Введение 3
Глава 1. Исследование флореальной живописи первой половины 20 века 6
1.1 Проблемы императорской академии художеств в 1 половине 20 века 6
1.2 Особенности флореального натюрморта в советский период 12
1.3 Пластика и колористика флореальной живописи 20
Реставрационный паспорт картины «Натюрморт с цветами» 32
Приложение к паспорту реставрации 52
Заключение
Список литературы
Искусство в значительной мере обусловлено той социальной средой, в которой оно формируется. Так, произведения, созданные в период с 1920 по 1940 годы, несут в себе отпечаток эпохи становления советского союза - переломного момента в развитии русского искусства и натюрморта в частности.
Актуальность выбранной темы обусловлена возрождением интереса к искусству советского времени, так как большое количество произведений в годы войны было утеряно, или вывезено за границу. Существует «Сводный каталог культурных ценностей Российской Федерации, похищенных и утраченных в период второй мировой войны», в котором названы утерянные произведения искусства. Каталог состоит из 18 томов в 50 книгах и включает около 1 135 900 единиц хранения.
Целью данной работы является проведение исследования флореального натюрморта периода 1920-1940 годов с последующей реконструкцией произведения.
Данная цель обуславливает постановку задач:
-рассмотреть проблемы императорской академии художеств в 1 половине 20 века
-исследовать особенности флореального натюрморта в советский период
-провести сравнительный анализ флореальной живописи
- выполнить реконструкцию натюрморта с цветами
В данной работе используются следующие методы исследования: искусствоведческий, аналитический, сравнительный, стилистический.
Объект исследования: живопись первой половины 20 века
Предмет исследования: флореальные натюрморты 1920-1940
Начало 20-го века принято считать расцветом отечественной натюрмортной живописи. Само слово «натюрморт» в переводе с французского языка буквально означает «мертвая природа». Художники ставили перед собой цель расширить границы искусства и искали новые способы самовыражения. Они проводили колористические эксперименты, искали новые формы композиционные решения. Наиболее ярко это было выражено в жанре натюрморт.
В процессе работы над натюрмортом, художники выставляют для себя конкретные задачи, такие как определение фактурного своеобразия предмета, выявление особенностей цвета и его оттенков. Они стремятся показать индивидуальные свойства вещей, не нарушая при этом смысловую составляющую замысла картины. Разнообразие отечественного натюрморта в первой половине XX века было вызвано обилием художественных направлений, сосредоточенных на территории нашей страны. Параллельно получил свое развитие традиционный метод работы с натурой . Художники объединялись в общества по интересам и уже внутри них проводили эксперименты в области искусства.
...
Первая половина XX века была ознаменована расцветом отечественной натюрмортной живописи, впервые за долгое время завоевавшей равноправие среди других жанров.
Искусство периода, предшествующего революции 1917 года, развивалось в условиях насаждения государственной идеологии. Для него свойственны такие черты как поисками в области формы и колорита, решение задач пространственного и композиционного построения. Стремление художников расширить границы творчества и изобразительного языка в целом, побуждает художников возвращаться к традициям народного искусства, примером может послужить обращение к лубочной живописи, а так же к культуре веяниям европейской живописи. Все это особенно ярко проявилось во флореальном натюрморте, который предоставлял необъятное поле для эксперимента. Обогащенный новыми сюжетами, образами и художественными техниками натюрморт развивается в начале XX века необычайно быстро.
Вслед за сменой власти после октябрьской революции 1917 года в стране начинается активная пропаганда государственной идеологии, основные принципы которой, были выражены в методе социльного реализма. Несмотря на это, флореальный натюрморт не уходит на задворки жанровой системы, он развивается, подстраиваясь под новую тенденцию в отечественном искусстве.
В ходе проделанной практической работы по реконструкции картины 1937 года «Натюрморт с цветами» были отработаны на практике следующие методики работы :
- укрепление масляной живописи
- снятие с подрамника, растяжку на рабочий подрамник,а в
последствии натяжение на экспозиционный
- устранение деформаций основы
- рачистку и устранение утрат тыльной стороны холста
- подведение реставрационного грунта и выполнение тонировок
- покрытие лаком
1. Алпатов М.В. Композиция в живописи М.1940
2. Академия художеств : исторический очерк / И. И. Беккер, И. А. Бродский, С. К. Исаков ; под ред. С. К. Исакова .- Л. ; М. : Искусство, 1940 .
3. Брокгауз, Ф. А. Энциклопедический словарь / Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон
.- С.-Пб. : Типо-Литография И.А. Ефрона, 1891-1907.
Т. 1, - С. 268 - 269
4. Ботт Ж.К. Натюрморт / Ж.К. Ботт. - М. : Изд-во "Арт - Родник", 2010. - 326 с
5. Болотина, И. С. Натюрморт советских художников /И. С. Болотина. - М.: Внешсигма, 2000. - 120с.: ил.
6. Болотина, И. С. Проблемы русского и советского натюрморта /И. С. Болотина. - Веймарн, Б. В., Колпинский, Ю. Д.
7. Всеобщая история искусств / Б. В. Веймарн, Ю. Д. Колпинский. - М.: Искусство, 1966. - С. 23-25М.: Сов. Худ-к, 1989. - 180с.
8. Виппер, Б. Р. Проблема и развитие натюрморта /Б. Р. Виппер. - С.-П.: Азбука-классика, 2005. - 384с.: ил.
9. Воякина, С. М. Русское изобразительное искусство и архитектура /С. М. Воякина. - М.: Книга, 1970. - 150с.
10. Галкина, И. Стилистический анализ натюрмортов П. П. Кончаловского из собрания ГХМАК /И. Галкина. - Б.: 1982. - 10с.
11. Герман, М. Ю. Живопись 1920-1930 годов /М. Ю. Герман. - М.: Сов. Худ-к, 1989. - С. 4-8.
12. Даниэль. С.М. От иконы до авангарда. Шедевры русской живописи. - СПб.: Азбука, 2000. - 368 с.
13. История русского искусства: в 13 т. / под ред. И. Э. Грабаря, В. Н. Лазарева и В. С. Кеменова. - М., 1953-1959. - Т. 1-4.
14. Калашникова, Т. В. Энциклопедия русской живописи /Т. В. Калашникова. - М.: Олма-пресс, 1999. - 351с.: ил.
15. Кондаков С.Н. Императорская Академия художеств. СПб., 1914. Т. 1. С. 202.
16. Кончаловский П.П. Художественное наследие / Вступ. ст. А.Д. Чегодаева. - М.: Искусство, 1964. - 544 с.
... всего 71 источников