ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы исследования предложно -падежных конструкций в русском языке 9
1.1. Особенности предложно-падежных конструкций, их виды,
классификация 9
1.2. Особенности синтаксических связей в предложно-падежных
конструкциях русского языка 17
Глава 2. Анализ функционирования предложно-падежных конструкций в языке рекламы 24
2.1. Синтаксические особенности в языке рекламы 24
2.2. Классификация предложно -падежных конструкций и языка рекламы.... 30
2.3 Роль предложно-падежных конструкций в языке рекламы 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49
Актуальность темы. Одной из актуальнейшихпробл ем современной лингвистики и языкознания является исследование служебных частей речи. Они вызывают подлинный интерес исследователей. Все больше современных исследований посвящено изучению синтаксических, семантических особенностей, специфики употребления и парадигматических связей служебных слов. Особый интерес представляют предлоги, поскольку они являются весьма специфическими частями речи, имеющими многочисленные связи.
Исследование предлогов и других частей речи позволяет открывать многочисленные языковые закономерности и явления. О развитии языка часто судят по видоизменению служебных частей речи. Исследователи исходят из того, что служебные слова нуждаются в особом типе описания. Как правило, такое понимание частей речи исходит из того, что служебные части речи являются весьма противоречивыми. Характерной чертой является то, что у них отсутствует денотативное и номинативное значение. Тем не менее, между ними наблюдаются крайне сложные синтаксические и грамматические связи.
Все указанные выше критерии могут быть в полной мере отнесены и к предлогу. Тот факт, что изучение предлогов важно и актуально, не вызывает сомнения. Так, предлог представляет собой отдельную часть речи, в которой представлены основные типы значений, отражено основное универсальное содержание. Также характерной чертой является то, что основные значения представлены в чистом виде, без номинативности.
Специфика предлогов в русском языке состоит в том, что в образовании того или иного грамматического значения принимает участие не только сам предлог, но и соответствующая форма падежа. В русском языке мы не можем говорить отдельно о значении предлога, не учитывая при этом падеж, синтаксические и семантические связи. Как правило, значение предлога определяется тем основным словом, к котором у оно относится. При этом учитывается как лексическое значение, так и морфологические свойства опорного слова. Между предлогом и опорным словом формируется подчинительная связь. Поэтому правильнее говорить не столько о значении предлога, сколько о специфике его употребления. Говоря о предлоге, мы имеем в виду предложно-падежную конструкцию, поскольку употребление предлога без основного слова практически не встречается. Предложно - падежные конструкции представляют собой единую морфолого - синтаксическую структуру...
Реклама сегодня рассматривается как отдельная подсистема русского языка, которая функционирует в рамках своих, определенных закономерностей и направлена на достижение конкретных целей. Изучение специфики языка рекламы является важным направлени ем лингвистических исследований. Особенно актуально изучение специфики функционирования предложно-падежных конструкций в языке рекламы, поскольку изучению этой темы уделяется недостаточно внимания. Кроме того, предложно - падежные конструкции обладают огромным потенциалом и возможностями, и могут быть использованы для создания текстов рекламного характера.
Цели исследования достичь удалось. Нами был проведен анализ функционирования предложно -падежных конструкций в современном языке рекламы.
Все задачи решены в полном объеме.
1. Рассмотрели особенности предложно-падежных конструкций в русском языке (краткая характеристика, классификация).
Предлог рассматривается как отдельная составляющая расчлененной конструкции - предложно-падежной конструкции. Предлог зависит от имени нарицательного, к которому он привязан. Впервые идею о том, что предлог следует рассматривать в тесной связи с предложно -падежной конструкцией, а также в зависимости от падежа, высказал академик Виноградов В.В. [5 -6]. По сути, образуется абсолютно новая конструкция, которая обладает специфическими свойствами и представляет собой целостную смысловую единицу [5]. Связь предлога с падежной формой настолько тесна, что в настоящее время не рассматривают предлог отдельно от падежного с лова. Они рассматриваются в единой смысловой связи и выступают в качестве грамматического показателя предлога и его падежной формы.
Важно акцентировать внимание на том, что для предложно -падежных форм свойственны те же семантические и синтаксические свойс тва, что и беспредложным падежным формам.
Предложно-падежная конструкция выступает в качестве объединения имени существительного и предлога. Тем не менее, она одновременно может выступать и в качестве компонента отдельной конструкции, рассматриваемой как сочетание главного и зависимого слова.
Анализ семантических особенностей предложно -падежных конструкций был проведен Гареевой Л.М. [10], которая утверждает, что наиболее распространенными предложно -падежными конструкциями и наиболее богатыми по выражению языковых смыслов выступают предложно-падежные конструкции, расчлененные именованиями. При этом наиболее распространенными являются такие языковые смыслы, как «пространство», «время», «предметность», «признак предмета», «качественная характеристика процесса, а также образ и способ действия».
Предложно-падежные конструкции классифицируются по различным признакам, в зависимости от критерия, положенного в основу классификации. Со структурной точки зрения, можно выделить де группы предложно-падежных конструкций. Это прежде всего, глагольные и именные конструкции. В зависимости от того, к какой части речи принадлежит опорное слово и от типа связи в подчинительном предложении также выделяют глагольные и именные конструкции.
2. Изучили особенности синтаксических связей в предложно¬падежных конструкциях русского языка.
В качестве основных типов синтаксических связей нами были рассмотрены атрибутивные, субъектные, объектные, комплективные, обстоятельственные отношения.
Под атрибутивным отношениями подразумевают такие о тношения, при которых главное слово представлено именем существительным. При этом отсутствует глагольная семантика или местоимение, имеющее обобщенно - предметное значение.
В качестве объектных отношений рассматривают такие отношения, при которых имеется главное слово с глагольной семантикой, а также зависимое слово, которое обеспечивает конкретный предмет.
Субъектные отношения представляют собой такой тип отношений, при которых главное слово выражено отглагольным существительным, а зависимое - существительным в родительном падеже. При этом главное слово часто сочетается с существительным со значением субъекта - исполнителя.
Комплетивные или восполняющие отношения представляют собой такой тип отношений, при которых главное слово недостаточно информативно. Зависимое слово в такой ситуации является необходимым для того чтобы дополнить основное слово и полностью раскрыть его значение.
О возникновении обстоятельственных отношений можно говорить в том случае, если словосочетание представлено главным словом -глаголом. При этом зависимое слово выражает отвлеченное понятие, указывающее на пространственные или временные отношения.
3. Провели анализ функционирования предложно -падежных конструкций в языке рекламы.
Нами были исследованы основные свойства предложно -падежных конструкций. Важной чертой предлогов, и других служебных слов, является их неизменяемость и морфологическая нечленимость. Соответственно, выражения, и конструкции, образуемые этими словами, являются устойчивыми и неизменными, что позволяет хорошо закрепитьс я в рекламном тексте. Неизменяемые конструкции, как правило, откладываются в памяти, не поддаваясь осознанному осмыслению. Это особенно актуально для построения манипулятивных выражений, для поддержания экспрессии и выразительности текста, для активного во здействия на читателя, побуждения его к определенным действиям.
4. Охарактеризовали синтаксические особенности предложно - падежных конструкций в языке рекламы.
Было показано, что предлоги, образующие предложно -падежные конструкции, встречаются в различных подсистемах языка и дискурсах, в том числе, в рекламе. Они определяют синтаксические связи в тексте, и в основном указывают на подчинение в сложном предложении . Исходя из традиционного определения предложно -падежных конструкций, его компоненты находятся между собой в определенной зависимости. Можно утверждать о наличии определенной субординации. Существуют такие виды подчиненной связи, как управление, согласовани е и примыкание.
5. Представили классификацию предложно-падежных конструкций и языка рекламы.
Исходя из того, что существует большое количество различных классификаций предложно-падежных конструкций, в зависимости от того, какой критерий положен в основу клас сификации, остановимся на одной классификации, которая в большей мере соответствует целям нашего исследования. Именно эта классификация и будет взята за основу нашей работы. Так, наиболее близка нам классификация, предложенная академиком Виноградовым. Она соответствует разработанной нами классификации языка рекламы, созданной на основе анализа данных Национального корпуса русского языка (НКРЯ) [25]. Соответственно, эта классификация может использоваться при создании рекламных текстов.
6. Определили роль предложно-падежных конструкций в языке рекламы.
Предложно-падежные конструкции рассматриваются как важная часть языка для специальных целей, и являются предметом исследования лингвистических наук. По сути, предложно-падежные конструкции рассматриваются как разновидность литературного языка...
1. Арбузова И.И. Основные русские пространственные предлоги и приставки: учебное пособие для иностранных учащихся [Текст] / И.И.
2. Астафьева Н.И. Предлоги в русском языке и особенности их употребления [Текст] / Н.И. Астафьева. — Минск: Высшая школа, 1974. — 61с.
3. Бардина Т.К. Проблема лексико-грамматической переходности частей речи в современном русском языке: Дис.... канд. филол. наук: 10.02.01 [Текст] / Т.К. Бардина. — Волгоград, 2003. — 194 с.
4. Бондарко А.В. О грамматике функционально -семантических полей // Изв. АН СССР. Серия лит. и яз. Т. 43. № 6. -- М.: Наука, 1984. -- С. 492-503.
5. Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учен ие о слове [Текст] / В.В. Виноградов. — М.: Высшая школа, 1972. — 616 с.
6. Виноградов В.В. Русский язык: Грамматическое учение о слове. - 3е изд., испр. — М.: Высш. шк., 1986. — 640 с.
7. Виноградова Е.Н. К вопросу о грамматике русского предлога: Синонимия и антонимия предложных единиц [Текст] / Е.Н. Виноградова, В.Л. Чекалина // Вестник МГУ. Серия 9 «Филология». №2. — М.: Изд-во МГУ, 2006, — С. 18¬37.
8. Владимирский Е.Ю. Выражение пространственных отношений при помощи предложно-падежных конструкций [Текст] / Е.Ю. Владимирский // Русский язык как иностранный: актуальные вопросы описания и методики преподавания. Сб. спецкурсов. — М.: Русский язык, 1982. — С. 87-118.
9. Гареева Л.М. Синонимико-вариационные отношения предлогов с обстоятельственным значением в сов ременном русском языке:Дисс... канд. филол. наук: 10.01.09 [Текст] / Л.М. Гареева. — Челябинск. 2012. — 211 с.
10. Гареева Л.М. Синонимические и вариационные отношения
пространственных предлогов в современном русском языке [Текст] / Л.М. Гареева // Вестник Вят ского государственного гуманитарного университета. Филология и искусствоведение. № 3 (2). — Киров: Изд-во ВятГГУ, 2011. — С. 36-39.
11. Денисов П.Н. Лексика русского языка и принципы ее описания [Текст] / П.Н. Денисов. — М.: Рус. яз., 1980. — 253 с.
12.Засорта Л.Н. Опыт системного анализа предлогов современного русского языка (предлоги со значением причины) // Проблемы языкознания [Текст] / Л.Н. Засорта. — Л.: ЛГУ., 1961. — С. 64-84.
13.Засухина Т.П. Пространственная семантика предлогов, приставок и падежей в современном русском языке: Автореф. дис. ... канд. филол. Наук: 10.02.01 [Текст] / Т.П. Засухина. — Екатеринбург, 1992. — 22 с.
14.Захарова Ю.М. Русские первообразные предлоги как элементы лексической системы языка и как объекты лексикографического описания (к пос тановке проблемы) [Текст] / Ю.М. Захарова // Словарь, грамматика, текст в свете антропоцентрической лингвистики: Сборник статей. Выпуск 3. — Иркутск, ИрГУ, 2005. — С. 32-52.
15. Иомдин Л.Л. Словарная статья предлога по // Семиотика и информатика. Вып. 32. Материалы к Интегральному словарю современного русского литературного языка (образцы словарных статей). — М.: ВИНИТИ, 1991. — С. 94-120...41