Введение 3
1 Автотранспорт, как источник загрязнения окружающей среды 5
1.1 Анализ транспортного комплекса России 5
Е2 Характеристика автомобильных выбросов 12
2 Оценка загрязнения атмосферы в Краснодарском крае в результате
воздействия автомобильного транспорта; 19
2.1 Оценка транспортного комплекса МО г. Краснодар 19
2.2 Оценка уровня загрязнения окружающей среды выбросами
автотранспортных средств в г. Краснодаре 28
3 Эколого-экономические методы снижения ущерба от выбросов веществ
автотранспортом 42
3.1 Пути повышения экологичности и экономичности работы
автомобилей 42
3.2 Мероприятия по снижению негативного воздействия автотранспорта
на окружающей среду 49
Заключение 54
Список использованной литературы 56
В национальной экономике России автомобильный транспорт занимает одно из важнейших мест.
Экономическое развитие страны в большой степени зависит от не только от дорожно- транспортной инфраструктуры, но и от объема грузоперевозок, в том числе автомобильным транспортом.
При этом, вместе с увеличением объемов транспортного потока значительно увеличивается нагрузка на окружающую среду, которая и так перегружена различного рода негативными воздействиями.
Если рассматривать транспортную систему по ее составляющим, то можно отметить, что основным источником загрязнения является автомобильный вид транспорта.
Особенно сильно подвержены загрязнениям территории, граничащие с автомобильными дорогами, при этом основными загрязняющими веществами являются отработавшие газы и различные аэрозоли, содержащие токсичные вещества. Все эти вещества представляют большую опасность и для здоровья человека.
В современном мире в эпоху интенсивного развития территорий и росте городов, именно автомобильный транспорт становится неблагоприятным экологическим фактором, оказывающим негативное влияние на состояние природной среды и здоровья человека.
При работе автомобиля поглощается большое количество кислорода, являющийся важным компонентом для всех живых организмом, взамен в атмосферу в большом количестве поступают токсичные вещества, которые оказывают негативное воздействие на экосистему планеты.
При этом, материальный ущерб, наносимый экономике страны, оценивается в колоссальные суммы.
Актуальность работы заключается в том, что в работе рассматривается автотранспортный комплекс России и Краснодарского края, который оказывает негативное воздействие на состояние окружающей среды.
Объект исследования - автотранспорт г. Краснодара.
Предмет исследования - влияние автотранспорта на окружающую среду в г. Краснодаре.
Цель работы - дать оценку влияния автотранспорта на воздушную среду Краснодарского края и предложить мероприятия по снижения негативного воздействия автотранспорта на окружающей среду.
Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:
- рассмотреть транспортный комплекса России;
- рассмотреть основные автомобильные выбросы;
- дать оценку транспортного комплекса МО г. Краснодара;
- дать оценку уровня загрязнения окружающей среды выбросами автотранспортных средств в г. Краснодаре
- рассмотреть пути повышения экологичности и экономичности работы автомобилей;
- разработать мероприятия по снижения негативного воздействия автотранспорта на окружающую среду.
Транспортно-дорожный комплекс России представляет собой одну из крупнейших отраслей народного хозяйства страны. Он включает в себя более 1,5 млн. км наземных путей сообщения с огромным количеством разнообразного подвижного состава, зданий и сооружений.
На долю автотранспорта в ряде регионов приходится свыше 50% общего объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, в том числе, согласно данным Минздрава РФ, в Пензенской области - 70%, в Санкт-Петербурге - 71%, в Воронежской области - 77%, в Краснодарском крае - 87%, в Москве - 88%.
Город Краснодар является центром стратегических транспортных развязок, что обусловлено его расположением на пути федеральных трасс, связывающих Центральные районы России и республики Северного Кавказа.
Вокруг города проходит федеральная трасса М4 - Дон, по которой проходит еще большой поток машин, особенно в летнее время года, т.к., данная трасса связывает все регионы России и страны СНГ с приморскими районами Черноморского и Азовского побережий.
По результатам проведенной работы можно сделать выводы:
1. Основными причинами загрязнения атмосферного воздуха в городе Краснодаре являются промышленные предприятия, энергетические комплексы, автотранспорт. Вклад автотранспорта в суммарный выброс составляет 50 - 60 %.
2. Доля проб атмосферного воздуха в г. Краснодаре с превышением ПДК в 2023 г. отмечалась в основном по взвешенным веществам, азоту диоксиду, оксиду углерода, углеводородам.
3. Максимальная концентрация загрязняющих веществ в выбросах автотранспорта наблюдается на самой транспортной магистрали, достигая на расстоянии 15-30 м от дороги фонового уровня.
4. Наибольшее количество токсичных веществ выбрасывается автотранспортом в воздух на малом ходу, на перекрестках, остановках перед светофорами.
5. На территории г. Краснодара уровень шума от транспорта заметно превышает требуемые гигиенические нормы.
6. Исходя из полученных результатов наблюдений, можно сказать, что высокий уровень концентраций оксида углерода на выбранных участках перекрестков приходиться на середину дня, т.е. с 12 до 13 час.
7. В утренние часы пик (с 8 до 9 час) концентрация оксида углерода возрастает по мере увеличения количества транспортного потока, а в вечерние часы (с 18 до 19 час) наоборот, с уменьшением транспортного потока...