Совершенствование деятельности многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг (Российский Государственный Университет Туризма и Сервиса)
Объект исследования - МБУ Г.о. Подольск «МФЦ» (Центральный офис) (Московская область, г. Подольск).
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
Раздел 1. Организационно-правовая характеристика многофункционального центра 8
1.1 Понятие МФЦ и его место в структуре органов местного самоуправления 8
1.2 Цели и виды деятельности МФЦ 11
1.3. Организация управления МФЦ 14
Раздел 2. Анализ и оценка организации деятельности многофункционального центра (на примере МБУ Г.о. Подольск «МФЦ») 17
2.1 Общая характеристика МБУ Г.о. Подольск «МФЦ» 17
2.2 Организационная структура МБУ Г.о. Подольск «МФЦ» 23
2.3 Анализ деятельности МБУ Г.о. Подольск «МФЦ» 26
Выводы по проведенному анализу 42
Раздел 3. Разработка рекомендаций, направленных на совершенствование деятельности МФЦ 43
3.1. Мероприятия по преодолению проблемы нехватки персонала 43
3.2. Решение проблемы высокой текучести кадров 46
3.3. Меры по снижению недостаточной информированности граждан о порядке получения услуг в МФЦ 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
Приложение 64
Актуальность исследования организации и управления многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) обусловлена рядом значимых факторов и тенденций в развитии современной системы государственного управления.
В контексте реализации административной реформы и цифровой трансформации государственного управления МФЦ выступают ключевым институциональным механизмом оптимизации процесса предоставления государственных и муниципальных услуг. Исследование организационно-управленческих аспектов функционирования МФЦ приобретает особую значимость в условиях необходимости повышения эффективности взаимодействия между государством и гражданами.
Научно-практический интерес к данной проблематике обусловлен следующими факторами:
Во-первых, возрастающей ролью МФЦ в системе государственного управления как основного канала предоставления государственных и муниципальных услуг населению. Масштабирование сети МФЦ и расширение спектра предоставляемых услуг требует научного осмысления организационных механизмов и управленческих подходов к обеспечению эффективного функционирования данных учреждений.
Во-вторых, необходимостью теоретического обоснования и практической разработки методов совершенствования системы управления МФЦ в условиях цифровой трансформации. Внедрение информационно-коммуникационных технологий и развитие электронного правительства создает новые вызовы для организации деятельности МФЦ.
В-третьих, потребностью в научном анализе факторов, влияющих на качество предоставления государственных услуг через МФЦ, и разработке методологических подходов к оценке эффективности их деятельности. Особую значимость приобретает исследование механизмов межведомственного взаимодействия и координации деятельности различных органов власти в процессе предоставления услуг.
Кроме того, актуальность данной темы определяется необходимостью научного обоснования стратегических направлений развития системы МФЦ в контексте реализации национальных проектов и программ цифровизации государственного управления. Это включает разработку теоретических моделей и практических механизмов трансформации МФЦ в универсальные центры взаимодействия государства и граждан.
Таким образом, комплексное исследование организации и управления МФЦ представляет собой актуальное направление научных изысканий, имеющее существенное теоретическое и практическое значение для совершенствования системы государственного управления и повышения качества предоставления государственных и муниципальных услуг населению.
Степень научной разработанности темы организации и управления многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг характеризуется значительным вниманием исследователей к различным аспектам данной проблематики.
Теоретические основы организации предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе через МФЦ, рассматриваются в работах А.В. Нестерова, Л.В. Бондарь, С.Э. Мартыновой. В их исследованиях раскрываются концептуальные подходы к пониманию сущности государственных услуг и принципов их предоставления.
Организационно-правовые аспекты функционирования МФЦ детально исследованы в трудах М.В. Паршина, В.Н. Южакова, А.Н. Козырина. Авторы анализируют нормативно-правовую базу деятельности МФЦ и механизмы межведомственного взаимодействия.
Вопросы повышения качества и доступности государственных услуг через систему МФЦ рассматриваются в работах И.Н. Барцица, Е.В. Масленниковой, О.В. Панина. Исследователи предлагают методики оценки эффективности деятельности МФЦ и пути совершенствования процессов обслуживания граждан.
Проблемы управления персоналом и развития кадрового потенциала МФЦ исследуются в трудах А.М. Беляева, Т.В. Васильевой, Д.В. Маслова. Ученые анализируют специфику управления человеческими ресурсами в системе предоставления государственных услуг и предлагают механизмы повышения профессиональной компетентности сотрудников.
Информационно-технологические аспекты деятельности МФЦ и вопросы цифровой трансформации процессов предоставления услуг рассматриваются в исследованиях А.В. Коротковой, С.Г. Камолова, Е.Г. Дьяковой. Авторы анализируют перспективы внедрения современных информационных технологий в деятельность МФЦ. Региональные особенности организации деятельности МФЦ исследуются в работах В.В. Кулешова, Н.С. Мироновой, П.А. Михайлова. Учеными проводится сравнительный анализ практик организации МФЦ в различных субъектах Российской Федерации.
Вместе с тем, несмотря на значительное количество научных работ по данной тематике, ряд аспектов требует дополнительного исследования. В частности, недостаточно изучены: методологические подходы к оценке эффективности организационно-управленческих механизмов в МФЦ; факторы, влияющие на качество предоставления услуг в условиях цифровой трансформации; инновационные модели управления сетью МФЦ; механизмы адаптации МФЦ к изменяющимся условиям внешней среды; проблемы стратегического развития системы МФЦ.
Необходимость решения указанных научных задач определяет актуальность дальнейших исследований в данной области.
Объект исследования – управление многофункциональным центром.
Предмет исследования – методы, технологии и инструменты организации деятельности МФЦ.
Цель работы – на основе изучения научной литературы и анализа организации деятельности МБУ Г.о. Подольск «МФЦ» разработать комплекс мероприятий, направленных на совершенствование организации деятельности МФЦ и повышение качества его услуг.
Задачи исследования:
- раскрыть понятие МФЦ и его место в структуре органов местного самоуправления;
- выявить цели и виды деятельности МФЦ;
- исследовать организацию управления МФЦ;
- дать общую характеристику МБУ Г.о. Подольск «МФЦ»;
- проанализировать организационную структуру МБУ Г.о. Подольск «МФЦ»;
- проанализировать деятельность МБУ Г.о. Подольск «МФЦ»;
- сформулировать мероприятия, направленные на повышение эффективности работы МФЦ, в частности мероприятия по преодолению проблемы нехватки персонала, решение проблемы высокой текучести, меры по снижению недостаточной информированности граждан о порядке получения услуг в МФЦ.
Методы исследования: анализ, синтез, характеристика, описание, классификация, наблюдение, моделирование, анализ журналов регистрации, хронометраж обслуживания, анкетирование посетителей и сотрудников, анализ качества информационных материалов, оценка эффективности каналов информирования.
Нормативную основу составили акты федерального законодательства, ведомственные акты.
Теоретическую основу исследования составили работы таких авторов как Н.Т. Аврамчикова, А.В. Баранов, Д.С. Бектемирова, Бондаренко С.А. Бектемирова, С.А. Васильев, А.В. Горло, Г.К. Гулян, Д.И. Дементьев, А.Ю. Жильников, С.С. Зенин, Кондратьева Е.А. Зенин, О.В. Котлярова, О.С. Михайлова, А.В. Тагаев и др.
Структура работы включает введение, три главы, теоретическую, аналитическую и проектную, заключение, список использованных источников и приложение.
В результате проведенного исследования были сделаны теоретические и практические выводы, а также сформулированы рекомендации по совершенствованию организации деятельности и управления МФЦ,
МФЦ — это многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (также известный как «Мои документы»). Это организация, которая помогает гражданам получать различные государственные услуги в одном месте по принципу «одного окна».
МФЦ играет важную роль в системе муниципального управления, выполняя несколько ключевых функций:
Административная разгрузка органов власти. МФЦ принимает на себя работу с населением, освобождая профильные ведомства для выполнения их основных функций, централизует обработку документов и запросов граждан, снижает нагрузку на муниципальные органы власти
Повышение качества предоставления услуг. МФЦ обеспечивает единый стандарт обслуживания, сокращает время ожидания и обработки документов, уменьшает количество посещений различных инстанций гражданами, снижает риски коррупции благодаря системе электронной очереди и прозрачным процедурам.
Анализ организации работы МБУ Г.о. Подольск «МФЦ» позволил установить, что в работе МФЦ наблюдается системная проблема, которая проявляется в двух взаимосвязанных аспектах: внутреннем (кадровом) и внешнем (клиентском).
Внутренняя проблема выражается в постоянной нехватке персонала и высокой текучести кадров. Основные причины - несоответствие уровня оплаты труда и нагрузки, высокое психологическое давление и физическая усталость сотрудников, а также ограниченные возможности профессионального роста. Особенно остро эта проблема проявляется в небольших филиалах, где нагрузка на одного сотрудника оказывается даже выше, чем в центральном отделении.
Внешняя проблема заключается в недостаточной информированности граждан о порядке получения услуг. Это создает замкнутый круг: неподготовленные посетители требуют больше времени на обслуживание, что увеличивает нагрузку на сотрудников, а это, в свою очередь, приводит к их профессиональному выгоранию и увольнениям. Новые сотрудники не успевают набрать достаточный опыт из-за быстрого ухода, что снижает качество консультаций и информирования граждан.
Ситуация усугубляется тем, что существующая организационная структура МФЦ не вполне соответствует реальным потребностям: количество консультантов и сотрудников колл-центра недостаточно для качественного информирования посетителей, а система распределения нагрузки между филиалами требует оптимизации.
Для улучшения ситуации необходим комплексный подход, включающий как меры по удержанию персонала и улучшению условий труда, так и развитие системы информирования граждан с использованием современных каналов коммуникации.
Для решения выявленных проблем были разработаны комплексные мероприятия, позволяющие руководству МФЦ качественно повысить эффективность работы МФЦ и улучшить условия работы сотрудников.
Разработанные мероприятия охватывают ключевые проблемные области функционирования МФЦ: кадровое обеспечение, информационное сопровождение деятельности, организацию процессов обслуживания заявителей. Предложенные решения носят системный характер и учитывают взаимосвязь различных аспектов деятельности МФЦ.
В части совершенствования кадровой политики предложены механизмы привлечения и удержания квалифицированного персонала, включая развитие системы наставничества, организацию взаимодействия с образовательными учреждениями, внедрение программ профессионального развития сотрудников. Особое внимание уделено формированию компетенций в области стрессоустойчивости и тайм-менеджмента, что имеет существенное значение для повышения качества обслуживания заявителей.
Мероприятия по совершенствованию информационного сопровождения деятельности МФЦ направлены на повышение осведомленности граждан о порядке получения услуг и предупреждение типичных ошибок при обращении за государственными и муниципальными услугами. Предложенные решения предполагают использование различных каналов коммуникации и современных информационных технологий.
Реализация предложенных мероприятий позволит обеспечить комплексное развитие системы МФЦ, повысить качество предоставления государственных и муниципальных услуг, оптимизировать процессы межведомственного взаимодействия. При этом предусмотрена возможность поэтапного внедрения предложенных решений с учетом специфики конкретных МФЦ и имеющихся ресурсных ограничений.
Следует отметить, что эффективность предложенных мероприятий во многом зависит от качества их реализации и степени вовлеченности всех участников процесса предоставления государственных и муниципальных услуг. В этой связи особое значение приобретает организация системного мониторинга результативности внедряемых изменений и своевременная корректировка управленческих решений.
Таким образом, предложенный комплекс мероприятий представляет собой научно обоснованный подход к совершенствованию деятельности МФЦ, реализация которого будет способствовать повышению эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг населению.
1. Федеральный закон от 2 мая 2006 г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (ред. От 04.08.2023) // СЗ РФ. 2006. №19. Ст. 2060; 2014. №48. Ст. 6638.
2. Федеральный закон от 27.07.2010 №210-ФЗ (ред. от 28.12.2024) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». // «Российская газета», №168, 30.07.2010
3. Постановление Правительства РФ от 27 сентября 2011 г. №797 «О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления» (в ред. От 22.04.2024) // СЗ РФ. 2011. №40. Ст. 5559.
4. Приказ Минэкономразвития России от 18 января 2012 г. №13 «Об утверждении примерной формы соглашения о взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления» (в ред. От 16.01.2017) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2012. №19.
5. Региональный стандарт организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в Московской области, утвержденный распоряжением Министерства государственного управления, информационных технологий и связи московской области от «21» июля 2016 г. № 10-57/РВ // Справочно-Правовая система Консультант Плюс
Научная литература
6. Институт государственных и муниципальных услуг в современном праве Российской Федерации: монография / отв. ред. В.И. Фадеев. -Москва: Норма: ИНФРА-М, 2023. - 208 с.
7. Правовое регулирование электронного документооборота / под ред. Д.В. Шибаева. - 2-е изд., перераб. и доп. - Вологда: Фонд развития филиала МГЮА имени О.Е. Кутафина в г. Вологде, 2022. - 81 с.
Статьи в научной периодической печати
8. Баранов А.В. «Внутренний клиент» в работе центров «Мои документы» // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2024. №1. – С. 85-89.
9. Баранов А.В. Управление DIGIT AL-компетенциями граждан посредством цифрового консультирования в центрах предоставления услуг «Мои документы» // Личность: ресурсы и потенциал. 2021. № 3 (11). - С. 22-30.
10. Баранов А.В., Котлярова О.В., Тагаев А.В. Клиентоцентричность при удовлетворении образовательного запроса сотрудников центров «Мои документы» // В сборнике: Информационное развитие России: состояние, тенденции и перспективы. сборник статей XIII Всероссийской научно-практической конференции. Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС. Орел, 2022. - С. 155-162.
11. Баранов А.В., Котлярова О.В., Тагаев А.В., Яковлева Н.А. Актуальные направления профессионального развития сотрудников центров «Мои документы» // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2022. № 4. - С. 145-150.
12. Бектемирова Д.С. Роль МФЦ в процедуре внесудебного банкротства граждан российской федерации // Вопросы российской юстиции. 2023. №24. – С. 45-49.
13. Бондаренко С.А. Правовая природа договорных отношений с участием многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг // Алтайский вестник государственной и муниципальной службы. 2020. № 18. С. 11-13.
14. Васильев С.А. Проблемы развития организационно-правовых основ предоставления государственных и муниципальных услуг населению в многофункциональных центрах // Актуальные проблемы российского права. 2023. №12. – С. 48-56.
15. Горло А.В., Аврамчикова Н.Т. Финансовые преимущества оказания государственных и муниципальных услуг населению по принципу «одного окна» // Менеджмент социальных и экономических систем. 2021. № 1. - С. 65-68.
16. Гулян, Г.К. Практика предоставления муниципальных услуг органами местного самоуправления / Г.К. Гулян // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2024. Т. 8. – С. 410.
17. Дементьев Д.И. Нормативное определение компетенции многофункционального центра по осуществлению внесудебного банкротства граждан // Юридическая наука. 2023. – С. 36-45.
18. Жильников А.Ю., Михайлова О.С. Электронный документооборот // Территория науки. - 2021 - № 2. - С. 116-119.
19. Зенин С.С. Правовые формы оказания государственных и муниципальных услуг // Государственная власть и местное самоуправление. 2024. №7. – С. 54-59.
20. Зенин, С.С. Правовые формы оказания государственных и муниципальных услуг/ С.С. Зенин // Государственная власть и местное самоуправление. 2023. - № 7. - С. 52-58.
21. Кондратьева Е.А. Актуальность создания МФЦ в России // Economics. 2018. №6 (38). – С. 63-68.
22. Лолаева А.С. Предоставление государственных и муниципальных услуг посредством информационно-коммуникационных технологий как элемент электронной (цифровой) демократии // Право и политика. 2021. № 12. - С. 89-101.
23. Любаева Л. Проблемы и перспективы оптимизации предоставления государственных и муниципальных услуг населению на базе многофункциональных центров // Экономика и социум. 2021. №9 (88). – С. 210-215.
24. Мальцев И. МФЦ: новые возможности и новые сложности // ЭЖ-Юрист. 2021. №40. - С. 7-10.
25. Мошкин С.В., Васильев А.М. Участие органов местного самоуправления в создании многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг // Государственная власть и местное самоуправление. 2023. №5. – С. 11-15.
26. Попов Р.В. Организация электронного документооборота в МФЦ «Мои документы» // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. №5-3. – С. 101-105.
27. Рязанов А.А., Меграбян Р.А. Отечественный опыт повышения качества государственных и муниципальных услуг, оказываемых населению через многофункциональные центры // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы: материалы VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Нижневартовск, 2019. - С. 621-623.
28. Саввина Ю.В. Проблемы выбора организационно-правовой формы многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг // Государственная власть и местное самоуправление. 2020. №5. – С. 52-58.
29. Сергеева Н.В. Актуальные вопросы организация сети МФЦ в Российской Федерации // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2021. № 3-2. - С. 219-224.
30. Сергеева Н.В., Романова О.А. Формирование сети МФЦ: региональный аспект // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2022. №1. - С. 111-119.
31. Фурин А.Г., Ларионова Н.И. Государственные услуги в «одном окне». Многофункциональный центр как институт предоставления государственных услуг // Российское предпринимательство. 2009. № 6-2. С. 43-51.
32. Халфиева А.Р. Динамика ментальной регуляция состояний сотрудников МФЦ РТ в повседневной и напряжённой ситуациях профессиональной деятельности // Психология. Психофизиология. 2024. №1. – С, 114-120.
33. Чаннов С.Е. Отдельные проблемы правового регулирования предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах // Право и экономика. 2021. №7. – С. 10-15.
34. Червяковский А.В. Регулирование доступа граждан к правовой информации, размещенной на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти // Законы России: опыт, анализ, практика. 2020. №4. – С.87-90.
35. Шелухин Н.Л., Хараберюш И.Ф. Роль и место МФЦ в системе оказания услуг субъектам хозяйственной деятельности // Вестник Института экономических исследований. 2023. №3 (31). – С. 28-35.
36. Юденко М.Н., Иванчикова А.В. Роль клиентоцентричного государства в развитии бизнеса // В сборнике: Современный менеджмент: проблемы и перспективы. сборник статей по итогам XVII национальной научно-практической конференции с международным участием. Санкт-Петербург, 2022. С. 177-182.
Ресурсы сети Интернет
37. Доклад Минэкономразвития РФ о ходе реализации в субъектах Российской Федерации проектов по созданию многофункциональных центров предоставления гражданам и организациям государственных и муниципальных услуг в 2007 г. URL: http://economy.gov.ru/minec/main (дата обращения: 20.02.2025 г.)