ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ 7
1.1 Сущность понятия «детское экспериментирование» в психологопедагогических исследованиях 7
1.2 Динамика развития экспериментирования детей дошкольного возраста ...13
1.3 Условия развития экспериментирования детей старшего дошкольного
возраста в дошкольной образовательной организации 19
Выводы по главе 1 25
ГЛАВА 2. ЭМПЕРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА 27
2.1 Изучение актуального уровня развития экспериментирования детей
старшего дошкольного возраста 27
2.2 Реализация условий развития экспериментирования детей старшего
дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации 44
2.3 Анализ и интерпретация результатов исследования 51
Вывод по Главе 2 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 78
Дошкольный возраст, по мнению ученых-психологов наиболее ценный период в развитии личности. В этот период закладывается фундамент личности: развиваются психические процессы, познавательные и социальные способности, личностные качества, расширяется опыт во всех областях жизни. Это период высокой активности ребенка во всех видах деятельности, ребенок стремится не только наблюдать за деятельностью окружающих его людей, но и включаться в эту деятельность, действовать самостоятельно.
В Федеральном государственном образовательном стандарте
дошкольного образования (редакция от 17.02.2023) выделены основные виды детской деятельности (п. 2.7) по трем возрастным группам (младенческий возраст, ранний возраст, дошкольный возраст). В каждой из перечисленных возрастных групп на ряду с игровой деятельностью присутствует экспериментирование. В связи с этим можно говорить об истинно детских видах деятельности, которые активно развиваются в дошкольном детстве.
Об экспериментировании как ведущем виде деятельности детей идет речь в исследованиях Н.Н. Поддьякова. Он аргументировано доказывает, что именно экспериментирование является первым видом деятельности ребенка, именно этот вид деятельности раньше других возникает в онтогенезе каждого ребенка. Н.Н. Поддьяков, доказал, что если лишить ребенка экспериментирования в раннем и дошкольном возрасте, то это приводит к серьезным психическим нарушениям и негативно отражается на развитии ребёнка и его способностях [8, с.65]. Отдельные аспекты детского экспериментирования и его развития получили отражение в трудах А.Н. Поддьякова, О.В. Дыбиной, И.Э. Куликовской, Н.Н. Совгир, А.И. Савенкова, О.А. Афанасьевой.
Вместе с тем, до настоящего времени не существует единой концепции развития детского экспериментирования, раскрывающей его структуру и динамику становления в образовательном процессе современного детского сада. Однако организация такого вида деятельности становится затруднительной. Об этом свидетельствует анализ практики, который показывает, что, несмотря на наличие в дошкольных учреждениях «зон экспериментирования», экспериментирование воспринимается детьми как формальный и ситуативный процесс, не вызывающий у них большого интереса и как следствие низкий уровень развития умений экспериментировать. В результате развивающие возможности детского экспериментирования остаются нереализованными в практике современных детских садов. Все это говорит о том, что вопросы развития экспериментирования детей старшего дошкольного возраста до данного времени не решены в полном объеме.
Выявлено противоречие между потребностью в развитии экспериментирования старших дошкольников и недостаточной разработкой содержательно-методических основ, более эффективных методов и подходов этого вида детской деятельности в условиях детского сада.
Формулировка проблемы позволила определиться с темой работы данного исследования: «Развитие экспериментирования детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации».
Объект исследования: процесс развития экспериментирования детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия,
способствующие развитию экспериментирования детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.
Цель исследования: теоретически обосновать и проверить опытноэкспериментальным путем эффективность психолого-педагогических условий, способствующих развитию экспериментирования детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Задачи исследования:
1) уточнить понятие «детское экспериментирование» в психологопедагогических исследованиях, раскрыть его сущность и содержательное наполнение;
2) раскрыть динамику становления экспериментирования на дошкольном этапе жизни детей;
3) охарактеризовать педагогические условия развития
экспериментирования детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации;
4) подобрать методы и методики исследования актуального уровня развития экспериментирования детей старшей группы;
5) реализовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста
психолого-педагогические условия, способствующие развитию
экспериментирования;
6) проанализировать и описать результаты опытно-экспериментальной работы.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что психолого-педагогическими условиями, способствующими развитию экспериментирования детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации, могут являться:
1) оптимизация предметно-пространственной среды зоны
экспериментирования в соответствии с актуальными интересами и потребностями детей;
2) стимулирование детей к самостоятельному проведению опытов и экспериментов.
Методы исследования: в исследовании использовались теоретические методы: анализ, синтез, сравнение, обобщение, моделирование, аналогия, классификация;
эмпирические методы: наблюдение (Т.И. Бабаева, О.В. Киреева ситуация «Путешествие в пустыне»), беседа, качественная и количественная обработка данных.
Практическая значимость: полученные результаты исследовательской работы могут быть использованы педагогами дошкольных образовательных организаций в развитии экспериментирования детей старшего дошкольного возраста.
База исследования: муниципальный детский сад Туруханского района Красноярского края.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Предпринятый теоретический анализ научно-методической литературы по проблеме развития экспериментирования детей старшего дошкольного возраста и полученные результаты позволили сформулировать следующие выводы:
Детское экспериментирование представляет собой один из видов познавательной деятельности ребенка, составляющий основу всякого субъективно нового знания и является истинно детским видом деятельности, возникающем в раннем возрасте и интенсивно развивающемся на протяжении всего дошкольного возраста.
Детское экспериментирование проникает во все стороны жизни ребенка и все другие виды детской деятельности. Основные особенности детского экспериментирования, что «ребенок познает объекты окружающего мира в ходе практической деятельности с ними». Учеными описаны основные характеристики детского экспериментирования, выделены три основных вида детского экспериментирования: мыслительное
экспериментирование; реальное экспериментирование; социальное экспериментирование.
Экспериментирование, в разных этапах детей дошкольного возраста следует рассматривать в качестве ведущего вида деятельности, наравне с игрой, и одним из первых видов деятельности доступных ребенку уже в раннем возрасте. Детское экспериментирование легко сочетается с другими видами детской деятельности, в своем становлении проходит несколько этапов, постепенно развиваясь, усложняясь, превращаясь в самостоятельный вид деятельности.
В экспериментировании дети старшего дошкольного возраста могут выделять и формулировать проблему, ставить перед собой правильную цель, отбирать необходимые материалы и средства для ее решения, анализировать, фиксировать схематически с помощью символов этапы работы и результаты своей деятельности, презентовать свои открытия окружающим, т.е. способны к самостоятельной организации и реализации экспериментирования.
Педагогическими условиями, способствующими развитию
экспериментирования детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации, могут выступать: оптимизация предметнопространственной среды зоны экспериментирования в соответствии с актуальными интересами и потребностями детей; стимулирование детей к самостоятельному проведению опытов и экспериментов.
С целью выявления актуального уровня развития экспериментирования детей старшего дошкольного возраста была использована методика «Путешествие в пустыне» Т.И. Бабаевой, О.В. Киреевой, которая представляет собой карту включенного наблюдения за экспериментальной деятельностью детей старшего дошкольного возраста. Данная методика позволила наиболее точно и подробно изучить актуальный уровень развития экспериментирования детей экспериментальной и контрольной группы, а также выделить и описать особенности развития экспериментирования детей.
Исследование развития экспериментирования детей старшего дошкольного возраста проходило в муниципальном детском саду
Туруханского района Красноярского края в старшей возрастной группе. В исследовании приняли участие дети двух старших групп общей
численностью 40 воспитанников, количественный состав экспериментальной и контрольной группы составлял 20 детей.
Сопоставление результатов исследования актуального уровня развития экспериментирования детей старшей группы по методике «Путешествие в пустыне» О.В.Киреевой, Т.И. Бабаевой в экспериментальной и контрольной группах, позволяют сделать вывод, что они являются почти равнозначными. И позволяют утверждать, что на начало опытно-экспериментальной работы, как в экспериментальной, так и в контрольной группе у детей преобладает средний уровень развития экспериментирования, что ниже реальных возможностей детей исследуемой группы. Наиболее развитым критерием в экспериментальной и контрольной группе является критерий «эмоциональное состояние ребенка во время эксперимента»; наименее развитым критерием является критерий «количество проб».
Далее был проведен формирующий эксперимент, предполагающий создание психолого-педагогических условий, способствующих развитию экспериментирования детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе:
• в ходе реализации первого условия - оптимизация предметнопространственной среды зоны экспериментирования в соответствии с актуальными интересами и потребностями детей - была создана минилаборатория «Мир ученых», наполненная разнообразным оборудованием и материалами, исходя из интересов и потребностей детей; совместно с детьми созданы правила поведения и знаки к ним в мини-лаборатории и правила поведения и знаки к ним проведения опытов и экспериментов, разработаны карточки-символы; совместно с родителями собрана Научная библиотека «Познавай-ка», в которую вошли книги, энциклопедии, видео материалы и мультфильмы познавательного характера; создана и установлена своими руками из подручных материалов «Метеостанция» на участке детского сада.
• в ходе реализации второго условия - стимулирование детей к самостоятельному проведению опытов и экспериментов - дети постепенно осваивали новые способы и расширяли собственный опыт экспериментирования сначала совместно с педагогом, затем самостоятельно в знакомых действиях, и самостоятельно в новом для себя действии. Дошкольники стали чаще проявлять активность и самостоятельность при проведении организованного экспериментирования, стали смелее высказывать свое мнение, овладели способами продолжительного наблюдения, фиксирования полученных результатов, приобрели опыт формулирования выводов по итогам проведенных экспериментов.
По окончанию формирующих мероприятий, с целью проверки эффективности предложенных психолого-педагогических условий, нами был проведен контрольный эксперимент с использованием той же методике, что и на первом этапе исследовательской работы, с применением ситуации «Путешествие в пустыне» Т.И. Бабаевой, О.В. Киреевой.
Анализ результатов на момент завершения исследования показал, что в экспериментальной группе произошло увеличение количества детей с высоким уровнем развития экспериментирования. Количество детей со средним уровнем развития экспериментирования осталось прежним. Сократилось количество детей, имеющих низкий уровень развития экспериментирования. Наиболее развитым критерием является критерий «активность ребенка, желание участвовать в эксперименте»; наименее развитым критерием является критерий «количество проб».
Анализ результатов в контрольной группе, позволил зафиксировать небольшое увеличение количества детей с высоким уровнем развития экспериментирования. Количество детей со средним уровнем развития экспериментирования также немного увеличилось. Количество детей, имеющих низкий уровень развития экспериментирования, осталось без изменений. Наиболее развитым критерием является критерий «наличие желания экспериментировать»; наименее развитым критерием является критерий «оценка ребенком проведенного эксперимента».
Сопоставление результатов исследования экспериментирования детей старшей группы по методике «Путешествие в пустыне» О.В.Киреевой, Т.И. Бабаевой в экспериментальной и контрольной группах, позволяют сделать вывод, что несмотря на доминирование у большинства детей среднего уровня развития в экспериментальной группе динамика развития выше, увеличилось количество детей с высоким уровнем и уменьшилось количество детей низким уровнем развития. В то время, как в контрольной группе увеличение количества детей с высоким уровнем произошло незначительное, а количество детей с низким уровнем осталось без изменений.
Таким образом, после проведения формирующих мероприятий видна значительная динамика в результатах развития экспериментирования детей экспериментальной группы, а в контрольной можно отметить незначительную динамику развития, что позволяет утверждать об эффективности созданных психолого-педагогических условий,
способствующих развитию экспериментирования детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования доказана. Цель исследования достигнута.
1. Артамонова О. Предметно-пространственная среда: её роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. 2005. № 4. С. 23-30.
2. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология: учебник. М.:
Просвещение, 1988. 266 с.
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 2010. 145 с.
4. Гималетдинова Г.К., Созинова А.А. Организация
экспериментальной деятельности на занятиях с дошкольниками: теоретический обзор. https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/organizatsiya-
eksperimentalnoy-deyatelnosti-na-zanyatiyah-s-doshkolnikami-teoreticheskiy- obzor/viewer. Педагогика. Вопросы теории и практики. Том 6 выпуск 1, 2021. 1-8 с.
5. Дмитриева Е.А., Зайцева О.Ю., Калиниченко С.А. Детское экспериментирование. Карты-схемы для проведения опытов со старшими дошкольниками: метод. пособие. М.: ТЦ Сфера, 2016. 128 с.
6. Доронова Т.Н., Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду. 2003. № 3. 5 с.
7. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. СПб.: Питер, 2013. 193 с.
8. Дошкольная педагогика: учебник для бакалавров / Под общ. ред. Н.В. Микляевой. М.: Издательство Юрайт, 2012. 77 с.
9. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2000. 320 с.
10. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное
рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /
Ответственный редактор О.В. Дыбина. М.: ТЦ Сфера, 2005. 192 с.
11. Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения // Управление ДОУ. 2004. № 4. С. 84-92.
12. Киреева О.В. Развитие исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. 22 с.
13. Козлова А.М., Никифорова И.К. Дошкольное образование: Учебно-методическое пособие. М.: ЦГЛ, 2014. 80 с.
14. Куликовская И.Э. Детское экспериментирование. Старший
дошкольный возраст. М.: «Педагогическое общество России», 2003. 80 с.
15. Листик Е. Организация взаимодействия родителей и детей в ДОУ на основе детского экспериментирования //Дошкольное воспитание. 2010. № 9. С. 15-19....37