ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Сущность понятий «здоровье» и «здоровый образ
жизни» 7
1.2. Возрастные особенности формирования основ здорового образа жизни у
детей старшего дошкольного возраста 13
Вывод по главе 1 16
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 18
2.1. Исследование уровня сформированности основ здорового образа жизни у
детей старшего дошкольного возраста 18
2.2. Применение комплекса занятий посредством использования сказки,
направленный на формирование основ здорового образа жизни у детей
старшего дошкольного возраста 23
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию
основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста 25
Вывод по главе 2 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
ПРИЛОЖЕНИЯ 38
Актуальность исследования. На современном этапе система дошкольного образования вопросы воспитания и развития здорового ребенка рассматриваются как главные, важные и достаточно сложные. Проблема повышения личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни (ЗОЖ) в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения России и особенно детей дошкольного возраста. Ее решение требует активизации осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет.
Исследователи последнего десятилетия, такие как А.И. Антонов, Г.А. Бутко, И.В. Журавлева, Ю.П. Лисицын, А.А. Покровский,
Г.И. Царегородцев и другие, всесторонне изучали проблему формирования здорового образа жизни [34].
По мнению И.М. Новиковой, дошкольный период играет решающую роль в формировании основ физического и психического здоровья. В течение первых семи лет у ребенка протекает более интенсивный не повторяемый путь развития, определяющий его будущее. Конкретно в этом временном отрезке происходит активное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Главное на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом [34].
Одной из ключевых задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование ценностей здорового образа жизни.
Образовательная область «Физическое развитие» содержит в себе: формирование ценностей здорового образа жизни, овладение простыми общепризнанными нормами и правилами (в питании, физической подготовке, закаливании, полезных привычках и т.д.) [44].
В современной педагогике и валеологии накоплен огромный опыт развития здорового образа жизни человека, нашедший отражение в работах Ю.Ф. Змановского [17], Е.А. Терпуговой [42]. Ученые, в том числе Л.К. Талькова [41], А.О. Стасюк [40] работают над воспитанием здорового образа жизни у детей дошкольного возраста, обучая их необходимыми знаниями, умениями и навыками.
В процессе исследования проблемы формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста нами было выявлено противоречие: между важностью формирования основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста и недостаточностью средств по осуществлению в дошкольной образовательной организации.
Проблема исследования: недостаточно эффективный выбор средств для формирования основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста дошкольников в ДОО.
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно
экспериментальным путем проверить результативность формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни посредством использования сказки.
Объект исследования: представления о здоровом образе жизни.
Предмет исследования: формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни посредством использования сказки.
Гипотеза исследования: состоит в предположении о том, что формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни будет результативным, если разработать и реализовать комплекс занятий посредством использования сказки.
Исходя из поставленной цели, были сформулированы задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятий здоровье и основы здорового образа жизни.
2. Рассмотреть значимость возрастных особенностей детей дошкольного возраста в формировании представлений о здоровом образе жизни.
3. Выявить уровень сформированности представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста средствами диагностических методик.
4. Опытно-экспериментальным путем проверить результативность комплекса занятий, реализуемого с использованием сказки, на формирование основ ЗОЖ детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
Теоретические: анализ научной психолого-педагогической и
методической литературы по проблеме исследования, обобщение, сравнение.
Эмпирические: беседа с каждым ребенком группы, эксперимент, количественный и качественный анализ результатов.
Диагностические методики:
1. Беседа с каждым ребенком группы (автор В. Г. Кудрявцев);
2. Диагностическое задание «Что делать, чтобы быть здоровым ?» (автор И. Новикова).
База исследования: МБДОУ «Детский сад № х» г. Красноярска.
Выборка исследования: дети старшего дошкольного возраста в количестве 18 человек.
Практическая значимость исследования: заключается в том, что полученные результаты и апробированный комплекс занятий по средством использования сказки может быть использованы в практической деятельности педагогов дошкольного образования по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста .
Содержание и структура выпускной квалификационной работы: в работе представлены введение, две главы, заключение и список используемой литературы, включающий 48 источников.
Забота о здоровье и поощрение здорового образа жизни являются важнейшими аспектами, с которыми сталкиваются педагоги детских садов. В своей работе они осуществляют широкий спектр деятельности по сохранению здоровья детей, обучая, укрепляя здоровье, проводя профилактические мероприятия на разных возрастных уровнях.
Здоровье и здоровый образ жизни - это понятия с неизмеримым значением, охватывающие множество аспектов, включая психологические, социальные и физиологические факторы. Термин «здоровье» означает состояние нормального функционирования всех органов организма, благополучие человека и психосоциальное благополучие. Здоровый образ жизни - это деятельность, которая улучшает условия жизни, чтобы люди могли более полно функционировать как человеческие существа.
Формирование представлений о здоровом образе жизни следует считать, одной из важных задач в физическом развитии дошкольника, т.к. заботясь о здоровье и в всестороннем развитии детей, мы обучаем их поддерживать бодрое, неунывающее состояние, воспитывать заботливое отношение к своему самочувствию именно с дошкольного возраста.
Исследования, проведенные А.И. Антоновой, И.В. Журавлевым, Г.А. Бутко, Ю.П. Лисицыным, А.А. Покровским, Г.И. Царегородцевым, демонстрируют, что для сохранения и укрепления здоровья детей нужно формировать представления дошкольников о здоровом образе жизни.
В процессе всестороннего воспитания детей необходимо акцентировать внимание на формировании здоровых привычек с самого раннего детства. Поэтому важно использовать этот период для внедрения здорового образа жизни у детей.
В ходе нашего исследования мы провели детальную деятельность, направленную на определение степени развития основ здорового образа жизни среди детей. В результате этой работы был разработан и внедрен цикл занятий посредством сказкотерапии, направленный на формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста. Результатом использования этого цикла занятий посредством сказкотерапии стало значительное повышение уровня сформированности основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста. Наше исследование проводилось в МБДОУ «Детский сад № х», в котором приняло участие 18 детей из старшей возрастной группы.
В исследовании для изучения уровня сформированности основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста использовались методики И.М. Новиковой и В.Г. Кудрявцева.
Результаты на завершающем этапе эксперимента у многих дошкольников изменились в лучшую сторону по сравнению с констатирующим этапом. Дети стали лучше отвечать на вопросы про ЗОЖ, начали разбираться в понятиях здоровье, здоровый образ жизни. Они связывают понятие здоровья со своим физическим состоянием, с состоянием окружающей среды, имеют сформированное отрицательное отношение к вредным привычкам, и могут четко определить, какие именно привычки могут быть полезны. Также они характеризуются осознанием влияния этих привычек на здоровье, стремятся участвовать в мероприятиях по укреплению здоровья, делают утреннюю зарядку.
Результаты завершающего этапа ОЭР можно считать позитивными, что демонстрирует результативность внедрения разработанного комплекса занятий с использованием сказки с целью формирования основ ЗОЖ детей старшего дошкольного возраста.
1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Спортивные сказки и праздники для дошкольников. М.: АРКТИ, 2010. 128 с.
2. Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н. Здоровый дошкольник: социально-оздоровительная технология XXI века. М.: Гардарики, 2008. 164 с.
3. Бабаева Т.И., Березина Т.А., Римашевская Л.С. Как работать по программе «Детство». СПб.: Детство-Пресс, 2012. 256 с.
4. Бальсевич В.К. Физическая активность человека. М.: Эксмо, 2016. 158 с.
5. Белоножкина О.В. Спортивно-оздоровительные мероприятия в школе. Дни здоровья, спортивные праздники, конкурсы. Волгоград: Учитель, 2007. 173 с.
6. Белостоцкая Е.М., Виноградова Т.Ф., Каневская Л.Я., Теленчи В. И. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет. Книга для работников дошкольных учреждений. М.: Просвещение, 1987. 143 с.
7. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. М.: Физкультура и спорт, 1990. 186 с.
8. Вайнер Э.Н. Валеология: Учебник для вузов. М.: Флинта: Наука, 2004. 416 с.
9. Волошина Л.Н., Курилова Т.В. Играйте на здоровье! Программа и технология физического воспитания детей 3-7 лет. Белгород: Белый город, 2013. 219 с.
10. Воробьева М.А. Воспитание здорового образа жизни у дошкольников // Дошкольное воспитание. 2015. № 7. С. 5-9.
11. Голубенко Т.А. Внедрение здоровьесберегающей технологии в учебный процесс как путь к здоровью и долголетия. // В сборнике 3-й Международной народно-практической конференции. Екатеринбург, 2013. С. 68-71.
12. Горбатенко О.Ф. Физкультурно-оздоровительная работа. М.:
Учитель, 2017. 256 с.
13. Гришина Т.С., Ретюнских М.Е. Физкультурно-оздоровительная работа с разными возрастными группами населения: учебно-методическое пособие. Воронеж: ФГБОУ ВО «ВГИФК», 2020. 109 с.
14. Доронова Т.Н. Основные направления работы ДОУ по повышению психолого-психологической культуры родителей // Дошкольное воспитание. 2014. № 1. С. 60-68.
15. Жигалева А.Н. Современные здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании // Воспитатель ДОУ. 2017. № 8. С. 13-20....48