Введение 2
1. Электрические заряды и возникновение молниевых явлений 4
1.1. Условия возникновения электрических зарядов 4
1.2. Особенности развития молниевого процесса 12
2. Грозы и электроактивные зоны: Особенности полетов 15
2.1 Типы гроз 15
2.2. Электроактивные зоны в слоистообразных облаках в переходный и холодный
период 19
2.3. Особенности выполнения полетов в зоне грозовой деятельности 21
3. Анализ метеорологических условий полета при попадании электрических
разрядов в самолет 23
3.1 Правила полётов из Р1П1 ПАО «Аэрофлот» для Воздушного судна в зоне
неблагоприятных метеорологических условий 23
3.2. Практический разбор метеосводок и аваиаинцедентов. Метеосводки для
практического анализа 26
3.3. Обобщённая информация о поражение молнии за период 46
3.4. Разбор инцидента SU1492. Отельного сведения о рейсе 50
Вывод 70
Список использованных источников 71
Грозы и молнии чрезвычайно опасное явление для авиации. Грозы возникают в кучево-дождевых облаках, для которых характерны мощные восходящие и нисходящие потоки внутри облака, большие значения водности и ледности, смешанные фазы облачных частиц, что приводит к сильному обледенению. И это является причиной запрета не только на пролет сквозь облако, но по правилам полета самолеты должны облетать Cb на расстоянии 10 км. Тем не менее, молнии попадают в самолеты, даже находящиеся вне зон грозовой деятельности. И изучение метеоусловий при попадании молнии в самолеты будет всегда оставаться актуальным вопросом для метеорологов.
Целью работы - анализ метеоусловий при попадании молнии в самолеты.
В процессе выполнения ВКР должны быть решены следующие задачи:
1. Изучение вопросы о электрические процессы в облаках;
2. создание архива данных о случаях поражения самолетов молниями по данным экипажей.
3. Анализ метеорологической обстановки случаев поражения самолетов молнией;
4. Выявить возможные причины поражения самолетов электрическим разрядом при полете в облаках.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3 глав, разбитых на разделы, заключения и списка использованной литературы. Выпускная квалификационная работа включает в себя 73 стр.
Во введении сформулированы актуальность, цель и задачи исследования. В первой главе представлено описание электрических процессов в облаках. Во второй главе представлены случаи поражения самолетов молниями по данным экипажей. Приводятся краткие статистические данные, краткое описание случаев поражение молний. Третья глава посвящена анализу метеорологической обстановки случаев поражения самолетов молнией и дается подробный анализ летного происшествия 15.05.2019г. Делается вывод о том, что поражение самолета электрическим разрядом чаще всего происходит вне зон грозовой деятельности. В заключении сформулированы основные выводы проведенного исследования грозовая активность представляет риски для авиации из-за потенциала сильных турбулентных потоков, града, сильных ветров, молний и ограниченной видимости. Эти факторы могут повлиять на стабильность полета, безопасность посадки и взлета, а также вызвать повреждения воздушных судов. Поэтому важно внимательно мониторить и предсказывать грозовую активность перед полетами, принимать соответствующие меры и уведомлять экипажи о потенциальных опасностях.
Определение и мониторинг грозовой активности перед полетом крайне важны для безопасности воздушного движения. Грозы могут вызывать турбулентность, сильные ветры, град и молнии, представляя риск для самолетов. Пилоты и диспетчеры используют метеорологическую информацию, такую как сводки METAR и SIGMET, чтобы принимать информированные решения и применять соответствующие меры безопасности, минимизируя риски и обеспечивая безопасность полетов.
Грозовая активность представляет риски для авиации из-за потенциала сильных турбулентных потоков, града, сильных ветров, молний и ограниченной видимости. Эти факторы могут повлиять на стабильность полета, безопасность посадки и взлета, а также вызвать повреждения воздушных судов. Поэтому важно внимательно мониторить и предсказывать грозовую активность перед полетами, принимать соответствующие меры и уведомлять экипажи о потенциальных опасностях.