Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Стрессоустойчивость сотрудников спасателей и её повышение

Работа №17127

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы91
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1694
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ 7
1.1. Стресс в профессиональной деятельности спасателей 7
1.2. Стрессоустойчивость сотрудников спасателей и определяющие его факторы 18
1.3. Психологические особенности стрессоустойчивости у спасателей. .. 26
1.4. Формирование и способы повышения стрессоустойчивости спасателей
Выводы по первой главе 35
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СПАСАТЕЛЕЙ 37
2.1. Методы и методики исследования 37
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 42
2.3. Рекомендации спасателям по повышению стрессоустойчивости 55
Выводы по второй главе 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Методика «Прогноз»-нервно-психической устойчивости 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Шкала оценки уровня реактивной и личностной
тревожности Ч. Д. Спилбергера - Ю .Л. Ханина 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Тест на стресс и депрессию. 8-факторный
личностный опросник . Методика Спилбергера-Радюка 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Тест жизнестойкости С. Мадци 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 . Обработка результатов 86 


Актуальность темы. Проблема стресса и стрессоустойчивости личности является важной социальной и психологической проблемой и представляет большой практический интерес. Количество профессий связанных с экстремальными условиями труда повсеместно возрастает, к таким профессиям относят космонавтов, летчиков-испытателей, военных,спасателей, работников правоохранительных органов, шахтеров и т.д.
Увеличивается число заболеваний связанных с неблагоприятными последствиями подобных условий труда.
Одной из экстремальных видов деятельности является профессия спасателя. В последние годы резко увеличились стрессогенные факторы экстремального характера в деятельности спасателей. Экстремальные условия деятельности, с которыми сталкивается личный состав групп спасателей, с психологической точки зрения, характеризуется сильными психотравмирующими факторами. Требования к уровню профессиональной пригодности спасателей довольно высокие, в частности, и к их психологическим качествам, потому что эффективность их работы в экстремальных условиях в значительной степени зависит от психологической устойчивости к стрессовым ситуациям.
Со стрессоустойчивостью отождествляют эмоциональную устойчивость и способность контроля эмоций, способность переносить большие нагрузки и успешно решать задачи в экстремальных ситуациях, а также способность преодолевать состояние эмоционального возбуждения при выполнении сложной деятельности.
Таким образом, экстремальный характер деятельности спасателей,включающий значительные физические и нервно-психические нагрузки при ликвидации аварий, катастроф и чрезвычайных ситуаций обусловливают актуальность и практическую необходимость разработки мероприятий и средств отбора специалистов экстремального профиля. Поэтому стрессоустойчивость можно рассматривать как профессионально важное качество спасателя.
Объект исследования: стрессоустойчивость как набор личностных черт, который определяет устойчивость человека к различного вида стрессам.
Предмет исследования: способы повышения стрессоустойчивости сотрудников-спасателей.
Целью исследования является изучение стрессоустойчивости у спасателей и способов ее повышения.
Гипотеза исследования:
1. У спасателей средний показатель нервно-психической устойчивости отсутствует и риск дезадаптации в стрессе.
2. Спасатели сангвинического типа темперамента и экстраверты меньше подвержены стрессу.
3. У спасателей средний уровень тревожности, что показывает о наличии у них оптимального индивидуального уровня и полезной тревоги;также средний уровень жизнестойкости.
Для проверки выдвинутой гипотезы и реализации поставленной цели выделены следующие задачи:
1 Проанализировать содержание феномена и факторы стрессоустойчивости личности по данным научных психологических исследований;
2 .Выявить психологические факторы стрессоустойчивости у спасателей;
3. Провести эмпирическое исследование по выявлению стрессоустойчивости спасателей;
4. Сформулировать рекомендации, направленные на повышение уровня стрессоустойчивости спасателей.
Методологической основой исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых: В.А. Бодрова, П.В. Зильберман, Е.П. Ильина, B.JI. Марищук, В.Д. Небылицина, В.А. Пономаренко, П.В. Симонова, В.И. Лебедева, Я. Рейковского, Г. Селье и др.
Пути и средства повышения эффективности и безопасности человека в экстремальных условиях жизнедеятельности волнуют ученых всего мира. В последние годы существенный вклад в их решение внесли ученные:
Г. Апанасенко, В. Бодров, Н. Богданович, М. Решетников, Н. Тарабрина,И. Коноплева, Н. Корольчук, В. Крайнюк, Г. Ложкин, В. Оседло,С. Максименко, М. Магомед-Эминов, С. Миронец, А. Тимченко, В. Лебедев,Ю. Шойгу и др.
Однако, в настоящее время, несмотря на достаточное количество работ по данной проблеме, нет ясности в понимании сущности стрессоустойчивости, роли психики в ее обеспечении, особенностей проявления в различных ситуациях.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ научной психологической литературы;
2. Тестирование;
3. Методы качественного анализа данных.
Для исследования компонентов стрессоустойчивости были использованы психодиагностические методики:
1. Методика «Прогноз» - для определения нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе (разработка Санкт-Петербургской военно-медицинской академии).
2. Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера - Ю.Л. Ханина (личностная тревожность);
3. Тест на стресс и депрессию. 8-факторный личностный опросник Ч.Д. Спилбергера, в адаптации О. Радюка.
4. Тест жизнестойкости опросник С. Мадди (адаптация Д. А.Леонтьева, Е. И. Рассказовой). Для изучения стрессоустойчивости проведен теоретический анализ научной психологической литературы. 
База исследования: исследование проводилось на базе ГУ МЧС России по Республике Тыва.
Выборку исследования составили спасатели в количестве 20 человек (мужского пола в возрасте от 25 до 53 лет) с различным стажем работы от 1 года до 24 лет.
Практическая значимость исследования заключается в том, что использование результатов исследования позволит внести существенный вклад в повышение стрессоустойчивости, что влияет на эффективность профессиональной деятельности спасателей.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения,списка использованной литературы и приложения. Первая глава содержит теоретический анализ по проблеме стрессоустойчивости. Во второй главе представлено эмпирическое исследование стрессоустойчивости сотрудников спасателей. В заключении приведены выводы по теме выпускной квалификационной работы. В приложении представлены методики нервно-психической стрессоустойчивости, тревожности, стресса, депрессии и жизнестойкости

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема стресса и стрессоустойчивости занимает одно из важных мест в современной психологии. Ее изучением занимались многие отечественные и зарубежные исследователи: В.А. Бодров, П.В. Зильберман,Е.П.Ильин, B.JI. Марищук, В.Д. Небылицин, В.А. Пономаренко, П.В.Симонов, В.И. Лебедев, Я. Рейковский, Г. Селье, Р. Лазарус и др.
Предпринятый в нашей работе анализ научных публикаций по проблеме стрессоустойчивости позволил убедиться в том, что исследования,проводимые в этом направлении, являются актуальными. В настоящее время в науке и практике, нет должной ясности в понимании механизмов стрессоустойчивости, и методов ее повышения психологическими средствами, в то время как именно от стрессоустойчивости в значительной степени зависит психическое состояние человека. Трудности изучения этой проблемы обусловлены, с одной стороны, неопределенностью и многокомпетентностью, а с другой стороны, отсутствием соответствующего измерительного инструментария.
Несмотря на то, что у различных авторов нет единства в отношении содержания понятия «стрессоустойчивость», большинство из них под стрессоустойчивостью понимают совокупность личностных качеств,позволяющих работнику переносить стресс - значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки (перегрузки),обусловленные особенностями профессиональной деятельности, - без особых вредных последствий для деятельности,окружающих и своего здоровья.
Факторы, влияющие на стрессоустойчивость: врожденные особенности организма и ранний детский опыт; родительские сценарии; личностные особенности; направленность человека, его установки и ценности; факторы социальной среды (социальные условия и условия труда, ближнее социальное окружение); когнитивные факторы (уровень сензитивности, умение анализировать свое состояние и факторы внешней среды, прошлый опыт и прогноз будущего).
Из выше изложенного материала следует, что профессия спасателя имеет специфические особенности, основными из которых являются:
высокий уровень опасности, высокий уровень травматизации, высокий уровень стрессогенности, рискованность, высокий уровень ответственности и неопределенность ситуации. А также действия в условиях ограниченного пространства и дефицита времени, так как действовать спасателям приходится, как правило, в условиях высокого нервно-психического напряжения. Для принятия решений у них порой остаются доли секунды, на жалость и душевные терзания времени нет. Очевидно, что от профессионализма спасателей зависит жизнь и судьба пострадавших в чрезвычайных ситуациях взрослых и детей.
Благодаря стрессоустойчивости, как качеству личности в экстремальных условиях обеспечивается переход психики на новый уровень активности, такая перестройка ее побудительных, регуляторных и исполнительских функций, которая позволяет сохранить и даже увеличить эффективность деятельности.
Выполненное исследование позволило решить поставленные задачи и подтвердить выдвинутые гипотезы.
Важным компонентом стрессоустойчивости спасателей являются:уровень нервно-психической устойчивости, тип темперамента и свойства нервной системы, уровень тревожности, контроля и уровень самооценки.
Спасателям МЧС свойственны средний и низкий уровень нервно-психической устойчивости. Это свидетельствует о том, что они склонны переживать стресс в ситуациях ожидания, скорости принятия решения, фрустраций. Они испытывают разнообразные переживания в этих ситуациях:агрессию, обиду, смятение, чувство вины. Частые переживания стресса приводят к головным болям, нарушениям сна, хронической усталости и т.д. 
Исследование компонентов стрессоустойчивости показало:
- О наличии стрессирующих факторов на спасателя при несении суточного боевого дежурства. Немаловажную роль по стрессоустойчивости в работе спасателей играет также такой показатель как стаж работы.
Стрессоустойчивость сотрудников противопожарной охраны зависит от участия в ликвидации чрезвычайных ситуациях: чем больше времени отработанно, тем выше стрессоустойчивость. Так как пройденный опыт в работе способствует повышению стрессоустойчивости сотрудников и повышению их реакции на непредвиденные экстремальные условия.
- Большинство испытуемых являются сангвиниками и флегматиками;
сангвиники более адаптированы, лабильны, пластичны, но могут быть импульсивны и эмоциональны; характерная особенность флегматиков - низкая лабильность, ригидность, медленная врабатываемость,несвоевременное переключение при быстрой смене обстановки. Особенности нервной системы того и другого типа могут вызывать трудности в напряженных и экстремальных ситуациях сопровождающих работу спасателя.
- Большинству испытуемым низкий и средний уровень тревожности.
Низкие значения тревожности могут свидетельствовать о замаскированной форме тревожности, о компенсаторной (защитной) реакции отрицания проблем, страхов, тревоги в эмоциогенных ситуациях. Неспособность сознавать и отреагировать эмоции создает риск эмоциональных и личностных нарушений. Причиной эмоциональной закрытости работников является стремление выглядеть уравновешенным, сильным и благополучным.
- Еще одним фактором низкой стрессоустойчивости является неадекватная самооценка. У испытуемых 52,78% преобладает завышенная самооценка, это также может свидетельствовать о защитной реакции на переживаемые трудности в профессиональной сфере, при внешнем стремлении выглядеть эмоционально благополучными, сильными личностями. Возможно, это связанно с гендерным признаком, так как большинство в спасатели - мужчины возрасте от 25 до 53 лет - это заставляет их соответствовать мужской роли быть сильным и мужественным. У испытуемых 33,33% преобладает адекватная самооценка 13,89 %.
В целом результаты исследования стрессоустойчивости спасателей свидетельствуют о недостаточной стрессоустойчивости, что обусловлено внутриличностными и внешними факторами (профессиональная деятельность, сопровождаемая ситуациями риска, подчинения и т.д.).
Необходима специально организованная психологическая помощь по развитию стрессоустойчивости спасателей, которая должна быть направлена на развитие способности осознавать и контролировать свои эмоции, на развитие адекватного представления о самом себе как личности и профессионале, способности преодоления стрессовых ситуаций, на развитие эффективного локуса контроля и коррекцию самооценки.
В настоящее время в психологической службе МЧС большое внимание уделяется профилактическим мерам, способствующим стрессоустойчивости.
В основном детально проработана профилактика и коррекция посттравматического стресса и острых стрессовых расстройств. Однако осложняют жизнь не только экстремальные события. Это также могут быть личностно-семейные конфликты, негативного характера межличностных взаимоотношений сотрудников и т.д.
Требования к уровню профессиональной пригодности спасателей довольно высокие, поэтому при профилактической работе по предупреждению стрессовых расстройств, следует уделять больше внимания умению сотрудников противостоять ежедневным стрессам, связанным с проблемами в общении, неудовлетворенностью жизнью, конфликтами внутренними и внешними, а также семейными проблемами.
Полученные нами данные могут оказать существенную помощь практическим психологам, занимающимся изучением проблем стрессоустойчивости, психологического здоровья личности в сложных эмоциогенных ситуациях.
Необходимо дальнейшее проведение исследований в этой области,поскольку полученные результаты имеют теоретическую и практическую значимость и могут быть использованы для разработки коррекционной программы по развитию стрессоустойчивости личности спасателя МЧС, а также для разработки программ и мероприятий по достижению психологического благополучия лиц, осуществляющих сложные виды деятельности. Материалы исследования позволили сформулировать практические рекомендации по саморегуляции психического состояния,снятию психоэмоционального напряжения и коррекции самооценки.
Анализ полученных результатов предполагает в дальнейшем разработку специальной психокоррекционной программы, направленной на развитие стрессоустойчивости спасателей МЧС.
Итак, в данной работе были рассмотрены проблемы стресса и стрессоустойчивости в целом, а также применительно к деятельности сотрудников спасателей, ознакомились с условиями, способствующими возникновению стрессовых состояний в деятельности спасателей, проведено эмпирическое исследование психологических особенностей стрессоустойчивости у спасателей, а также предложены рекомендации по повышению уровня стрессоустойчивости.



1. Андрюшин, Г.Д. Психология в деятельности сотрудников ОВД /Г.Д.
Андрюшин, С.Е. Борисова, Л.Н. Костина.Учебное пособие. - Орел:
ОрЮИ МВД России, 2006.
2. Безбородько, М. Д. Охрана труда пожарных: современные требования /
М. Д. Безбородько, А.А. Брежнев, А.С. Забиров - М.: Стройиздат, 1993. -
20с.
3. Безопасность людей на пожарах // Всесоюзный научно-
исследовательский институт противопожарной обороны. - М.: ВНИИПО,
1979.
4. Беззубик, К.В. Содержание и методика психосоциальной работы с
системе социальной работы: Учебное пособие/ под ред. проф.
Е.А.Сигиды,- М.:ИНФА., 2008-168 с.
5. Бовин, Б. Г. Основные виды деятельности и психологическая
пригодность к службе в системе органов внутренних дел / Б. Г. Бовин, Н.
И. Мягких, А. Д. Сафронова. - М., 1997. - 344 с.
6. Бодров, В.А. Проблема преодоления стресса / В.А. Бодров //
Психологический журнал. - 2006. - № 2. - С. 113-123.
7. Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление / В.А.
Бодров - М.: ПГРСЭ, 2006. - 528 с.
8. Варданян, Б.Х. Механизмы саморегуляции эмоциональной устойчивости.
Категории, принципы и методы психологии / Б.Х. Варданян - М., 1983.
9. Гадецкий, О.Г., Шаталова, Н.А.Психология Третьего Тысячелетия в
вопросах и ответах/ О.Г. Гадецкий, Н.А.Шаталова- М.: Психология
Третьего Тысячелетия,2010.-320 с.
10. Вороновой, С.М., Дарменко, А.Ф.Спасательные работы при ликвидации
последствий землетрясений, взрывов, бурь, смерчей и тайфунов/
С.М.Вороновой, А.Ф. Дарменко - М.: Наука, 1999-195 с. 
11. Дутов, В.И. О воздействии на людей опасных факторов пожара / В.И.
Дутов, В.Н. Тимошенко // Безопасность людей на пожарах: сб. науч. Тр.
-М.: Наука, 1999,-112 с.
12. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология: Учеб. для вузов/
В.Н.Дружинин,- 2-е изд., доп.-СПб.: Питер,2004.-319 с.
13.Забродин, Ю.М.Психологический эксперимент: специфика, проблемы,
перспективы развития/ Ю.М. Забродин, М.: Наука, 1999.-122 с.
14.Зильберман, П.Б. Эмоциональная устойчивость оператора / П.Б.
Зильберман// Очерки психологии труда оператора. М.: Наука, 1974. - С.
152.
15. Источник: nsportal/ru. Стресс в профессиональной деятельности
спасателя.
16. Источник: mns.romny.info. Методические рекомендации для работников
МЧС по повышению стрессоустойчивости.
17. Источник: http://psychok.net/testy/126-test-na-stress-i-depressiyu-8-
faktomyj -lichnostnvj-oprosni k-s p i 1 be i'ge та-radyuka.
18. Карташова, JIB. Поведение в организации / JIB. Карташова, Т.В.
Никонова, Т.О. Соломанидина. Учебник. - М.: ИНФРА-М, 1999.
19. Китаев-Смык, JI. А. Стресс и психологическая экология / Л.Л. Китаев-
Смык. Природа. - 1989. - № 7. - С. 98 - 10.
20. Ксенофонтова, Е. Г. Уровень развития саморегуляции личности:
критерии ее определения / Е.Г. Ксенофонтова // автореф. дис. канд.
психол. наук. - М., 1988.
21. Лазарус, Р.С. Теория стресса и психофизиологические исследования
//Эмоциональный стресс / Р.С. Лазарус. Под ред. Л.Леви. - Л.: Медицина,
1970.
22. Лбов, Г.С. Методы обработки разнотипных экспериментальных данных/
Г.С.Лбов.Нов.:Наука,1999.-144 с.
23. Лекторский, В.А.Субъект, объект, познание/ В.А.Лекторский - М., 1999,-
112 с. 
24. Ломов, Б.Ф. О системном подходе в психологии//Вопросы психологии/
Б.Ф.Ломов - М., 1999.-156 с.
25. Мандель, Б. Р. Психология стресса / Б.Р. Мандель. Учебное пособие. -
Флинта.
26. Марищук, В.Л., Евдокимов В.И. Поведение и саморегуляция человека в
условиях стресса/ В.Л.Марищук, В.И. Евдокимов,- Л.:Сентябрь, 2001.
27. Марьин, М.И. Исследование влияния условий труда на функциональное
состояние пожарных / М.И. Марьин, Е.С. Соболев // Психологический
журнал. - 1990. - Т. 11. -№ 1. - 102-108.
28. Марьин, М.И., Ловчан С.П., Иванихина П.В. и др. Оценка и оптимизация
психологического климата, стиля руководства в органах управления и
подразделениях Государственной противопожарной службы / М.И.
Марьин, С.И. Ловчан, П.В. Иванихина и др. Методическое пособие / Под
ред. МешалкинаГ.А.. -2-е изд. - М.: ВНИИПО, 1998. - 101с.
29. Марьин, М.Н. и др. Профессиография основных видов деятельности
сотрудников Государственной противопожарной службы МВД России /
М.Н. Марыш-М,: ВНИИПО, 1998. - 114с.
30. Мельник, Ю. Управление стрессами //Управление персоналом / Ю.
Мельник - 2002. - №3. - С.20-23.
ЗГОоржак, Л.Н. Психологическое консультирование. Учебно-методическое
пособие / Л.Н. Ооржак. - Кызыл: издательство Тувинского
государственного университета, 2012. - 159 с.
32.Осипов, А.В. Профессионально важные качества сотрудников пожарно-
спасательных формирований на разных этапах профессионального
становления. Автореферат дисс. на соиск. ученой степени кандидата
психологических наук / А.В. Осипов. - Ростов-на-Дону, 2009.
33. Песков, В.П. психология стресса: учебно - методическое пособие / В.П.
Песков - Иркутск: И зд во ГОУ ВПО НГМУ, 2008. - 84 с. 
34. Петренко, В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику:
исследование формы репрезентаций в обыденном
сознании/В.Ф.Петренко - М.: ВНИИПО, 1999. - 267с.
35. Приходько, П.Т. Азбука исследовательского труда/ П.Т. Приходько.-
Нов. :Наука, 1999-234 с.
36. Психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. -
2-е изд., перераб. и доп. - М.: Педагогика - Пресс, 2007. - 440 с.
37. Психологическое тестирование, М.:Просвещение,1999.-55 с.
38. Реан, А.А., Бордовская, Н.В., Розум, С.И. Психология и педагогика/ А.А.
Реан, Н.В. Бордовская, С.И.Розум - СПб. :Питер,2004,-432 с.
39. Ребер, А.Болыпой толковый психологический словарь/ А.Ребер.Т. lnep.c
анг.-ООО «Издательство АСТ»; «Издательство Вече»,2003.-592 с.
40. Свергун,О.Ю. Психология успеха, как стать хозяином своей жизни/
О.Ю.Свергун, М.: АСТ-ПРЕСС,2000.-384 с.
41. Селье, Г. Стресс без дистресса / Г. Селье - М., Прогресс, 2009. - С.27.
42. Сердюк, В.Г. Менеджмент стресса на рабочем месте: причины,
вызывающие рабочие стрессы, последствия //Кадры предприятия / В.Г.
Сердюк - 2004. - №5,- С.28-38.
43. Сороков, Д. Борьба со стрессом // Первое сентября / Д. Сороков - 2004. -
№30. - С.3-10.
44. Смирнов, В.Н. Справочник практического психолога. Психодиагностика
/ В.Н. Смирнов. Под об.ред. С.Т. Посоховой. - Спб.: Сова, 2006. - 671 с.
45. Учебник спасателя /С.К. Шойгу, М.И. Фалеев, Г.Н. Кириллов и др.; под
об.ред. Ю.П. Воробьев. - 2-е изд., перераб. и доп. - Краснодар: «Сов.
Кубань», 2002. - 528 с.
46. Фомичева,О.И.Математические основы психологии: Учебно-
методическое пособие для студентов факультета педагогики и
психологии Тывинского государственного университета/ О. И. Фомичева -
Кызыл: Издаельство Тывинского государственного университета,2008.-117 с. 
47. Хасай ,А.М. Уникальные приемы против стресса/ А.М.Хасай Центр
саморегулции Хасая Алиева,2014.-63 с.
48. Шадриков, В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной
деятельности/ В.Д. Шадриков, М.: Наука, 1999-123 с.
49. Шойгу С.К.,Фалеев М.И.,Кириллов Г.Н. Учебник спасателя/ С.К.Шойгу,
М.И.Фалеев, Г.Н.Кириллов.-Краснодар: «Сов.Кубань»,2002.-528 с.
50. Шувалов, М.Г. Основы пожарного дела: Учеб, для рядового и мл. нач.
состава противопожарной Службы / М.Г. Шувалов - 4-е изд., испр. и
доп. - М.: Стройиздат, 1998. -472 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ