Введение 3
1. Теоретические основы применения игр и песенного материала на
занятии по английскому языку в дошкольном образовательном учреждении 8
1.1 Опыт преподавания иностранных языков в дошкольных образовательных
учреждениях России: историческая
справка 8
1.2 Психолого-педагогические особенности развития детей дошкольного
возраста (4-5 лет) 12
1.3 Роль игр и песенного материала на занятии по английскому языку в
дошкольном образовательном
учреждении 15
Выводы по главе 1 18
2. Практические приемы применения игр и песенного материала на
занятии по английскому языку в дошкольном образовательном учреждении 20
2.1 Методическое представление использования игры и песенного материала на занятии по английскому языку в дошкольном образовательном
учреждении 20
2.2 Анализ учебно-методического комплекса (УМК) по английскому языку «Super Safari 1 часть». Авторы: Gerngross Gunter, Lewis-Jones Peter 24
2.3 Разработка и апробация комплекса игр и песенного материала для использования на занятиях по английскому языку в дошкольном образовательном учреждении (в дополнение к УМК «Super Safari 1 часть».
Авторы: Gerngross Gunter, Lewis-Jones Peter) 27
Выводы по главе 2 40
Заключение 41
Список использованных источников 43
Приложение А 48
Актуальность темы. Современные образовательные стандарты определяют главной целью изучения иностранного языка - формирование личности способной и готовой осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. В связи с этим появляется необходимость начинать изучение как можно раньше. Так знакомство с иностранным языком и культурой с дошкольного возраста помогает ребенку быть более успешным в освоении дисциплины в дальнейшем. Поскольку данное направление относительно недавно начало приобретать популярность в рамках нашей страны, отечественная методическая литература остро нуждается в трудах по данной теме.
Так как обучение детей дошкольного возраста имеет определенные методические особенности и тесно связано с постоянной необходимостью поддержания мотивации в процессе обучения, требуется внедрение игровых технологий, а также песенного материала, использование которых имеет огромную значимость с точки зрения повышения эффективности обучения и создания благоприятной среды для изучения английского языка в дошкольном возрасте.
Признавая заслуги отечественных исследователей в изучении теоретических и практических аспектов, касающихся обучения английскому языку детей дошкольного возраста, следует отметить недостаток материалов в отечественной научно-методической литературе, касающихся вопросов успешного проведения урока английского языка в дошкольном образовательном учреждении. Все это позволило определить тему исследования: «Применение игр и песенного материала на занятии по английскому языку в дошкольном образовательном учреждении».
Освещение данного вопроса в научной литературе имеет теоретическое и практическое значение. Так как некорректный выбор методов обучения
может отразиться на продуктивности усвоения материала и психологическом состоянии ребенка.
Объектом исследования является процесс обучения иностранному языку дошкольников.
В качестве предмета исследования мы рассматриваем применение игр и песенного материала на занятии по английскому языку в дошкольном образовательном учреждении.
Цель исследования - теоретически обосновать и разработать комплекс игр и песенного материала для использования на занятиях по английскому языку в дошкольном образовательном учреждении, опытноэкспериментальным путем проверить его эффективность.
Для достижения данной цели были сформулированы задачи исследования:
1. Изучить научно-методическую литературу по теме исследования и проанализировать опыт преподавания иностранных языков в дошкольных образовательных учреждениях России.
2. Изучить психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста.
3. Описать роль игр и песенного материала на занятии по английскому языку в дошкольном образовательном учреждении.
4. Проанализировать УМК по английскому языку «Super Safari 1 часть». Авторы: Gerngross Gunter, Lewis-Jones Peter.
5. Разработать комплекс игр и песенного материала для использования на занятиях по английскому языку в дошкольном образовательном учреждении (в дополнение к УМК «Super Safari 1 часть». Авторы: Gerngross Gunter, Lewis-Jones Peter) и провести апробацию разработанного комплекса заданий на базе МБДОУ №193 г. Красноярска.
Теоретико-методологическую базу работы составляют положения по исследованию опыта преподавания иностранных языков в дошкольных 4
образовательных учреждениях Логиновой Е.Д.; по исследованию формирования лексического навыка на основе интеграции современных подходов к обучению иностранному языку Старичковой В.П. и Худайназаровой А.Х.; по методике преподавания иностранных языков в дошкольном образовательном учреждении Протасовой Е.Ю; по изучению уровней игры Эльконина Д.Б.; нормативные документы ФГОС дошкольного образования, а также программа дополнительного образования по английскому языку «Клуб любителей английского языка PROEnglish».
Научная новизна исследования заключается в разработке и апробации комплекса игр и песенного материала для использования на занятиях по английскому языку в дошкольном образовательном учреждении (в дополнение к УМК «Super Safari 1 часть». Авторы: Gerngross Gunter, Lewis- Jones Peter).
Практическая значимость данной работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы учителями на занятиях английским языком в дошкольном образовательном учреждении.
Экспериментальной базой для апробации исследования послужило МБДОУ №193 г. Красноярска. Эксперимент проходил с 01 сентября 2023 г. по 05 февраля 2024 г. В эксперименте участвовали воспитанники групп «Муравьишка», «Мотылек», «Зайка» и «Жучок» в количестве 15 человек.
В данном исследовании были использованы следующие методы: изучение методической литературы по теме исследования, наблюдение и эксперимент, теоретический анализ и синтез, обобщение практического опыта.
Апробация и этапы исследования:
Результаты исследования прошли апробацию через публикацию статьи «Практические приемы работы с лексическим материалом в дошкольном образовательном учреждении по теме «My pets» в сборнике материалов XII Всероссийской научно-практической конференции «Теория и методика преподавания иностранных языков в условиях поликультурного общества (45 декабря 2023 г.). Статья включена в базу данных РИНЦ.
Объем и структура исследования: работа состоит из Введения, двух глав, Заключения и списка использованных источников. Работа изложена на 47 страницах машинописного текста, без учета приложений.
Во Введении обосновываются актуальность, формулируются цель, задачи и практическая значимость, определяются объект и предмет работы, описываются методы, структура и содержание.
Первая глава «Теоретические основы применения игр и песенного материала на занятии по английскому языку в дошкольном образовательном учреждении» посвящена исследованию опыта преподавания английского языка в дошкольных образовательных учреждениях России, описанию психолого-педагогических особенностей детей дошкольного возраста и роли игр и песенного материала на занятии по английскому языку.
Вторая глава «Практические приемы применения игр и песенного материала на занятии по английскому языку в дошкольном образовательном учреждении» содержит методическое представления использования игры и песенного материала на занятии по английскому языку в дошкольном образовательном учреждении, анализ УМК «Super Safari 1 часть». Авторы: Gerngross Gunter, Lewis-Jones Peter и комплекс игр и песенного материала для использования на занятиях по английскому языку в дошкольном образовательном учреждении (в дополнение к УМК «Super Safari 1 часть». Авторы: Gerngross Gunter, Lewis-Jones Peter).
В Заключении обобщаются результаты проведенного исследования, излагаются основные выводы, намечается перспектива дальнейшего изучения проблемы.
Список использованных источников включает 30 наименований работ отечественных и зарубежных авторов.
Приложение А содержит текст статьи «Практические приемы работы с лексическим материалом в дошкольном образовательном учреждении по теме «My pets» в сборнике материалов XII Всероссийской научно-практической конференции «Теория и методика преподавания иностранных языков в условиях поликультурного общества (4-5 декабря 2023 г.). Статья включена в базу данных РИНЦ.
В ходе исследования проблемы использования игр и песенного материла на занятии по английскому языку в дошкольном образовательном учреждении мы изучили психолого-педагогические особенности развития детей данной возрастной группы и методическое представление игр и песенного материала, что позволило сделать следующие выводы:
При помощи игр и песенного материала достигается цель обучения иностранному языку дошкольников - формирование элементарных навыков общения на английском языке у детей дошкольного возраста, создание положительной мотивации к дальнейшему изучению иностранного языка.
Игра - это символико-моделирующий тип деятельности, в которой операционно-техническая сторона минимальна, операции сокращены, предметы условны. Различают четыре стадии развития сюжетно-ролевой игры.
Песня на иностранном языке выходит далеко за рамки учебного процесса и является связующим звеном между обучением, умственным развитием и воспитанием личности. Работа с песенным материалом вызывает интерес у обучающихся любого возраста, поскольку в песнях отражаются не только страноведческие и культурные особенности, но и песня обладает информацией, соответствующей выбранной учителем теме, а также интересующей обучающихся.
Применение игр и песенного материала на занятии по английскому языку в дошкольном образовательном учреждении является эффективным инструментом повышения мотивации, способствует лучшему усвоению языковых единиц и расширяет кругозор. Все это позволяет создать эффективную среду для изучения английского языка в дошкольном возрасте.
Диагностика уровня развития лексических иноязычных умений 15 воспитанников групп «Муравьишка», «Мотылек», «Зайка» и «Жучок» МБДОУ №193 г. Красноярска в начале опытно-экспериментальной работы 41
позволила выявить недостаточный уровень развития данных умений. Критерии определения уровня развития лексических иноязычных умений воспитанников были выделены в ходе анализа Программы дополнительного образования по английскому языку «Клуб любителей английского языка PROEnglish», в соответствии с которой в МБДОУ №193 г. Красноярска осуществляется деятельность по обучению воспитанников английскому языку.
Анализ материалов УМК «Super Safari 1 часть». Авторы: Gerngross Gunter, Lewis-Jones Peter) позволил выявить недостаточное количество игр, включающих двигательную активностью, что является важным методическим аспектом при проведении занятия с детьми дошкольного возраста. Также анализ показал, что авторы предлагают недостаточное количество песенного материала. Разработанный нами комплекс игр и песенного материала отражает 3 этапа работы с новым лексическим материалом. Задания соответствуют возрасту и психологическим особенностям воспитанников дошкольных образовательных учреждений. Итоговое исследование уровня развития лексических иноязычных умений воспитанников выявило положительную динамику развития лексических иноязычных умений. Это доказывает, что использование разработанного нами комплекса заданий способствует повышению положительной мотивации к изучению английского языка в дошкольном возрасте, а также повышает показатель развития лексических иноязычных умений.
Дальнейшая перспектива исследования может заключаться в разработке комплекса игр и песенного материала к следующим частям УМК серии «Super Safari».
1. Бирюкова М.И. Игра как ведущая деятельность детей дошкольного
возраста // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. №9-2 [Электронный ресурс]. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/igra-kak-veduschaya-deyatelnost-detey- doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 02.03.2024).
2. Вронская И.В. Методика раннего обучения английскому языку. СПб.: КАРО, 2015. 336 с.
3. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. М.: Издательство Юрайт, 2022. 160 с.
4. Грайзер Е.В. Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста // Проблемы педагогики. 2015 №2 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-melkoy-motoriki-u-detey-srednego- doshkolnogo-vozrasta (дата обращения 02.03.2024).
5. Коряковцева О.В. Методика обучения английскому языку детей преддошкольного возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук. 13.00.02. М., 2010. 25 с.
6. Логинова Е.Д. Опыт преподавания иностранных языков в дошкольных образовательных учреждениях России // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2015. №4 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-prepodavaniya-inostrannyh-yazykov-v- doshkolnyh-obrazovatelnyh-uchrezhdeniyah-rossii (дата обращения 02.03.2024).
7. Малова О.В., Лаврова Д.Г. Использование изобразительной наглядности при формировании монологических умений детей старшего дошкольного возраста на английском языке // Комплексные исследования детства. 2023. Т. 5, № 3, С. 183-194 [Электронный ресурс].
URL: https://doi.org/10.33910/2687- 0223-2023-5-3-183-194 (дата
обращения 02.03.2024).
8. Миролюбов А.А. Принципы обучения иностранным языкам. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность. Обнинск: Титул, 2010. 50 с.
9. Программа дополнительного образования по английскому языку «Клуб любителей английского языка PROEnglish» для детей 3-7 лет. Красноярск, 2023 [Электронный ресурс]. URL: https://docs.yandex.ru/docs/view7urUya-disk- public%3A%2F%2F9oFNnTbi6lVwm0BbaJOhuYd4CUvZCUeG13gikx%2 Bo8GZXNyJv09lHwFV%2BBJ%2B5qHNwq%2FJ6bpmRyOJonT3VoXnD ag%3D%3D%3A%2FУчебные%20образовательные%20программы%2F Программа%20по%20английскому%20языку%20ProEnglish.pdf&name= Программа%20по%20английскому%20языку%20ProEnglish.pdf (дата обращения 02.03.2024).
10. Протасова Е.Ю., Родина Н.М. Методика раннего обучения иностранному языку: учебное пособие для среднего профессионального образования. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2019. 255 с.
11. Психология развития и возрастная психология / С.И. Самыгин [и др.]. Ростов н/Д: Феникс, 2020. 315 с.
12. Российская Федерация. Министерство образования и науки Российской Федерации: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ № 1155 от 17.10.2013 в ред. от 21.01.2019.
13. Савочкина И.В., Акифи О.И. Лексикограмматические чанты на занятии по русскому языку как иностранному // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2022. №1 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/leksikogrammaticheskie-chanty-na-zanyatii-
po-russkomu-yazyku-kak-inostrannomu (дата обращения: 02.03.2024).
14. Солдатенко К.Ю., Васильчикова И.А. Методические аспекты
предметно-языкового интегрированного обучения английскому языку дошкольников // Проблемы современного педагогического образования. 2022. №74-1 [Электронный ресурс]. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-aspekty-predmetno- yazykovogo-integrirovannogo-obucheniya-angliyskomu-yazyku- doshkolnikov/viewer (дата обращения 02.03.2024).
15. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед. вузов и учителей. М.: АСТ, 2010. 238 с....30