Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Исследование грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР

Работа №17122

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы77
Год сдачи2015
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
880
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Современное состояние проблемы изучения грамматического
строя речи у детей с общим недоразвитием речи 6
1.1 Современные научные представления о грамматическом строе речи 6
1.2 Развитие грамматического строя речи в онтогенезе 7
1.3 Современные научные представления об ОНР 13
1.4 Особенности формирования грамматического строя речи у детей с ОНР 18
1.5 Анализ литературы по формированию грамматического строя речи у дошкольников с ОНР 23
Выводы по І главе 25
Глава ІІ. Исследование грамматического строя речи у старших
дошкольников с ОНР 27
2.1 Организация исследования. Характеристика детей 27
2.2 Методика констатирующего эксперимента 29
2.3 Анализ результатов констатирующего эксперимента 43
Выводы по 2 главе 52
Глава III. Методические рекомендации к логопедической работе по
формированию грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР 53
3.1 Научно-теоретическое обоснование методических рекомендаций к
логопедической работе по формированию грамматического строя речи у детей с ОНР 53
3.2 Методические рекомендации к логопедической работе по формированию
грамматического строя речи у дошкольников с ОНР 57
Заключение 71
Список литературы 74


Речевая функция играет важную роль в психическом развитии ребенка,в процессе которого происходит становление познавательной деятельности,способности к понятийному мышлению. Полноценное речевое общение является необходимым условием осуществления нормальных социальных человеческих контактов, а это, в свою очередь, расширяет представления ребенка об окружающей жизни. Овладение ребенком речью в определенной степени регулирует его поведение, помогает спланировать адекватное участие в разных формах коллективной деятельности.
Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.
В этот период жизни ребенка очень важно обратить внимание на правильность формирования грамматического строя речи, так как его нарушение приводит к несформированности связной речи, и как следствие в последующем, в условиях школьного обучения возникает дисграфия - нарушение письма.
Известно, что грамматический строй это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровни грамматической системы.
Морфологический уровень предполагает умение владеть приемами словоизменения и словообразования, а на синтаксическом уровне определяется умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении.
Проблема формирования грамматического строя речи у детей с недоразвитием речи является одной из наиболее значимых в логопедии.
Своеобразие овладения грамматическим строем речи проявляется у детей с общим недоразвитием речи в замедленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка, семантических и формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития. В настоящее время в работах учёных достигнуты определённые успехи в определении нарушений грамматического строя речи и разработаны методы их преодоления. В работах А.Н. Гвоздева [10], Д.Б Эльконина [46] и др. подробно описано становление речи у детей, начиная с самого раннего детства. Менее изученной является проблема усвоения детьми с общим недоразвитием речи отдельных разделов грамматики. Данные об этом представлены в работах Н.С. Жуковой [15], Р.Е. Левиной [20], Р.И. Лалаевой [18], Н.В. Серебряковой [18], Т.Б. Филичевой [42] , Г.В. Чиркиной [42] и др.
С учетом важности овладения ребенком грамматическими закономерностями языка в аспекте развития связной речи и становления речевой коммуникации в целом проблема настоящего исследования представляется значимой и актуальной.
Цель исследования - выявления нарушений грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР.
Объект исследования - грамматический строй речи у старших дошкольников с ОНР.
Предмет исследования - нарушение грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР.
Проблема исследования - выявление нарушений грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
1) анализ логопедической, психологической литературы по проблеме исследования;
2) научно-теоретическое обоснование и составление методики констатирующего эксперимента;
3) организация и проведение констатирующего эксперимента;
4) анализ результатов констатирующего эксперимента; 
5) научно-теоретическое обоснование и составление методических рекомендаций по формированию грамматического строя речи.
Методы исследования.
1. Организационные: сравнительный, комплексный.
2. Эмпирические: наблюдение, экспериментальные, психодиагностические, биографические.
3. Математико-статистические: количественный и качественный анализ полученных данных.
4. Интерпретационные: способы теоретического исследования связей между изучаемыми явлениями.
Гипотеза исследования - в основе нарушения грамматического строя речи у детей с ОНР лежат трудности дифференциации грамматических значений. В связи с этим, можно предположить, что у детей с данной речевой патологией овладение грамматическим строем речи будет проявляться в медленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка, его семантических и формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития.
Структура исследования:работа состоит из введения, трех глав,заключения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема формирования грамматического строя речи у детей с недоразвитием речи является одной из наиболее значимых в логопедии.
Своеобразие овладения грамматическим строем речи проявляется у детей с общим недоразвитием речи в замедленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка, семантических и формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития.С учетом важности овладения ребенком грамматическими закономерностями языка в аспекте развития связной речи и становления речевой коммуникации в целом, проблема настоящего исследования представляется значимой и актуальной.
Проблема исследования заключается в выявлении нарушений грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Данной проблематикой занимались многие ученые:Р. И. Лалаева[19], Н. С.Жукова[15], Л. Ф. Спирова[50], Е. Ф. Соботович[29], Т. Б. Филичева [39], Г.В. Чиркина [39] и др., но и по сей день продолжается изучение этой проблемы и пути ее устранения.
С целью решения данной проблемы был организован и проведен констатирующий эксперимент на базе ДОУ «Детский сад № 29» комбинированного вида города Кызыла Республики Тыва в течении 2015 уч.гг. В эксперименте принимало участие 30 детей дошкольного возраста. В контрольную группу были отобраны 15 детей с нормальным речевым развитием. В экспериментальную группу попали 15 детей с общим недоразвитием речи.
Грамматические операции процесса порождения речи являются чрезвычайно сложными и предполагают достаточно высокий уровень развития аналитико-синтетической деятельности.Анализ речи детей с ОНР обнаруживает у них нарушения в овладении как морфологическими, так и синтаксическими единицами.У этих детей выявляются затруднения как в выборе грамматических средств для выражения мыслей, так и в их комбинировании. Овладение морфологической системой языка предполагает многообразную интеллектуальную деятельность ребенка: он должен научиться сравнивать слова по значению и звучанию, определить их различие, осознавать изменения в значении, соотносить изменения в звучании с изменением его значения, выделять элементы, за счет которых происходит изменение значения, установить связь между оттенком значения или различными грамматическими значениями и элементами слов.
Нарушения синтаксиса проявляются как на уровне глубинного, так и на уровне поверхностного синтаксиса. На глубинном уровне нарушения синтаксиса проявляются в трудностях овладения семантическими компонентами, в трудностях организации семантической структуры высказывания. На поверхностном уровне нарушения проявляются в нарушении грамматических связей между словами, в неправильной последовательности слов в предложении.
Для исследования грамматического строя речи (функции словоизменения и словообразования) у дошкольников с ОНР использована методика, изложенная в трудах: Г.А. Волковой [9], Р.И. Лалаевой[19], Н.В. Серебряковой [19]. При обследовании данных функций речи необходимо уточнить характер использования падежных форм существительных,правильность употребления рода различных частей речи, форм единственного и множественного числа, правильность согласования различных частей речи, степень владения навыками словообразования. На основе этих теоретических данных была разработана методика констатирующего эксперимента, куда вошло исследование словообразования и словоизменения в импрессивной и экспрессивной речи.
На основе полученных данных при исследовании у детей грамматического строя речи, можно сделать вывод, что у детей с общим недоразвитием речи грамматический строй речи сформирован намного ниже,чем у детей с нормальным речевым развитием. Трудности и постепенность усвоения грамматического строя речи объясняются несколькими причинами:
особенностями возраста, закономерностями усвоения морфологической и синтаксической сторон речи, сложностью грамматической системы,особенно морфологией. В русском языке много исключений из правил,употребляя нетипичные формы, дети часто ошибаются, что показывает анализ полученных результатов.
Анализ результатов показывает, что трудности у детей с общим недоразвитием речи наблюдаются при изменении существительных по падежам, в преобразовании имени существительного в И.п ед. числа во мн. число. В результате эксперимента выяснилось, что детям трудно сосредоточить свое внимание на анализе условий задания и поиске возможных способов и средств его выполнения.
Дети с нормальным речевым развитием правильно согласовывают прилагательные с существительными в роде и числе. А у детей с общим недоразвитием речи ошибки выражались в замене окончаний.Это доказывает несформированность грамматической категории рода и числа. Трудным для детей с общим недоразвитием речи является, задания связанные со словообразованием: образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.Самым трудным заданием для детей с общим недоразвитием речи было образование глаголов с приставками и образование совершенного вида глагола. Наблюдалось неправильное употребление глаголов с различными приставками.



1. Александрова, Т.В. Практические задания по формированию грамматического строя у дошкольников.- СПб: Детство-Пресс, 2003.-48с.
2. . Алексеева, М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников. - 3 изд. М., Academ A, 2000. - 398с.
3 Арушанова, А.Г. Формирование грамматического строя речи.-М.:2008.-296с.
4. Бойкова, С.В. Содержание работы по развитию лексики грамматического строя у дошкольников./Логопед.2005г. №5,6.- 76-82с.
5. Быстрова, Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логопедические игры и задания. С-Пб, КАРО-2000г.
6. Вершинина, О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня./ Логопед. 2004.№1. - 34- 40c.
7. Волкова, Л.С, Туманова Т.В, Филичева Т.Б, Чиркина Г.В. Логопедия.
Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед.
вузов Под ред. Л.С.Волковой: В 5 кн - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС,
2007. - Кн.Ѵ: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи:
Нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью.- 479с.
8. Волкова, Л.С, Шаховская С.Н. Логопедия: Учебник для студентов
дефектол. фак. пед. вузов - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 1998 - 680с.
9. Волкова. Г.А. Методика психолого-логопедического обследования
детей с нарушением речи. Вопросы дифференциальной диагностики. - СПб:Детство-Пресс, 2004 - 144с.
10. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи. - СПб: Детство-Пресс., 2007 - 472с.
11. Гончарова, В.А. Нарушения словообразования у дошкольников с ОНР./Логопед.-2005г. №1. 9-15с.
12. Грибова, О.С, Бессонова Т.П. Формирование грамматического строя речи у учащихся начальных классов школы для детей с ТНР.- М.: 1992. 
13. Жукова, Н.С, Мастюкова Е.М, Филичева Т.Б. Преодоление ОНР у дошкольников.- М.: Владос, 1990г.
14. Жукова, Н.С, Мастюкова Е.М. Если ваш ребёнок отстаёт в развитии.- М.: Медицина, 1993 - 112с.
15. Жукова, Н.С, Мастюкова Е.М, Филичева Т.Б. Преодоление общего
недоразвития речи у дошкольников.- Екатеринбург.: метод. пособие, 1998 -320с.
16. Жукова, Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей.- М.:-1994 -96с.
17. Кроткова, А.В, Дроздова Е.Н. Особенности формирования лексико-
грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня./ Логопед.2004. №1. 26-34с.
18. Лалаева, Р.И, Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников.- СП.: 1999.-160с.
19. Лалаева, Р.И, Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР.- СП.: Союз,2001.- 218с
20. Левина, Р.Е. Нарушение письма у детей с нарушением речи. М.:1961.- 311с.
21. Лопатина, Л.В, Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников.-Спб.,-2003г.
22. Максаков, А.И, Ефименкова Л.Н. Развитие правильной речи.- М.:Мозаика-Синтаз, 2005г.-107с.
23. Максаков, А.И, Правильно ли говорит ваш ребёнок. 2-е изд. - М.:Просвещение, 1988-159с.
24. Михеева, И.А, Чешева С.В. Взаимодействие в работе воспитателя и
учителя-логопеда: Картотека заданий для детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи. - СП.: КАРО, 2009. - 256с.
25. Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2009. - 560с. 
26. Полякова, М.А. Как правильно учить ребенка говорить. - М.:Кэпитал Трейд Компани, 2011. - 172с.
27. Сазонова, С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи (комплексный подход). - М.: Академия, 2003.-141с.
28. Смирнова, Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет
с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.-96с.
29. Соботович, Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его
коррекции: (дети с нарушением интеллекта и моторной алалией). - М.:Классикс стиль, 2003 - 160с.
30. Тамбовцева Л.Г. Формирование грамматического строя речи. - М.:Просвещение, 1984г - С. 165 - 187.
31. Тимонен, Е.И. Непрерывная система коррекции ОНР в условиях
специальной группы детского сада для детей с тяжелыми нарушениями
(старшая групп: методика планирования и содержания занятий).-С-Пб:Детство-пресс,2002г.
32. Ткаченко, Т.А. Логопедическая тетрадь. Формирование лексико-
грамматических представлений.- СПб.: Детства-Пресс, 1999.
33. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. С-Пб, 1997г.
34. Ткаченко, Т.А. Сборник упражнений и методических рекомендаций
для индивидуальных занятий с дошкольниками. - М.:ИздательствоГНОМиД,2003г.
35. Ушакова, Т.Н. Детская речь - ее истоки и первые шаги в развитии//Психологический журнал.-1999г.
36. Филичева, Т.Б. Четвертый уровень недоразвития речи Особенности
формирования речи у детей дошкольного возраста. - М., 1999 - с.87-98,с.137-250.
37. Филичева, Т.Б, Туманова Т.В, Чиркина Г.В. Воспитание и обучение
детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации. - М.: Дрофа, 2009.-189с. 
38. Филичева, Т.Б, Чиркина Г.В, Ястребова А.В. Основы логопедической работы с детьми- М: Арти, 2005г - 240с.
39. Филичева, Т.Б, Чиркина Г.В. Коррекция обучения и воспитания детей 5-летнего возраста с ОНР - М.: 1991 - 44с.
40. Филичева, Т.Б, Соболева А.В. Развитие речи дошкольника.-Екатеринбург: Издательство «Арго»,1996 - 80с.
41. Филичева, Т.Б, Туманова Т. В. Совершенствование связной речи.Метод. пособ. - М., 1994 - 80с.
42. Филичева, Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. РИЦ Альфа, 2000г - 87-98с.
43. Филичева, Т.Б, Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим
недоразвитием речи в условиях специального детского сада. - М.: «Альфа»,1993 - 87с.
44. Цейтлин, С.Н. Язык и ребёнок: Лингвистика детской речи: - М.:Гуманит. изд. центр Владос, 2000.- 238с.
45. Черемухина Г.А., Шахнарович А.Ш. Детское словотворчество и
синтаксическая теория словообразования/Психолингвистические проблемы общения и обучения языку.-М, 1999г.
46. Шашкина, Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками.-М.:Издательский центр академия, 2003г.
47. Эльконин, Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте (краткий
очерк). - М.: Издательство академии педагогических наук РСФСР, 1999.-116с.
48. Ястребова, А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы.- М.: Просвещение, 2001.
49. Ястребова, А.В., Лазаренко О.И. Комплекс занятий по формированию у детей 5 лет речемыслительной деятельности и культуры устной речи. - М., 2001.
50. Ястребова, А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи Изд. 2-ое. - М.: АРКТИ , 1997 - 131с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ