Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Раскрытие станковой темперной живописи на примере Четырехчастной иконы с предстоящими святыми

Работа №171517

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы63
Год сдачи2024
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И ОСНОВНЫЕ ТЕХНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТАНКОВОЙ ТЕМПЕРНОЙ ЖИВОПИСИ 6
1.1 Особенности станковой темперной живописи 6
1.2 Историко-ретроспективное своеобразие Четырехчастных икон 16
1.3 Современные принципы реставрации станковой темперной живописи 22
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ РЕСТАВРИРУЕМОЙ ЧЕТЫРЕХЧАСТНОЙ
ИКОНЫ 35
2.1 Анализ реставрируемого произведения, композиция и сюжеты 35
2.2 Историческое исследование реставрируемого произведения 40
2.3 Процесс раскрытия реставрируемого произведения 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ А 60
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Реставрационный паспорт


Станковая темперная живопись занимает важнейшую роль в истории русского искусства. Русская православная икона, являясь преемницей Византийского канона, в свою очередь стала безукоризненным культурным феноменом, которым интересуются исследователи и историки не только в России, но и за ее пределами. Раскрытие художественной специфики создания и символического значения русской православной иконы позволяет глубже понять ее роль и место в историческом контексте культурного наследия России.
Вопрос о сохранении станковой темперной живописи как объекта культурного наследия с каждым годом становится все более актуальным ввиду растущего интереса к истории развития русского искусства, его специфики и особенностей в сравнении с изменчивыми западными тенденциями.
Важность подбора технологии и методов реставрации стоит на первом месте, если брать во внимание, что на протяжении долгих лет к иконам относились фактически как к бытовым предметам, а не как к произведениям искусства или объектам культурного наследия, что привело к тому, что многие произведения станковой темперной живописи дошли до нас в плачевном состоянии.
В данной работе будут рассмотрены теоретические аспекты реставрации, исходя из истории и технологии создания станковой темперной живописи, особенности четырехчастных икон, анализ состояния реставрируемой иконы, а также будут подобраны методы и технологии, применяемые в процессе реставрации.
Целью данной работы является исследование особенностей реставрации станковой темперной живописи на примере конкретного произведения - Четырехчастной иконы с предстоящими святыми, а также выявление специфики конкретно взятого произведения.
В соответствие с поставленной целью определяется постановка следующих задач:
1. Исследовать историко-культурные особенности развития станковой темперной живописи в XIX веке, ее технические особенности и нюансы;
2. Проанализировать состояние реставрируемой иконы и определить характер повреждений;
3. Исследовать существующие методы и технологии реставрации станковой темперной живописи и выбрать наиболее подходящие для реставрации Четырехчастной иконы с предстоящими святыми;
4. Подобрать методику и последовательность реставрации исследуемой иконы, учитывая особенности данного типа произведений искусства и конкретные повреждения...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Главной целью выпускной квалификационной работы является изучение иконографии и раскрытие четырехчастной иконы с предстоящими святыми (Покрова пресвятой Богородицы, Всех скорбящих радость, Чудо Г еоргия о Змие, святой Илия пророк), а также выявление специфики конкретно взятого произведения.
Основываясь на проведенных исследованиях, были выполнены все поставленные задачи, затрагивающие этапы историко-художественных исследований и проведения работ по раскрытию произведения.
Было проведено исследование историко-культурных особенностей развития и бытования произведений станковой темперной живописи в XIX веке, их технико-технологические особенности и методику создания произведений.
В ходе исследований удалось выдвинуть предположение о происхождении произведения, основываясь на его стилистических особенностях и сравнении с известными иконописными школами.
Для проведения качественных работ по раскрытию реставрируемой иконы были рассмотрены все существующие методы и технологии реставрации станковой темперной живописи, признанные в научной реставрации, и подобраны наиболее подходящие для реставрации Четырехчастной иконы с предстоящими святыми.
Также исследованы возможности применения разработанным методологическим нормам при проведении научной реставрации и произведений станковой темперной живописи вне зависимости от их исторической ценности как объектов культурного наследия.
Был проведен анализ состояния реставрируемой иконы и определен характер повреждений и нюансов, затрагивающих особенности материалов, использованных при написании иконы. Исходя из результатов исследований были подобраны методики консервации и раскрытия живописи от поверхностных наслоений.
Выявление особенностей произведения влияет не только на качество проведенных реставрационных работ, но и на создание рекомендаций по его дальнейшей эксплуатации.
Основываясь на информации, полученной из практической реставрационной деятельности, было определено состояние сохранности реставрируемого произведения и его материалов. Данная информация оказалась полезна для последующей реставрации четырехчастной иконы с предстоящими святыми.
Подводя итоги, следует отметить, что важность подбора технологии и методов реставрации стоит на первом месте для достижения наиболее качественного результата при проведении реставрационных мероприятий. Учет иконографических и методологических особенностей станковой темперной живописи является гарантией сохранности произведения.



1. Алпатов, М. В. Древнерусская иконопись / М. В. Алпатов. - М.: Искусство, 1978.;
2. Алтун С. “Светящаяся кисть: Живопись яичной темперой”. Нью-Йорк, 1999 г.;
3. Альбом-каталог «Русская икона XVIII века», статья Н. И. Комашко, 2006;
4. «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», журнал, № 62 (ноябрь 2008), стр. 74;
5. Антонова В.И. Станковая живопись средневековой России // Триста веков искусства. Искусство европейской части СССР. М„ 1976.;
6. Батхель Г. С. «Четырехчастная» икона Благовещенского собора (данные реставрации) // Благовещенский собор Московского Кремля: Материалы и исследования. - М.: Гос. историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль», 1999.;
7. Бобров Ю. Г., Бобров Ф. Ю. «Консервация и реставрация станковой темперной живописи»;
8. Бобров Ю. Г.: «Теория реставрации памятников искусства : закономерности и противоречия» (1947).;
9. Бобров Ю. Г. Консервация. Реставрация. Воссоздание. Вопросы терминологии//Художественное наследие-1990. Вып.13;
10. Буслаев Ф. И. Для истории русской живописи XVI столетия // Сочинения по археологии и истории искусства. Т.2. СПб., 1861.;
11. Буслаев, Ф. И. О русской иконе: Общ. понятия о рус. иконописи / Федор Буслаев. - [Репр. изд.]. - Москва: Международный православный фонд "Благовест", 1997 г.;
12. Бычков В. В. Духовно-эстетические основы русской иконы. Москва, 1995 г.:
13. Бычков В. В. Русская средневековая эстетика XI-XVII века. Москва, 1992 г.;
14. Вздорнов Г. И.: «История открытия и изучения русской средневековой живописи: XIX век»;
15. Вздорнов Г. И. Реставрация и наука. Очерки по истории открытия и изучения древнерусской живописи. - М.: Индрик, 2006;..60


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ