Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические и методические условия использования логических и графических средств при обучении химии 5
1.1. Понятие «структурно-логические схемы» 5
1.2. Классификация структурно-логических схем 8
1.3. Методические условия использования структурно-логических
схем при обучении химии 11
Глава 2. Методика использования структурно-логических схем при обучении химии в 11 классе 17
2.1. Анализ содержания школьного курса химии 11 класса в аспекте
темы исследования 17
2.2. Анализ практики обучения химии с использованием структурнологических схем 24
2.3. Методические рекомендации для обучения химии в 11 классе с
использованием структурно-логических схем 28
Заключение 36
Библиографический список 38
Приложение
Умение логически мыслить всегда являлось элементом духовной культуры человека, общечеловеческой ценностью, несоизмеримой с материальными благами, но в изобилии их приносящей и создающей, если человек действует, исходя из требований разума. Логика - раздел философии, наука о мышлении, решающая задачу, как получить истинное знание о предмете путём рассуждений, как правильно из одних утверждений выводить другие, чтобы при условии истинности исходных данных получить и истинный результат. Основные законы логики - это определённость, непротиворечивость, последовательность и обоснованность.
Актуальность и эффективность применения структурно-логических схем на уроках неоспорима, потому что в школу приходит уже не первое поколение детей с клиповым мышлением, предпочитающих нетекстовую, наглядно-образную информацию, испытывающих трудности в восприятии длительной линейной последовательности - однородной и моностильной информации. Творчество и познавательная активность невозможны без непреодолимого желания получить истинное знание о предмете путем рассуждений.
По данным социологов и психологов, человек усваивает знания лучше, когда он их воспринимает наглядно - это 90%. И лишь 10% - когда слышит. Восприятие - это отображение в сознании человека предметов и явлений при их непосредственном влиянии на органы ощущений. Итак, если перед глазами ребенка находится сообщение, факт, вывод, они даже и без сознательного внимания откладываются в памяти, чтобы потом, в нужное время, воссоздаться.
Структурно-логические схемы используют для обучающихся с клиповым мышлением, они предпочитают нетекстовую, наглядно-образную информацию, но при этом упорядочивают ее. [17]
Целью выпускной квалификационной работы является разработка методических рекомендаций по формированию знаний с использованием структурно-логических схем в учебно-воспитательном процессе на уроках химии в 11 классе. Для достижения данной цели необходимо:
1. Выявить психолого-педагогические и методические условия использования логических и графических средств обучения.
2. Проанализировать практику обучении химии в 11 класса с использованием структурно-логических схем.
3. Разработать методические рекомендации для использования структурно-логических схем в учебно-воспитательном процессе на уроках химии в 11 классе.
Объектом работы является учебно-воспитательный процесс на уроках химии в 11 классе. Предмет - методические условия использования структурно-логических схем на уроках химии в 11 классе.
Для написания работы использовались такие методы исследования [13] как анализ литературы (для поиска информации), анкетирование (для сбора информации об использовании структурно-логических схем в учебновоспитательном процессе и рефлексии среди обучающихся по использованию структурно-логических схем в обучении), практическое моделирование (для создания структурно-логических схем).
Апробация использования структурно-логических схем проводилась в городе Железногорск Красноярского края в муниципальном автономном образовательном учреждении «Лицей №102 имени Михаила Фёдоровича Решетнёва».
Структурно-логическая схема — это графическая модель, отражающая основное содержание объекта или процесса, содержащая логическую связь между понятиями и создающая в воображении обучающихся целостную картину изучаемого явления. Данный метод является универсальным инструментом для активизации всех познавательных способностей обучающихся, а также повышения их интеллектуально-творческого потенциала.
Для эффективного использования логических и графических средств обучения в образовательном процессе необходимо учитывать специфику предмета, особенности возрастной группы школьников, тип и вид урока, а также цели, которые ставятся перед обучающимися на уроке. Использование структурно-логических схем на учебных занятиях позволяет педагогу обеспечить мотивацию к учебной деятельности, организовать процессы поиска, отбора, анализа и систематизации информации, создать условия для формирования функциональной грамотности, осуществить оперативный контроль и коррекцию учебной деятельности, а также организовать самостоятельную работу обучающихся.
Анализ практики обучения химии с применением структурнологических схем позволил выявить сильные и слабые стороны данного метода. Положительные результаты, такие как улучшение понимания материала, активизация познавательной деятельности обучающихся и повышение интереса к предмету, подтверждают эффективность данного подхода. Это можно проследить по улучшению среднего балла школьников. В классе, в котором применялся метод структурно-логических схем, средний балл увеличился на 0,2. К сложностям при использовании данного метода можно отнести необходимость последовательного введения умений работать со структурно-логическими схемами, а также трудо- и времязатратность метода.
Разработанные методические рекомендации содержат советы по эффективному использованию структурно-логических схем на различных этапах и типах урока. Так, на этапе изучения нового материала для формирования знаний лучше всего подходят готовые структурно-логические схемы, которые имеются в учебном заведении или предоставляют магазины, либо схемы, изготовленные учителем. На этапе закрепления знаний и формирования умений и навыков можно использовать дидактические материалы в виде заготовок или шаблонов для заполнения. Например, такие методические приемы как «глухая интеллект-карта», «кластер», «фишбоун», «силовой анализ», «таблица ЗУХ» и др. На уроках обобщения и систематизации знаний, а также на уроках контроля и коррекции знаний создание структурно-логических схем можно использовать в качестве самостоятельной работы или индивидуального задания. Для этого подойдут такие методические приемы как «шпаргалка», «моделирование и схематизация», «своя опора», создание классической «интеллект-карты».
В целом, использование логических и графических средств обучения с применением структурно-логических схем в учебном процессе по химии в 11 классе не только способствует более глубокому усвоению материала, но и развитию критического и логического мышления, а также творческого потенциала обучающихся.
1. Аранова С. В. К методологии визуализации учебной информации.
Интеграция художественного и логического [Электронный ресурс] // Вестник Адыгейского государственного университета. 2011. № 2. URL: http://vestnik.adygnet.ru/files/2011.2/1197/aranova2011_2.pdf (Дата
обращения: 13.11.2023)
2. Борисов, И.Н. Методика преподавания химии в средней школе М.: Учпедгиз, 1956. 462 с.
3. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Сладков С.А. Химия. 11 класс. 2-е изд. М.: Просвещение, 2020. 127 с.
4. Грабецкий А.А., Зазнобина Л.С. Использование средств обучения на уроках химии: учеб. пособие М.: Просвещение, 1988. 160 с.
5. Григорьева Н.В. Инфографика как способ визуализации учебной информации // Алгоритмы высшей школы. № 3 (3). 2019. С. 151-156.
6. Дрижун И.Л. технические средства обучения М.: высш.шк. 1989. 174 с.
7. Комлева М.В. Структурно-логические схемы как средство достижения обучающимися образовательных результатов. URL: http://razdolje- school.narod.ru/2021/Metod/komleva_mv_moj_innovac-ped- opyt_metodich-razrabotk.pdf (дата обращения: 08.11.2023).
8. Лысенкова С. Н. Методом опережающего обучения: книга для учителя: из опыта работы. М.: Просвещение, 1988. 192 с.
9. Минькович Т. В. Формализованное представление методов обучения // Педагогика. 2010 № 1. С. 47-54.
10. Молибог А.Г. Использование ТСО в учебном процессе // Материалы Всесоюзного семинара-совещания зав. кафедрами технологии и комплексной механизации разработки торфяных месторождений. БПИ. Минск, 1980.
11. Осипова С.И., Орешкова С.П. Возможности СЛС в учебном процессе // Современные проблемы науки и образования. №6 (3) 2007 С. 24-29.
12. Пальчевский, Б.В. Структурно-логические схемы: универсальные дидактические возможности в реальной образовательной практике. Вестник МГИРО № 1(49), 2022 С. 85-91.
13. Рузавин Г.И. Методология научного познания. М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2012.
14. Свириденко, М.И. Использование структурно-логических схем в учебном процессе [Электронный ресурс] URL: https://infourok.ru/statya- ispolzovanie-strukturno-logicheskih-shem-na-uroka- 5485482.html?ysclid=lp0v9setbm334716574 (Дата обращения: 12.11.2023)
15. Соколова И. Ю. Структурно-логические схемы - дидактическое основание информационных технологий, электронных учебников и комплексов [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 6. URL: https://science- education.ru/ru/article/view?id=7920 (Дата обращения: 13.11.2023)...21