ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ПРАВОВЫЕ РАМКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК 6
1.1 Концепция государственных закупок 7
1.2. Обоснование правового обеспечения государственных закупок 18
2 ОСОБЕННОСТИ И РИСКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК 20
2.1. Анализ особенностей и рисков государственных закупок 21
2.2. Проблемы государственных закупок 33
ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОПТИМИЗАЦИИ АУДИТА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 72
Актуальность темы исследования. Государственные и муниципальные закупки являются одной из востребованных конструкций современной экономико-правовой системы Российской Федерации, развитие которых является одним из ключевых направлений повышения эффективности государственного и муниципального управления.
Принятие в 2013 году, ныне действующего Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», внесло новые элементы регулирования государственных и муниципальных закупок. В частности, были определены базовые принципы функционирования контрактной системы в сфере закупок, предусмотрена необходимость повышения профессионального уровня заказчика.
В современных условиях цифровизации всех сфер общественных отношений, Всемирный банк положительно оценил единую информационную систему закупок (далее – ЕИС), являющуюся той цифровой платформой, которая аккумулирует весь контент сферы закупок товаров работ и услуг в соответствии с действующим законодательством, регулирующим порядок расходования бюджетных средств. Данная цифровая платформа эффективно связана с рядом электронных торговых площадок, реализующих функционал проведения непосредственно электронных торгов.
Однако, несмотря на достигнутые положительные результаты за период действия Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» следует отметить и наличие организационных и правовых пробелов в регулировании контрактной системы.
Роль государственного аудита в сфере закупок товаров для обеспечения государственных нужд возрастает в условиях глобального экономического кризиса, так как значительные средства, выделяемые государством на поддержание внутренней экономики, распределяются именно в виде государственных заказов. Государство является на сегодня одним из самых платежеспособных заказчиков.
В то же время вопросы обеспечения государственного аудита в сфере закупок товаров для обеспечения государственных нужд должны получить новое содержание, связанное с необходимостью последовательно добиваться добросовестной конкуренции и юридической чистоты проведения конкурсов, направленных на экономию бюджетных средств.
Практика проведения конкурсов часто не соответствует целям, заложенным в законодательстве. Поэтому важной становится задача обеспечения максимальной эффективности торгов, для чего необходимо значительно повысить уровень государственного контроля за расходованием денежных средств в сфере государственных закупок, поставить надежный заслон коррупции и другим злоупотреблениям со стороны отдельных должностных лиц, то есть усовершенствовать систему обеспечения государственного аудита в данной сфере.
В качестве проблемы исследования выступает противоречие между необходимостью совершенствования организации государственного аудита в сфере закупок товаров для обеспечения государственных нужд и недостаточной разработанностью методологических рекомендаций по оптимизации данного процесса на уровне государства.
Целью работы является разработать рекомендации по совершенствованию организации и методики проведения государственного аудита в сфере закупок товаров для обеспечения государственных нужд в современных условиях.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
изучение концепции государственных закупок ;
обоснование правового обеспечения государственных закупок;
анализ особенностей и рисков государственных закупок;
изучение проблем государственных закупок;
предложения по совершенствованию аудита государственных закупок в современных условиях.
Объектом исследования является аудит государственных закупок.
Предметом исследования являются теоретические основы аудита и государственных закупок и практические аспекты их применения.
Научная новизна заключается в совершенствовании текущей модели аудита государственных закупок, которая решит выявленные проблемы.
Нормативно-правовую основу исследования составляют: Конституция Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральные законы «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также другие федеральные законы и нормативные правовые акты, регулирующие закупки в сфере государственных и муниципальный нужд.
Методы исследования: решение поставленных задач осуществлялось с применением системного, процессного подходов, исторического, функционально-целевого и абстрактно-логического методов, методов наблюдения, сравнения, экспертных оценок и др.
Структура ВКР состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Выпускная квалификационная работа посвящена аудиту государственных закупок. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
В первой главе были рассмотрены теоретические аспекты и правовые рамки государственных закупок. Государственные закупки представляют собой ключевую сферу экономики, где взаимодействуют различные участники — от государственных и муниципальных заказчиков до представителей бизнеса. Данный процесс осуществляется в рамках строгих правовых норм, разработанных для защиты общественных интересов и рационального распределения ресурсов.
Задачи госзакупок многообразны: от предоставления информации до контроля и регулирования. При этом особое внимание уделяется созданию конкурентной среды и обеспечению социальной справедливости. Несмотря на принимаемые меры по повышению прозрачности и обеспечению равных шансов для участников процесса, некоторые заказчики прибегают к недобросовестным практикам, стремясь установить предпочтительные связи с отдельными поставщиками, что подрывает принципы честной конкуренции.
Во второй главе были рассмотрены особенности и риски государственных закупок. В условиях бюджетного дефицита и растущих обязательств по контрактам оптимизация расходов на закупки становится особенно актуальной. Проведение анализа рисков позволяет выявить нецелевое расходование средств и предотвратить возможные проблемы на всех этапах — от планирования до бюджетирования. Такой подход обеспечит аудит закупок и повысит их эффективность.
Сфера государственных закупок представляет собой значимый сектор экономики, который постоянно адаптируется к новым вызовам. Огромные объёмы государственного финансирования делают эту область привлекательной как для добросовестных участников, так и для недобросовестных поставщиков. Нарушения в данной сфере могут привести к катастрофическим последствиям – растраты бюджетных средств, экономические потери, коррумпированные практики и другие негативные явления.
Повышение конкурентоспособности на рынке государственных закупок – задача сложная, но крайне необходимая. Одним из направлений решения этой проблемы является снижение барьеров для новых участников. Постоянный мониторинг конкурсных процедур способствует выявлению и устранению искусственно созданных преград, а также позволяет защитить требования к качеству и стандартам контрактов от необоснованных манипуляций. Важно, чтобы параллельно с этим проводилась активная борьба с криминальными схемами, особенно в ходе реализации крупных проектов.
В третьей главе были рассмотрены современные подходы к оптимизации аудита государственных закупок. Государственный аудит выступает в качестве ключевого инструмента, обеспечивающего укрепление экономической безопасности в сфере государственных закупок, поскольку он контролирует целевое использование бюджетных средств и соблюдение нормативных требований. Для повышения эффективности процесса аудита целесообразно разработать специализированную программу, основанную на ряде принципов. На начальном этапе аудита невозможно однозначно определить, какая программа будет наиболее оптимальной, однако в этот период можно заложить её базовые принципы, опираясь на специфические характеристики закупочной деятельности. В дальнейшем в процессе аудита программа может корректироваться, особенно в случае изменения оценки рисков, и учёт стоимости информации и рисков играет важную роль для достижения эффективности в условиях неопределённости.
Государственный аудит, как правило, ориентируется на анализ прошедших событий, что налагает определённые ограничения на оперативность реакций системы. Аудиторы, выявляя недостатки, зачастую не способны предложить эффективные механизмы их устранения в процессе закупок, хотя информация о выявленных проблемах важна для анализа уязвимостей, её влияние на оперативные решения остаётся минимальным. Создание качественных отчётов требует значительных ресурсов — времени, финансов и трудозатрат.
В рамках нашего исследования разработан ряд практических рекомендаций, направленных на усовершенствование аудита в области госзакупок.
С целью оптимизации государственных закупок разработана методика, позволяющая оценивать эффективность работы государственных заказчиков в контексте выполнения обязательств по обеспечению потребностей, связанных с приобретением товаров, услуг и работ. В современных условиях особое внимание следует уделять рискам, возникающим при планировании и осуществлении контрольных мероприятий. Основу такого подхода составят аналитические данные о ранее выявленных нарушениях и мониторинг потенциальных угроз рисков финансовых потерь, что позволит оперативно реагировать на возникающие проблемы. Эффективность использования бюджетных средств в значительной мере зависит от применения современного и качественного подхода к закупкам, способствующего достижению общественно значимых результатов. Поэтому применение эффективной модели аудита очень важно при повышении качества проверок.
Таким образом, цель работы – разработать рекомендации по совершенствованию организации и методики проведения государственного аудита в сфере закупок товаров для обеспечения государственных нужд в современных условиях – была достигнута. Поставленные задачи решены. Изучены концепции государственных закупок, обоснование правового обеспечения государственных закупок, проведен анализ особенностей и рисков государственных закупок, изучены проблемы государственных закупок, вынесены предложения по совершенствованию аудита государственных закупок в современных условиях.
Практическая значимость работы заключается в том, что внедрение предложенных методических рекомендаций по аудиту в области государственных закупок повысит качество аудита, что, в свою очередь, позволит эффективнее использовать бюджетные средства.
1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
2 Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 28.12.2024). Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37800/
3 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 26.12.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025). Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/
4 Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ). Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/
5 Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 28.12.2024, с изм. от 16.01.2025). Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39570/
6 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 03.02.2025). Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/
7 Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ). Режим доступа: https://nalog.garant.ru/fns/nk/
8 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 28.12.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2025). Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/
9 Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 26.12.2024) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/
10 Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ (последняя редакция). Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_116964/
11 Федеральный закон «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» от 06.05.1999 № 97-ФЗ (последняя редакция). Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23004/
12 Федеральный закон «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» от 02.12.1994 № 53-ФЗ (последняя редакция). Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5108/
13 Закон РФ от 28 мая 1992 г. № 2859-1 «О поставках продукции и товаров для государственных нужд» (утратил силу). Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_516/
14 Федеральный закон от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» (последняя редакция). Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5205/
15 Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ (последняя редакция). Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48601/
16 Федеральный закон от 27 декабря 1995 г. № 213-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (утратил силу). Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8717/
17 Федеральный закон от 6 мая 1999 г. № 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» (утратил силу). Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23004/
18 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе». Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140175/
19 Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере». Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_357066/
20 Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «Об аудиторской деятельности». Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_83311/
21 Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/
22 Федеральный закон «Об электронной подписи» от 06.04.2011 № 63-ФЗ. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_112701/
23 Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ (последняя редакция). Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61763/
24 Федеральный закон «О стандартизации в Российской Федерации» от 29.06.2015 № 162-ФЗ (последняя редакция). Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_181810/
25 Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ (последняя редакция). Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122855/
26 Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ (последняя редакция). Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8824/
27 Федеральный закон «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ (последняя редакция). Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61801/
28 Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ (последняя редакция). Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82959/
29 UNCITRAL Model Law on Procurement of Goods, Construction and Services with Guide to Enactment. URL: https://uncitral.un.org/sites/uncitral.un.org/files/media-documents/uncitral/en/ml-procure.pdf.
30 Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 г. (Федеральный закон от 8 марта 2006 г. № 40-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции») // СЗ РФ. — 2006. — № 26. — Ст. 2780.
31 Распоряжение Правительства РФ от 26 июня 2024 г. № 1636-р. Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/3ieu2hJxXef4hGJtgMsbMK6zHCHKA93s.pdf
32 Постановление Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
33 Постановление Правительства России от 10.07.2019 № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».
34 Письмо ФАС России от 16.05.2023 № ТН/37551/23.
35 Определение Верховного Суда РФ от 24.08.2023 № 304-ЭС23-14866 по делу № А45-28354/2022.
36 Постановление Арбитражного суда Московского округа от 04.05.2023 № Ф05-3997/2023.
37 Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 01.03.2024 № Ф09-374/24 по делу № А60-9329/2023.
38 Решение Дагестанского УФАС России от 24.09.2019 № 005/06/106-1539/19.
39 Решение Нижегородского УФАС России от 03.06.2024 № 052/06/105-1278/2024.
40 Решение Орловского УФАС России от 21.03.2024 № 057/06/104-142/2024 по делу № РНП-57-30.
41 Решение Приморского УФАС России от 06.03.2023 № 025/06/49-201/2023.
42 Решение Ростовского УФАС России от 23.05.2022 по делу № 061/06/42-618/2022.
43 Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 21.02.2024 по делу № 44-613/2.
44 Решение Свердловского УФАС России от 13.03.2018 по жалобе № 288-З.
45 Решение Тывинского УФАС России от 10.01.2024 по жалобе № 017/06/105-111/2023.
46 Решение ФАС России от 02.10.2019 по делу № 19/44/105/2595.
47 Решение Хабаровского УФАС России от 18.04.2023 № 7-1/122 по делу № 027/06/106-519/2023.
48 Решение Якутского УФАС России от 28.06.2022 по делу № 014/06/49-918/2022.
49 Абрамов, А.А. Аудит государственных закупок, представляемых как целенаправленный процесс [Текст] / А.А. Абрамов, В.Л. Кожухов // Государственный аудит. Право. Экономика. – 2016. – № 4. – С. 47-55
50 Алексеев, В.М. Управление закупками для государственных и муниципальных нужд как точная нормативная дисциплина [Текст] / В.М. Алексеев, А.А. Халяпин // Экономика и менеджмент инновационных технологий. – 2016. – № 7 (58). – С. 79-81.
51 Иванова, Е.И. Аудит эффективности в рыночной экономике: учеб. Пособие [Текст] / Е.И. Иванова, М.В. Мельник, В.И. Шлейников. Под ред. С. И. Гайдаржи. – М. :КноРус, 2014. – 326 с.
52 Зюзгина К.А., Паулов П.А. Государственные закупки: современные проблемы // Бюллетень науки и практики. 2018. Т. 4. № 12. С. 493-497.
53 Кондрашова, А. С. Программно-целевой метод как фактор повышения эффективности управления государственными и муниципальными финансами [Текст] / А.С. Кондрашова // Молодой ученый. – 2014. – №8.2. – С. 25-27
54 Лысаковский Г. А. Реформа правового регулирования закупок за счет собственных средств государственных организаций и субъектов хозяйствования с долей государства в республике Беларусь // Публичные закупки в зарубежных странах: динамика правового регулирования / отв. ред. О.А. Беляева, В.А. Вайпан, К.В. Кичик. М., 2017. С. 60.
55 Мокренко А.В. Система управления государственными закупками на современном этапе: механизмы и инструменты / А.В. Мокренко // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС, 2017. С. 43-49
56 Наумов С.В. Требования к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе. Особенности предъявления требований в документах закупки // Петербургский правовой портал, 2023.
57 Опарина, С.И., Литвенко И.Ю. Аудит в сфере государственных закупок [Текст] / С.И. Опарина, И.Ю. Литвенко // Финансовый менеджмент. – 2017. – № 5. – С. 36-42.
58 Паулов П.А., Силантьева К.В. Государственное регулирование закупочной деятельности // Бюллетень науки и практики. 2018. Т. 4. № 12. С. 442-446.
59 Петренко, А. А. Особенности административной ответственности за нарушение условий контракта по государственному оборонному заказу / А. А. Петренко // Финансовый бизнес. – 2021. – № 9 (219). – С. 58–59. – EDN NHZJLJ.
60 Плахин, А. Е. Обзор рисков закупочной деятельности коммерческих предприятий российской федерации в современных условиях / А. Е. Плахин, П. А. Сенников // Актуальные вопросы современной экономики. – 2023. – № 1. – С. 407–411. – EDN ALELJW
61 Плахин, А. Е. Формирование механизмов управления межсубъектным взаимодействием участников предпринимательской экосистемы / А. Е. Плахин, И. О. Блинков // Формирование финансово-инвестиционного механизма поддержки субъектов малого предпринимательства в условиях внешних ограничений (на примере РФ и РЮО) : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (г. Цхинвал, 1 октября 2022 г.) / под ред. Ж. Г. Кочиевой. – Владикавказ: Северо-Осетинский государственный университет имени К. Л. Хетагурова, 2023. – С. 27–31. – ISBN 978-5-8336-1071-8
62 Проданова, Н. А. Актуальные вопросы конкурентоспособности малого бизнеса в государственных и муниципальных закупках / Н. А. Проданова, О. И. Чуприна // Бухучет в строительных организациях. – 2022. – № 2. – С. 41–49. – EDN ESKTEL
63 Проданова, Н. А. Риски заключения государственного контракта: актуальные вопросы / Н. А. Проданова, В. В. Щепетов // Бухучет в строительных организациях. – 2022. – № 1. – С. 57–71. – EDN LFJIEA
64 Рыхтикова, Н. Сфера государственных закупок: управление рисками /Н. Рыхтикова, М. Картавый // Проблемы теории и практики управления. – 2012. – № 5. – С. 43–48. – EDN PDIXJB.
65 Савченко, В. В. Обеспечение конкурентоспособности промышленных предприятий на основе управления закупками: автореф. дис. … канд. экон. наук: 08.00.05 / Савченко Владимир Владимирович. – Москва, 2017. – 23 с.
66 Сафиуллина, Г. Г. Влияние конкурентной политики на социально-экономическое развитие региона через совершенствование системы государственных закупок: на примере Республики Татарстан: автореф. дис. … канд. экон. наук: 08.00.05 / Сафиуллина Гульназ Гумаровна. – Казань, 2019. – 31 с.
67 Степанова, Е. Е. Роль принципов гражданского права в регулировании контрактных отношений в сфере публичных закупок / Е. Е. Степанова. – DOI 10.18572/0134-2398-2022-8-3-11 // Хозяйство и право. – 2022. – № 8 (547). – С. 3–11. – EDN BQCNTH.
68 Тасуева, Т. С. Цифровой формат региональной логистической системы государственных закупок / Т. С. Тасуева, В. В. Борисова. – DOI 10.34708/GSTOU. 2020.80.68.002 // Вестник ГГНТУ. Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2020. – Т. 16, № 4 (22). – С. 15–24. – EDN UTUUXY.
69 Титова, Е. И. Система рейтинговой оценки закупочной деятельности государственных заказчиков: проблемы и решения / Е. И. Титова, Н. А. Проданова. – DOI 10.33920/med-17-2202-04 // Бухучет в здравоохранении. – 2022. – № 2. – С. 37–46. –EDN EPNFCX.
70 Травникова, Д. А. Формирование условий для роста социально-экономической устойчивости региона в аспекте повышения эффективности системы здравоохранения / Д. А. Травникова, Е. Б. Дворядкина // Вестник Академии знаний. – 2022. –№ 52 (5). – С. 278–287. – EDN QSZUXW.
71 Умнова, М. Г. Развитие подходов к управлению участием в госзакупках организаций-поставщиков: автореф. дис. … канд. экон. наук: 08.00.05 / Умнова Мария Геннадьевна. – Москва, 2020. – 24 с.
72 Усенкова, Г. В. Управление закупками, логистика снабжения / Г. В. Усенкова // Управление собственностью: теория и практика. – 2016. – № 2. – С. 7–12.
73 Фаусто Мартин де Санктис Публичные закупки и борьба с коррупцией в Бразилии // Публичные закупки в зарубежных странах: динамика правового регулирования / отв. ред. О.А. Беляева, В.А. Вайпан, К.В. Кичик. М., 2017. С. 84.
74 Чаусов, Н. Ю. Государственные закупки: анализ эффективности и возможности совершенствования / Н. Ю. Чаусов, А. П. Россихин // Modern Economy Success. – 2021. – № 4. – С. 121–125. – EDN ZEYUNX.
75 Черданцев, В. П. Принципы контрактных отношений и зарубежный опыт формирования системы государственных закупок / В. П. Черданцев. – DOI 10.55186/2413046X_2023_8_1_32 // Московский экономический журнал. – 2023. –Т. 8, № 1. – Ст. 11. – URL: https://qje.su/otraslevaya-i-regionalnaya-ekonomika/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-1-2023-32/?print=print
76 Шабалова Л.В. Процесс управления закупками: понятие, алгоритм, методы управления, вопросы качества / Л.В. Шабалова // Научные исследования и разработки. Экономика фирмы. – 2015. – № 2. – С. 32-36.
77 Шарапова, Н. В. Критерии оценки конкурентоспособности отраслевых экономических субъектов / Н. В. Шарапова, О. В. Мустафина. – EDN XJZODX //Повышение конкурентоспособности социально-экономических систем в условиях трансграничного сотрудничества регионов: сб. материалов IХ Междунар. науч.-практ. конф. (г. Симферополь, 5–8 апреля 2022 г.) / отв. ред. А. В. Олифиров. –Симферополь : Ариал, 2022. – С. 190–193. – ISBN 978-5-907587-08-3.
78 Шибанова, А. А. Обеспечение экономической безопасности системы государственных закупок в РФ : автореф. дис. … канд. экон. наук : 08.00.05 / Шибанова Анна Анатольевна. – Санкт-Петербург, 2020. – 22 с.
79 Шмелева, М. В. Определение целей (задач) эффективной системы государственных закупок / М. В. Шмелева // Финансовое право. – 2018. – № 2. – С. 20–23. – EDN YWWLMG.
80 Шмиголь, Н. С. Современные подходы к оценке результативности государственных расходов / Н. С. Шмиголь // Финансовая аналитика: проблемы и решения. – 2013. – № 45 (183). – С. 15–22. – EDN RNKSQP.
81 Эльдаров, А. М. Государственные закупки и государственный заказ: содержание и соотношение понятий / А. М. Эльдаров // Финансовое право. – 2018. –№ 4. – С. 32–38. – EDN UOIRZU.
82 Юдин, В. А. Бюджетно-правовая природа контрактной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.04 / Юдин Владислав Андреевич. – Москва, 2021. – 23 с.
83 Яковлев, А. А. Исследования государственных закупок в России /А. А. Яковлев // Экономический журнал Высшей школы экономики. – 2014. – Т. 18, № 4. – C. 537. – EDN TENQAH.
84 Табел Нассим Николас. Антихрупкость. Как извлечь выгоды из хаоса. М., 2020. .