Введение 3
1 Теоретические основы влияния предприятий транспортного комплекса на
окружающую среду 6
1.1 Современное состояние автомобильного транспорта в России и его
влияние на окружающую среду 6
Е2 Загрязнение окружающей среды при эксплуатации, хранении, техническом обслуживании и ремонте автотранспортной техники 12
2 Анализ и оценка современного состояния АО «Туапсетранссервис» и его
воздействие на окружающую среду 21
2.1 Общая характеристика объекта и его хозяйственной
деятельности 21
2.2 Оценка воздействия предприятия на окружающую природную
среду 32
3 Разработка предложений по снижению негативного воздействия АО
«Туапсетранссервис» на окружающую среду 41
3.1 Мероприятия по снижению негативного воздействия АО
«Туапсетранссервис» на окружающую среду 41
3.2 Оценка эколого-экономического эффекта от предложенных
мероприятий 45
Заключение 52
Список использованной литературы 54
Автомобильный транспорт играет огромную роль в жизни современного человека. Велика роль автотранспорта в формировании современного характера расселения людей, в распространении дальнего туризма, в территориальной децентрализации промышленности и сферы обслуживания. Высокая мобильность, способность оперативно реагировать на изменения пассажире - и грузопотоков ставят автомобильный транспорт «вне конкуренции» при организации перевозок пассажиров и грузов.
При всей важности транспортно-дорожного комплекса, как неотъемлемого элемента экономики, необходимо учитывать его весьма значительное негативное воздействие на природные экологические системы.
Обострение экологических проблем, связанных с повышенной нагрузкой на окружающую среду, связано в первую очередь с отсутствием экологических стратегий многих автотранспортных предприятий. В большинстве случаев это наблюдается из-за недостаточного финансирования, необходимого для внедрения экологически безопасных технологий и производств, обеспечения надёжной, эффективной работы очистных сооружений, установок средств контроля за окружающей средой.
Решение экологических проблем требует комплексного подхода к работе каждого предприятия, поиска новых рациональных решений по разработке и внедрению природоохранных мероприятий в соответствии с экологическим прогнозом предполагаемых последствий.
Отходы, образующиеся в производстве, в большинстве случаев содержат вторичные компоненты, имеющие ценность и требующие сложных схем переработки. На многих предприятиях действует устаревшее оборудование, что приводит к нерациональному использованию ресурсов, повышает отходность самого предприятия и усугубляет состояние окружающей среды. Это указывает на необходимость внедрения новых производственных систем и оборудования, рационального обращения с отходами.
Затраты на осуществление природоохранных мероприятий должны быть сопоставимы с эколого-экономическим ущербом наносимым окружающей природной среде при отсутствии таких мероприятий. Это достигается путем введения экономических рычагов регулирования: санкций, штрафов, пеней и др.
Деятельность «инженера-эколога» на предприятии должна выходить за рамки простого исполнителя, основная обязанность которого сводиться к оформлению документов. Инженеры, занятые в области охраны окружающей природной среды должны осуществлять управленческую деятельность, направленную на рационализацию осуществляемой хозяйственной деятельности в целях повышения экологической ориентированности предприятия...
По своему воздействию на экологическое состояние окружающей среды и здоровье человека загрязнения от автотранспортного комплекса является одним из самых опасных. Воздействие невовлеченых в сбор и утилизацию отработавших свинцово-кислотных аккумуляторов, отработанных автомасел и технических жидкостей, изношенных шин, отходов, содержащих шестивалентный хром, кадмий, ртуть на нервную и сердечнососудистую системы, интеллект, физическую активность, репродуктивную систему человека ведет к серьезным заболеваниям, многие из которых не поддаются лечению. Загрязнение отработанными автомобильными маслами, техническими жидкостями и отработанными шинами является опасным по своему воздействию на экологическое состояние окружающей среды, поскольку период их биологического разложения в почве и воде составляет от 40 до 100 лет.
В работе осуществлялась разработка предложений по снижению негативного воздействия на окружающую среду АО «Туапсетранссервис».
Проведенная работа позволила прийти к следующим выводам:
1. Рассматриваемое предприятие является источником негативного воздействия на окружающую среду. Основными источниками загрязнения атмосферы являются вентиляционные установки и крышные вентиляторы, удаляющие загрязненный воздух из помещений производственного корпуса и от технологического оборудования.
2. Поверхностные сточные воды с территории предприятия сетью ливневой канализации отводятся в городской ливневой коллектор. Дренажные сооружения на территории предприятия отсутствуют, а следовательно дренажные воды не образуются. При чистке колодцев (1 раз в год) образующийся шлам, который вывозят на полигон ТБО.
3. Предприятие отнесено к четвертой категории опасности с размером нормативной санитарно-защитной зоны 100 м. Жилые дома расположены на расстоянии 120 м. в северном направлении. На предприятии присутствует И источников выбросов, один из которых не организованный.
4. Очистные сооружения, функционирующие на предприятии, не дают желаемого результата очистки. Сточные воды, образующиеся на предприятии, не соответствуют требованиям правил приема сточных вод в городскую систему канализации.
После проведенного анализа полученных данных о влиянии предприятия на окружающую среду, были предложены природоохранные мероприятия по снижению уровня воздействия от предприятия.
Были предложены мероприятия по реконструкции очистных сооружений предприятия, по восстановлению оборотной системы водоснабжения, а также по рациональному обращению с отходами.
Проведенная эколого-экономическая оценка предложенных мероприятий указала на положительный экономический эффект экологических мероприятий.
Таким образом, внедрение предложенных мероприятий позволит предприятию повысить экологичность своего производства, улучшить свои позиции в отношении окружающей природной среды, и получить экономическую выгоду в виде снижения экологических затрат предприятия.
1. Александров В.Ю., Кузубова Е.П., Яблокова Е.П. Экологические проблемы автомобильного транспорта. - М.: Наука, 2019. - 213 с.
2. Бондаренко Е.В. Дорожно-транспортная экология: учеб, пособие / Е.В. Бондаренко, Г.П. Дворников. - Оренбург: РИК ФГБОУ ОГУ, 2018. - 213 с.
3. Глухов В.В., Некрасова Т.П. Экономические основы экологии / В.В. Глухов. - СПб.: Изд-во Политехи. Ун-та, 2017. - 280 с.
4. Глушкова В.Г., Макар С.В. Экономика природопользования. - М.: Гардарика, 2019. - 314 с.
5. Глушкова В.Г. Экономические основы природопользования: учеб, пособие. - М.: Инфра-М, 2018. - 388 с.
6. Данилов-Данильян В.И. и др. Окружающая среда между прошлым и будущим: Мир и Россия: Опыт эколого-экономического анализа. - М.: Знание, 2017. - 233 с.
7. Денисов В.Н., Рогалев В.А. Проблемы экологизации автомобильного транспорта. - СПб.: МАНЭБ, 2019. - 311 с.
8. Калыгин В.Г. Промышленная экология. Курс лекций. - М.: Изд-во МНЭПУ, 2019.-240 с.
9. Киреев Н.Г. Экономика и природная среда. - М.: Агар, 2018. - 224 с.
10. Лосев К.С, Горшков В.Г., Кондратьев К.С. и др. Проблемы экологии России. - М.: ВИНИТИ, 2017. - 350 с.
11. Луканин В.Н. Промышленно-транспортная экология / В. Н. Луканин, Ю.В. Трофименко. -М.: Высш, шк., 2018. -273 с.
12. Луканин В.Н., Буслаев А.П., Трофименко Ю.В. Автотранспортные потоки и окружающая среда. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 408 с.
13. Мазур, И.И. Курс инженерной экологии. - М.: Высшая школа, 2017. - 447 с.
14. Медведев, В.Т. Охрана труда и промышленная экология / В.Т. Медведев.
- M.: Academia, 2018. - 206 с.
15. Мешечко, Е.Н. Основы экологии; Мн: Экоперспектива - М.: Академия,
2017. - 376 с...30