Реферат
Введение 5
1 Теоретические основы методики применения школьных и академических
словарей на уроках русского языка 8
1.1 Словари как средство формирования коммуникативной компетенции... 8
1.2 Словари как учебное средство 11
2 Методический аспект применения школьных и академических словарей
на уроках русского языка в 5- 6 классах 17
2.1 Анализ учебников русского языка 5-6 классов 17
2.2 Приемы работы со словарями на уроках русского языка 25
2.3 Методические рекомендации по организации работы со словарями на
уроках русского языка в 5-6 классах 29
Заключение 43
Список использованных источников 45
Усвоение необходимых знаний и богатств родного языка будет невозможным, если регулярно не обращаться к лингвистическому справочнику. В школе такие виды работ используются крайне редко, из-за отсутствия необходимого количества словарей в фондах библиотеки. Так как работа со словарями является сложной, то для экономии времени в течении урока подобным заданиям, как правило, времени отводится недостаточно или не уделяется совсем. В большинстве случаев не только учащиеся школы, но и студенты не могут понять, к какому словарю им нужно обратиться в какой- либо момент. Учащиеся, не владеющие знаниями о правилах и приемах извлечения нужной информации из словарей, не предпочитают их использование.
Актуальность данного исследования состоит в том, что при работе со словарями воспитывается функционально грамотная личность, способная решать жизненные и практические задачи, проблемы на основе имеющихся знаний. Словари - это один из важнейших компонентов обучения. Навык работы со словарями помогает нам не только в учебной деятельности, но и в повседневной жизни. С помощью словарей человек учится самостоятельно искать информацию, что в современном обучении школьников является необходимым. На сегодняшний день существует проблема достоверности информации в интернете, авторитетности тех или иных источников. В настоящее время наблюдается снижение интереса к словарям и справочникам, при необходимости учащиеся, студенты обращаются к недостоверным источникам (википедия, ответы майл, знания. ру и др.).
Цель: рассмотреть методику организации работы со словарями на уроках русского языка
Объект: работа со словарями на уроках русского языка
Предмет: приемы работы со словарями на уроках русского языка в 5 - 6 классах
Для решения поставленной цели нами были определены следующие задачи:
1) изучить особенности словарей как средство формирования коммуникативной компетенции;
2) рассмотреть словари как учебное средство;
3) проанализировать учебники по русскому языку 5-6 классов на предмет выявления упражнений, направленных на работу со словарями;
4) рассмотреть методы и приемы работы со словарями на уроках русского языка;
5) разработать методические рекомендации по организации работы со словарями на уроках русского языка в 5-6 классах
В процессе написания работы были использованы следующие методы исследования: метод анализа, синтеза, систематизации и обобщения.
Методологической базой исследовательской работы являются работы В. В. Виноградова, Р. Е. Баранова, Н. В. Адамчика.
Практическая значимость нашей работы состоит в том, что подобраны и систематизированы методы и приемы работы со словарями, которые могут применяться в курсе русского языка. Материалы данной работы могут быть полезны студентам при прохождении практики в школе.
Этапы исследования:
1 этап (сентябрь 2020-ноябрь 2020) - работа, направленная на отбор методической литературы, изучение словарей, статей и диссертаций по теме исследования, постановка цели, определение объекта, предмета и задач исследования, определение методов исследования.
2 этап (декабрь 2020-февраль 2021) - работа над теоретической главой, определение понятийного аппарата исследования, составление плана работы над 2 методической главой: анализ школьных учебников на предмет выявления работы со словарями, определение методов и приемов работы со словарями в 5 - 6 классах, подбор упражнений для разработки методических рекомендаций для учителей.
3 этап (март 2021 - май 2021) - разработка методических рекомендаций для эффективной работы со словарями на уроках русского языка в 5-6 классах.
Апробация выпускной квалификационной работы состоялась в форме публикации «Методика применения школьных и академических словарей на уроках русского языка в 5-м - 6-м классах» на образовательном портале «Знанио» и в форме выступления с докладом «Методика применения школьных и академических словарей на уроках русского языка в 5-м - 6-м классах» на внутривузовской научно-практической конференции «Современное педагогическое образование: теоретический и прикладной аспекты» в 2021 году (очная форма участия).
Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения и 46 использованных источников. Общий объем работы - 50 страниц машинописного текста.
В результате нашего исследования мы пришли к следующим вводам:
1. В данной работе был рассмотрен словарь как средство формирования коммуникативной компетенции, т.к. словари являются неотъемлемой частью обучения. Благодаря работе со словарями у обучающегося обогащается словарный запас. Формирование коммуникативной компетенции очень важно для школьника. Под коммуникативной деятельностью мы понимаем способность пользоваться языков в процессе коммуникации. С помощью данной компетенции обучающийся сможет точно выражать свои мысли как устно, так и письменно.
2. Нами было рассмотрено фундаментальное ядро содержания общего образования, которое доказывает, что обучающемуся необходимо владеть словарным запасом, знать нормы русского литературного языка. Словари действительно важны, их главными функциями является фиксация, систематизация и хранение информации. Словари являются не просто достоверным источником, но и способствуют формированию языковой культуры личности, расширяют знания обучающегося.
3. В работе мы рассмотрели 3 комплекта школьных учебников, а именно 1. Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой; 2. М.М. Разумовской; 3. С. И. Львовой для 5-6 классов. Проанализировав данные учебники, мы выявили, что обучающихся направляют только к нескольким видам словарей, таких как: толковый, орфографический, орфоэпический. Задания представлены однообразные, в связи с этим у обучающихся не будет желания заниматься такого рода упражнениями.
Нами были предложены приемы работы со словарями на уроках русского языка. Работа со словарями на уроках русского языка необходима для обогащения словарного запаса учащихся и реализации коммуникативной компетенции. Мы выделили такие приемы, как: 1) прием «Толкование слова»; 2) прием редактирования с помощью морфемного анализа; 3) прием подбора синонимов; 4) прием перевода; 5) прием использования контекста и подстрочных объяснений.
4. В связи с нехваткой разнообразных, интересных, современных упражнений со словарем, мы разработали комплекс заданий направленных на работу с различными видами словарей, с помощью которых учитель может разнообразить образовательный процесс.
1. Адамчик, Н. В. Самый полный курс русского языка / Н. В. Адамчик. - Минск : Харвест, 2008. - 848 с.;
2. Азимов, Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукина. - Москва : Икар, 2009. - 448 с.
3. Антонова, Е.С. Методика преподавания русского языка : коммуникативно-деятельностный подход: учебное пособие / Е.С. Антонова. - Москва : КНОРУС, 2007. - 460 с.
4. Аргунова, В. И. Словарная работа на уроках русского языка как один из путей развития речи и обогащения словарного запаса учащихся/ Материалы научно-практической конференции. - Москва: Издательский дом «Первое сентября», 2009.
5. Арсирий, А. Т. Занимательные материалы по русскому языку /
A. Т. Арсирий. - Москва : Просвещение, 1995.
6. Баранов, Р.Е. Пособие по русскому языку с основами языкознания/ Р. Е. Баранов. - Москва: МИГУ, 2015. -149 с.;
7. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии /
B. П. Беспалько. - Москва, 1989.
8. Богданова, Г.А. Уроки русского языка в 5-6 классе. - Москва, 1999.
9. Бочарникова, М. А. Понятие «коммуникативная компетенция» и его становление в научной среде / М. А. Бочарникова. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2009. - № 8 (8). - С. 130-132. - URL: https://moluch.ru/archive/8/566/ (дата обращения: 23.05.2021).
10. Виноградов, В. В. Русский язык (Грамматическое учение о слове) / Под. ред. Г. А. Золотовой. - 4-е изд. - Москва: Рус. яз., 2001. - 720 с.
11. Виноградов, В.В. Избранные труды, лексикология и лексикография / В. В. Виноградов. - Москва: Наука.
12. Волина, В. Весёлая грамматика / В. Волина. - Москва : Знание, 1995.
13. Горшков, Л.И. Сборник статей, расширяющих и углубляющих сведения по ряду актуальных и дискуссионных вопросов истории и теории русского литературного языка / Л.И. Горшков. - Москва : Издательство Литературного института, 2007. - 192 с.;
14. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка / В. И. Даль; совмещ. ред. изд. В. И. Даля и И. А. Бодуэна де Куртенэ; [науч. ред. Л. В. Беловинский]. - Москва : ОЛМА Медиа Групп, 2009. - 573 с.
15. Дубининский, В.В. Лексикография русского языка: учебное пособие / В.В. Дубнинский. - Москва: Наука «Флинта», 2008. - 432 с.;...46