Введение 3
Глава 1. Историко-литературный и философский контекст романа Л.-Ф.
Селина «Путешествие на край ночи» 7
1.1. Личность и творчество Л.-Ф. Селина 7
1.2. Селин и европейская литература первой половины ХХ века 11
1.3. Экзистенциальное мироощущение и роман Л.-Ф. Селина 19
Выводы по главе 1 22
Глава 2. Общество и индивид в романе «Путешествие на край ночи» 23
2.1. Социальный аспект в романе 24
2.1. Индивидуальный аспект в романе 34
2.3. Сексуальный аспект в романе 46
Выводы по главе 2 51
Заключение 53
Методические рекомендации по практическому применению результатов работы 55
Список использованной литературы 57
С наступлением XX века во французской литературе начали оформляться новые направления и мироощущения, определившие ее дальнейшее насыщенное и противоречивое развитие. XX век стал веком революций, войн, глобальных потрясений и противостояний социальных систем, когда человек оказался лицом к лицу с жестоким и антигуманным обществом, диктующим свои законы и правила. Огромный отпечаток в сознании людей оставила Первая мировая война 1914-1918 гг., которую многие художники восприняли как абсолютно иррациональную. Ее участниками стало большое количество молодых писателей, которые осознавали бессмысленность этой бойни, псевдопатриотичность действий командующих, а также, ввиду утраты веры в авторитеты, необходимость кардинального переосмысления ценностей.
Одной из фигур французской литературы первой половины XX века, упражняющихся в области крайнего индивидуализма, является писатель Луи- Фердинан Селин (1894-1961), снискавший скандальную известность как на родине, так и за рубежом, но ставший при этом одной из ключевых фигур французского литературного наследия. Известность Селина началась с выхода в 1932 году его первого романа «Путешествие на край ночи» («Voyage au bout de la nuit»), едва не отмеченного Гонкуровской премией и определившего репутацию будущего писателя как неконвенционального революционера.
В 1934 году роман Селина вышел на русском языке в СССР, как считается, в переводе Эльзы Триоле. Хотя, по свидетельству биографа Селина, французского адвоката и писателя Франсуа Жибо, автор данного перевода не известен. Работа же Эльзы Триоле заключалась исключительно в разъяснении переводчику отдельных специфически окрашенных слов и выражений на арго. Русский перевод вышел в Москве большим для того времени тиражом (15 000 экз.) и сразу же получил критический отклик в ведущих советских газетах и журналах: статьи Н.Я. Рыковой в «Литературном современнике» (1934, № 9), А.М. Лейтеса «Родина потерянная и обретенная» («Правда», 1934, № 209) и «Злоба и ненависть» («Литературная газета», 1935, № 42), Е.М. Гальпериной «Селин и конец буржуазного реализма» («Газета», 1934, № 79) и прочие. Оценка романа была противоречивой: у одних он вызывал восторг как образец социальной критики, для прочих своей пессимистичностью стал оскорблением в адрес коммунизма. В связи с этим, имя Л.-Ф. Селина надолго исчезло из русской культуры.
С начала 90-х годов XX века к творчеству Селина возникает новый интерес, повлекший за собой переиздание его произведений: «Путешествие на край ночи» в переводах Э. Триоле (1994), Ю. Корнеева (1994), А. Юнко и Ю. Гладилина (1995); «Смерть в кредит» в переводе В. Кондратович (1994); «Из замка в замок» (1998), перевод М. Климовой. В год столетия Селина (1994) в Санкт-Петербурге было создано «Российское общество друзей Селина», являющееся частью «Всемирного общества друзей Селина». Важными событиями для данного общества стало проведение международного селиновского семинара «Юродивый во французской литературе» (Москва и Санкт-Петербург) при участии Франсуа Жибо, Маруси Климовой, Вячеслава Кондратовича и других, а так же публикация материалов семинара в сборнике «Селин в России» (2000), включающего заметки российских писателей, журналистов, переводчиков, отрывки из памфлетов Селина, свидетельства и критику его современников и прочее. Кроме того, для российского читателя отзыв на творчество Селина представлен в предисловиях к русским изданиям его произведений (Иван Анисимов, Вячеслав Кондратович), статьями в литературных журналах (Виктор Ерофеев, «Иностранная литература»), рецензией на выход русского перевода романа «Из замка в замок» (Сергей Дубин). В настоящий момент одним из крупных в России исследователей творчества Л.-Ф. Селина является М.Н. Недосейкин, защитивший в 2000 году кандидатскую диссертацию на тему «Концепция мира и человека в романе Л.- Ф. Селина «Путешествие на край ночи»» и написавший ряд статей о Селине...
В 30-е годы XX века в европейских странах стали нарастать идеологические и политические конфликты, сопровождающиеся формированием профашистских и антифашистских движений. Общество было крайне политизированным. Особо ярко современные процессы получили воплощение в искусстве и литературе, создававшейся кругом прогрессивных писателей - «потерянного поколения» - непосредственных участников военных действий, отразивших в литературном творчестве пережитый опыт. Своей целью они ставили наиболее полное изображение человеческих страданий, путем погружения в область личных переживаний, оставаясь при этом глубоко аполитичными и чуждыми общественной борьбе. Иными словами, они сместили акцент с описания внешних по отношению к человеку событий на изображение его психических реакций, его внутренних коллизий. Это черта свойственна большинству литератур XX века, отмеченных, в частности, дальнейшим появлением и развитием экзистенциализма.
Одним из крупнейших писателей французской литературы начала ХХ века стал Луи-Фердинан Селин, не оставшийся в стороне от мирового кризиса общества и ярко изобразивший в произведениях личное видение современной действительности. На основании проведенного анализа можно сделать вывод о том, что в своем самом главном романе «Путешествие на край ночи» автор цинично, но правдиво, благодаря собственному опыту (война, Африка, Америка, медицинская практика) изобразил то, во что может превратить человека война, общественное лицемерие, эгоизм. Будучи сам внутри этого общества главный герой Фердинан Бардамю бросил вызов судьбе: он был одним из тех никчемных типов, которые отравляют мир своим присутствием, однако с другой стороны, отличался от всех тем, что сам понимал в каком мире существует и каким человеческим слабостям подвержен. В представленной работе выделяются три аспекта, в рамках которых происходила эволюция психологического мира главного героя в романе: социальный,
индивидуальный, сексуальный. Их взаимодействие друг на друга, рефлексия героя на пережитый им опыт определили индивидуальный путь Фердинана Бардамю, а саморефлексия героя на примере собственной судьбы поставила под сомнение ценность человеческой жизни и наличие ее моральной составляющей.
С уверенностью можно утверждать, что роман «Путешествие на край ночи» будет актуален для читателей во все времена, поскольку, как ни в одном другом романе герой прямо и грубо, без прикрас делится своими впечатлениями о том, до какой степени окружающий мир превратился в бесчувственную машину, готовую только потреблять.
Методические рекомендации по практическому применению
результатов работы
Содержание данной работы и ее результаты могут быть применены, главным образом, для дальнейшего комплексного исследования творчества Луи-Фердинана Селина и его влияния на современную французскую и европейскую культуру и литературу, что в дальнейшем позволит сформировать традицию изучения данного автора.
Практическое применение данной работы может быть осуществлено в рамках курса французской литературы или на внеклассных мероприятиях в средней и старшей школе для расширения общего кругозора учащихся. Как правило в общеобразовательных учреждениях учебный план по изучению иностранного языка ограничивается только постепенным овладением навыками речевой деятельности, в ущерб изучению культуры страны изучаемого языка. Поэтому материалы данной работы могут быть применены для составления и проведения тематических уроков и внеклассных мероприятий, посвященных французской культуре и литературе, что было осуществлено во время прохождения педагогической практики в ГБОУ СОШ № 172 Калиниского района г. Санкт-Петербурга. На внеклассном мероприятии, посвященном жизни и творчеству Луи-Фердинана Селина, учащиеся были ознакомлены с необходимой информацией по данной теме, представленной в виде лекционного материала. В конце занятия, после прослушанного материала и для его закрепления, учащиеся успешно отвечали на вопросы по заявленной теме и проявили интерес к творчеству рассматриваемого писателя. Проведение подобных мероприятий, посвященных лингвострановедению Франции поможет ученикам, изучающим французский язык поближе познакомится с культурой Франции, пополнить свой кругозор в отношении данной страны и ее ролей в мировой истории...
1. Андреев Л.Г. История французской литературы: Учеб. для филол. спец. вузов / Л.Г. Андреев, Н.П. Козлова, Г.К. Косиков. - М.: Высш. шк., 1987. - 543 с.
2. Анисимов И.И. Французская классика со времен Рабле до Ромена Роллана. Статьи, очерки, портреты. Сост. Р.М. Анисимовой. Коммент. В.П. Балашова. М., «Худож. лит.», 1997. - 334 с.
3. Анисимов И.А. Новая эпоха всемирной литературы. М., «Советский писатель», 1996. - 688 с.
4. Батай Ж. Теория религии. Литература и Зло / Пер. с фр. Ж. Гайковой, Г. Михайловича. - Мн.: Современный литератор, 2000. - 352 с.
5. Бреннер Ж. Моя история современной французской литературы / Предисл., пер. с фр., коммент. О.В. Тимашовой. - М.: Высш. шк., 1994. - 352 с.
6. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учеб. Пособие - 3-е изд. - М.: Флинта, Наука, 2000. - 249 с.
7. Ерофеев В.В. Луи-Фердинан Селин. // Французская литература 1945¬
1990. - М. Наследие, 1995. - C. 121-136.
8. Зарубежная литература XX века: практические занятия / под ред. И.В. Кабановой. - М.: Флинта: Наука, 2007. - 472 с.
9. Кондратович В. Юродивый во французской литературе // Селин в России. Материалы и исследования. СПб, 2000. - С. 100-110. [Электронный ресурс] URL: http://ec-dejavu.net/c-2/Celine.html (Дата обращения 15. 12. 2016).
10. Косиков Г.К. О принципах повествования в романе // Литературные направления и стили. - М.: Издательство МГУ, 1976. - С. 65-76. [Электронный ресурс] URL: https://moluch.ru/archive/28/3248/ (Дата обращения 09. 02. 2017).
11. Красман В.А. К вопросу о специфике «ночного хронотопа» в европейском романтизме // Молодой ученый. - 2011. - №5. Т.2. - С. 18-20.
12. Л.-Ф. Селин в России: Материалы и исследования / Сост., примеч. и коммент. Маруси Климовой. - СПб: О-во друзей Л.-Ф. Селина, 2000. - 143 с.
[Электронный ресурс] URL: http://femme-terrible.com/books/celine-v-rossii/ (Дата обращения 7. 11. 2016).
13. Литературный энциклопедический словарь. / Под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. Редкол.: Л.Г. Андреев, Н.И. Балашов, А.Г. Бочаров и др. - М.: Сов. энциклопедия, 1987. - 752 с.
14. Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А.М. Николюкина. - М.: НПК «Интелвак», 2001. - 1598 с.
15. Лиходкина И.А. Разговорная лексика в современном французском романе и ее перевод на русский язык. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Москва. - 2011. - 22 с...52