского языка»; участие в работе Регионального круглого стола «Иноязычное образование в школе: проблема достижения образовательных результатов» и выступление с докладом на тему: «Основные трудности перехода на новые ФГОС в МАОУ СШ №93», 27 сентября 2023 г. (Приложение А). Отдельные результаты исследования опубликованы в статьях: в сборнике материалов XI Всероссийской научно-практической конференции «Теория и методика преподавания иностранных языков в условиях поликультурного общества» 5-6 декабря 2022 г., Красноярск, на тему: «Развитие социокультурной компетенции у обучающихся 8-го класса на уроках английского языка» и в сборнике материалов XII Всероссийской научно-практической конференции «Теория и методика преподавания иностранных языков в условиях поликультурного общества» 4-5 декабря 2023 г., Красноярск, на тему: «Средства формирования и развития социокультурной компетенции обучающихся на уроках английского языка в основной школе» (Приложение Б)....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Главной целью изучения любого иностранного языка является формирование и развитие коммуникативной компетенции. Развитие социокультурной компетенции, являющейся ее частью, предполагает, что обучающийся средней школы должен в условиях межкультурного общения не только представить свою страну, традиции, культуру, но и способен к интеграции с реалиями страны изучаемого языка, не исключая грамотно лексически наполненного и грамматически структурированного высказывания.
Для достижения поставленной цели в главе 1 мы изучили нормативную, психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования, проанализировали структуру и содержание социокультурной компетенции, особенности ее развития в процессе обучения иностранному языку в средней школе, выявили потенциал педагогической технологии предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL) для развития социокультурной компетенции обучающихся на уроке иностранного языка.
Применение используемых моделей с использованием системного и коммуникативно-когнитивного подходов к обучению иностранному языку с направленностью на развитие социокультурной компетенции на сегодняшний день недостаточно. Анализ используемого в школах учебно­методического комплекса как образца учебного материала и образовательной структуры привел к выводу, что в условиях глобализации и постоянно меняющихся условий необходимы такие дидактические средства обучения, которые позволили бы учащемуся мыслить гибко, овладеть многочисленными областями знания и уверенно ориентироваться в них, применяя полученные навыки и умения в практике междисциплинарного характера в повседневной жизни.
Педагогическая технология CLIL содействует развитию
социокультурной компетенции, стимулирует исследовательской работе, развивает интересы к различным предметным областям и позволяет преодолеть психологические барьеры в использовании иностранного языка, а вместе с тем использует такие аутентичные материалы, которые служат основой для общения учащихся на данном языке. Иными словами, CLIL побуждает поверхностное мышление учащегося в области социокультурных представлений к качественной трансформации в зрелую вторичную языковую личность, максимально приближенную к носителю языка с речевой и психологической точек зрения.
В главе 2 нами была разработана методическая модель развития социокультурной компетенции обучающихся основной школы на уроках иностранного языка средствами технологии предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL), организована опытно­
экспериментальная работа по проверке эффективности методической модели развития социокультурной компетенции с использованием педагогической технологии CLIL в 8 классе на базе МАОУ СШ №93 г. Красноярска и проанализированы результаты исследования. В рамках эксперимента прирост количества обучающихся с высоким уровнем по оценочному компоненту социокультурной компетенции в контрольной группе составил 8,33%, а в экспериментальной - 33,33%, а деятельностному компоненту - 16,66% и 58,33%, что доказывает гипотезу о перспективности использования средств технологии предметно-языкового интегрированного обучения, обеспечивающих моделирование языковой среды, способствующих повышению уровней социокультурных знаний и умений обучающихся.


1. Азимов, Э.Г. Словарь методических терминов (теоретическое и практическое преподавание языков) [Текст]/ Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. - СПб: Златоуст, 2019. - 334 с.
2. Акуленко, И.А. Методические модели как объекты усвоения в процессе методической подготовки будущего учителя математики профильной школы [Текст]/ И.А. Акуленко// Вектор науки ТГУ. - 2013. - №1 (23). - С.293-297.
3. Андронкина, Н.М. Формирование лингвосоциокультурной компетенции в обучении иностранному языку [Текст]/ Н. М. Андронкина// Литература и общественное сознание: варианты интерпретации художественного текста. - Бийск, 2002. - С. 42-43.
4. Бакулина О.В., Майер, И.А. Развитие социокультурной компетенции у
обучающихся 8-го класса на уроках английского языка// Теория и методика преподавания иностранных языков в условиях поликультурного общества: материалы XI Всероссийской научно-практической
конференции [Текст]/ О.В. Бакулина, И.А. Майер. Красноярск, 5-6 декабря 2022 г. / отв. ред. И.А. Майер; ред. кол.; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2023. - С. 12-17.
5. Бакулина О.В., Майер, И.А. Средства формирования и развития социокультурной компетенции обучающихся на уроках английского языка в основной школе// Теория и методика преподавания иностранных языков в условиях поликультурного общества: материалы XII Всероссийской научно-практической конференции [Текст]/ О.В. Бакулина, И.А. Майер. Красноярск, 4-5 декабря 2023 г. / отв. ред. И.А. Майер; ред. кол.; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2024. - С. 12-16.
6. Белова, Т.А. Потенциал дисциплины «Иностранный язык» для формирования социокультурной компетенции студентов экономического вуза [Текст]/ Т.А. Белова// Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2011. - №2. - С. 9-15.
7. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии [Текст]/ В.П. Беспалько. - М.: Педагогика, 1989. - 192с.
8. Бороздина, Н.А. Этапы обучения студентов второму иностранному языку в вузе на основе когнитивно-коммуникативного подхода [Текст]/ Н.А. Бороздина// Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2020. - №186. - С. 42-47.
9. Бурлакова, И.И. Практика формирования социокультурной компетенции на занятиях по иностранному языку [Текст] / И.И. Бурлакова // Язык и текст. - 2018. - №1(5). - С.109-115.
10. Вербицкая, М.В., Маккинли, С., Хастингс, Б. Английский язык. 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций [Текст]/ М.В. Вербицкая. - М.: Просвещение: Pearson Education Limited, 2022. - 144c. (Forward).
11. Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования [Текст]/ И.Р. Гальперин. - М.: Едиториал УРСС, 2005. - 144с.
12. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика [Текст]/ Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. - М.: Академия, 2006. - 334с.
13. Глущенко, О.А. Отношение понятия мотивационной основы к понятию социокультурной компетенции в контексте изучения иностранного языка [Текст]/ О.А. Глущенко// Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. - 2008. - №5. - С. 131-133.
14. Дахин, А.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и... неопределенность [Текст]/ А.Н. Дахин// Педагогика. - 2003. - №4. - С.21-26.
15. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена 2023 года по английскому языку [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fipi.rU/oge/demoversii-specifikacii-kodifikatory#l/tab/173801626-11 (дата обращения: 07.02.2024)....61


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ