Развитие социокультурной компетенции у обучающихся 8 класса на
уроках иностранного языка средствами технологии предметно-
языкового интегрированного обучения (CLIL)
Введение 4
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы развития социокультурной компетенции у обучающихся 8 класса на уроках иностранного языка средствами технологии предметно-языкового
интегрированного обучения (CLIL) 10
1.1. Социокультурная компетенция: содержание и структура 10
1.2. Методические основы развития социокультурной компетенции при обучении иностранному языку в рамках программных требований 8 класса 20
1.3. Педагогическая технология предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL) как средство развития социокультурной
компетенции 30
Выводы по главе 1 39
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию
социокультурной компетенции у обучающихся 8 класса на уроках иностранного языка средствами технологии предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL) 41
2.1. Диагностика развития социокультурной компетенции обучающихся 8
класса на уроке английского языка средствами технологии CLIL 41
2.2. Разработка методической модели развития социокультурной
компетенции 45
2.3. Диагностика развития социокультурной компетенции обучающихся 8 класса на уроке английского языка средствами технологии CLIL на
контрольном этапе 56
Выводы по главе 2 61
Заключение 63
Библиографический список 65
Приложение А 73
Приложение Б 75
Приложение В 92
Приложение Г 94
Приложение Д 102
Приложение Е 108
Актуальность исследования. Современные процессы глобализации на всех уровнях социального взаимодействия требуют оптимизации средств обучения для реализации эффективного межнационального общения, что объясняет важность и актуальность создания методических разработок, целью которых является развитие и поддержание иноязычной социокультурной компетенции на высоком уровне. Со стороны преподавателя иностранного языка становится важным подготовить обучающихся к коммуникации с представителями иных культур в соответствии с принятыми в их культуре нормами поведения и образом мысли. Это, как известно, способствует ускорению процесса адаптации и самореализации в системе социальных взаимоотношений.
Проблемой поиска разнообразных подходов в обучении и педагогических технологий занимались и занимаются отечественные и зарубежные ученые. Исследователи постоянно находятся в поисках наиболее актуальных, комплексных, насыщенных и интенсивных методов, приемов и средств обучения. На сегодняшний день одной из наиболее эффективных в обучении иностранному языку, направленной на воспитание и развитие социокультурно обогащенной и компетентной личности, выступает педагогическая технология предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL), базирующаяся на ряде наиболее современных подходов в обучении.
Исследователи вышеназванной технологии полагают, что она позволяет интегрировать различные метапредметные знания в процесс изучения иностранного языка, что гипотетически стимулирует когнитивные процессы учащихся, стремление познавать, проникать в суть вещей, сопоставлять, классифицировать, сравнивать, анализировать, совмещать знания и жизненный опыт, иными словами, использовать и развивать разнообразные навыки для реализации речевого намерения на иностранном языке [Олюнина, 2021; Кудряшова, 2021; Mehisto, Marsh, Frigols, 2008; Marsh, 2002; Lin, 2016; Bentley, 2010; Coyle, 2010].
В новых УМК авторы уделяют внимание формированию и развитию социокультурной компетенции, а современная методика обладает внушительным инструментарием для достижения вышеназванной цели. Однако, проанализировав научные исследования, нормативные документы и общий уровень владения данным компонентом коммуникативной компетенции у обучающихся, можно заключить, что аспект исследован не в полной мере [Андронкина, 2002; Кошеляева, 2010; Латухина, 2014; Посельская, 2014; Починок, 2007; Шумаков, 2013; ФГОС ООО, 2021].
Опираясь на актуальность и степень изученности вопроса, мы выделили следующее противоречие: между существующей
необходимостью в развитии социокультурной компетенции (СКК) обучающихся школы на уроках английского языка и недостаточной изученностью условий и механизмов реализации данного процесса, а также отсутствием модели развития социокультурной компетенции в средней школе. Выявленное противоречие и объективные предпосылки его решения, представленные в научной литературе, позволили сформулировать проблему исследования: каким образом использование технологии CLIL поможет развивать социокультурную компетенцию у обучающихся 8 класса на уроках иностранного языка?
Вышеизложенное помогло сформулировать тему исследования: «Развитие социокультурной компетенции у обучающихся 8 класса на уроках иностранного языка средствами технологии предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL)».
Объектом исследования является процесс обучения иностранному языку в основной школе.
Предметом исследования выступает процесс развития
социокультурной компетенции средствами технологии предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL) у обучающихся 8 класса на уроках английского языка.
Цель работы - теоретическое обоснование, разработка и апробация методической модели развития социокультурной компетенции средствами технологии предметно-языкового интегрированного обучения CLIL на уроках иностранного языка.
Для достижения поставленной цели, были выделены следующие задачи:
1. Изучить нормативную, психолого-педагогическую и
методическую литературу по проблеме исследования.
2. Проанализировать структуру и содержание социокультурной компетенции, особенности ее развития в процессе обучения иностранному языку в средней школе.
3. Выявить потенциал педагогической технологии предметноязыкового интегрированного обучения (CLIL) для развития социокультурной компетенции обучающихся на уроке иностранного языка.
4. Разработать методическую модель развития социокультурной компетенции обучающихся основной школы на уроках иностранного языка средствами технологии предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL).
5. Организовать опытно-экспериментальную работу по проверке эффективности методической модели развития социокультурной компетенции с использованием педагогической технологии CLIL в 8 классе на базе МАОУ СШ №93 г. Красноярска и проанализировать результаты исследования.
В соответствии с целью, задачами, объектом и предметом исследования была сформулирована гипотеза: процесс развития социокультурной компетенции у обучающихся основной школы на уроках иностранного языка будет более эффективным, если будут применяться средства технологии предметно-языкового интегрированного обучения, обеспечивающие моделирование языковой среды, что будет способствовать повышению уровней социокультурных знаний и умений обучающихся.
При работе над магистерской диссертацией использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, периодических изданий по проблеме исследования и нормативной документации, регулирующей организацию и осуществление учебного процесса обучения иностранному языку учащихся 8-х классов; тестирование (констатирующее и контрольное), наблюдение; анкетирование; количественный и качественный анализ полученных результатов и их статистическая обработка.
Теоретико-методологической основой исследования послужили работы ученых в области теории и методики обучения иностранным языкам в аспекте развития социокультурной компетенции (Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин, Н.М. Андронкина, Н.Д. Гальскова, Е.И. Пассов, И.И. Халеева, С.В. Пахотина, Е.Н. Тер-Минасова, В.В. Сафонова, Л.И. Корнеева, Е.Д. Кошеляева, И.И. Бурлакова, Д.Г. Шумаков, J.A. Van Ek, J.L.M. Trim, A. Scheitza); педагогических технологий (В.П. Беспалько, М.В. Кларин, Г.К. Селевко); предметно-языкового интегрированного обучения (K. Bentley, D. Coyle, P. Hood, D. Marsh, P. Mehisto, A. M. Y. Lin).
База исследования: опытная работа проводилась в 8 классах МАОУ СШ №93 им. Г.Т. Побежимова. В экспериментальной части приняли участие 24 обучающихся 8 классов, которые вошли в составы контрольной и экспериментальной групп.
Работа выполнена по заявке МАОУ СШ №93 им. Г.Т. Побежимова.
Новизна результатов исследования. Представлена методическая характеристика социокультурной компетенции и уровней владения социокультурными знаниями; уточнены сущность, содержание и структура понятия CLIL; теоретически обоснована, разработана и апробирована методическая модель развития социокультурной компетенции с привлечением средств технологии предметно-языкового интегрированного обучения, даны рекомендации для учителей иностранного языка по работе с моделью.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применять его результаты в практике обучения иностранному языку в основной школе, эмпирические данные и полученные выводы могут быть использованы при разработке образовательных программ.
Апробация результатов исследования осуществлялась через участие в XI Всероссийской научно-практической конференции «Теория и методика преподавания иностранных языков в условиях поликультурного общества» 5-6 декабря 2022 г., Красноярск и выступление с докладом на тему: «Развитие социокультурной компетенции у обучающихся 8 класса на занятиях английского языка»; участие в работе Регионального круглого стола «Иноязычное образование в школе: проблема достижения образовательных результатов» и выступление с докладом на тему: «Основные трудности перехода на новые ФГОС в МАОУ СШ №93», 27 сентября 2023 г. (Приложение А). Отдельные результаты исследования опубликованы в статьях: в сборнике материалов XI Всероссийской научно-практической конференции «Теория и методика преподавания иностранных языков в условиях поликультурного общества» 5-6 декабря 2022 г., Красноярск, на тему: «Развитие социокультурной компетенции у обучающихся 8-го класса на уроках английского языка» и в сборнике материалов XII Всероссийской научно-практической конференции «Теория и методика преподавания иностранных языков в условиях поликультурного общества» 4-5 декабря 2023 г., Красноярск, на тему: «Средства формирования и развития социокультурной компетенции обучающихся на уроках английского языка в основной школе» (Приложение Б)....
Главной целью изучения любого иностранного языка является формирование и развитие коммуникативной компетенции. Развитие социокультурной компетенции, являющейся ее частью, предполагает, что обучающийся средней школы должен в условиях межкультурного общения не только представить свою страну, традиции, культуру, но и способен к интеграции с реалиями страны изучаемого языка, не исключая грамотно лексически наполненного и грамматически структурированного высказывания.
Для достижения поставленной цели в главе 1 мы изучили нормативную, психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования, проанализировали структуру и содержание социокультурной компетенции, особенности ее развития в процессе обучения иностранному языку в средней школе, выявили потенциал педагогической технологии предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL) для развития социокультурной компетенции обучающихся на уроке иностранного языка.
Применение используемых моделей с использованием системного и коммуникативно-когнитивного подходов к обучению иностранному языку с направленностью на развитие социокультурной компетенции на сегодняшний день недостаточно. Анализ используемого в школах учебнометодического комплекса как образца учебного материала и образовательной структуры привел к выводу, что в условиях глобализации и постоянно меняющихся условий необходимы такие дидактические средства обучения, которые позволили бы учащемуся мыслить гибко, овладеть многочисленными областями знания и уверенно ориентироваться в них, применяя полученные навыки и умения в практике междисциплинарного характера в повседневной жизни.
Педагогическая технология CLIL содействует развитию
социокультурной компетенции, стимулирует исследовательской работе, развивает интересы к различным предметным областям и позволяет преодолеть психологические барьеры в использовании иностранного языка, а вместе с тем использует такие аутентичные материалы, которые служат основой для общения учащихся на данном языке. Иными словами, CLIL побуждает поверхностное мышление учащегося в области социокультурных представлений к качественной трансформации в зрелую вторичную языковую личность, максимально приближенную к носителю языка с речевой и психологической точек зрения.
В главе 2 нами была разработана методическая модель развития социокультурной компетенции обучающихся основной школы на уроках иностранного языка средствами технологии предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL), организована опытно
экспериментальная работа по проверке эффективности методической модели развития социокультурной компетенции с использованием педагогической технологии CLIL в 8 классе на базе МАОУ СШ №93 г. Красноярска и проанализированы результаты исследования. В рамках эксперимента прирост количества обучающихся с высоким уровнем по оценочному компоненту социокультурной компетенции в контрольной группе составил 8,33%, а в экспериментальной - 33,33%, а деятельностному компоненту - 16,66% и 58,33%, что доказывает гипотезу о перспективности использования средств технологии предметно-языкового интегрированного обучения, обеспечивающих моделирование языковой среды, способствующих повышению уровней социокультурных знаний и умений обучающихся.
1. Азимов, Э.Г. Словарь методических терминов (теоретическое и практическое преподавание языков) [Текст]/ Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. - СПб: Златоуст, 2019. - 334 с.
2. Акуленко, И.А. Методические модели как объекты усвоения в процессе методической подготовки будущего учителя математики профильной школы [Текст]/ И.А. Акуленко// Вектор науки ТГУ. - 2013. - №1 (23). - С.293-297.
3. Андронкина, Н.М. Формирование лингвосоциокультурной компетенции в обучении иностранному языку [Текст]/ Н. М. Андронкина// Литература и общественное сознание: варианты интерпретации художественного текста. - Бийск, 2002. - С. 42-43.
4. Бакулина О.В., Майер, И.А. Развитие социокультурной компетенции у
обучающихся 8-го класса на уроках английского языка// Теория и методика преподавания иностранных языков в условиях поликультурного общества: материалы XI Всероссийской научно-практической
конференции [Текст]/ О.В. Бакулина, И.А. Майер. Красноярск, 5-6 декабря 2022 г. / отв. ред. И.А. Майер; ред. кол.; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2023. - С. 12-17.
5. Бакулина О.В., Майер, И.А. Средства формирования и развития социокультурной компетенции обучающихся на уроках английского языка в основной школе// Теория и методика преподавания иностранных языков в условиях поликультурного общества: материалы XII Всероссийской научно-практической конференции [Текст]/ О.В. Бакулина, И.А. Майер. Красноярск, 4-5 декабря 2023 г. / отв. ред. И.А. Майер; ред. кол.; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2024. - С. 12-16.
6. Белова, Т.А. Потенциал дисциплины «Иностранный язык» для формирования социокультурной компетенции студентов экономического вуза [Текст]/ Т.А. Белова// Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2011. - №2. - С. 9-15.
7. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии [Текст]/ В.П. Беспалько. - М.: Педагогика, 1989. - 192с.
8. Бороздина, Н.А. Этапы обучения студентов второму иностранному языку в вузе на основе когнитивно-коммуникативного подхода [Текст]/ Н.А. Бороздина// Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2020. - №186. - С. 42-47.
9. Бурлакова, И.И. Практика формирования социокультурной компетенции на занятиях по иностранному языку [Текст] / И.И. Бурлакова // Язык и текст. - 2018. - №1(5). - С.109-115.
10. Вербицкая, М.В., Маккинли, С., Хастингс, Б. Английский язык. 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций [Текст]/ М.В. Вербицкая. - М.: Просвещение: Pearson Education Limited, 2022. - 144c. (Forward).
11. Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования [Текст]/ И.Р. Гальперин. - М.: Едиториал УРСС, 2005. - 144с.
12. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика [Текст]/ Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. - М.: Академия, 2006. - 334с.
13. Глущенко, О.А. Отношение понятия мотивационной основы к понятию социокультурной компетенции в контексте изучения иностранного языка [Текст]/ О.А. Глущенко// Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. - 2008. - №5. - С. 131-133.
14. Дахин, А.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и... неопределенность [Текст]/ А.Н. Дахин// Педагогика. - 2003. - №4. - С.21-26.
15. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена 2023 года по английскому языку [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fipi.rU/oge/demoversii-specifikacii-kodifikatory#l/tab/173801626-11 (дата обращения: 07.02.2024)....61