Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие навыков говорения обучающихся старших классов при подготовке к ЕГЭ по английскому языку

Работа №171581

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы106
Год сдачи2024
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы развития навыков говорения обучающихся старшей школы 10
1.1 Г оворение как продуктивный вид речевой деятельности 10
1.2. Структура, содержание и критерии оценивания устного речевого
высказывания в «Разделе говорение» в ЕГЭ по английскому языку 14
1.3. Способы развития навыков говорения при подготовке к ЕГЭ по
английскому языку 18
Выводы по главе 1 22
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по разработке упражнений, направленных на повышение уровня навыков говорения 24
2.1. Анализ УМК “Forward” для 11 класса 24
2.2. Разработка упражнений в формате ЕГЭ, направленных на развитие
навыков говорения обучающихся по английскому языку 26
2.2.1. Упражнения, направленные на развитие навыков говорения, по теме
«Британский этикет и социальные нормы» 42
2.2.2. Упражнения, направленные на развитие навыков говорения, по теме
«Праздники» 48
2.3. Диагностика развития уровня навыков говорения обучающихся 11 классов 55
Выводы по главе 2 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 73
Приложение А 81
Приложение Б 82
Приложение В 83
Приложение Г 92
Приложение Д 100
Приложение Е 103
Приложение Ж 105
Приложение И 106

Актуальность исследования. На сегодняшний день является актуальной проблема качественной подготовки обучающихся к сдаче ЕГЭ. Как, с помощью каких форм, методов и приемов обеспечить успешную сдачу ЕГЭ по английскому языку, когда и в какой период необходимо начинать подготовку, какому направлению в этой работе отдать предпочтение интересует каждого, кто в этом заинтересован.
Специальная, целенаправленная программа поможет эффективно и качественно подготовиться к экзамену с минимальными затратами времени и сил; избежать технических ошибок; узнать об особенностях построения заданий ЕГЭ; узнать, что нужно делать, чтобы получить максимальное количество баллов.
Опираясь на проведенный анализ научных исследований, образовательной практики, федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, было установлено противоречие между необходимостью развития навыков говорения обучающихся на уроках английского языка и недостаточной разработанностью программ подготовки к ЕГЭ по английскому языку в старших классах. Выявленное противоречие и объективные предпосылки его решения, представленные в научной литературе, подтверждают актуальность выбранной темы.
Необходимость выбора наиболее эффективных и современных средств обучения на уроках английского языка определяет тему исследования: Развитие навыков говорения обучающихся старших классов при подготовке к ЕГЭ по английскому языку.
Объектом исследования является процесс обучения говорению на иностранном языке в старшей школе.
Предметом исследования выступает процесс развития навыков говорения обучающихся старших классов при подготовке к ЕГЭ по английскому языку посредством заданий и комплексов упражнений, разработанных с целью развития навыков говорения.
Цель работы - разработать и опытным путем проверить эффективность упражнений, направленных на развитие навыков говорения обучающихся при подготовке к ЕГЭ по английскому языку в старшей школе.
Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:
1. Рассмотреть говорение как вид продуктивной речевой деятельности.
2. Проанализировать критерии оценивания устного речевого высказывания согласно ФИПИ.
3. Выявить особенности обучения английскому языку как первому иностранному в старшей школе и потенциал способов по подготовке к ЕГЭ по английскому языку.
4. Организовать опытно-экспериментальную работу по разработке упражнений, направленных на развитие навыков говорения при подготовке к ЕГЭ на уроке английского языка в 11 классе на базе содержания УМК “Forward”.
В ходе исследования будет проведена опытно-экспериментальная работа по проверке гипотезы: процесс развития навыков говорения обучающихся старшей школы при подготовке к ЕГЭ по английскому языку будет эффективным, если на уроке будут применяться разработанные нами упражнения по подготовке к ЕГЭ. С их помощью уровень овладения навыками говорения обучающихся будет повышен в условиях любого формата обучения успешнее, чем без их внедрения в образовательный процесс.
Методы исследования, использованные в работе: анализ психолого­педагогической, научно-методической литературы по проблеме исследования, анализ нормативных документов, наблюдение, описание, опрос с целью выявления уровня коммуникативной компетенции обучающихся, мониторинг результатов работы, интерпретация, обобщение, анализ, сравнение, опытно­экспериментальная работа, статистическая обработка данных.

нормативные документы, регламентирующие процесс обучения иностранным языкам в старшей школе [ФГОС ООО], положения по методике обучения иностранным языкам И.Л. Бим [Бим, 2010], И.А. Зимней [Зимняя, 2004, 2006], Е.И. Пассова [Пассов, 2002], Гальсковой [Гальскова, 2003], В.В. Сафоновой [Сафонова, 2018]. Исследованы работы Л. В. Поповой [Попова, 2017] о комплексном подходе при подготовке к единому государственному экзамену по английскому языку, Е. В. Кравцовой [Кравцова, 2022] о теоретических и методических аспектах Единого государственного экзамена как формы контроля в обучении иностранному языку. Нами были изучены работы по продуктивным видам речевой деятельности, в частности по изучению говорения, М.К. Кабакчи [Кабакчи, 2002], З.И. Салиева [Салиева, 2015], И.С. Сауткина [Сауткина, 2011].
База исследования: опытная работа проводилась в 11-х классах МАОУ СШ №23 с углубленным изучением отдельных предметов. В экспериментальной части приняло участие 16 обучающихся 11-х классов, которые вошли в составы контрольной и экспериментальной групп.
Новизна результатов исследования. Дана характеристика навыков говорения и уровней владения навыками говорения; выделены условия внедрения упражнений по подготовке к ЕГЭ с помощью информационно- коммуникативных технологий; представлены результаты диагностирования обучающихся по окончании апробации эксперимента. Разработаны рекомендации для учителей старшей школы, которые помогут в развитии навыков говорения обучающихся в учебном процессе.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применять его результаты в практике обучения иностранному языку в старшей школе.
Апробация результатов исследования осуществлялась посредством выступления с докладом на региональном круглом столе «Иноязычное образование в школе: проблема достижения образовательных результатов», в КГПУ им. В.П. Астафьева , 27 сентября 2023 г. (Приложение А), а также на XXXV Международной научно-практической конференции «Вопросы иноязычной филологии, переводоведения и лингводидактики в контексте межкультурного взаимодействия», посвященной 200-летию К.Д. Ушинского, в Чувашском государственном педагогическом университете им. И.Я. Яковлева, 19 - 20 октября 2023 г. (Приложение Б). Отдельные результаты исследования опубликованы в статье, вошедшей в сборник научных статей «Лингводидактика и методика преподавания иностранных языков в контексте межкультурного взаимодействия»: Чебоксары, Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева в 2023 г. на тему: «Обучение говорению на английском языке в контексте межкультурной коммуникации» (Приложение В), и в статье в материалах XII Всероссийской научно­практической конференции «Теория и методика преподавания иностранных языков в условиях поликультурного общества»: Красноярск, КГПУ им. В.П. Астафьева в 2024 г. на тему: «Обучение говорению на английском языке в контексте межкультурной коммуникации (на материале темы English holidays)» (Приложение Г) .
Результаты исследования будут внедрены в учебный процесс МАОУ СШ №23 с углубленным изучением отдельных предметов.
Структура работы определяется логикой исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Во Введении сформулированы цель и задачи исследования, определены объект и предмет, представлена информация о методах и апробации исследования, раскрыты актуальность и практическая значимость.
В Главе 1 рассматриваются теоретические аспекты и основные понятия исследуемой проблемы, а именно: подходы и принципы современного иноязычного образования, цели современного иноязычного образования и компонентный состав цели, особенности обучения первому иностранному языку в старшей школе и потенциал программ подготовки к ЕГЭ на уроке английского языка, навыки говорения.
В Главе 2 представлена практическая часть исследования: анализ УМК “Forward” для 11 класса и программ подготовки к ЕГЭ по английскому языку, результаты тестирования обучающихся на выявление уровня владения навыками говорения, разработка упражнений, направленных на развитие навыков говорения на уроках английского языка в 11 классе и подтверждение их эффективности на практике.
В Заключении приводятся выводы и обобщения полученных в ходе исследования результатов.
Библиографический список насчитывает 62 наименования работ отечественных и зарубежных авторов, справочные издания.
Приложение А содержит 1 страницу, сертификат об участии в
региональном круглом столе.
Приложение Б содержит 1 страницу, сертификат об участии в
международной научно-практической конференции.
Приложение В содержит 7 страниц, первая публикация по теме
исследования.
Приложение Г содержит 6 страниц, вторая публикация по теме
исследования.
Приложение Д содержит 3 страницы, текст для выполнения разработанных нами упражнений по теме «Британский этикет и социальные нормы».
Приложение Е содержит 2 страницы, текст для выполнения разработанных нами упражнений по теме «Праздники».
Приложение Ж содержит 1 страницу, таблицу с данными первого устного тестирования.
Приложение И содержит 1 страницу, таблицу с данными финального устного тестирования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Современное общество - это взаимодействие различных культур через использование иностранного языка для достижения общих целей в диалоге культур. Школьный предмет - иностранный язык, с каждым годом играет все более важную роль в этом процессе обучения. На уроках иностранного языка ученики знакомятся не только с языком в целом, его структурой и лексикой, но и с особенностями межкультурного общения. Это помогает развивать толерантность к другим культурам, отличным от своей, и понимание тонкостей межкультурного общения, а также способствует лучшему пониманию своей родной культуры, поскольку возникает образ сравнения и сопоставления своей культуры и иноязычной. Иностранный язык является средством взаимодействия между представителями разных культурных сред.
В настоящее время все чаще возникает проблема эффективной подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по английскому языку. Специальная программа направленной подготовки поможет эффективно подготовиться к экзамену, избежать ошибок, понять особенности заданий и узнать, как получить максимальный балл.
В данной работе были разработаны разнообразные упражнения, направленные на развитие устной речи учащихся и соответствующих структуре устной части ЕГЭ по английскому языку, чтобы обеспечить более эффективную подготовку к экзаменам.
Цель настоящей магистерской диссертации заключалась в проведении исследования, направленного на подтверждение или же опровержения гипотезы о том, что при внедрении разработанных нами упражнений, способствующих развитию навыков говорения, уровень овладения навыками говорения обучающихся будет повышен в условиях любого формата обучения успешнее, чем без их внедрения в образовательный процесс.
Достижение данной цели является следствием решения ряда исследовательских задач.
В качестве первой задачи исследования было рассмотрено понятие «говорение» как один из продуктивных видов речевой деятельности, которое понимается как процесс, сопровождающийся устно-речевым общением и взаимодействием, и имеющий заложенные в основе «произносительные, ритмико-интонационные и лексико-грамматические навыки» [Сауткина, 2011].
В ходе решения второй задачи в данной работе изучены особенности развития навыков говорения в рамках подготовки к ЕГЭ по английскому языку. Нами были проанализированы Общеевропейская оценочная система знания иностранных языков (Common European Framework, CEF), структура устной части экзамена по английскому языку, состоящая из четырёх заданий, а также различные способы развития навыков говорения, с целью выявления основных моментов, на которые нам необходимо было обратить особое внимание, при разработке упражнений, чтобы они способствовали более эффективной подготовке к ЕГЭ по английскому языку и улучшали навыки говорения обучающихся.
Следующей задачей исследования было разработать серию упражнений. Эффективность упражнений определена с помощью оценки результатов начального и итогового тестирования учащихся, поскольку экспериментальная группа показала лучший результат по сравнению с контрольной, особенно выделяя изначальное отставание в показателях успеваемости по итогам первого устного тестирования.
Данный факт позволил положительно оценить потенциал разработанных методических упражнений, направленных на развитие навыков говорения. Более того структура, разработанных нами упражнений повторяет структуру заданий устной части ЕГЭ по английскому языку, что может быть основой для предположения, что упражнения будут способствовать более успешной сдаче экзамена.
Таким образом, цель, задачи исследования достигнуты, гипотеза, выдвинутая нами, подтвердилась результатами педагогического эксперимента.
Работа над обучением навыкам говорения не ограничивается рамками данного исследования. Существуют дальнейшие перспективы работы над данной темой в разработке полноценного учебно-методического пособия, направленного на развитие навыков говорения обучающихся на английском языке, и включающего уже разработанные нами упражнения, а также новые упражнения по основным темам дисциплины «Иностранный язык (английский язык)» для обучающихся старших классов.


1. Азимов, Э. Г. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков) / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. - Текст : словарь или справочник. Санкт-Петербург, Издательство «Златоуст», 1999. - 472 с.
2. Бабарыкина, Т. С. Факультативный курс по английскому языку для учащихся старших классов «Разговорный английский» //Концепт. - 2013. - №. S3. - С. 11-15.
3. Беляев, Б. В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. - М.:Учпедгиз, 1959. - 174 с.
4. Бирюкова, О. А., Саушкина А. И. Метод интервью на уроке
английского языка как средство развития навыков говорения (старшая ступень обучения). Научное обозрение. 2018; № 3. Available at:
https://cyberleninka.ru/article/n/metod-intervyu-na-uroke-angliyskogo-yazyka-kak- sredstvo-razvitiya-navykov-govoreniya-starshaya-stupen-obucheniya
5. Богданова, С. Ю. Белькова Подготовка к ЕГЭ по английскому языку в действующих УМК на разных уровнях общего образования [Текст]/ С. Ю. Богданова, Е. В. Белькова, И. С. Шильникова - 3-е изд.: Вестник Иркутского государственного лингвистического университета, 2013. - С. 209-215.
6. Верещагин, Е. М. Язык и культура: лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного [Текст]/ Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров. - М. : Москва, Издательство «Русский язык», 1990. - №4. - 246 с.
7. Гальскова, Н. Д. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидакти-ка и методика: Учеб. пособие для студ. лингв, ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений // Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. - М. : Москва, Издательский центр «Академия», 2004. - 336 с. ISBN 5-7695-1381-0
8. Гераскевич Н. В., Файзуллин, Ф. Р. Анализ уровня сформированности навыков аргументированной письменной речи на английском языке у обучающихся старших классов в школьном образовании (по результатам ОГЭ и ЕГЭ) //Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2018. - №. 4 (55). - С. 165-171.
9. Гузикова, М. О., Фофанова, П. Ю. Основы теории межкультурной коммуникации : учеб. пособие. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2015. 124 с. Гуманитарный портал [Электронный ресурс]. Режим доступа : https://gtmarket.ru (дата обращения: 08.10.2023).
10. Гуслистова, В. Г. Совершенствование фонетических навыков при подготовке к заданию 1 устной части егэ по английскому языку //Вопросы педагогики. - 2021. - №. 3-1. - С. 84-88.
11. Дубницкая, В. А. Обучение говорению на английском языке в контексте межкультурной коммуникации (на материале темы english holidays) /
B. А. Дубницкая, П. А. Сурхайзаде, Н. В. Колесова // Теория и методика преподавания иностранных языков в условиях поликультурного общества. Материалы XII Всероссийской научно-практической конференции, 2023. - С. 52-57.
12. Дубницкая, В. А. Обучение говорению на английском языке в контексте межкультурной коммуникации / В. А. Дубницкая, П. А. Сурхайзаде // Лингводидактика и методика преподавания иностранных языков в контексте межкультурного взаимодействия. Сборник научных статей, Чебоксары, 2023. -
C. 220-226.
13. Дубровина, И. В. Реализация научных идей В. А. Крутецкого в
практической психологии образования [Текст]/ И. В. Дубровина, С. В. Недбаева: Психологические практики в российском образовании:
инновационный ракурс, 2018. - С. 22-32.
14. Есина, С. В. Психологические аспекты коммуникативной компетентности участников современного образовательного процесса [Текст]/ С. В. Есина: Горизонты и риски развития образования в условиях системных изменений и цифровизации, 2020. - С. 186-189.
15. Жинкин, Н. И. Механизмы речи. М.: АПН РСФСР, 1958. - 378 с....62


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ