Введение 3
1. Теоретические основы обучения монологической речи на уроке второго иностранного языка в 7 классе 8
1.1. Обучение монологической речи на уроке иностранного языка: этапы и
система упражнений 8
1.2. Особенности обучения монологической речи на уроке второго
иностранного языка в 7 классе 17
Выводы по главе 1 24
2. Опытная работа по использованию мультипликационных фильмов при обучении монологической речи на уроке немецкого языка как второго иностранного в 7 классе 26
2.1 Мультипликационные фильмы как средство развития навыков
монологической речи при обучении иностранному языку 26
2.2 Разработка и апробация комплекса упражнений с применением мультипликационных фильмов для развития навыков монологической речи на уроке немецкого языка как второго иностранного в 7 классе (в дополнение к УМК «Horizonte». Учебник немецкого языка 7 класса для
школ с изучением немецкого языка как второго иностранного. Авторы:
М.М. Аверин, Ф. Джин, Л. Рорман) 30
Выводы по главе 2 53
Заключение 54
Список использованных источников 55
Приложение А 60
Приложение Б 62
При обучении любому иностранному языку важно уделять особое внимание формированию и развитию иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся, включающей в себя способность
осуществлять общение в различных видах речевой деятельности, в том числе и умение говорящего грамотно и понятно излагать свои мысли в конкретной ситуации и достигать цель коммуникации.
Согласно Приказу Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», изучение второго иностранного языка в средней школе должно обеспечить овладение таким видом речевой деятельности как говорение [Приказ Минпросвещения ... ].
Актуальность темы данной работы определяется тем, что в настоящее время на уроках иностранного языка наблюдается значительное преобладание рецептивных форм речевого общения над продуктивными. Обучающиеся большую часть урока выполняют задания на аудирование, чтение и перевод, в то время как навыки говорения и письма, позволяющие обучающимся научиться формулировать собственные высказывания и взаимодействовать с собеседником на иностранном языке, отрабатываются в меньшей мере.
Проблемы обучения иноязычной монологической речи исследуют
Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин, Е.В. Королева, Т.А. Реднева, Е.В. Барбакова, А.Я. Багрова.
Особенности развития навыков монологического высказывания на уроке иностранного языка в основной школе рассматривают А.Н. Шамов, М.Х. Ахмедова, Т.Е. Суханова, Т.В. Крысенко, И.Ф. Мусаелян, Н.Х. Рахимова.
Недостаточно просто попросить обучающихся произнести предложение, необходимо побудить их к высказыванию. В данной работе рассматривается использование мультипликационных фильмов в качестве основы для составления монологического высказывания.
Мультипликационные фильмы как средство развития навыков монологической речи при обучении иностранному языку описывают М.А. Яшонкова, А.А. Лорис-Меликова, А.И. Цой, Е.Ф. Гребенюк.
В данной работе рассматривается обучение немецкому языку как второму иностранному. Принципы обучения немецкому языку как второму иностранному определяют Н.В. Барышников, И.Л. Бим, Г. Мельхорн, Л.А. Чернышёва, А.В. Гизатуллина.
Проанализировав УМК «Horizonte» (Учебник немецкого языка 7 класса для школ с изучением немецкого языка как второго иностранного. Авторы: М.М. Аверин, Ф. Джин, Л. Рорман) мы пришли к выводу о том, что учебник содержит недостаточное количество упражнений, направленных на развитие иноязычной коммуникативной компетенции.
Неразработанность заявленных выше проблем побудила нас к выбору темы исследования: «Применение мультипликационных фильмов при обучении монологической речи на уроке немецкого языка как второго иностранного в 7 классе».
Объект исследования - процесс развития навыков монологической речи на уроке иностранного языка в основной школе.
В качестве предмета исследования рассматриваются мультипликационные фильмы как средство развития навыков монологической речи на уроке второго иностранного языка в основной школе.
Цель исследования: теоретически обосновать и опытным путем проверить эффективность применения мультипликационных фильмов как средства обучения монологической речи на уроке немецкого языка как второго иностранного в 7 классе.
Задачи исследования:
1) Рассмотреть процесс обучения монологической речи на уроке иностранного языка: этапы и систему упражнений.
2) Описать особенности обучения монологической речи на уроке второго иностранного языка в 7 классе.
3) Охарактеризовать мультипликационные фильмы как средство развития навыков монологической речи при обучении иностранному языку.
4) Разработать комплекс упражнений с применением мультипликационных фильмов для развития навыков монологической речи на уроке немецкого языка как второго иностранного в 7 классе (в дополнение к УМК «Horizonte». Учебник немецкого языка 7 класса для школ с изучением немецкого языка как второго иностранного. Авторы: М.М. Аверин, Ф. Джин, Л. Рорман, М. Збранкова).
5) Провести апробацию комплекса на базе МАОУ Лицей № 6 «Перспектива» (г. Красноярск).
Теоретико-методологическую базу исследования составляют работы, посвященные обучению монологической речи на уроке второго иностранного языка (Н.В. Барышников, И.Л. Бим, Г. Мельхорн, Л.А. Чернышёва, А.В. Гизатуллина); особенностям процесса развития навыков монологической речи в 7 классе (А.Н. Шамов, М.Х. Ахмедова, Т.Е. Суханова, Т.В. Крысенко, И.Ф. Мусаелян, Н.Х. Рахимова); работе с мультипликационными фильмами на уроке иностранного языка (М.А. Яшонкова, А.А. Лорис-Меликова, А.И. Цой, Е.Ф. Гребенюк); нормативные документы (ФГОС ООО; Примерная основная образовательная программа основного общего образования для 7 класса).
Разработанный комплекс упражнений апробирован во время прохождения практики на базе МАОУ Лицей № 6 «Перспектива» (г. Красноярск).
Методы, используемые в ходе исследования: изучение
методической литературы по теме исследования, теоретический анализ и синтез, изучение нормативной документации, обобщение практического опыта.
Практическая ценность работы состоит в возможности применения ее результатов при обучении немецкому языку в 7 классе.
Научная новизна работы состоит в разработке и апробации комплекса упражнений с применением мультипликационных фильмов для развития навыков монологической речи на уроке немецкого языка как второго иностранного в 7 классе (в дополнение к УМК «Horizonte». Учебник немецкого языка 7 класса для школ с изучением немецкого языка как второго иностранного. Авторы: М.М. Аверин, Ф. Джин, Л. Рорман).
Объем и структура исследования: работа состоит из Введения, двух глав, Заключения и списка использованных источников. Работа изложена на 59 страницах машинописного текста без учета приложений.
Во Введении обосновываются актуальность работы, формулируются ее цель, задачи и практическая значимость, определяются объект и предмет исследования, описываются методы, структура и содержание работы.
Первая глава «Теоретические основы обучения монологической речи на уроке второго иностранного языка в 7 классе» рассматривает процесс обучения монологической речи на уроке иностранного языка: этапы и систему упражнений; определяет особенности обучения монологической речи на уроке второго иностранного языка в 7 классе.
Вторая глава «Опытная работа по использованию мультипликационных фильмов при обучении монологической речи на уроке немецкого языка как второго иностранного в 7 классе» характеризует мультипликационные фильмы как средство развития навыков монологической речи при обучении иностранному языку. Практическая часть главы содержит описание процесса разработки и апробации комплекса упражнений с применением мультипликационных фильмов для развития навыков монологической речи на уроке немецкого языка как второго иностранного в 7 классе (в дополнение к УМК «Horizonte». Учебник немецкого языка 7 класса для школ с изучением немецкого языка как второго иностранного. Авторы: М.М. Аверин, Ф. Джин, Л. Рорман).
В Заключении обобщаются результаты проведенного исследования, излагаются основные выводы, намечается перспектива дальнейшего изучения проблемы.
Список использованных источников включает 32 наименования работ отечественных и зарубежных авторов, а также словари и справочные издания.
Приложение А содержит раздаточный материал: карточки с высказываниями о дружбе, в которых необходимо исправить смысловые ошибки.
Приложение Б содержит шаблон тематической интеллект-карты «Freundschaft» и образец ее заполнения.
Для достижения цели исследования были поставлены задачи, ход
решения которых представлен в первой и второй главе выпускной
квалификационной работы. Весь исследованный материал
систематизирован для удобства его дальнейшего использования в учебных
целях.
В данной исследовательской работе рассмотрена возможность
применения мультипликационных фильмов на уроке немецкого языка как
второго иностранного и разработан комплекс упражнений, направленных
на развитие для развития навыков монологической речи обучающихся на
уроке немецкого языка в 7 классе (в дополнение к УМК «Horizonte».
Учебник немецкого языка 7 класса для школ с изучением немецкого языка
как второго иностранного. Авторы: М.М. Аверин, Ф. Джин, Л. Рорман).
Апробация комплекса упражнений на практике показала, что
большинство обучающихся (41,67%) продемонстрировали базовый и
некоторые обучающиеся – продвинутый уровень (33,33%)
сформированности навыков монологической речи в ходе связного
монологического высказывания.
Дальнейшая перспектива исследования заключается в разработке
комплекса упражнений, позволяющих развить навыки и умения
монологической речи обучающихся, к другим темам УМК «Horizonte»
(Учебник немецкого языка 7 класса для школ с изучением немецкого языка
как второго иностранного. Авторы: М.М. Аверин, Ф. Джин, Л. Рорман).
. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и
понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2009. 448
с.
2. Ариян М.А., Шамов А.Н. Основы общей методики преподавания
иностранных языков: учеб. пособие для вузов / под. общ. ред. А.Н.
Шамова; Изд. 3-е, стер. М.: ФЛИНТА: Наука, 2018. 224 с.
3. Ахмедова М.Х. Типология упражнений для развития речи на
неродном языке // Молодой учёный. 2016. № 1. С. 687–689.
4. Багров. А.В. Понятие о деятельности, умениях и навыках
[Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/kultura/restavratsiya-imuzeynoe-delo/library/2021/09/03/ponyatie-o-deyatelnosti-umeniyah-inavykah (дата обращения: 05.01.2024).
5. Багрова А.Я. Формирование навыков и умений монологического
высказывания в средней школе - основа обучения коммуникативной
компетенции на иностранном языке // Вестник Московской
международной академии. 2017. № 1. С. 206–213.
6. Барбакова Е.В. Методическое понятие опоры в обучении
иностранным языкам // Вестник Бурятского государственного
университета. Философия. 2009. № 15. С. 123–125.
7. Барышников Н.В. Методика обучения второму иностранному языку
в школе. М: Просвещение, 2003. 157 с.
8. Бим И.Л. Концепция обучения второму иностранному языку
(немецкому на базе английского): учеб. пособие. Обнинск: Титул,
2001. 45 с.
9. Вербицкая М.В., Махмурян К.С., Бажанов А.Е. Методические
материалы для предметных комиссий субъектов Российской
Федерации по проверке выполнения заданий с развёрнутым ответом
экзаменационных работ ОГЭ 2024 года. Немецкий язык (устная
56
часть). 2024. [Электронный ресурс]. URL: https://doc.fipi.ru/oge/dlyapredmetnyh-komissiy-subektov-rf/2024/mr_oge_nem_ustn_2024.pdf?
(дата обращения: 15.04.2024).
10.Вилкова А.М. Аутентичные видеоматериалы как средство обучения
устной речи на иностранном языке. 2021. [Электронный ресурс].
URL: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/458632-
autentichnye-videomaterialy-kak-sredstvoobuc#:~:text=Аутентичные%
20аудиовизуальные%20материалы%20-%20 (дата обращения:
28.10.2023).
11.Гизатуллина А.В. Основные принципы и стратегии обучения
различным аспектам немецкого языка как второго иностранного на
базе английского // Иностранные языки в школе: немецкий после
английского: учебно-метод. пособие / Елабуга. фед. ун-т. Елабуга,
2016. [Электронный ресурс]. URL:
https://kpfu.ru/portal/docs/F1283785437/18.Inostrannye.yazyki.v.shkole.n
emeckij.posle.anglijskogo.Uchebno.pdf (дата обращения: 15.04.2024).
12.Королева Е.В., Реднева Т.А. Технология скаффолдинг при обучении
монологической речи на уроках немецкого языка // Проблемы
современного педагогического образования. 2020. № 69. С. 131–134.
13.Леонтьев А.А. Возрастные и индивидуальные особенности
школьников в процессе обучения иностранному языку //
Иностранные языки в школе. 2014. № 1. С. 70–74.
14.Лорис-Меликова А.А. Сказка-мультфильм: новый метод в изучении
английского языка // Гуманитарное пространство. 2013. № 4. С. 568–
574.
15.Михалева Л.В. Видеофильм как средство формирования
социолингвистической компетенции при обучении иностранному
языку // Вестник Томского государственного университета. 2004. №
282. С. 261–265....32