Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №171083

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы88
Год сдачи2024
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
28
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Сущность понятия «самостоятельность» в структуре волевых процессов 6
1.2. Особенности развития самостоятельности на разных возрастных этапах
дошкольного детства 11
1.3. Организационно-педагогические условия развития самостоятельности
детей старшего дошкольного возраста 18
Выводы по главе 1 26
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 29
2.1. Организация исследования 29
2.2. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования 32
2.3. Апробация педагогических условий развития самостоятельности детей
старшего дошкольного возраста 37
Выводы по главе 2 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ 65

Проблема развития самостоятельности у детей дошкольного возраста была и остается в педагогике одной из самых актуальных. Это важное и крайне необходимое для будущей деятельности ребенка качество, своевременное развитие которого способствует становлению полноценной, ни от кого независящей личности.
Волевые качества в последнее время все чаще становятся объектом повышенного внимания исследователей, педагогов и родителей. Особенно большое внимание уделяется проблеме развития самостоятельности у детей дошкольного возраста.
Акцентирование внимания на этой теме обусловливается тем, что на данный момент, образование направлено на формирование у детей самостоятельности, инициативности, активности в познании окружающего мира, субъектной позиции в деятельности. Необходимость развития самостоятельности рассматривается на законодательном уровне и подчеркивается в различных нормативных документах, в том числе в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Федеральный стандарт дошкольного образования говорит о необходимости развития инициативности и самостоятельности у детей дошкольного возраста в характерных для них видах деятельности, а именно: игровой, коммуникативной, двигательной, изобразительной, познавательно- исследовательской и т.д.
Учёные говорят о необходимости целенаправленной работы по развитию самостоятельности, но на сегодняшний день, в методической литературе сложно найти чёткое руководство как формировать это качество.
В связи с этим, перед педагогами встают вопросы: «создание каких педагогических условий, способствующих формированию
самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста необходимо?» и «каковы критерии и уровни сформированности самостоятельности старших 3
дошкольников?». Родители же, в свою очередь, имеют определённые беспокойства о будущем своих детей: ребёнок старшего дошкольного возраста готовится к освоению новой социальной роли - роли школьника, которая предполагает расширение спектра новых возможностей и сфер ответственности для ребёнка.
Исследователи одновременно говорят о том, что формирование самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста крайне необходимо и в то же время, делают акцент на том, что на сегодняшний день, у детей имеются трудности в развитии самостоятельности.
Все выше изложенное определяет актуальность работы.
Цель работы: теоретическое обоснование и эмпирический анализ особенностей развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста, разработка комплекса педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.
Исходя из определения цели, в работе были поставлены следующие задачи.
1. На основе теоретического анализа психолого­педагогической литературы уточнить сущность понятия
«самостоятельность».
2. Теоретическим путем установить критерии и уровни развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.
3. Подобрать диагностические методики, направленные на изучение самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести диагностику и проанализировать результаты изучения развития самостоятельности старших дошкольников.
5. Представить педагогические условия развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста, проверить их результативность на практике.
Объект исследования: самостоятельность детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия развития
самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: предполагается, что развитие
самостоятельности детей старшего дошкольного возраста будет результативным при реализации определённых педагогических условий, а именно:
• реализации комплекса игр и упражнений, направленных на развитие самостоятельности;
• организации работы с родителями по поддержке детской самостоятельности;
• организации развивающей предметно-пространственной среды, способствующей развитию самостоятельности старших дошкольников.
Для подтверждения гипотезы исследования были подобраны следующие методы:
• теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования классификация; обобщение; сравнение);
• эмпирические: наблюдение с использованием методик Р.М. Геворкян «Особенности проявления воли дошкольников» и М.В. Суровицкой «Методика структурированного наблюдения за проявлениями детской самостоятельности»;
• методы количественной и качественной обработки
экспериментальных данных с их последующей интерпретацией.
Практическая значимость определяется тем, что материалы исследования и полученные результаты, могут быть использованы в работе педагога в дошкольной образовательной организации для развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.
Структура работы: работа состоит из введения, содержания, двух глав заключения, список использованной литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данная исследовательская работа позволила раскрыть развитие самостоятельности старших дошкольников как педагогическую проблему. В ходе исследование была изучена проблема, которая заключается в недостаточной степени изученности темы. В отечественной литературе существует множество трактовок понятия самостоятельность, но единого мнения по этому вопросу нет.
Также, отмечается острая необходимость в становлении самостоятельных личностей, которые смогут брать на себя ответственность за свои действия и самостоятельно, успешно планировать свой жизненный путь. Но в связи с этим, возникает противоречие: существуют очень мало чётких рекомендаций и условий, которые помогут в формировании самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.
В ходе анализа психолого-педагогической литературы мы определили, что изучением данной проблемы занимались такие ученые как: Р. С. Буре, Т. Гуськова, В. Д. Иванова, И.С. Кон, К. П. Кузовкая, А. А. Люблинская, Т. А. Маркова, А. К. Осницкий, Л. Ф. Островский, С. Л. Рубинштейн, Е. О. Смирнова, С. Теплюк и др.
Анализ психолого-педагогической литературы по определению термина «самостоятельность» позволил нам рассматривать его как стержневое качество личности, своевременное развитие которого способствует становлению полноценной, ни от кого не зависящей личности. Самостоятельность следует развивать с дошкольного возраста. Это должен быть хорошо продуманный, всесторонний, многогранный и эффективный процесс преподавания и обучения.
Практическая часть работы посвящена экспериментальной деятельности, направленной на изучение уровня развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении г. Красноярска. Экспериментальная работа включала в себя 3 этапа: констатирующий, формирующий, контрольный. На констатирующем этапе для мониторинга современной ситуации развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста была проведена первичная диагностика, которая включала в себя методику Р.М. Геворкян «Особенности проявления воли дошкольников» и методику структурированного наблюдения за проявлениями детской самостоятельности М.В. Суровицкой. Данные диагностики помогли определить дефициты, заключающиеся в неспособности детей доводить начатое дело до конца, находить себе занятие и организовывать свою деятельность, убирать игрушки после игры, отсутствие умения самостоятельно выходить из конфликтных ситуаций, отстаивать своё мнение и выполнять задачи без напоминания.
По результатам, полученным на констатирующем этапе опытно­экспериментальной работы, был реализован формирующий эксперимент, направленный на развитие самостоятельности старших дошкольников посредством педагогических условий.
Для преодоления дефицитарных показателей были выделены специальные педагогические условия, способствующие развитию самостоятельности, а именно: разработка и реализация комплекса игр и упражнений, организация работы с родителями и определение особенностей организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОО.
На контрольном этапе была проведена повторная диагностика. Анализ результатов позволил сделать вывод о положительной динамике развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе.
В целом, по результатам исследования можно сделать вывод, что развитию самостоятельности детей в настоящее время уделяется мало внимания, так как уровень развития данного качества у детей старшего дошкольного возраста не находится на желаемом уровне. Целенаправленная работа, заключающаяся в реализации представленных педагогических условий, показала положительные результаты.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что реализация и соблюдение определённых педагогических условий способствует развитию самостоятельности детей старшего дошкольного возраста, а значит гипотеза исследования подтверждена, цель исследования достигнута.


1. Акулова Е.Н. Формируем у детей самостоятельность и
ответственность // Дошкольное воспитание. 2011. № 9. С.52-58. URL
https://elibrary.ru/item.aspid=17077753 (дата обращения: 11.10.2023).
2. Алекинова О.В. Развититие самостоятельности у дошкольников в процессе создания учебно-дидактического материала / Спб.: Сатис. // Теория и практика образования в современном мире. 2014. С.47-48. URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/105/5940/ (дата обращения: 11.10.2023).
3. Антонова А.В., Арапова-Пискарева Н.А., Веракса Н.Е.
Воспитание и обучение детей в старшей группе детского сада: Программа и методические рекомендации. М.: Мозаика-Синтез, 2012. 185 с. URL:
https://www.elibrary.ru/item.aspid=41753742 (дата обращения: 13.10.2023).
4. Атарова А.Н., Гогоберидзе А.Г. Проблема развития
самостоятельности дошкольников в исследованиях кафедры дошкольной педагогики Герценовского университетета // Традициии и инновации в дошкольном образовании: исследования молодых ученых: Сборник научных статей // По материалам международной научнопрактической конференции 26-28 мая 2010г. Спб., 2010. С. 17-26. URL https://sdo- journal.ru/journal/authors/atarova- anna-nikolaevna/ (дата обращения:
11.10.2023) .
5. Атарова А.Н. Эмоциональный компонент в структуре самостоятельности старших дошкольников: изучение и развитие. М.: Эдисон Пресс, 2014. С. 104-112 (дата обращения: 14.10.2023).
6. Басаева Т.И. Развитие самостоятельности как фактор
подготовки детей к обучению в школе // Воспитываем дошкольника самостоятельным: Сборник статей, Российский государственный
педагогический университет им. А.И. Герцена. Кафедра дошкольной педагогики. СПб., 2000. С. 3-14. URL:
https://www.elibrary.ru/item.aspid=46224767 (дата обращения: 16.10.2023).
7. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. Ростов н/Д: Феникс, 2000. 416 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01000622349
8. Бакаева О.Н. Социальные ситуации развития как средство формирования самостоятельности у старших дошкольников. М.: Детский сад от А до Я, 2014. С. 96-100. URL: https://www.elibrary.ru/item.aspid=54892275 (дата обращения: 02.10.2023).
9. Баташева В.А. Воспитание элементов // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. 2013. №7. С. 88-100. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01009890027 (дата обращения: 11.10.2023)
10. Белошистая А.В. Педагогическая технология организации
самостоятельной деятельности детей на занятиях ручным трудом в детском саду и дома // Детский сад от А до Я. 2008. №1. С. 148-158. URL:
https://www.koob.ru/beloshistaya_anna_vitalevna/ (дата обращения: 11.09.2023).
11. Беляева В.П. Развитие самостоятельности дошкольников в
художественном творчестве // Наука и Образование: материалы 3
Международной научно-практической конференции. М.: Перо. 2015. С. 14­17. URL: https://www.elibrary.ru/item.aspid=38498172 (дата обращения:
23.10.2023) .
12. Бехтерева Е.С. Технология формирования ответственности. Старший дошкольный возраст // Дошкольное воспитание. 2010. № 8. С.36-45. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01010547805 (дата обращения: 21.10.2023).
13. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. 464 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01003401943 (дата обращения: 10.11.2023).
14. Борохович В.Ю. Способы развития детской инициативы и
самостоятельности в культурных практиках // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. 2015. №11. С.88-100 (дата обращения:
11.10.2023) .
15. Бобрышов С.В., Щукина О.Е. Самостоятельность личности как феномен и понятие в психолого-педагогической литературе // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2019. № 6 (75). С. 201­206 (дата обращения: 01.09.2023)....50


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ