Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности реализации концепта «future» в романах Г. Уэллса, О. Стэплдона, А. Кларка

Работа №171274

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

английский язык

Объем работы62
Год сдачи2022
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования основных понятий лингвокультурологии: языковая картина мира, концепт и его структура 7
1.1. Понятие языковой картины мира 7
1.2. Концепт в когнитивной лингвистике и проблема его определения. 11
1.3. Структура концепта 20
Выводы по Главе 1 26
Глава 2. Актуализация концепта «future» в научной фантастике 28
2.1. Базовые признаки концепта «future» 28
2.2. Категориальные и метафорические признаки концепта «future» .„35
2.2.1. Репрезентация концепта «future» в творчестве Г. Уэллса 35
2.2.2. Репрезентация концепта «future» в творчестве О. Стэплдона...40
2.2.3. Репрезентация концепта «future» в творчестве А. Кларка 44
Выводы по Главе 2 48
Заключение 51
Список литературы 54
Приложение 1 61


Во второй половине ХХ века произошел переход лингвистики на новую парадигму, центром которой является языковая личность, из-за чего особую актуальность приобрело изучение бытования языка в человеке и человека в языке. На сегодняшний день в концептологии существует необходимость сопоставительного изучения и описания концептов на структурно - денотативном, когнитивном и лингвокультурологическом уровнях.
В современной лингвистической науке особую роль занимает изучение лингвокультурных концептов, которые являются единицами языковой картины мира. Их изучение представляет ценность для исследований мировидения и особенностей культуры отдельных лингвокультурных общностей. Концепт «future» является одним из базовых в различных лингвокультурах, что делает его исследование в английском и русском языках актуальным.
Область когнитивных исследований в современной лингвистике неуклонно расширяется, охватывая все новые языковые сферы. Вопросы текстопостроения, ставшие в наше время исследовательской практикой когнитивной лингвистики, могут найти конкретизацию в жанровой специфике привлекаемых для анализа текстов. В этом плане несомненный интерес вызывают научно-фантастические тексты, заключающие в себе совершенно новый угол зрения на проблемы языковой когниции, обусловленной особенностями фантазии, которая также считается одной из форм познания. Сочетание и взаимовлияние целого блока знания (наивного, научного, художественного, фантазийного) в научно-фантастических текстах делает их изучение перспективным в русле когнитивной лингвистики.
Целью данной работы является максимально полно выявить состав и специфику языковых средств, репрезентирующих концепт «future» в английской научной фантастике.
Для достижения цели исследования ставятся следующие задачи:
1) комплексное исследование языковых средств выражения категории времени в англоязычном художественном тексте, принадлежащем научно-фантастическому жанру;
2) выявить в максимально полном объёме состав языковых средств, репрезентирующих исследуемый концепт в системе языка, и подробно проанализировав семантику этих единиц,
3) описать содержание исследуемого концепта как глобальной ментальной единицы в ее национальном своеобразии.
Объект исследования - лингвокультурный концепт «future».
Предмет исследования - актуализация концепта «future» в научной фантастике...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Можно заключить, что концепт «future» является уникальным концептом в когнитивистике. Несмотря на то что он его этимология происходит из латинского языка Древней Греции, которой было характерно циклическое время, концепт дошёл до XX века без изменения смысла, через старофранцузский в англоязычную картину мира, перейдя в картину мира с линейным временем. Концерт будущего времени является особо важным именно для жанра научной фантастики среди остальных жанров художественных произведений, поскольку научная фантастика часто оперирует смещенным хронотопом и, зачастую, направленностью на будущее, поскольку предметом её исследования и описания становится развивающиеся технологии и научно-технический прогресс, эволюция человечества, прогнозирование дальнейших мировых тенденций. Особенности темпоральной сферы фантастических произведений заключается, также, в возвращении к архаичному, мифологическому восприятию времени, что приводит, в свою очередь, к символизации фантастических образов.
Можно также отметить, что все авторы, рассмотренные в данной работе, несмотря на то, что они исходят из общих неметафорических признаков концепта «future», имеют абсолютно различные индивидуальные картины мира. Благодаря их различиям в происхождении, видах деятельности - они сформировали свое отношение к будущему совершенно по-разному, то есть изменение концепта идёт на уровне индивидуально-личностных картин мира, миров авторов, что отражается в их понимание будущего человечества. Из вышесказанного следует, что неметафорические признаки концепта - мотивирующий и понятийный, а также образные едины для всех исследуемых авторов, а метафорические - символические, материальные и сценарные, хоть и имеют точки пересечения, но выстраиваются авторами из индивидуальных символических парадигм в каждом отдельном произведении.
Однако несмотря на это, по завершению данного исследования был сделан следующий вывод: индивидуально-личностная картина мира, а значит и восприятия концепта в данном случае формируется в зависимости от близкого субконцепта концепту «future» суперконцепта «time» - концепта «present». Это находит отражение и в произведениях англоязычной научной фантастики, так можно сделать вывод что понимание и описание будущего у фантастов формируются в связи с их настоящим вне зависимости от направления например художественного текста будь-то философский роман, социальная или техническая научная фантастика.
В ходе исследования, было выявлено, что лексический концепт «future» актуализируется в научно- фантастических текстах, по большей части, через свой прямой репрезентант - слово «future» и, довольно редко, через синонимические конструкции. Можно заметить, что количество употреблений концепта «future» значительно варьируется между произведениями. Можно установить следующую закономерность - актуализация концепта в тексте происходит тем реже, чем индивидуалистичнее описываемое будущее, и наоборот, коллективное будущее представляет для авторов больший интерес...


1. Архипов, И. К. Природа концепта и методы его изучения // Концептуальный анализ языка: современные направления исследования. : сборник статей / ответственный редактор Е. М. Девяткина. - Москва, 2007. - С. 33-42.
2. Аскольдов, С. А. От теории словесности к структуре текста: Антология / Под. ред. В.П. Нерознака. - М.: Academia, 1997. - С. 267-279.
3. Ахундов, М. Д. Концепции пространства и времени. Истоки, эволюция, перспективы / М. Д. Ахундов ; редактор Л. Б. Баженов. - Москва : Наука, 1982. - 223 с.
4. Бабушкин, А. П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка, их личностная и национальная специфика: специальность 10.02.19 «Общее языкознание, социолингвистика, психолингвистика» : диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук / Бабушкин Анатолий Павлович ; Воронежский государственный университет. - Воронеж, 1997. - 330 с.
5. Бенвенист, Э. Общая лингвистика / Э. Бенвенист ; редактор Ю. С. Степанов. - Москва : УРСС, 2002. - 436 с.
6. Бертова, Т. С. К вопросу о языковой категоризации пространства и времени // Когнитивные аспекты языковой категоризации литературы : сборник статей / ответственный редактор О. А. Сулейманова. - Рязань, 2000. - С. 47-51.
7. Бочкова, О. С. Категории модальности, времени и пространства в жанре научной фантастики: специальность 10.02.19 «Общее языкознание, социолингвистика, психолингвистика» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Бочкова Ольга Сергеевна ; Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского. - Саратов, 2006. - 189 с.
8. Булаева, Н. Е. Категория времени в произведениях научной
фантастики на английском языке: На материале художественных
произведений XX века образования : специальность 10.02.04 «Германские языки» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Булаева Наталья Евгеньевна ; Московский государственный университет. - Москва, 2005. - 169 с.
9. Вайсгербер, Й. Л. Родной язык и формирование духа // Изд. 2-е, испр. и доп. - М. : Едиториал УРСС, 2004 - 232 с.
10. Вежбицкая, А. Язык. Культура. Познание. / Перевод с английского, ответственный редактор М. А. Кронгауз, вступительная статья Е. В. Падучевой — М.: Русские словари, 1996. — 412 с.
11. Виноградов, В. В. О языке художественной литературы / В. В. Виноградов ; общая редакция С. Гиждеу и Ф. Кузьмина. - М. : Госполитиздат, 1959. - 654 с.
12. Воркачев, С. Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании // Филологические науки. - №1. - 2001. - С. 64-72.
13. Гилева, Е. П. Когнитивные основы неграмматической представленности концепта времени : специальность 10.02.04 «Германские языки» : диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Гилева Елена Петровна ; Барнаульский государственный педагогический университет. - Барнаул, 2002. - 188с.
14. Гумбольдт, В. Избранные труды по языкознанию. — М.:
Прогресс, 1984. — 400 с.
15. Гумилев, Л. Н. Этносфера: история людей и история природы / Миручин В. А. — М.: Экопрос, 1993. — 544 с...58

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ