1. Введение 2
2. Глава 1. Теоретические основы формирования социокультурной
компетенции на уроках английского
языка 8
3. 1.1 Понятие и структура социокультурной компетенции 8
4. 1.2. Особенности ОГЭ по английскому языку 14
5. 1.3. Подготовка к ОГЭ на уроках английского языка 16
6. Выводы по главе 1 27
7. Глава 2. Практические исследования 30
8. 2.1. Анализ учебно-методического комплекса с точки зрения
социокультурной компетенции по подготовке к ОГЭ 30
9. 2.2. Разработанные упражнения для развития социокультурной
компетенции 31
10. 2.3. Диагностика сформированности социокультурной
компетенции 60
11. Выводы по главе 2 78
12. Заключение 80
13. Список использованных источников 82
14. Источники 88
15. Приложение А 90
16. Приложение Б 101
17. Приложение В 107
18. Приложение Г 118
Актуальность темы исследования. В нашу эпоху глобализации и растущего взаимодействия между странами и народами меняются границы и расширяются контакты между представителями разных культур. Для успешной иноязычной коммуникации знаний одной лингвистики недостаточно. Нужно знать также социокультурную составляющую, в которую входят все реалии носителя языка: их история, культура, менталитет, манеры, этикет, жесты и безэквивалентная лексика. Без знаний этих тем, без знаний особенностей истории, образа мышления и способа общения успешная иноязычная коммуникация невозможна. Если мы хотим добиться симпатии со стороны иностранного друга, то мы должны хотя бы немного знать историю его народа и, чтобы не обидеть никого при общении, мы должны знать особенности общения этих людей, ведь один и тот же жест у разных народов может расцениваться по-разному. Культурные различия могут проявляться в разных сферах жизни. Определенные действия, цифры, жесты для нас могут не иметь никакого значения, но для нашего иностранного собеседника они могут нести негативный оттенок, что отразится на результате коммуникации.
Необходимость получения социокультурных знаний для успешной иноязычной коммуникации определяет тему исследования: «развитие социокультурной компетенции обучающихся 8-9 классов при подготовке к ОГЭ по английскому языку».
Объектом исследования является социокультурная компетенция у обучающихся 8-9 классов.
В качестве предмета исследования мы рассматриваем процесс подготовки к ОГЭ по английскому языку с развитием социокультурной компетенции.
Цель исследования - теоретически разработать и апробировать инструментарий, развивающий социокультурную компетенцию у
обучающихся 8-9 классов при подготовке к ОГЭ по английскому языку.
Для достижения поставленной цели были сформулированы задачи исследования:
1. Изучить литературу по теме исследования.
2. Проанализировать структуру и содержание, критерии и уровни социокультурной компетенции.
3. Изучить литературу по подготовке к ОГЭ.
4. Проанализировать учебно-методический комплекс.
5. Разработать систему упражнений по подготовке к ОГЭ.
В ходе исследования будет проведена опытно-экспериментальная работа по проверке проблемы, которая поможет понять, каким образом развитие социокультурной компетенции может повысить уровень подготовки к ОГЭ обучающихся английскому языку.
Для решения поставленных задач задействованы следующие методы исследования: анализ (письменных, графических, контрольных и других
работ); тестирование; эксперимент; изучение литературы; эксперимент; сравнение; визуализация результатов.
Теоретическую базу исследования составили нормативные документы, регламентирующие процесс обучения иностранным языкам в основной школе [ФГОС ООО], положения по иноязычной коммуникативной компетенции, изложенные в трудах по методике обучения иностранным языкамЕлизаровой Г.В. [Елизарова, 1999], Зимней И.А. [Зимняя, 2004, 2006], Лукьяновой Л.А.[Лукьянова, 2014], Мельниковой Д.С. [Мельникова, 2005], Рискэ И.Э. [Рискэ, 2000], Сафоновой В.В. [Сафонова, 2018].
Исследованы работы Сысоева П.В. [Сысоев, 2004] по методике
обучения иностранным языкам. Также изучены УМК по английскому языку Brilliant, Комарова Ю.А. 8-9 класс и УМК по подготовке к ОГЭ по английскому языку.
Научная новизна исследования заключается в том, чтобы создать комплекс упражнений, связанных с темой урока, которые помогут развить социокультурную компетенцию обучающихся и подготовиться к ОГЭ по английскому языку в 8-9 классах.
Практическая ценность исследования заключается в возможности улучшить результаты подготовки к ОГЭ обучающихся 8-9 классов по английскому языку.
Апробация и этапы исследования.
2022-2024 гг. Определение темы, сбор материала, написание и защита магистерской диссертации на тему исследования.
Апробация материалов исследования осуществлялась путем
выступлений на научно-практических конференциях, проводимых в КГПУ им. В. П. Астафьева. Также апробация исследования осуществлялась через публикацию статей: «Развитие социокультурной компетенции обучающихся 8-9-х классов при подготовке к ОГЭ по английскому языку (на материале темы “Superstitions”); «Развитие социокультурной компетенции обучающихся при подготовке к ОГЭ по английскому языку (на материале темы “National cuisine”); «Обучение говорению на английском языке в контексте межкультурной коммуникации (на материале темы “British etiquette”); «Обучение говорению на английском языке в контексте межкультурной коммуникации (на материале темы “English holidays”).
Опытно-экспериментальная база исследованияпроводилась в 8-9-х классах МАОУ СШ №65. В экспериментальной части приняло участие 24 обучающихся 8-9-х классов, которые вошли в составы контрольной и экспериментальной групп.
Структураработы: определяется логикой исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Во Введении сформулированы цель и задачи исследования, определены объект и предмет, представлена информация о методах и апробации исследования, раскрыты актуальность и практическая значимость.
В первой главе «Теоретико-методологические основы процесса формирования социокультурной компетенции обучающихся 8-9 классов при подготовке к ОГЭ по английскому языку» рассматривается социокультурная компетенция как составляющая иноязычной коммуникативной компетенции; также рассматриваются теоретические аспекты и основные понятия исследуемой проблемы, а именно: определение понятия социокультурная компетенция, определение понятия компетенция, цели современного иноязычного образования и компонентный состав цели, особенности обучения второму иностранному языку в основной школе.
Во второй главе представлена практическая часть исследования: анализ УМК “Brilliant” для 8-9-х классов, результаты тестирования обучающихся на выявление уровня владения социокультурными знаниями, разработка упражнений, направленных на повышение социокультурной компетенции и подготовку к ОГЭ обучающихся 8-9-х классов по английскому языку и подтверждение их эффективности на практике.
В Заключении обобщаются результаты проведенного исследования, приводятся основные выводы, намечается перспектива дальнейшего изучения проблемы.
Приложение А включает документы, подтверждающие апробацию разработанного автором исследования упражнений, направленных на развитие и формирование социокультурной компетенции обучающихся основной школы при работе с аутентичными текстами на уроке английского языка в условиях дополнительного образования детей на базе МАОУ СОШ №65 (г. Красноярск). Данным документом является статья «Развитие
социокультурной компетенции обучающихся 8-9-х классов при подготовке к ОГЭ по английскому языку (на материале темы “Superstitions”), опубликованная в сборнике материалов XI Всероссийской научно-
практической конференции «Теория и методика преподавания иностранных языков в условиях поликультурного общества»: Красноярский
государственный педагогический университет. Красноярск, 5-6 декабря 2022 г.
Приложение Б включает документы, подтверждающие апробацию разработанного автором исследования упражнений, направленных на развитие и формирование социокультурной компетенции обучающихся основной школы при работе с аутентичными текстами на уроке английского языка в условиях дополнительного образования детей на базе МАОУ СОШ №65 (г. Красноярск). Данным документом является статья «Развитие
социокультурной компетенции обучающихся при подготовке к ОГЭ по английскому языку (на материале темы “National cuisine”), опубликованная в сборнике материалов XXIV Международного форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики»: Красноярский государственный педагогический университет. Красноярск, 13 апреля 2023 г.
Приложение В включает документы, подтверждающие апробацию разработанного автором исследования упражнений, направленных на развитие и формирование социокультурной компетенции обучающихся основной школы при работе с аутентичными текстами на уроке английского языка в условиях дополнительного образования детей на базе МАОУ СОШ №65 (г. Красноярск). Данным документом является статья «Обучение
говорению на английском языке в контексте межкультурной коммуникации (на материале темы “British etiquette”), опубликованная в сборнике материалов XXXV Международной научно-практической конференции «Вопросы иноязычной филологии, переводоведения и лингводидактики в контексте межкультурного взаимодействия», посвященной 200-летию К.Д. Ушинского: Чувашский государственный педагогический университет.
Чебоксары, 24 ноября 2023 г.
Приложение Г включает документы, подтверждающие апробацию разработанного автором исследования упражнений, направленных на развитие и формирование социокультурной компетенции обучающихся основной школы при работе с аутентичными текстами на уроке английского языка в условиях дополнительного образования детей на базе МАОУ СОШ №65 (г. Красноярск). Данным документом является статья «Обучение
говорению на английском языке в контексте межкультурной коммуникации (на материале темы “English holidays”), опубликованная в сборнике материалов XII Всероссийской научно-практической конференции «Теория и методика преподавания иностранных языков в условиях поликультурного общества»: Красноярский государственный педагогический университет. Красноярск, 4-5 декабря 2023 г.
В данном исследовании были рассмотрены различные точки зрения на вопросы формирования социокультурной компетенции и особенности подготовки к огэ по английскому языку.
В работе также были изучены такие понятия, как «компетенция» и «социокультурная компетенция», были рассмотрены определения нескольких авторов. Социокультурная компетенция понималась в данном исследовании как самостоятельный компонент иноязычной
коммуникативной компетенции, который предполагает способность учащихся организовывать речевое поведение при учете коммуникативной ситуации, цели и намерений, ролей коммуникантов и обстановки общения в определенном национально-лингвокультурном сообществе. В ее структуру включались социолингвистические знания, навыки, умения, а также отношения действительности, а именно: знание построения разных типов дискурса, умения различать в звучащей речи и при чтении, пользоваться в собственной речи лингвострановедческими словами, прецедентными феноменами, реалиями, переосмысленными словами и словосочетаниями, узнавать диалекты и акценты, культурно значимые элементы невербальной коммуникации.
В работе был проанализирован основной государственный экзамен по английскому языку. Рассмотрены характеристики, составные части, требования к ОГЭ. Также был произведен анализ УМК и было выяснено, что УМК, предлагаемое школой, содержит недостаточно упражнений, направленных на развитие социокультурной компетенции. На основе этой проблемы были разработаны упражнения, способствующие сформированию и развитию социокультурной компетенции, что было доказано экспериментальным путем. В ходе написания диссертационной работы было доказано, что использование разработанных упражнений способствует формированию и развитию социокультурной компетенции.
В ходе эксперимента по разработке и апробации комплекса упражнений по подготовке к огэ мы выяснили, что у обучающихся была сформирована социокультурная компетенция. Об этом свидетельствуют показания тестов до и после апробации курса.
Дальнейшая перспектива исследования состоит в разработке комплексов упражнений, позволяющих формировать социокультурную компетенцию обучающихся на протяжении изучения всех тем УМК.
1. Азимов, Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) [Текст]: учеб.-метод. пособие / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. - М.: ИКАР, 2015. - 448 с.
2. Бим, И. Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе. Проблемы и перспективы [Текст]/ И. Л. Бим. - М.: Просвещение, 1988. - 164 с.
3. Бим, И. Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника [Текст]: учеб.-метод. пособие/ И. Л. Бим. - М., 1977. - 288 с.
4. Боброва, Е.А. Применение мобильных приложений на уроках
иностранного языка для обучения лексике в основной школе [Электронный ресурс]/ Е.А. Боброва, И.А. Майер// Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики. Материалы региональной студенческой научно-практической конференции КГПУ. Молодежь и наука. - Красноярск, 2019. Режим
доступа:ййрз://босу1е’№ег.уапбех.ги/у1е’№/37581787/?раде=1&*=8д18352о ytC%2BrsYPl5R0aYe8bzx7InVybCI6InlhLW1haWw6Ly8xNzAyOTIzNjA 5MDk5NjY0MDkvMS4yIiwidGl0bGUiOiLQqNGC0LXQudC90LPQsNGA 0YIucGRmIiwibm9pZnJhbWUiOmZhbHNlLCJ1aWQiOiIzNzU4MTc4NyI sInRzIjoxNTkwNjQzMzg5MTgzLCJ5dSI6IjkzMzg4MTU2NzE0OTU1OTk 4NTgifQ%3D%3D (дата обращения 07.04.2020).
5. Болдырева, Т. В. Социокультурная компетенция как связующее звено
иноязычной коммуникативной и межкультурной компетенций в обучении иностранному языку [Текст]// Вестник Бурятского
государственного университета. Философия. 2011. - №. 15. - 100-105 с.
6. Болдырева, Т. В. Социокультурная компетенция как составляющая иноязычной коммуникативной и межкультурной компетенций в обучении иностранному языку [Текст]//Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2011. - №. 4. - С. 184190.
7. Болдырева, Т. В. Формирование социокультурной компетенции как
составляющей иноязычной коммуникативной и межкультурной компетенций в обучении иностранному языку [Текст]//Вестник ЮжноУральского государственного гуманитарно-педагогического
университета. 2011. - №. 7. - С. 15-25.
8. Бурлакова, И. И. Практика формирования социокультурной компетенции на занятиях по иностранному языку [Текст]//Язык и текст. 2018. - Т. 5. - №. 1. - С. 109-115.
9. Верещагин, Е.М., Костомаров, В.Г. Язык и культура [Текст]// лингвострановедение в преподавании в преподавании русского языка как иностранного. 1990. - 26 с.
10. Воробьев, Г. А. Веб-квест технологии в обучении социокультурной компетенции (английский язык, лингвистический вуз) [Текст]: дис. канд. Пед. наук / Г.А. Воробьев. - Пятигорск: [Пятигор. гос. лингвист. ун-т], 2004. - 234 с.
11. Гальская, Н.Д., Гез, Н.И. Теория обучения иностранным языкам [Текст]: 2006. - 336 с.
12. Генсицкая, Э. А. Роль социокультурной компетенции в овладении иностранным языком [Текст]//Вестник науки и образования. - 2014. - №. 2 (2). - С. 96-104.
13. Гозалова, М. Р. Развитие социокультурной компетенции в процессе обучения иностранному языку [Текст]//Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. - 2013. - №. 3. - С. 49-52.
14. Гузикова, М.О., Фофанова, П.Ю. Основы теории межкультурной коммуникации [Текст]// Учебное пособие. - 2015. - С. 6-7.
15. Дубницкая, В.А., Сурхайзаде, П.А. Обучение говорению на
английском языке в контексте межкультурной
коммуникации//Лингводидактика и методика преподавания
иностранных яызков в контексте межкультурного взаимодействия: материалы XXXV Международной научно-практической конференции «Вопросы иноязычной филологии, переводоведения и
лингводидактики в контексте межкультурного взаимодействия», посвященный 200-летию К.Д. Ушинского [Электронный ресурс]/ В.А. Дубницкая, П.А. Сурхайзаде. Чебоксары, 24 ноября 2023 г. / отв. ред. Н.В. Кормилина, Н.Ю. Шугаева; ред.кол.: Чебоксары. Чувашский гос. пед. ун-т. им. И.Я. Яковлева. - Чебоксары, 2023. - С. 220-226. Здесь же хорошо сделано...41