Введение 3
ГЛАВА 1. ЖАРГОННАЯ ЛЕКСИКА В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ 7
1.1 Понятие «жаргон» в лингвистике 7
1.1.1 Соотношение понятий «сленг», «жаргон», «арго» 7
1.1.2 Жаргон как второстепенная коммуникативная система национального
языка 11
1.1.3 Жаргон как элемент социальной группы 12
1.2 Источники и функции жаргонной лексики 15
1.3 Виды жаргонной лексики 22
Выводы 28
Глава 2. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ И СЕМАНТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ЖАРГОННОЙ ЛЕКСИКИ 30
2.1. Основные характеристики жаргонной лексики молодежи 30
2.2 Количественная, семантико-тематическая и лексико-тематическая характеристики жаргонной лексики заключенных 40
Выводы 52
Заключение 55
Список источников 58
Говоря о русском языке, мы подразумеваем динамичную, постоянно меняющуюся систему. Процессы словообразования, формирования новых лексических единиц только усилились в связи с появлением электронных средств связи, а также неминуемому процессу глобализации.
Жаргон является важным элементом социальной группы и предметом исследования социолингвистики. Динамика языка, а также некоторая степень изолированности носителей жаргонизмов требуют своего исследования и осмысления.
Актуальность работы определяется тем, что молодежный жаргон, который активно пополняется новыми лексическими единицами, является предметом постоянного изучения. Можно отметить такое интересное явление, как переход жаргонизмов в общеупотребительный национальный язык на правах просторечий или в качестве вариантов, «допустимых» в употреблении. Особенно это заметно на примере молодежного жаргона. Жаргонизмы не только образуются за счет общенационального языка, но и активно обогащают его. Важно рассматривать взаимодействие национального языка и жаргонной лексики как двусторонний процесс, чему, на наш взгляд, посвящено недостаточное количество теоретического материала.
Следует отметить, что уголовный жаргон также представляет интерес как один из немногих сохранивших функцию конспиративности и характеризующихся социальной изолированностью. Его изучение также необходимо в связи с возрастающей тенденцией заимствования лексики из других жаргонов.
В связи с этим мы считаем правомерным произвести сопоставительный анализ жаргонной лексики заключенных и молодежи с целью выделения количественной, семантико-тематической и лексико-тематической
характеристик данных социальных групп.
Исследовательская проблема заключается в противоречии между наличием эффективных методов изучения молодежного и уголовного жаргонов и недостаточным применением данных методов на практике.
Современное состояние изучаемой проблемы.
Труды отечественных и зарубежных ученых, характеризующие современное состояние изучаемой проблемы, составляют теоретическую основу выпускной квалификационной работы. Мы выделили три группы работ, в которых с разных сторон исследуют жаргонную лексику.
Вопросам соотношения понятий «сленг», «жаргон» и «арго» посвящены труды Э. Партриджа, Н.О. Орловой, В.А. Хомякова, А.Д. Швейцера, М.Ю. Руденко, Т.В. Поповой.
Жаргонную лексику как второстепенную коммуникативную единицу рассматривали Т.Г. Никитина, С.А. Аль, Л.Г. Гусева и Я.Г. Манион.
Жаргон с точки зрения группообразующего признака анализировали В.Н. Лавриенко, А.И. Кравченко, Г.В. Кравченко, Г.А. Иоакимиди, А.С. Герд и другие.
Процесс, основные принципы образования жаргонной лексики, а также функции жаргона в коммуникации социальных групп отражены в трудах М.Ю. Россихиной, С.Д. Сизова, Е.В. Харьковой, Э.М. Береговской, М.А. Менова, Ю.Л. Воротниковой, Т.В. Артемовой.
Виды жаргонной лексики рассматривали Р.И. Розина, О.П. Ермакова, Е.А. Земская, Н.В. Астахова, М.А. Грачев, Б.А. Серебрянников, М. Данези и другие.
Целью выпускной квалификационной работы является рассмотрение жаргонной лексики в речи представителей разных социальных групп.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1. Охарактеризовать понятие «жаргон» и рассмотреть его трактовки в лингвистике.
2. Изучить источники и функции жаргонной лексики в речи представителей разных социальных групп.
3. Рассмотреть виды жаргона.
4. Сформулировать основные признаки жаргонной лексики молодежи.
5. Выявить количественную, семантико-тематическую и лексико-тематическую характеристики жаргонной лексики заключенных.
Для решения поставленных задач были использованы такие методы, как описание, сопоставление, компонентный анализ.
Объектом исследования выступает речь представителей различных социальных групп и слоев.
Предметом работы является жаргонная лексика в речи представителей разных социальных групп.
Гипотеза выпускной квалификационной работы состоит в том, что жаргонная лексика в речи социальных групп постоянно видоизменяется, а в некоторых случаях переходит в разряд просторечной лексики национального языка.
Мы предположили, что некоторые жаргонизмы, характерные для разных социальных групп, могут популяризироваться, переходить в массив общеупотребительной лексики вначале на правах просторечий, а затем и в виде допустимого варианта. При этом значение жаргонизмов видоизменяется.
Новизна работы заключается в рассмотрении жаргонной лексики социальных групп не только как второстепенного лексического явления, но и как важного источника для обогащения общеупотребительной речи национального языка.
Практическая значимость работы. Мы считаем, что рассмотренные количественная, семантико-тематическая и лексико-тематическая характеристики жаргонной лексики заключенных и молодежи могут способствовать более глубокому пониманию сущности и языковой специфики описываемых социальных групп.
Данная работа может быть использована лингвистами, социологами, психологами, педагогами, студентами высших учебных заведений по направлениям «Лингвистика» и «Социология».
Работа состоит из следующих структурных элементов: введения, трех теоретических глав, двух практические глав, выводам по главам, заключения, списка используемых источников. Содержание исследования изложено на 65 страницах печатного текста. Список источников содержит 53 единицы трудов отечественных и зарубежных ученых, словарей, публикаций.
Жаргон представляет собой надтерриториальную, надэтническую, надконфессиональную форму существования национального языка, выделяемую функционально по характеру тематической и понятийной сферы общения социальной группы. Данное явление характеризуется отсутствием собственных грамматических и фонетических подсистем, подчиненностью нормам национального языка.
Мы пришли к выводу, что жаргон социальной группы является отображением границ исследуемой общности, степени закрытости социальной группы, характерных черт ее членов, половозрастных и других характеристик.
Современный жаргон представляет собой видимую, наиболее яркую лексическую оболочку социальной группы, согласно которой мы можем делать выводы о членах сообщества: именно в специальной лексике групп наблюдаются основные ценностные ориентации, нормативные предписания, а также отображения явлений и процессов, представляющих для исследуемых общностей особую ценность.
Жаргонная лексика в данной работе рассматривалась с точки зрения симбиоза с общеупотребительным национальным языком: мы проследили ряд процессов, привели примеры, характеризующие высокую степень связи между жаргонами отдельных групп и языком, который используется людьми, не относящимся к группе-источнику лексической единицы.
Рассматривая процессы словообразования жаргонной лексики, мы выделили две основные группы: трансформация общелитературных единиц (метафоризация, словообразование, стяжение, полисемия, рифма, усечение корней, метафорика, метатеза) и заимствование языковых единиц из иностранного языка, других видов жаргона.
Были рассмотрены основные функции жаргонной лексики. Наиболее важными функциями в контексте социальной группы, с нашей точки зрения, можно считать номинативную, опознавательную (стратифицирующую) и контактную. Жаргон позволяет выразить явления и процессы одним или несколькими словами, в отличие от литературного языка, установить контакт между членами группы, а также определить, к какой социальной группе относится тот или иной носитель лексических особенностей.
Было уделено внимание соотношениям понятий. Термины «арго», «сленг», «жаргон» хоть и имеют общие черты, но, в целом, обозначают разные явления в языке. Мы определили жаргон как первичную категорию по отношению к сленгу, а также как синоним слову «арго».
Для практической части исследования были выбраны полярные по признаку деклассированности и социальной изолированности социальные группы - заключенных и молодежи.
Особенности жаргонной лексики молодежи мы раскрыли в соответствии со следующими характеристиками:
1. Описание молодежи как социальной группы.
2. Количественная характеристика жаргона исследуемой социальной группы.
3. Семантико-тематические особенности.
4. Лексико-тематическая составляющая жаргонной лексики молодежной группы.
Перед рассмотрением лексической составляющей, как было отмечено выше, нам важно было выделить границы социальных групп. Трудности возникли именно с молодежной социальной группой, так как существует множество точек зрения на определение молодежи. Мы выяснили, что молодежная социальная группа представляет собой совокупность индивидов, характеризующейся предписанным, динамичным статусом, языковыми особенностями, связанными с интенсивной социальной мобильностью, завершением формирования социальной субъектности и приобретением профессиональных признаков.
Тематическая и лексико-семантическая составляющие молодежного жаргона позволяют говорить о высокой степени эмоциональности представителей социальной группы, что связано, по нашему мнению, с возрастными особенностями и интенсивными процессами формирования эмоционально-волевой регуляции.
В определении заключенных как носителей жаргона важную роль выполняет фактор длительности пребывания под арестом: административный арест, задержание и другие кратковременные акты изоляции от внешнего мира не могут изменить внутренний мир человека и сделать его частью закрытого сообщества, привести к усвоению ценностей и норм, над которыми надстраивается специальная лексика.
Особенностью социального положения заключенных обусловлен тематический состав речи: пространство заключенных одномерно, отсутствует разделение на жизненные сферы, таких как частная и публичная жизнь, что делает возможным создание не просто особых лексических единиц, а целого языка, описывающего всю окружающую действительность заключенных.
Говоря об оценочных суждениях, ситуация складывается диаметрально противоположной молодежной социальной группе: заключенные намного меньше внимания уделяют эмоциональной оценке событий и явлений и больше - описанию формальных и неформальных объективно существующих процессов.
Жаргон мест лишения свободы является наиболее закрытым языком из группы уголовных лексических групп. Исследуемое явление выступает в качестве основы для всего общеуголовного жаргона, наиболее полно передает быт и функционирование изолированной системы со своими законами, нормами, ценностями, строгой иерархической структурой.
1. Danesi, M. Language, Society, and New Media: Sociolinguistics Today. - University of Toronto Routledge Press, 2015. - 330 p.
2. Delaplace, D. Bruant et 1’argotographie fran^aise / D. Delaplace. - P.: Honore champion, 2004. - 305 p.
3. Partridge, E. Slang Today and Yesterday / E. Partridge. - London: Routledge and Kegan Paul, 1979. - 488 p.
4. Бизнес-сленг для «новых русских». - М.: Сталкер, 1996. - 368 c.
5. Дюркгейм. Э. Самоубийство / Э. Дюркгейм. - М.: Издательство АСТ, 2022. - 512 с.
6. Культура речи и деловое общение: учебное пособие / Т. В. Попова - Пермь: ИПЦ «Прокростъ», 2020 - 96 с.
7. Ляхова, К.А. Причуды этикета / К.А. Ляхова. - М.: Издательство Вече, 2008. - 336 с.
8. Никитина, Т. Г. Так говорит молодежь / Т.Г. Никитина // Русская речь - 1999.
9. Олейник, А. Н. Тюремная субкультура в России: от повседневной жизни до государственной власти: монография / А.Н. Олейник. - М.: ИНФРА- М, 2021. - 418 с.
10. Серебрянников, Б.А. Общее языкознание. Формы существования, функции, история языка / Б.А. Серебрянников. - М.: Наука, 1970.
11. Швейцер, А.Д. Очерк современного английского языка в США. - М.: Высшая школа, 1963. - 202 с.
Словари:
12. Большой энциклопедический словарь. Языкознание. - М.:
Российская энциклопедия, 1988.
13. Большой юридический словарь/ Под ред. А. Я. Сухарева. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 858 с.
14. Вальтер, Х. Большой русско-немецкий словарь жаргона и просторечий / Grosser Russisch-Deutsches Worterbuch des Jargons und der Umgangssprache / Х. Вальтер, В.М. Мокиенко. - М.: Восток-Запад, АСТ, 2007.
- 832 c.
15. Скрягин, Л. Н. Англо-русский словарь морских идиом и жаргона / Л.Н. Скрягин, Н.А. Каланов. - Москва: Гостехиздат, 2013. - 256 c.
16. Слова, с которыми мы встречались: Словарь общего жаргона / под ред. Р.И. Розиной, О.П. Ермаковой, Е.А. Земской. - М.: Азбуковник, 1999. - 320 с.
17. Грачев, М.А. Словарь современного молодежного жаргона / М.А. Грачев. - М.: Эксмо, 2006. - 672 с.
18. Грачёв, М.А. Словарь тысячелетнего русского арго / М.А. Грачев.
- М.: РиполКлассик, 2003. - 1120 с.
19. Михальченко, В.Ю. Словарь социолингвистических терминов / В.Ю. Михальченко. - М.: Российская академия наук. Институт языкознания, 2006.
20. Мокиенко, В. М. Большой словарь русского жаргона / В.М. Мокиенко, Т.Г. Никитина. - М.: Норинт, 2001. - 720 c.
21. Толковый словарь уголовных жаргонов / под. ред. Ю.П. Дубягина.
- M.: Интер-Омнис. 1991. - 210 с.
Учебники и учебные пособия:
22. Зубок, Ю.А. Социология молодежи / Ю.А. Зубок, В.И. Чупров. - М.: Норма, 2011. - 606 c.
23. Кравченко, А.И. Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов / А.И. Кравченко. - М.: ПЕРСЭ; Логос, 2002. - 640 с.
24. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко.
- 3-е изд., перераб. и доп. - М. ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 407 с.
Статьи из журналов:
25. Береговская, Э.М. Молодежный сленг: формирование и
функционирование / Э.М. Береговская // Вопросы языкознания. - 1996. - № 3. - С. 32-42.
26. Воротников, Ю.Л. О киллере и стебе, или на каком языке говорят средства массовой информации / Ю.Л. Воротников // Слова и время: науч. журн. - 2003. - 168с.
27. Гуров, А.И. Криминальный профессионализм и борьба с ним: Понятие криминального профессионализма в историческом аспекте. По материалам уголовного розыска. / А.И. Гуров. - М.: Изд-во ВНИИ МВД СССР, 1983. - 96 с.
28. Гусева, Л.Г. Локальный социально -возрастной жаргон / Л.Г. Гусева, Я.Г. Манион // Живая речь уральского города. - Свердловск: Изд-во УрГУ, 1988. - С. 96-104.
29. Караваев, И.В. Задержание и заключение под стражу: сравнительно-правовой анализ. Актуальные проблемы российского права / И.В. Караваев // Уголовный процесс. - 2020 -№15(3) - 145-153 с.
30. Лазаревич, С. В. Жаргонизмы с оценочным значением в современном молодежном сленге / С.В. Лазаревич, А.В. Ерофеева, Д.С. Дрожкина // Международный научно-исследовательский журнал. - 2016. - №. 9 с. - 140-144.
Статьи из сборников научных трудов и материалов конференций:
31. Кулакова, К.В. Функции молодежного сленга / К.В. Кулакова // Вестник научных конференций. - 2016. - № 4-3(8). - С. 81-83.
Авторефераты и диссертации:
32. Хомяков, В.А. Нестандартная лексика в структуре английского языка национального периода: автореф. дис. ... д -ра. филол. наук / Владимир Александрович Хомяков. - Л., 1980. - 68 с.
33. Хорошева, Н.В. Промежуточные формы городской разговорной речи (на материале русского общего жаргона и французского общего арго): автореф. дис. ... канд. филол. наук / Хорошева, Наталья Владимировна. - Пермь, 1998. - 38 с.
Электронные ресурсы:
34. Аль, С.А. Вопросы социального членения языка: лингвистическая
традиция изучения жаргонной лексики [Электронный ресурс] / С.А. Аль // Преподаватель XXI век. - 2019 - №1-2. - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/voprosy-sotsialnogo-chleneniya-yazyka- lingvisticheskaya-traditsiya-izucheniya-zhargonnoy-leksiki(дата обращения: 25.09.2022).
35. Артемова, Т.В. Функции жаргона наркоманов и
словообразовательные средства их осуществления (на материале социолингвистических опросов и словарей жаргона) [Электронный ресурс] / Т.В. Артемова // Вестник КемГУ. - 2014. - №3 (59). - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/funktsii-zhargona-narkomanov-i- slovoobrazovatelnye-sredstva-ih-osuschestvleniya-na-materiale- sotsiolingvisticheskih-oprosov-i(дата обращения: 29.09.2022).
36. Астахова, Н. В. Классификация жаргонизмов: современные подходы [Электронный ресурс] / Н. В. Астахова // Курский государственный университет. - Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/view/77872771(дата обращения: 28.09.2022).
37. Власов, М.С. Связь частотности и эмотивности и молодежных
сленгизмов русского языка (на материале психолингвистической базы данных) [Электронный ресурс] / М.С. Власов, У.М. Трофимова, М.В. Трофимов, У.В. Абдуллина // Вестн. Том. гос. ун-та. - 2020. - №457. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/svyaz-chastotnosti-i-emotivnosti-
molodezhnyh-slengizmov-russkogo-yazyka-na-materiale-psiholingvisticheskoy- bazy-dannyh (дата обращения: 17.10.2022).
38. Герд, А.С. Жаргон и социальная группа [Электронный ресурс] / А.С. Герд// Вопросы психолингвистики. - 2016. - №2 (28). - Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/zhargon-i-sotsialnaya-gruppa(дата обращения: 28.09.2022).
39. Иоакимиди, Г. А. Сленг как лингвистическая характеристика социальной группы [Электронный ресурс] / Г. А. Иоакимиди. // Молодой ученый. - 2011. - № 1 (24). - С. 136-140. - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/24/2550/(дата обращения: 28.09.2022).
40. Клеймёнова, Е. Г. Тюремная субкультура как особый вид
социального взаимодействия [Электронный ресурс] / Е.Г. Клейменова // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». - 2012. - №4. Режим доступа:
https://cyberleninka.rU/article/n/tyUremnaya-sUbkUltUra-kak-osobyy-vid- sotsialnogo-vzaimodeystviya(дата обращения: 23.10.2022).
41. Кучинский, А.В. Тюремная энциклопедия [Электронный ресурс] /
А.В. Кучинский // Студенческий портал. - М., 1998. Режим доступа:
https://www.stUdmed.rU/kUchinskiy-av-tyUremnaya- enciklopediya_7afe7ba3eb8.html(дата обращения: 26.10.2022).
42. Менов, М. А. Молодежный сленг как один из видов современного
жаргона [Электронный ресурс] / М. А. Менов, Д. В. Никулин // Юный ученый. - 2022. - № 3 (55). - С. 3-15. - Режим доступа:
https://moluch.ru/young/archive/55/2827/(дата обращения: 29.09.2022).
43. Милёшина, Л.В. Особенности молодежного сленга в речи современного школьника [Электронный ресурс] / Л.В. Милешина // БГЖ. - 2021. - №1 (34). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti- molodezhnogo-slenga-v-rechi-sovremennogo-shkolnika(дата обращения: 18.10.2022).
44. Надьярова, Е.Ш. Распространение сленговых выражений в молодежной полилингвокультурной среде [Электронный ресурс] / Е.Ш. Надьярова // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.
И. Вернадского. Филологические науки. - 2014. - №1-2. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rasprostranenie-slengovyh-vyrazheniy-v- molodezhnoy-polilingvokulturnoy-srede(дата обращения: 17.10.2022).
45. Накашидзе, Д.Д. Молодежь как особая социально-возрастная
группа в современном обществе [Электронный ресурс] / Д.Д. Накашидзе // Science Time. - 2016. - №8 (32). Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/molodezh-kak-osobaya-sotsialno-vozrastnaya- gruppa-v-sovremennom-obschestve(дата обращения: 17.10.2022).
46. Орлова, Н. О. Сленг vs жаргон: проблема дефиниции [Электронный ресурс] / Н.О. Орлова // Ярославский педагогический вестник. - 2004. - №3 (40). - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sleng-vs- zhargon-problema-definitsii(дата обращения: 24.09.2022).
47. Пирожков, В.И. Законы преступного мира молодежи [Электронный ресурс] / В.И. Пирожков // Литресп. - М., 1994. Режим доступа: https://litresp.ru/chitat/ru/%D0%9F/pirozhkov-viktor-fedorovich/zakoni- prestupnogo-mira-molodezhi(дата обращения: 26.10.2022).
48. Россихина, М. Ю. Общие тенденции в пополнении словарного
состава молодежного жаргона в немецком и русском языках [Электронный ресурс] / М.Ю. Россихина // Вестник БГУ. - 2011. - №2. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/obschie-tendentsii-v-popolnenii-slovarnogo- sostava-molodezhnogo-zhargona-v-nemetskom-i-russkom-yazykah (дата
обращения: 29.09.2022).
49. Руденко, М.Ю. Исследование арго, жаргона и сленга: вопросы терминологии [Электронный ресурс] / М.Ю. Руденко // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2016. - №5-3 (59). - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-argo-zhargona-i-slenga-voprosy- terminologii(дата обращения: 24.09.2022).
50. Сизов, С. Д. Понятие и функции сленга [Электронный ресурс] / С. Д. Сизов, Ю. С. Сизова. // Юный ученый. - 2016. - № 5 (8). - С. 32-34. - Режим доступа: https://moluch.ru/young/archive/8/533/(дата обращения: 29.09.2022).
51. Ухова, П.С. Оценочный потенциал лексических единиц
молодежного сленга [Электронный ресурс] / П.С. Ухова // Ярославский педагогический вестник. 2014. - №4. - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/otsenochnyy-potentsial-leksicheskih-edinits- molodezhnogo-slenga(дата обращения: 20.10.2022).
52. Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Консультант.Ру. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_372649/(дата обращения: 21.10.2022).
53. Харькова, Е.В. Способы словообразования в молодежном сленге русского языка [Электронный ресурс] / Е.В. Харькова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2016. - №10-1 (64). - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sposoby-slovoobrazovaniya-v-molodezhnom- slenge-russkogo-yazyka(дата обращения: 29.09.2022).