Введение 3
1 Задачи сертификации на примере морского туризма 5
1.1 Морской туризм, его структура и экономическая эффективность 5
1.2 Понятие о сертификации 13
2 Анализ существующих стандартов, действующих в сфере туризма 16
2.1 Правила и процедуры проведения добровольной сертификации услуг в
сфере туризма 16
2.2 Средства размещения 18
2.3 Водный туризм и его элементы 28
2.4 Круизный и морской пассажирский транспорт 31
2.5 Пляжная инфраструктура 37
2.6 Безопасность 46
2.7 Качество атмосферного воздуха 54
2.8 Качество морских вод 56
3. Комплексный подход к оценке качества зон морской рекреации 64
3.1 Комплексные показатели качества морских вод 64
3.2 Разработка интегрального индикатора состояния морской прибрежной
акватории 69
3.3 Применение интегрального индикатора состояния прибрежной морской
акватории 72
3.4 Разработка интегрального индикатора состояния береговой зоны пляжа 74
3.5 Применение интегрального индикатора состояния береговой зоны
пляжа 79
3.6 Комплексный подход к оценке рекреационных зон на основе
совмещения ИИСА и ИИСП 82
Заключение 88
Список использованной литературы 90
В Российской Федерации действует ряд проектов, в рамках реализации стратегии развития туризма на период до 2035 года, которая была утверждена 20 сентября 2019 года. Данная стратегия направлена на комплексное развитие туризма в России, посредством создания или улучшения существующих условий, для реализации туристского продукта как на внутреннем, так и на внешнем рынках. В стратегии выделяется 11 различных видов туризма, однако, понятие «морской туризм» не фигурирует в данной стратегии, что, в свою очередь, свидетельствует о возможности не учета большой части туристической деятельности. Морской туризм принято выделять в развитых западных странах, как туризм, в основе которого лежит пользование морскими ресурсами, однако в Российской Федерации такой вид деятельности официально отсутствует. Несмотря на это Российская Федерация имеет значительный потенциал развития туристических территорий, основанных на использовании морских и прибрежных ресурсов как в местах традиционной рекреационной деятельности (побережья Черного и Азовского морей), так и развития новых мест и видов туристической деятельности (Арктические моря и Дальневосточное побережье). Развитие морской рекреации является одной из важных составляющих морской деятельности в прибрежной зоне.
В то же время, любой из видов туризма должен предоставляться и быть качественным, соответствовать требованиям экологической безопасности и безопасности отдыхающих. Для того, чтобы проверить соответствие услуги или объекта таким требованиям необходимо пройти процесс сертификации, которая, в частности, является видом регулирования. Особенно важным процесс сертификации становится в условиях неопределенности структуры морского туризма. При такой постановке вопроса особенно важным становится учет существующих систем 3
сертификации, однако еще более важной становится разработка комплексного метода оценки качества зон рекреации, при учете уже существующих требований различных государственных нормативных актов и стандартов.
Целью исследования является разработка методики интегральной оценки состояния морской рекреационной зоны, направленной на сертификацию прибрежной зоны для возможности ее использования в ее в рекреационных целях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Проанализировать и определить структуру морского туризма;
- Составить обзор видов сертификации, которые затрагивают отдельные составляющие предлагаемой ранее структуры морского туризма;
- Выделить ключевые факторы, которые требуют сертификации, дополнения или уточнения;
Разработать методику комплексной оценки качества воды и береговой части пляжа, направленную на сертификацию и определение возможности для использования в качестве рекреационной зоны.
Целью исследования, выполненного в рамках подготовки ВКР являлась разработка методики интегральной оценки состояния морской рекреационной зоны, направленной на сертификацию прибрежной зоны для возможности использования ее в рекреационных целях.
В ходе данной работы был проанализирован состав туристической системы и определена отсутствующая, в настоящее время, структура морского туризма. Проанализирована роль морского туризма в общей системе туристической деятельности, кратко рассмотрена эффективность морского туризма в мировой экономике. Было определено место процесса
сертификации, подчеркнута его важность и необходимость применительно к морскому туризму.
Был составлен обзор важных для процесса сертификации стандартов и нормативных актов, относящийся к определенной ранее структуре морского туризма. Так, были выделены следующие направления сертификации, являющиеся важными для системы морского туризма: водный туризм, круизный и морской пассажирский транспорт, средства размещения, пляжная инфраструктура, безопасность, качество атмосферного воздуха и качество морских вод. Также, в ходе анализа было установлено, что существуют устаревшие и не имеющие действующих аналогов стандарты, хотя многие требования не потеряли актуальности. К таким относятся следующие стандарты: устанавливающие общие требования к средствам размещения и оказываемым в них услугам, устанавливающие общие требования к малым средствам размещения. Также был выделен ряд стандартов, которые ссылаются на уже отмененные или замененные нормативные источники. В большинстве подобных случаев нормативные документы ссылаются на санитарные правила и нормы, требования по обеспечению безопасности людей и экологической безопасности. Было установлено, что в некоторых нормативных документах существуют разногласия. Так, требования по благоустройству территории пляжа двух действующих стандартов в следующих ключевых аспектах являются противоречащими друг другу: требования к расчету необходимой территории пляжа и глубина вод в детском секторе.
Исходя из проделанной работы были выделены наиболее важные составляющие структуры морского туризма, требующие учета при сертификации зон морской рекреации. В качестве таких составляющих выделены: качество морских вод и качество пляжа. При учете действующих требований нормативных актов и составляющих структуры системы морского туризма был сделан вывод о необходимости разработки комплексного подхода к оценке качества зон рекреации.
В связи с необходимостью комплексной оценки были разработаны интегральные индикаторы для каждой из составляющих в отдельности: ИИСА и ИИСП. Одним из реальных преимуществ предлагаемых индикаторов является учет нормативных требований существующих государственных стандартов. Также была разработана методика совместного использования двух индикаторов. На основе совмещения ИИСА и ИИСП была построена диаграмма интегральной оценки состояния морской рекреационной зоны, рекомендованная для многокритериальной сертификации. С учетом диаграммы интегральной оценки можно выделить четыре уровня качества пляжа: хорошо, приемлемо, плохо, немедленного закрытия. Диаграмма
интегральной оценки состояния морской рекреационной зоны, позволяет оценить качество пляжа, получить более целостную картину, а также сформулировать рекомендации в рамках процесса сертификации. Несмотря на то, что показанные в работе интегральные индикаторы совместно образуют некое подобие синергии, они также могут использоваться по-отдельности, как, например, в случае дикого туризма, что, в свою очередь, демонстрирует устойчивость и широту возможностей для применения предлагаемой методики.
1. Электронный ресурс ОКВЭД.РФ [https://xn--b1aeqp1f.xn--p1ai/].
Дата обращения [15.03.21]
2. Электронный ресурс factograph.info [https://www.factograph.info/a/30825544.html#:~:text=3%20%D0%9F%D1%80%D 0%B8%20%D1%80%D0%B0%D 1 %81 %D 1 %87%D0%B5%D 1 %82%D0%B0%D 1 %85%20%D0%BE%D0%B 1%D 1 %8A%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D0%B2%20 %D0%92%D0%92%D0%9F,%D0%BC%D0%B5%D 1 %81 %D 1 %82%D0%B5%2C %20%D0%BC%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D1%83%20%D0%93%D0%B5%D1 %80%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%D0%B9%20%D0%B8%20 %D0%98%D0%BD%D0%B4%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D0%B7%D0%B8%D 0%B5%D0%B9]. Дата обращения [15.03.21]
3. Электронный ресурс knoema [https://knoema.ru/atlas/topics/%D0%A2%D1%83%D1%80%D0%B8%D0%B7%D 0%BC/%D0%9E%D0%B1 %D 1 %89%D0%B8%D0%B9- %D0%B2%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4-
%D 1 %82%D 1 %83%D 1 %80%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D0%B0-%D0%B2- %D0%92%D0%92%D0%9F/%D0%9E%D0%B1 %D 1 %89%D0%B8%D0%B9- %D0%B2%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4-%D0%B2-
%D0%92%D0%92%D0%9F-%D0%B4%D0%BE%D0%BB%D 1 %8F-percent].
Дата обращения [15.03.21]
4. Приложение к Закону Краснодарского края "О Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года", Стратегия социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года.
5. Александрова А.Ю. «Новейшее представление о сфере туризма как системе»
6. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 51185-2014
7. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 55698-2013
8. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 56221-2014
9. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 51813-2001
10. Электронный ресурс certificatione.ru
[https://www.certificatione.ru/press-tsentr/poleznye-materialy/ponyatie-sertifikatsii- osnovnye-tseli-sertifikatsii.html]. Дата обращения [19.02.21]
11. ФЗ №162 от 29.06.2015 «О стандартизации в Российской Федерации»
12. ФЗ №184 от 27.12.2002 «О техническом регулировании в Российской Федерации»
13. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 57805-2017
14. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 57635-2017
15. Межгосударственный стандарт Российской Федерации
ГОСТ 32611-2014
.... всего 23 источников