Введение 3
1 Теоретико-правовые основы местного самоуправления в Российской
Федерации 7
1.1 Организация и нормативно-правовая основа местного самоуправления в
России 7
1.2 Современные проблемы местного самоуправления в РФ 14
2 Анализ деятельности Куракинского сельсовета Сердобского района
Пензенской области 19
2.1 Социально-экономическая характеристика Куракинского сельсовета
Сердобского района Пензенской области 19
2.2 Структура органов местного самоуправления Куракинского сельсовета
Сердобского района Пензенской области 30
2.3 Основные социально-экономические тенденции развития местного
самоуправления Куракинского сельсовета Сердобском района Пензенской области 37
3 Основные направления совершенствования социально-экономической политики Куракинского сельсовета Сердобского района Пензенской
области 52
Заключение 58
Список использованных источников 62
Приложения 66
Актуальность выбранной темы определяется, прежде всего, тем, что в России произошли существенные изменения в области рыночных отношений, которые и по сегодняшний день продолжают изменяться, совершенствоваться, в связи, с чем происходит переосмысление выбора лучших путей в управлении социально-экономическим развитием. При определении приоритетных направлений в развитии страны непосредственную роль играют и потребности человека, его интересы и мнения, а с этим возрастает роль органов местного самоуправления в процессе социально-экономического развития, поскольку требуется их активное участие в управлении этими процессами в качестве равноправных партнеров с органами государственной власти.
Действительно эффективное местное самоуправление возможно только при наличии отдельных моментов и условий, которые в целостности определяют основы местного самоуправления. В эти основы входят и целостность территории, организации системы управления и конечно финансово-экономическая обстановка и стабильность правового поля.
Социально-экономическое развитие муниципального образования является управляемым процессом качественного изменения социальной и экономической сфер, не ухудшающим состояние окружающей среды и приводящим к улучшению условий жизни населения. Главной целью социально-экономического развития рассматривается повышение качества жизни населения. Действующие механизмы управления сельскими муниципальными образованиями не в полной мере отвечают задачам, стоящим перед территориальным сообществом. Управление социально-экономическим развитием сельских муниципальных образований требует разработки новых методов, учитывающих современные российские особенности. В настоящее время перед практикой и теорией стоят задачи выявления эффективных инструментов управления сельскими территориями, комплексной оценки уровня их социально-экономического развития.
Для решения некоторых проблем и совершенствования системы и процесса управления местным развитием необходима колоссальная диагностика основных направлений и результатов управленческой деятельности, что обуславливает актуальность разработки инструментария оценки качества и результативности управления социально-экономическим развитием муниципальных образований.
Целью данной бакалаврской работы является изучение деятельности Куракинского сельсовета Сердобского района Пензенской области по социально-экономическому развитию.
Реализация общей цели предполагает решение следующих задач:
- анализ роли и полномочий местного самоуправления в социально - экономическом развитии Куракинского сельсовета Сердобского района Пензенской области;
- анализ социально - экономического развития Куракинского сельсовета Сердобского района Пензенской области;
- разработка предложений по совершенствованию социально - экономического развития и управления муниципальным образованием на примере Куракинского сельсовета Сердобского района Пензенской области .
Объектом исследования является процесс управления социально - экономическим развитием Куракинского сельсовета Сердобского района Пензенской области.
Предметом исследования является совокупность социально¬экономических отношений, возникающих в процессе управления социально¬экономическим развитием Куракинского сельсовета Сердобского района Пензенской области.
Теоретической основой исследования послужили фундаментальные положения, представленные в трудах современных ученых по проблемам местного самоуправления, территориального социально-экономического развития; программные, директивные и нормативные документы органов государственной власти.
В работе использовались следующие методы познания: анализ и синтез, системный анализ процессов общественного развития, а также методы структурно-функционального анализа, сравнения и обобщения.
Информационной базой исследования являются нормативно-правовые источники (Законы Российской Федерации, акты исполнительной и законодательной власти всех уровней), программа комплексного развития социальной инфраструктуры Куракинского сельсовета Сердобского района Пензенской области на период 2017-2030 годы, программа комплексного развития транспортной инфраструктуры Куракинского сельсовета Сердобского района Пензенской области на период 2017-2030 годы, программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Куракинского сельсовета Сердобского района Пензенской области на период 2016-2030 годы.
Использовались также материалы периодической печати, данные официальной статистической отчетности исследуемых субъектов хозяйствования.
Научная новизна исследования:
- состоит в разработке и обосновании рекомендаций по совершенствованию управления социально - экономическим развитием Куракинского сельсовета Сердобского района Пензенской области, ориентированных на позитивную динамику уровня качества жизни местного населения в контексте реализации стратегии развития муниципального образования.
Элементы научной новизны состоят в следующем:
Предложены способы привлечения дополнительных финансовых средств для социально - экономического развития сельских поселений.
Практическая значимость работы состоит в исследовании методологических аспектов управления социально - экономическим развитием муниципальных образований и разработке инструментария оценки этого процесса.
Структура бакалаврской работы обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя: введение, три раздела (первый раздел - «Теоретико - правовые основы местного самоуправления в Российской Федерации»; второй раздел - «Анализ деятельности Куракинского сельсовета Сердобского района Пензенской области», третий раздел - «Основные направления совершенствования социально-экономической политики
Куракинского сельсовета Сердобского района Пензенской области»), заключение, список использованных источников, приложения.
Управление и самоуправление в России должны строиться с учетом всей специфики российского общества и государства. При формировании институтов власти и управления необходимо сочетать интересы как всех народов России, так и народов исторически сложившихся территориальных образований. Местные органы власти также следует формировать с обязательным учетом многонационального состава населения каждой республики, области, края и округа.
В настоящее время Россия находится в состоянии глубокого экономического кризиса и одной из главных проблем, от решения которой зависит преодоление этого кризиса является организация эффективного местного самоуправления. Это обусловлено следующими причинами:
- Неизбежность преобразования всей системы управления, целесообразность рассредоточения государственной власти между всеми уровнями управления;
- Необходимость обеспечения активного, равноправного, реального участия населения России в управлении развитием ее социально¬экономической сферы;
- Необходимость усиления ориентации местных сообществ на самопомощь, на усиление деловой активности всего дееспособного населения соответствующей территории;
- Необходимость преодоления экономического кризиса в России путем использования имеющихся резервов территориальных образований.
Все перечисленные проблемы находят отражение и на местном уровне, что усугубляется и наличием в органах местного самоуправления собственных проблем.
Органы местного самоуправления обладают полномочиями, позволяющими решать задачи местного значения. Эффективная система муниципального управления может сформироваться только на основании выделенных черт муниципального образования, характерных для данного типа выделенной территории с учетом природно-экологических факторов, а также культурно-исторического наследия и менталитета местных сообществ.
Реализация функций управления должна происходить в четкой взаимосвязи со стратегией развития муниципального образования в сочетании со стратегическими планами регионального и федерального уровней.
Определены особенности формирования и реализации стратегии развития в муниципальном образовании.
Формирование стратегии осуществляется на основании потребностей местного населения, местных сообществ, представителей бизнеса и власти в четкой согласованности с региональными и федеральными уровнями. Стратегия должна содержать в себе все направления развития муниципального образования, затрагивать все сферы общественной жизни, поскольку они являются взаимосвязанными и взаимодополняющими.
Процесс реализации стратегии развития является довольно сложным и проблемным.
В выпускной квалификационной работе проведен анализ деятельности социально-экономического развития Куракинского сельсовета Сердобского района Пензенской области.
Поставленная цель работы достигнута. С помощью решения задач выявлены недостатки и разработаны предложения по их устранению. Для этого проанализированы роль и полномочия местного самоуправления в социально - экономическом развитии муниципального образования, в том числе структура органов местного самоуправления, полномочия органов местного самоуправления в социально - экономическом развитии района Исследование социально - экономического развития муниципального образования показало, что существуют ряд проблем.
Предложены следующие разработки:
- создание туристической зоны позволит привлечь внимание инвесторов,
а в дальнейшем, сконцентрировать масштабное производство, развить
социальную инфраструктуру и увеличение доходов бюджета в несколько раз.
- бюджет имеет социальную направленность, главными приоритетами являются финансирование региональных программ, выплата заработной платы работникам бюджетной сферы и обеспечение стабильности региональных и местных бюджетов.
Также необходимо:
- создать правовые возможности для формирования малыми муниципальными образованиями объединенных администраций в целях экономии расходов на управление;
- повысить эффективность механизмов государственного контроля и надзора за деятельностью органов местного самоуправления на предмет соблюдения ими законодательства и исполнения государственных полномочий;
- усилить публичный контроль за деятельностью местного самоуправления повысив роль представительных органов и разработав конкретные механизмы реализации ответственности местной власти перед населением;
- создать возможность формирования бюджетов более высоких территориальных уровней управления за счет целевых отчислений из бюджетов нижестоящего уровня на решение совместных задач муниципалитетов а также за счет целевых средств выделяемых из федерального и региональных бюджетов на исполнение государственных полномочий.
Результаты моей работы дают возможность оценить различные аспекты управления социально - экономическим развитием Куракинского сельсовета Сердобского района Пензенской области, позволяют не только исследовать динамику уровня социально-экономического развития, но и выявить ключевые проблемы территорий и принимать адекватные им управленческие решения. Предлагаемый инструментарий обеспечивает совершенствование процесса управления развитием за счет выявления в деятельности других муниципальных образований положительного опыта, который может быть использован при разработке и реализации собственной политики.
1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 года [Электронный ресурс] Дата
обновления: 28.12.2017. Доступ из Справочной правовой системы
«Консультант Плюс» - 2018.
2. Европейская Хартия местного самоуправления [Электронный ресурс] Дата
обновления: 15.10.1985. Доступ из Справочной правовой системы
«Консультант Плюс» - 2018.
3. Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации
избирать и быть избранными в органы местного самоуправления: Закон Российской Федерации от 26.11.1996 N 138-ФЗ [Электронный ресурс] Дата обновления: 04.06.2014. Доступ из Справочной правовой системы
«Консультант Плюс» - 2018.
4. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ [Электронный ресурс] Дата обновления: 05.02.2018. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2018.
5. Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ:
федеральный закон Российской Федерации от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ
[Электронный ресурс] Дата обновления: 30.12.2004. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2018.
6. О муниципальной службе в Российской Федерации: Федеральный закон от
02.03.2007 №25- ФЗ [Электронный ресурс] Дата обновления: 02.03.2007.
Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2018.
7.О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: федеральный закон Российской Федерации от 05.04.2013 N 44-ФЗ [Электронный ресурс] Дата обновления: 31.12.2017. Доступ из Справочной правовой системы
«Консультант Плюс» - 2018.
8. Устав администрации Куракинского сельсовета Сердобского района Пензенской области от 05.05. 2011 [Электронный ресурс] Режим доступа: ййр://кигакто.зегйоЬзк.рп7гед.ги/из1ау/(дата обращения 15.03.2018)
9. Об утверждении Программы комплексного развития социальной
инфраструктуры Куракинского сельсовета Сердобского района Пензенской области на период 2017-2030 годы: постановление Администрации
Куракинского сельсовета Сердобского района Пензенской области от
28.12.2016 № 83 [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://kurakino.serdobsk.pnzreg.ru/programm/(дата обращения 15.03.2018).
10.Об утверждении Программы комплексного развития транспортной инфраструктуры Куракинского сельсовета Сердобского района Пензенской области на период 2017-2030 годы: постановление Администрации Куракинского сельсовета Сердобского района Пензенской области от
28.12.2016 № 84 [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://kurakino.serdobsk.pnzreg.ru/programm/(дата обращения 15.03.2018).
11. Об утверждении программы комплексного развития систем коммунальной
инфраструктуры Куракинского сельсовета Сердобского района Пензенской области на период 2016-2020 годы: постановление Администрации
Куракинского сельсовета Сердобского района Пензенской области от
28.12.2016 № 85 [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://kurakino.serdobsk.pnzreg.ru/programm/(дата обращения 15.03.2018).
12. Атоян А.В. Муниципальное управление. - М.: Экономика, 2015. - 689 с.
13. Афанасьева Н.С. Экономический анализ финансово - хозяйственной деятельности. - М.: Экономистъ, 2013. - 179 с.
14. Бочкарева Т.А. Стратегия развития муниципального образования:
технологические основы программирования. - М.: МОНФ, 2013. - 360 с.
15. Бирюков О.П. Государственное и муниципальное управление. - М.: Эксмо, 2014. - 320 с.
...
41 источник