ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОО
1.1 Сущность понятия адаптация в отечественной и зарубежной психологии и
педагогике 6
1.2 Психологические и поведенческие особенности детей раннего возраста в
период адаптации к ДОО 10
1.3 Педагогические условия адаптации детей раннего возраста к ДОО 16
Выводы по главе 1 24
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОО
2.1 Методики диагностики адаптации детей раннего возраста к ДОО 26
2.2 Анализ результатов констатирующего этапа опытно-экспериментальной
работы по изучению адаптации детей раннего возраста к ДОО 27
2.3 Формирующий этап опытно-экспериментальной работы по обеспечению
педагогических условий успешной адаптации детей раннего возраста к ДОО 34
2.4 Анализ результатов контрольного этапа опытно-экспериментальной
работы по обеспечению педагогических условий успешной адаптации детей раннего возраста к ДОО 38
2.5 Методические рекомендации по адаптации детей раннего возраста к ДОО 41
Выводы по главе 2 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 50
ПРИЛОЖЕНИЯ 57
В последнее время возрастает количество детей, начинающих посещать дошкольные учреждения. Давно известно, что процесс адаптации ребенка к дошкольному учреждению является важным вопросом для многих современных родителей.
В дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие как физических, так и психических процессов. Перемена окружающей обстановки и необходимость разбираться с непривычными моделями поведения вынуждает ребенка прилагать большие усилия. Они создают большое количество как психологических, так и педагогических проблем для него и окружающих. Своевременное и корректно реализуемое образование, является основополагающим фактором полноценного развития дошкольника.
В изучение вопроса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации сделан большой вклад в отечественной литературе. Современная психолого-педагогическая наука активно затрагивает вопросы социальной адаптации детей к дошкольной среде, анализирует психологические особенности их приспособления, изучает критерии психологического комфорта в этом возрасте, а также рассматривает ключевые этапы психического развития детей дошкольного возраста. Эта проблема продолжает оставаться предметом живого интереса и всегда актуальна для исследований [9, с. 27].
Цель исследования - определить эффективные педагогические условия, обеспечивающие успешную адаптацию детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации.
Объект исследования - адаптация детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования - педагогические условия успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования - предполагается, что адаптация детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации будет успешной, если обеспечить следующие педагогические условия:
• проведение с детьми раннего возраста адаптационных занятий на основе совместных игр с педагогом и родителями;
• информационно-методическое сопровождение родителей посредством организации серии семинаров-практикумов.
Задачи исследования:
1. Изучить проблему адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации в научной литературе.
2. Подобрать диагностические методики для исследования особенностей адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации.
3. Эмпирически выявить особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации.
4. Выявить выраженность трудностей адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации.
5. Выделить педагогические условия, обеспечивающие успешную адаптацию детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации.
6. Составить и реализовать программу по успешной адаптации для детей раннего возраста и их родителей и проверить ее эффективность.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ, обобщение), эмпирические
(анкетирование), методы количественной обработки данных.
Теоретико-методологические основы исследования:
• исследования по проблеме адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ (Н.Д. Вавилова, В.Н. Гуров, Е.В. Жердева, О.Г. Заводчикова, Н.В. Кирюхина, К.Л. Печора, Р.В. Тонкова-Ямпольская);
• исследования о взаимодействии детского сада и семьи (Е.П. Арнаутова, Т.А. Данилина, О.Л. Зверева, Т.В. Кротова, Т.А. Куликова и др.);
• исследования в области диагностики детей раннего возраста (Н. М. Аксарина, К.Д. Губерт, Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора).
Практическая значимость исследования состоит в разработанной программе формирующего этапа исследования, которая может использоваться в практике работы дошкольных образовательных учреждений.
Базой исследования выступило муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Красноярска «Детский сад №ХХХ». Выборку исследования составили дети раннего возраста в количестве 40 человек.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложения.
Проведенный анализ литературы показал, что адаптация является предметом изучения различных наук. В психолого-педагогической литературе адаптация рассматривается как процесс приспособления детей к условиям образовательной организации путем изменения деятельности и поведения в соответствии с данными условиями для эффективного решения образовательных и воспитательных задач.
В современных психолого-педагогических исследованиях внимание к проблеме адаптации детей к детскому саду все время увеличивается. Эти работы фокусируются на специфике психологической адаптации детей к дошкольному учреждению, на элементах психологического благополучия и на ключевых принципах их психического роста в дошкольном периоде. Эта проблема продолжает оставаться предметом живого интереса и всегда актуальна для исследований.
Адаптация к детскому саду - сложный период как для ребенка, так и для взрослых - родителей и воспитателей. Для того чтобы дети быстро и без проблем адаптировались к условиям дошкольного учреждения, их необходимо подготовить к поступлению в детский сад [43].
В зависимости от продолжительности адаптационного периода дети по- разному адаптируются к дошкольному учреждению и могут быть разделены на три группы слабо адаптированные, умеренно адаптированные и тяжело адаптированные.
На процесс адаптации детей действует комплекс факторов, которые можно разделить на внешние (средовые) и внутренние (личностные). Об успешности адаптации детей свидетельствуют такие показатели, как общение и взаимодействие со сверстниками и педагогами, освоение различных видов детской деятельности в соответствии с возрастом, положительное эмоциональное состояние, адекватные поведенческие реакции.
В ходе нашего исследования, мы выяснили, что успешность адаптации зависит от таких направлений как:
• создание эмоционально благоприятной атмосферы;
• работа с родителями детей в форме:
• бесед;
• родительских собраний;
• анкетирований;
• консультаций;
• присутствие родителей в группе, во время адаптационного периода;
• формирование близких эмоциональных контактов между всеми участниками адаптационного процесса в форме:
• игр;
• упражнений.
Нами было успешно проведено исследование степени адаптации детей раннего возраста с помощью различных методик (Психолого-педагогические параметры для определения готовности к поступлению в детский сад (для родителей) (К.Л. Печора). Протокол оценки показателей трудностей адаптации детей (Ю.А. Афонькина). Лист адаптации детей
(Л.В. Макшанцева)). Которые позволили выявить основные особенности адаптации:
• нарушение питания;
• проявление отрицательных эмоций в общении;
• частые заболевания, снижение иммунитета ребенка;
• снижение веса;
• проблемы со сном.
Более того, нами была составлена программа «Детский сад - наш второй дом», в который входят различные адаптационные занятия, включающие игровую деятельность, а также, была разработана серия семинаров- практикумов для родителей «В детский сад без слез», ориентированная на повышение их квалификации в вопросе адаптации детей раннего возраста.
После окончания формирующего этапа опытно-экспериментальной работы, мы сравнили результаты обеих групп и пришли к выводу, что составленные нами педагогические условия оказались эффективны, а разработанная программа может быть использована для дальнейшей работы педагогов в группах раннего возраста.
1. Аванесова В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду. М.:
Просвещение, 2007. 176 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01005975504
(дата обращения: 16.04.2023)
2. Аксарина М.Н. Воспитание детей раннего возраста. М.: Медицина,
2007. 304 с. URL: https://vk.com/wall-94378522_30211 (дата обращения:
16.04.2023)
3. Алямовская В.Г. Ясли - это серьезно. М.: ЛИНКА- ПРЕСС, 2009.
250 с. URL:
https://vk.com/doc3152766_448107504?hash=lwfZTbitcCpHKxgiLyQxqkz7dtxd GZKEyZfJaXJSuwL&dl=o5Y4tqi9qudyx0PHrQcUFY2sHZwhT7Yp1ZtnLvKpm3 H (дата обращения: 19.03.2023)
4. Аралова М.А. Игры с детьми раннего возраста. Методические рекомендации М.: ТЦ Сфера, 2008. 125 с.
5. Асеев В.Г. Возрастная психология: учебное пособие. Иркутск: Аспринт, 2001. 189 с.
6. Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. 432 с. URL: https://fileskachat.com/view/88484_e6551ba6997a95f0a87d3f1ad5bde6bd.html (дата обращения: 16.03.2023)
7. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ Воронеж: Учитель, 2006. 236 с. URL: https://reallib.org/reader?file=717693 (дата обращения: 14.03.2023).
8. Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет. сада М.: Просвещение, 1983. 80 с. URL: https://sheba.spb.ru/za/rebenok-detsad-1983.htm (дата обращения: 18.04.2023)
9. Венгер Л.А. Психология. М.: Просвещение, 2008. 310 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01001396340 (дата обращения: 15.05.2023)
10. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте.
СПб.: Питер. 2008, 272 с. URL:
https://vk.com/doc44021504_311663493?hash=qBmkT4XoEIHHVc9k7PmXksbb eIsxZPeVso1dX2YZLzg&dl=VKbe3rX5hftlhwXgONHTf0VrGopd0SsnHmK0i0 NXkFT (дата обращения: 19.05.2023)
11. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии СПб.: СОЮЗ, 1999.
224 с. URL:
https://vk.com/doc968431_161393898?hash=JRE4nTdM9NXX0kDZSyfg6L3MK E0ILpteyyidJchrOnD&dl=XVxdVR6YwzxDrxsB8RFLpQZEVVb8jQNtr6Kmhz M63ZP (дата обращения: 14.03.2023)
12. Галанов А.С. Я иду в детский сад: Пособие для родителей и воспитателей. М.: Школьная Пресса, 2002. 120с.
13. Галигузова Л.Н. Ступени общения: от года до семи лет. М.:
Просвещение, 2007. 286 с. URL:
https://vk.com/doc564590340_669144462?hash=uDwIQ4S45sgOELODAqPEGj WdLb0SmHpR35hrwEGPOJH&dl=pCDkIyTFCLfuYtzEpCwbMPzSJKwEahQBr ZofFdBGl3H (дата обращения: 16.09.2023)
14. Григорьева Г.Г. Играем с малышами: игры и упражнения для детей
раннего возраста. М.: Просвещение, 2013. 80 с. URL:
https://vk.com/doc68663293_457395556?hash=SU3Xu1IrXdxZWTZ2RZNeGvfK NBryETyzxRY7YyGKpiz&dl=ftvXSooLNsBowSpbvbioBrq4Y8z68VR2J0mHqI CD0LD (дата обращения: 15.04.2023)
15. Гринева И.А., Жомир М.Ю. Первый раз в детский сад. Воронеж, 2007. 6 с....50